Функционалы оценки показателей потенциала вуза Ризен Ю.С.1, Захарова А.А.2
1Ризен Юлия Сергеевна /Rizen Yuliya Sergeevna - ассистент;
2Захарова Алена Александровна / Zakharova Alena Alexandrovna - доктор технических наук,
доцент, заведующий кафедрой, кафедра инженерной графики и промышленного дизайна, Институт кибернетики, Томский политехнический университет, г. Томск
Аннотация: в статье описываются механизмы вычисления функционалов оценки показателей потенциала вуза; по результатам вычислений также проведен анализ потенциала Томского политехнического университета (и сравнительный анализ в группе однопрофильных вузов).
Ключевые слова: математическая модель, вуз, образовательный процесс, оценка качества, функционалы качества, интегральная оценка.
Введение
Все показатели, определяющие качество деятельности образовательного учреждения, делятся на две группы [1]: показатели потенциала и показатели результативности (включающие в себя также показатели процесса). На основе этой классификации стоит рассматривать классификацию и функционалов качества образовательного процесса [2, 3].
Далее будут использоваться следующие обозначения: N — число однопрофильных высших учебных заведений, подстрочные индексы] = 1, 2,..., N — номера однопрофильных вузов, / = 1, 2,... ^ - номера последних q лет, включая текущий учебный год (1 = 1).
Первая группа функционалов, описывающих потенциал вуза, в котором осуществляется образовательный процесс, состоит из 9 показателей.
1. Функционал оценки соотношения докторов наук, профессоров и студенческого контингента
Выделим необходимые показатели:
D - среднегодовая численность штатных докторов наук, профессоров;
СаСцС2 - контингента студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения в среднем за год.
Существуют нормативы числа студентов в расчете на одного преподавателя. Чтобы не делать привязки к действующим на данный момент, введем обобщенные показатели: X чел. на дневной форме обучения, у - на вечерней, V - на заочной. Коэффициенты пересчета общей численности студентов к численности дневной формы составляют:
к =Х/у; к = Х/у.
Число студентов всех форм обучения в пересчете на очную:
С = Cd + КУ & + К С7.
Число студентов в расчете на одного доктора наук, профессора можно вычислить:
Х=1 С,
СЦ
*-п=1 ' - в среднем за q лет;
С? = С / Ц
1 1 1 - на учетный год;
У" С
= Х" ц
у ■>= 1 - в среднем по всем вузам на учетный год.
Сравнительное оценивание происходит на основе вычисления значений:
X=СЦ/СЦ У1 =СЦ/С?
Если Х1 > 1 , то это является свидетельством того, что данный показатель в обследуемом вузе выше среднего значения аналогичных показателей по однопрофильным вузам, У: >1 свидетельствует о росте данного показателя в обследуемом вузе по итогам измерений его за последние q лет.
2. Функционал оценки степени академической мобильности
Рассмотрим следующие показатели:
Н1 - количество вариативных рабочих учебных планов, разработанных на базе нескольких основных рабочих учебных планов различных направлений (специальностей) подготовки кадров;
Н2 - количество реализуемых на практике совместно с другими российскими вузами вариативных рабочих учебных планов, разработанных на базе основных рабочих учебных планов направлений (специальностей) подготовки кадров;
Н3 - совместно с вузами ведущих стран мира;
Н - общее количество основных рабочих учебных планов направлений (специальностей) подготовки кадров, реализуемых в данном вузе;
Як
, к
]н = , k = 1, 2, 3 — отношение числа вариативных рабочих планов к числу основных рабочих
учебных планов. Сравнительная оценка вычисляется следующим образом: Х2 = —
_Ы у
2 О Ъ к
Ъ,=1
где в - число не равных 0 величин ^/ик.
Если Х2 > 1, то это свидетельство превышения степени использования вариативных рабочих учебных планов в обследуемом вузе относительно ее среднего уровня по группе однопрофильных высших учебных заведений.
3. Функционал оценки степени участия вуза в научных исследованиях
Количество выполняемых на международном уровне вузом научных и научно-методических программ и проектов совместно с вузами и организациями ведущих стран мира обозначим: Ь1 - в качестве головного, Ь2 - ведущего по направлению, Ь3 - участника-соисполнителя.
На основе эмпирических исследований Ьт = Ь1 + 0.9Ь2 + 0.75Ь3 - в целом. На государственном уровне обозначим: Ь4 - в качестве головного, Ь5 - ведущего по направлению; Ь6 - участника-соисполнителя.
