Функционалы оценки показателей результативности вуза Ризен Ю.С.1, Захарова А.А.2
1Ризен Юлия Сергеевна /Rizen Yuliya Sergeevna - ассистент; 2Захарова Алена Александровна / Zakharova Alena Alexandrovna - доктор технических наук, доцент, заведующий
кафедрой,
кафедра инженерной графики и промышленного дизайна, Институт кибернетики, Томский политехнический университет, г. Томск
Аннотация: в статье описываются механизмы вычисления функционалов оценки показателей результативности вуза; по результатам вычислений также проведен анализ результативности Томского политехнического университета (и сравнительный анализ в группе однопрофильных вузов). Abstract: This paper describes the mechanism for calculating functional assessment ofperformance indicators of the university; the results of the calculations are also analyzed the impact of the Tomsk Polytechnic University (and a comparative analysis of one-profile universities in the group).
Ключевые слова: математическая модель, вуз, образовательный процесс, оценка качества, функционалы качества, интегральная оценка.
Keywords: mathematical model, university, educational process, quality assessment, functional quality, integrated assessment.
Введение
Все показатели, определяющие качество деятельности образовательного учреждения, делятся на две группы [1]: показатели потенциала и показатели результативности (включающие в себя также показатели процесса). На основе этой классификации стоит рассматривать классификацию и функционалов качества образовательного процесса [2, 3].
Далее будут использоваться следующие обозначения: N — число однопрофильных высших учебных заведений, подстрочные индексы ] = 1, 2,..., N — номера однопрофильных вузов, i = 1, 2,... ^ - номера последних q лет, включая текущий учебный год ^ = 1).
Первая группа функционалов, описывающих потенциал вуза, в котором осуществляется образовательный процесс, состоит из 9 показателей. Вторая группа показателей оценивает результативность деятельности вуза по подготовке квалифицированных кадров и состоит из 12 показателей.
1. Функционал оценки степени участия вуза в совместной подготовке специалистов
Введем необходимые обозначения:
А7 - полное число студентов и аспирантов очной формы, участвующих во включенном обучении в вузах ведущих стран мира в течение T^ недель;
А8 - полное число студентов и аспирантов вузов ведущих стран мира, участвующих во включенном обучении в обследуемом вузе в течение T8 недель;
P' — число лиц штатного профессорско-преподавательского состава вуза, ведущих педагогический
процесс в вузах ведущих стран мира в течение T^ недель.
Отношение численности студентов и аспирантов вуза, обучающихся в зарубежных вузах, и численности студентов и аспирантов зарубежных вузов, обучающихся в данном вузе, к полной численности студентов и аспирантов очной формы обучения данного вуза вычисляется по формуле:
А1Т1 + А,т 8
Ь =-
где х — некоторая константа, связанная с ежегодно предоставляемыми отпусками.
Отношение численности преподавателей вуза, преподающих в зарубежных вузах, к общей численности преподавателей данного вуза вычисляется по формуле: ^ 2 = X р "т"
ХО1
Сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
, _ М\ мь? х = Х10 + Х120
Х10 ' Х10 "Ш 10 " 2 ,
1_ дь1 2_ Ф?' у =710 + Г120
Ц>У 10 ЕЫ 10 2
ЕслиXlo > 1^10 > 1, то это означает, что степень участия вуза в совместной подготовке специалистов с вузами ведущих стран мира превышает средний уровень по группе однопрофильных вузов и среднее значение данного показателя по измерениям за последние q лет в исследуемом вузе.
2. Функционал оценки степени международного признания вуза в образовательно-профессиональной деятельности
Обозначим Ш',т2 — число направлений (специальностей) подготовки кадров обследуемого вуза, образовательно-профессиональные программы которых (дипломы по которым) официально признаны хотя бы в одной из ведущих стран мира;
п1, п2 — число стран признания образовательно-профессиональных программ (дипломов) обследуемого
вуза;
т — общее число направлений (специальностей) подготовки кадров обследуемого вуза. Тогда доля направлений подготовки кадров (специальностей), образовательно-профессиональные программы которых (дипломы по которым) официально признаны в ведущих странах мира (с учетом числа стран признания) рассчитывается следующим образом:
1 1 2 2 Ъ 3 , ъ 4 .