На основе эмпирических исследований Ь = Ь4 + 0.9Ь5 + 0.75Ь6 - в целом. Обозначим через Р - штаты научно-педагогических кадров вуза в среднем за год,
Р - средняя за q лет численность научно-педагогических кадров высшего учебного заведения. Сравнительная оценка вычисляется следующим образом:
( Л
X 3 = 1 3 2
ьт и
ЪЛ ЪД
р
Ъ Р
-<] ' ¿-ч
Если Хз > 1, то это свидетельство того, что степень участия вуза в научных исследованиях выше, чем в среднем по группе однопрофильных вузов.
4. Функционал оценки соотношения объема финансирования научных исследований и численности научно-педагогических кадров
Введем обозначения:
Е - полный объем финансирования (с учетом любых источников) всех видов научных исследований вуза; е - объем финансирования вуза в расчете на 1 научно-педагогического работника;
- ЪЕ. - ,
Ъ р
в среднем за q лет,
— Е ~
е =_I - на учетный год,
1 Р
~ = — ЪЫ е - в среднем по всем однопрофильным вузам на учетный год.
Сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
х = - у = -
х 4 ~ , 14 = — -
Если Х4 > 1, У4 > 1, то это свидетельство превышения показателя над средним по группе однопрофильных вузов и над средним по данному вузу.
5. Функционал оценки соотношения научных специальностей спецсоветов вуза и его профессионально-образовательных программ
Введем необходимые обозначения:
I1, I2 — число научных специальностей всех спецсоветов вуза по защите докторских, кандидатских диссертаций;
а — полное число направлений подготовки кадров третьего уровня обучения (магистратура) и (или) специальностей вуза.
Число научных специальностей докторских, кандидатских спецсоветов в среднем на один вуз из числа вузов однопрофильной группы можно вычислить:
2
- Ъ 11 - Ъ1,
11 = , 12 =Ъ ;
N N
Введем коэффициент пересчета числа докторских спецсоветов в кандидатские: g = 12 /11 . Тогда соотношение числа научных специальностей спецсоветов вуза и числа направлений подготовки кадров третьего уровня обучения и (или) специальностей в отдельном вузе можно вычислить с использованием
следующей формулы: d = (I1 g + I2 )/а.
Пусть й = — ^^ й — среднее по всем однопрофильным вузам на учебный год. Сравнительная оценка
1 N х' ' '
вычисляется следующим образом: Х5 = ■
й.
Если Хб > 1 , то это свидетельство превышения соотношения научных специальностей и профессионально-образовательных программ вуза по сравнению со средним уровнем по совокупности однопрофильных вузов. 6. Функционал оценки информационного обеспечения учебно-научного процесса вуза Обозначим наличный фонд литературы в библиотеке вуза (с учетом ее филиалов): Q1,Q2 - учебной (отечественной, зарубежной); Q3,Q4 - научной (отечественной, зарубежной); Q5,Q6 - периодических изданий (отечественных, зарубежных). Пусть A1,A2 - средняя годовая численность докторантов, аспирантов вуза,
C = Cd + О + С - суммарный средний контингент студентов вуза всех форм обучения, A3 = C + A1 + A2 + P - суммарная средняя численность студентов, докторантов, аспирантов и научно-педагогических кадров вуза. Сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
Г , \ 1 ( 6 ^ ^ Л3
X = 1 6 6
61
х х 6 ' х
43
£
1 = 6
х
4
Ж
хб J: х:а
Если Х6 > 1, У6 > 1, то это свидетельство превышения степени информационного обеспечения учебно-научного процесса вуза относительно ее среднего уровня по группе однопрофильных вузов и относительно среднего значения данного показателя по измерениям за последние q лет в исследуемом вузе. 7. Функционал оценки материальной базы вуза Обозначим:
— общая площадь зданий и сооружений, занятых под учебно-научный процесс; 82 - остаточная стоимость машин и оборудования (без средств электронно-вычислительной техники), обеспечивающих учебно-научный процесс; то же по средствам ЭВТ:
&,..., & — по поколениям вычислительной техники, соответственно; A4 = С + A2 + Р — суммарная средняя численность студентов, аспирантов и научно-педагогических кадров вуза.
Сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
( , \ ,( г СМ \
X 7 = 1
х
х Л гх
44
4
г = 1
1 7
Г
V
Г
х х#
хм. 4
Если Х7 > 1, У 7 > 1, то это свидетельство превышения степени оснащенности учебно-научного процесса вуза над средним уровнем по однопрофильной группе и над средним значением данного показателя по измерениям за последние q лет в исследуемом вузе.
8. Функционал оценки социально-бытовой базы вуза
Обозначим:
Е1 - объем всех видов стипендиального фонда студентов, аспирантов и докторантов вуза;
Е2 - фонд оплаты труда штатных научно-педагогических кадров и административно-управленческого персонала вуза;
Е3 - фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала вуза;
Е4 - жилая площадь общежитий вуза;
Е5 - остаточная стоимость оборудования, инвентаря общежитий, предприятий общественного питания, спортивных сооружений, мест отдыха и учреждений реабилитации здоровья;
Е6, Е7 - общее число посадочных мест в предприятиях общественного питания в учебно-научных корпусах, в общежитиях вуза;
Е8 - общее число мест, предоставляемых обучаемым, сотрудникам и членам их семей в местах отдыха и реабилитации здоровья;
Е9, Е10 - фонд художественной литературы, художественно-публицистических журналов в библиотеке вуза и ее филиалах;
Б11 - полные расходы вуза на социальные нужды;
А5 - число аспирантов очной формы обучения;
А6 - число докторантов очной формы обучения;
Р1 - численность административно-управленческого персонала;
Р2 - численность учебно-вспомогательного персонала;
Р3 - число всех проживающих в общежитии, включая членов их семей;
Р4, Р5 - число всех сотрудников вуза без учета (с учетом) совместителей и почасовиков.
t=l
Г
1=1
V
Введем удельные показатели dt в расчете на одного человека = 1,..., 11):
К2 К3 14 К4 К5
й Сй + А3 + А
К_, й 2 = , й3 = ^ , й4 = ^ , й5 =
Р + Р1 ' Р2' Р3' Сй + А5 + А6 + Р4
К6 ,, К7 К8 ,„ К9
йб =-К-, й1 = , й8 =-К-, й9 =
С + А5 + А6 + Р5 Р3 Сй + А5 + А6 + Р4 Сй + А5 + А6 + Р4
Г10
й10 =--г , й11 = К
Сй + А5 + А6 + Р4 ' Сй + А5 + А6 + Р4 ' Сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
_ д л1! <
х8 =—, к = у 8 11у у 4 11у
11 ~ У9 < ¿—>1=1 1
Если X« > 1, У« > 1, то это свидетельство превышения уровня развития социально-бытовой базы вуза над средним уровнем по совокупности однопрофильных вузов и над средним значением данного показателя по измерениям за последние q лет в исследуемом вузе.
9. Функционал оценки контингента абитуриентов Обозначим доли среди зачисленных:
Е1 - абитуриентов, поступивших в вуз на льготных условиях; Е2 - абитуриентов, поступивших в ВУЗ по результатам олимпиад;
Е3 - абитуриентов, получивших хорошие и отличные оценки в результате сдачи вступительных экзаменов; Е4 - абитуриентов, зачисленных в вуз по результатам ЕГЭ. Сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
_ — Л Ек д 4 Ек
9 = РуУ1ЕЬ' 79 = уЕ'
У= 1Е
где в - число отличных от нуля величин Е*.
Если Хэ > 1 , Уэ > 1, то это свидетельство превышения уровня подготовки абитуриентов вуза над средним уровнем по совокупности однопрофильных вузов и над средним значением данного показателя по измерениям за последние q лет в исследуемом вузе.
Оценка показателей потенциала ТПУ
Поскольку большинство показателей предполагают оценку ВУЗа не только с точки зрения внутренней динамики, но и в сравнении с другими университетами, то необходимо обозначить совокупность учебных заведений, с которыми будет проводиться сопоставление. По результатам обзора рейтингов ведущих университетов страны [4,5,6] для ТПУ таковыми являются ТГУ (Томск) и НГУ (Новосибирск). Эти Вузы сопоставимы по большинству показателей: финансовые, материально-техническая база, инфраструктура, средние баллы абитуриентов, - что отчасти объясняется их схожим географическим положением.
Вычисления показателей производились на основе данных [7-12] за последние 3 года (т.е. 2011-2013гг.), поскольку именно в этот период развернулась борьба за продвижение российских ВУЗов на мировую арену, и в каждом ВУЗе потенциал стал активно задействоваться для развития университета и улучшения его показателей.
Показатель соотношения докторов наук, профессоров и студенческого контингента в ТПУ свидетельствует о том, что нагрузка на одного доктора/профессора в последнее время возросла, а за счет большей численности студентов этот показатель является и самым высоким в указанной группе университетов.
Показатель оценки степени академической мобильности в ТПУ является самым низким в группе, что означает отсутствие превышения степени использования вариативных рабочих учебных планов в обследуемом вузе относительно ее среднего уровня по группе однопрофильных высших учебных заведений.