7=1 т 7=1 т
Сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
Х11=У X' х 11 = У Ъ ■ "=
2
У1 = аЪ13 у2_ аЬ? 7 = 7" + 712
11 = УЬ 3 711 = ТЫ 11 2
Если Хц > 1, Ун > 1, то это свидетельство высокой степени международного признания вуза в образовательно-профессиональной деятельности среди однопрофильных вузов страны и увеличение значения данного показателя по сравнению со средним его значением в обследуемом вузе по данным за q лет.
3. Функционал оценки эффективности подготовки научно-педагогических кадров (кандидатов наук)
Обозначим О - полное число лиц, подготовивших диссертацию, успешно ее защитивших и получивших диплом о присуждении ученой степени кандидата наук; число возможных научных руководителей претендентов на соискание ученой степени из штатного состава научно-педагогических кадров вуза: О1 -докторов наук, О2 - кандидатов наук, у которых с момента получения диплома о присуждении ученой степени прошло более 10 лет.
Число лиц, получивших диплом кандидата наук, в расчете на одного возможного научного руководителя из числа научно-педагогических кадров вуза рассчитывается по формуле: Ь5=О/(О1+О2).
Сравнительная оценка вычисляется следующим образом:
N У ъ5
у — '
12 = Е2Л5'
Если Х12 > 1, то это свидетельство превышения уровня эффективности подготовки научно-педагогических кадров относительно ее среднего уровня по группе однопрофильных вузов.
4. Функционал оценки результативности научной деятельности вуза
Введем необходимые обозначения:
В1 - количество авторских свидетельств, патентов на открытия, полученных сотрудниками вуза в РФ и ведущих странах мира;
В2 - количество авторских свидетельств, патентов на изобретения, полученных сотрудниками вуза в РФ и ведущих странах мира;
В3 - количество лицензий, проданных вузом в РФ;
В4 - количество лицензий, проданных вузом в ведущие страны мира;
В5 - количество разработанных вузом государственных стандартов, используемых в РФ;
В6 - количество разработанных вузом международных стандартов, используемых в ведущих странах мира;
В7 - количество наград, полученных вузом на общегосударственных профессиональных для специалистов вуза конкурсах, выставках, соревнованиях в РФ, а также на международных с участием ведущих стран мира;
В8 - количество монографий, изданных по результатам научных исследований вуза в РФ;
В9 - количество монографий, изданных по результатам научных исследований вуза в ведущих странах мира;
В10 - количество монографий, изданных по результатам совместных научных исследований преподавателей и студентов вуза;
В11 - количество преподавателей, участвующих в инновационных проектах в качестве учредителя.
Число лауреатов премий из состава научно-педагогических кадров вуза:
В12 - Нобелевских;
В13 - Государственных РФ;
В 4 - именных РАН, научно-технических обществ РФ, а также выдающихся деятелей науки, техники и культуры;
В15 - именных академий наук, научно-технических обществ ведущих стран мира, а также выдающихся деятелей мировой науки, техники и культуры.
Сравнительная оценка вычисляется следующим образом:
( ^^ ^^ \
X,, = —
13 Р
^ув УУВ УУ
где в - число отличных от 0 величин У У В
?.. .
■ч У
Если X 13 > 1 , то это свидетельство того, что результативность научной деятельности вуза превышает ее средний уровень по однопрофильной группе.
5. Функционал оценки доходов вуза от подготовки специалистов
Обозначим М1, М2 - полные годовые доходы вуза от подготовки специалистов в рублях и валюте (в переводе на доллары США); С1,С2 - численность выпускников, соответствующая полученным доходам М1, М2; С3 - полный выпуск вуза.