Показатель оценки соотношения объема финансирования научных исследований и численности научно-педагогических кадров по отношению к другим ВУЗам является самым низким в группе, но при этом если говорить о динамике развития этого показателя внутри ТПУ, то он ежегодно растет - это свидетельствует о том, что ТПУ не превышает среднего значения по группе, но выше среднего по данному вузу.
Показатель оценки соотношения научных специальностей спецсоветов вуза и его профессионально-образовательных программ в последние годы снизился в каждом из перечисленных ВУЗов (в связи с закрытием советов), однако в НГУ он несколько выше, чем в Томских ВУЗах.
Показатель оценки информационного обеспечения учебно-научного процесса вуза свидетельствует о лидерстве Томских ВУЗов: наибольшим он является в ТГУ (за счет большего библиотечного фонда и меньшей численности студентов, докторантов, аспирантов и научно-педагогических кадров вуза), наименьшим - в НГУ (за счет сравнительно небольшого библиотечного фонда). ТПУ по этому показателю занимает среднюю позицию в группе, при этом увеличивая для себя этот показатель в значительной мере за последний год.
6
Показатели оценки социально-бытовой базы вузов за последние 3 года в каждом из указанных университетов выросли, однако несомненным лидером в данном направлении является ТПУ, превосходящий другие университеты и по площадям, и по численности учащихся и сотрудников.
Показатель оценки контингента абитуриентов свидетельствует о значительном отрыве новосибирского ВУЗа, поскольку среди абитуриентов НГУ доля поступивших по результатам олимпиад и «высокобалльников» по ЕГЭ выше, чем в университетах г.Томска (Средний балл абитуриента НГУ в 2013 г. составил 81,6 в соответствии с [10]).
Заключение
Таким образом, первая группа функционалов, описывающих потенциал вуза, в котором осуществляется образовательный процесс, состоящая из 9 показателей, показывает, что по ряду показателей (соотношение докторов наук, профессоров и студенческого контингента; социально-бытовая база вуза; информационное обеспечение учебно-научного процесса вуза) ТПУ является лидером в группе. По ряду показателей (соотношение объема финансирования научных исследований и численности научно-педагогических кадров; контингент абитуриентов) ТПУ увеличивает свои показатели, что означает развитие потенциала и обеспечивает положительную динамику в развитии университета в целом.
Литература
1. Ризен Ю.С., Захарова А.А., Минин М.Г. Математическое моделирование образовательного процесса в оценке качества деятельности ВУЗа // Информационное общество, 2014, №3. С.25-33.
2. Ризен Ю.С., Захарова А.А., Минин М.Г. Модель подготовки выпускника ВУЗа и повышение эффективности применения образовательных технологий // Проблемы информатики, 2012. Вып. Спецвыпуск. С. 1-8.
3. Мешалкин В.И. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации. Аккредитация самообследование - рейтинг. 10 М.: изд-во РУДН, 1995. 136 с.
4. Национальный рейтинг российских вузов [Электронный ресурс] - Москва: Министерство образования и науки РФ, 2013. - Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/analit/national_rating/4046/ , свободный.
5. 20лучших технических вузов страны [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании, электронный журнал - Москва: рейтинговое агентство «Эксперт РА», 17.04.2013. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/20_luchshih_vuzov_po_tehnicheskim_napravleniyam.html , свободный.
6. Лучшие вузы России по техническим и экономическим направлениям подготовки [Электронный ресурс] - Москва: рейтинговое агентство «Эксперт РА», 2013. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/top_economy_tech/ , свободный.
7. Материалы о деятельности ТГУ за 2008-2012 гг. [Электронный ресурс] - Томск: ТГУ, 2013. - Режим доступа: http://tsu.ru/content/om/om1.php?sphrase_id=138645 , свободный.
8. Информация об учебном заведении [Электронный ресурс] - Новосибирск: НГУ, 2014. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/exp/university/info , свободный.
9. Результаты самообследования университета для федеральной информационной системы [Электронный ресурс] - Новосибирск: НГУ, 2014. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/exp/university/info/samoobsledovanie , свободный.
10. Отчет о самообследовании НГУ (за 2013г.) [Электронный ресурс] - Новосибирск: НГУ, 2014. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/exp/ref/Media:4fe1924007bf09666400c8fesamoobsledovanie_2014.pdf , свободный.
11. Отчет ректора ТПУ за 2012г. [Электронный ресурс] - Томск: ТПУ, 2013. - Режим доступа: http://tpu.ru/f170/otchet_rektora_assambleya_2012.pdf, свободный.
12. Отчет ректора ТПУ за 2013г. [Электронный ресурс] - Томск: ТПУ, 2014. - Режим доступа: http://tpu.ru/f/170/otchetrektora_2013.pdf , свободный.