Введем относительные показатели годовых доходов вуза в рублях и валюте в расчете на подготовленного специалиста:
м1 ,7 м2
Ъ б= ъ1 =■
С3 с3
Тогда сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
л^ = _ _ , Х14 = , Хы=-
УЛ' УуЪУ 2
V - ^ VI-лЪ^ у =Ук_+£Е
7,4 = У,Ъ' ■ 7,4 = У,ъ," 14 = 2
где с — коэффициент, стимулирующий вуз к увеличению валютного дохода.
Если Х14 > 1, У14 > 1, то это свидетельство того, что доходы вуза от подготовки специалистов превышают их средний уровень по однопрофильным вузам и имеют тенденцию к увеличению. 6. Функционал оценки полных расходов вуза Обозначим расходы вуза на все виды деятельности: Л — в рублях,
Р — в инвалюте (в пересчете на доллары США), 6 — коэффициент пересчета долларов в рубли.
Введем относительный показатель расходов вуза в расчете на одного студента (руб.):
ъ*= 31 +83 2
С
Тогда сравнительная оценка вычисляется следующим образом:
Х,<= —
ъ
'15 У V 7 8 .
Если X 15 > 1, то это свидетельство превышения расходов вуза в расчете на одного студента относительно их среднего уровня по однопрофильной группе. 7. Функционал оценки качества подготовки выпускников
Обозначим количество выпускников направления (специальности) подготовки, получивших «хорошие» и «отличные» оценки:
т 1 — при защите дипломных работ (проектов),
а 2 — при сдаче госэкзамена по направлению (специальности) подготовки кадров, т 3 — при независимом тестировании государственной аттестационной службой, т 4 — полное число выпускников направления (специальности) подготовки.
Введем относительные показатели доли выпускников направления (специальности) подготовки, получивших «хорошие» и «отличные» оценки в их общей численности:
Л ъ 9 = —
ък 4 . —
Тогда сравнительная оценка вычисляется следующим образом:
8
N ^ сок
1б~ ^ х д,
где в — число отличных от нуля величин т к .
Если X 16 > 1, то это свидетельствует о превышении уровня качества подготовки выпускников относительно его средней величины в совокупности вузов N .
8. Функционал оценки степени востребованности выпускников Введем необходимые обозначения:
Б 1 — доля выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий; Б 2 — доля выпускников, самостоятельно устроившихся по специальности; Б 3 — доля выпускников, подготовленных по договорам с предприятиями. Тогда сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
3 пк
Х _м^ О у _д^ О?
Х17 о тлк , 1П _ о Ь"
3 &17 3£ЬР?'
Если Х17 >1, У17 > 1, то это свидетельствует о превышении уровня востребованности выпускников относительно его средней величины в совокупности вузов N и имеет тенденцию к увеличению.
9. Функционал оценки результативности работы с абитуриентами
Введем необходимые обозначения:
Т1 — план приема в высшее учебное заведение;
Т2 — количество зачисленных на обучение абитуриентов, закончивших подготовительные курсы;
Т3 - количество зачисленных абитуриентов, окончивших школы, лицеи, колледжи при данном вузе.
Введем для к = 2,3 относительные показатели: ^ = Тк / Т1.
Тогда сравнительная оценка вычисляется следующим образом:
у _мV ** Х18 2 х ^ ?
2 2 Ь А
Если Х18 >1, то это свидетельствует о превышении уровня качества профориентационной работы относительно его средней величины в совокупности вузов N.
10. Функционал оценки качества подготовки студентов
Обозначим:
V1 — доля студентов получивших «хорошо» и «отлично» по результатам экзаменационных сессий по курсам, специальностям, направлениям, циклам дисциплин;
V2 - доля студентов получивших «хорошо» и «отлично» по фундаментальным дисциплинам на старших курсах (выборочно);
V3 — доля студентов, получивших «хорошо» и «отлично» по данным контрольного тестирования, проводимого в ходе комплексной оценки вуза Министерством образования и науки;
V4 - доля студентов, участвующих в НИР;
V5 - доля студентов, участвующих в инновационных проектах и задействованных в малом бизнесе, который связан с направлением подготовки в вузе;
V6 - доля студентов, совмещающих учебу с работой по направлению обучения в вузе.
Сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
19 рь■ 719 _рЬЫ?
где в — число отличных от нуля показателей У1к .
Если Х19 > 1^19 > 1, то это свидетельствует о превышении уровня качества подготовки специалистов относительно его средней величины в совокупности вузов N и имеет тенденцию к увеличению.
11. Функционал оценки соотношения обязательных и элективных дисциплин учебного плана
Обозначим количество обязательных, элективных дисциплин по циклам учебного плана в рамках бакалавриата обследуемого направления подготовки кадров: Р1, М1 — гуманитарных и социально-экономических, Р2, М — естественно-научных и математических,
Р 3,М3 — общепрофессиональных,
Р4, М4 — профессиональных,
Р5, М5 — суммарный объем количества часов всех обязательных, элективных дисциплин по блокам учебного плана обследуемого направления подготовки кадров.
Введем относительные показатели соотношения обязательных и элективных дисциплин:
к Рк Р =Т7Т, 1, 2, •, 5. м
Тогда сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
20 5 У УрУ 720 = У УР
Если Х > 1, У„ > 1, то это свидетельствует о превышении соотношения обязательных и элективных дисциплин над соответствующим средним уровнем по группе однопрофильных высших учебных заведений и данный показатель имеет тенденцию к увеличению в данном вузе.
12. Функционал оценки эффективности учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза
Обозначим О1, О3 — количество учебников, учебных пособий, подготовленных и изданных штатными преподавателями вуза через издательства и принятых для использования в государственной системе высшей школы;
О2, О4 — то же, принятых для использования в вузах ведущих стран мира;
П - средняя годовая численность профессорско-преподавательского состава вуза.
Сравнительные оценки вычисляются следующим образом:
( . ^ Л ТТ- , ^ \ 77"
X 21 = _ 21 4
4
О1
О!
У О' У
v ^ у 1 у у
П1 V _1
4
У"
'=1
О1
УЛ' 21 41У УО! У У
А
Если Х21 > 1, У21 > 1, то это свидетельство превышения уровня эффективности учебно-методической деятельности преподавателей вуза над средним уровнем этой деятельности по совокупности однопрофильных учебных заведений и имеет тенденцию к увеличению.
Оценка показателей результативности ТПУ
Поскольку большинство показателей предполагают оценку вуза не только с точки зрения внутренней динамики, но и в сравнении с другими университетами, то необходимо обозначить совокупность учебных заведений, с которыми будет проводиться сопоставление. По результатам обзора рейтингов ведущих университетов страны [4-6] для ТПУ таковыми являются ТГУ (Томск) и НГУ (Новосибирск). Эти вузы сопоставимы по большинству показателей: финансовые, материально-техническая база, инфраструктура, средние баллы абитуриентов, - что отчасти объясняется их схожим географическим положением.
Вычисления показателей производились на основе данных [7-12] за последние 3 года (т.е. 2011-2013гг.), поскольку именно в этот период развернулась борьба за продвижение российских ВУЗов на мировую арену, и в каждом вузе потенциал стал активно задействоваться для развития университета и улучшения его показателей.
Показатель оценки степени международного признания вуза в образовательно-профессиональной деятельности свидетельствует об обширных связях и их эффективном использовании в ТПУ, поскольку этот вуз является лидером в группе по данному показателю.
Показатель оценки результативности научной деятельности вуза увеличивается достаточно большими темпами для каждого из обозначенных вузов, но лидирует в данной группе НГУ.
Показатель оценки доходов вуза от подготовки специалистов свидетельствует о том, что в вузы г. Томска деньги поступают активней, чем в г. Новосибирск. Лидирует по данному показателю в группе ТПУ.
Показатели оценки полных расходов вуза свидетельствует об эффективном освоении средств в университете. Наиболее эффективно они используются в ТПУ, НГУ занимает среднюю позицию в группе.
Показатель оценки степени востребованности выпускников свидетельствует о том, что относительно общей численности студентов в обозначенных вузах, процент выпускников с целевой подготовкой и трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий в НГУ выше, чем в томских вузах. ТПУ занимает среднюю позицию в группе.
Показатель оценки результативности работы с абитуриентами явно превышен в НГУ, что свидетельствует о развитой системе многоуровневой подготовки. Среди томских вузов лидером по данному показателю является ТГУ.
По показателю оценки эффективности учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза лидирует ТГУ.
Заключение
Таким образом, вторая группа функционалов, описывающих результативность деятельности вуза, в котором осуществляется образовательный процесс, состоящая из 12 показателей, показывает, что по ряду показателей (степень международного признания вуза в образовательно-профессиональной деятельности; доходы вуза от подготовки специалистов; полные расходы вуза) ТПУ является лидером в группе. По ряду показателей (результативность научной деятельности вуза; степень востребованности выпускников; эффективность учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза) ТПУ наращивает свои показатели, что обеспечивает положительную динамику в развитии университета в целом. Однако в работе университета есть ряд показателей, требующих более детальной проработки. Это такие показатели как: работа с абитуриентами, складывающаяся в многоуровневую систему подготовки и дающая прирост «целевой подготовки» и повышение среднего балла при зачислении; организация научной деятельности в соответствии с расширением международных связей, что позволило бы не просто пользоваться лидирующими наукометрическими базами и публиковаться, но и быть признанными на мировой арене.
Литература
1. Ризен Ю.С., Захарова А.А., Минин М.Г. Математическое моделирование образовательного процесса в оценке качества деятельности ВУЗа // Информационное общество, 2014, №3. С.25-33.
2. Ризен Ю.С., Захарова А.А., Минин М.Г. Модель подготовки выпускника ВУЗа и повышение эффективности применения образовательных технологий // Проблемы информатики, 2012. Вып. Спецвыпуск. С. 1-8.
3. Мешалкин В.И. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации. Аккредитация самообследование - рейтинг. 10 М.: изд-во РУДН, 1995. 136 с.
4. Национальный рейтинг российских вузов [Электронный ресурс] - Москва: Министерство образования и науки РФ, 2013. - Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/analit/national_rating/4046/ , свободный.
5. 20 лучших технических вузов страны [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании, электронный журнал - Москва: рейтинговое агентство «Эксперт РА», 17.04.2013. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/20_luchshih_vuzov_po_tehnicheskim_napravleniyam.html , свободный.
6. Лучшие вузы России по техническим и экономическим направлениям подготовки [Электронный ресурс] - Москва: рейтинговое агентство «Эксперт РА», 2013. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/top_economy_tech/ , свободный.
7. Материалы о деятельности ТГУ за 2008-2012 гг. [Электронный ресурс] - Томск: ТГУ, 2013. - Режим доступа: http://tsu.ru/content/om/om1.php?sphrase_id=138645 , свободный.
8. Информация об учебном заведении [Электронный ресурс] - Новосибирск: НГУ, 2014. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/exp/university/info , свободный.
9. Результаты самообследования университета для федеральной информационной системы [Электронный ресурс] - Новосибирск: НГУ, 2014. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/exp/university/info/samoobsledovame , свободный.
10. Отчет о самообследовании НГУ (за 2013г.) [Электронный ресурс] - Новосибирск: НГУ, 2014. - Режим доступа:
http://www.nsu.ru/exp/ref/Media:4fe1924007bf09666400c8fesamoobsledovanie_2014.pdf, свободный.
11. Отчет ректора ТПУ за 2012г. [Электронный ресурс] - Томск: ТПУ, 2013. - Режим доступа: http://tpu.ru/f170/otchet_rektora_assambleya_2012.pdf, свободный.
12. Отчет ректора ТПУ за 2013г. [Электронный ресурс] - Томск: ТПУ, 2014. - Режим доступа: http://tpu.ru/f/170/otchetrektora_2013.pdf , свободный.