Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ДВОРЦА РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ АНСАМБЛЯ ПЛОЩАДИ АБАЯ В АЛМАТЫ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ДВОРЦА РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ АНСАМБЛЯ ПЛОЩАДИ АБАЯ В АЛМАТЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регионализм / ансамбль площади / климатическая адаптация / традиционная архитектура / модернизм.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Горащенко Вероника Андреевна, Самойлов Константин Иванович

в статье выявляются и рассматриваются функциональные аспекты регионализма и его архитектурная образность в проектировании зданий эпохи 60-70-х годов XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ДВОРЦА РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ АНСАМБЛЯ ПЛОЩАДИ АБАЯ В АЛМАТЫ»

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ДВОРЦА РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ АНСАМБЛЯ ПЛОЩАДИ АБАЯ

В АЛМАТЫ Горащенко В.А.1, Самойлов К.И.2

1Горащенко Вероника Андреевна - магистрант;

2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра «Архитектура», Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье выявляются и рассматриваются функциональные аспекты регионализма и его архитектурная образность в проектировании зданий эпохи 60-70-х годов XXвека. Ключевые слова: регионализм, ансамбль площади, климатическая адаптация, традиционная архитектура, модернизм.

Архитектура является одним из важнейших аспектов культуры и идентичности каждого региона. Она отражает историческое, социальное и культурное развитие общества, а также, что немаловажно, особенности становления и уникальность городской среды. Термин «регионализм» в общем смысле обозначает различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющих себя в идеях, настроениях, действиях, намерениях, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций [1]. Основными композиционными осями системы общественных центров города Алматы являлись центральная эспланада в направлении север - юг, между улицами Желтоксан и Фурманова, от вокзала железнодорожной станции Алматы II до предгорных районов Заилийского Алатау, и полоса вдоль проспекта Абая в направлении восток -запад от проспекта Достык через весь город [2]. На эти две композиционные оси нанизывается система основных площадей и архитектурно-композиционных узлов города [2]. Один из таких узлов начинает свое формирование в начале 60-х годов прошлого столетия. В данной статье рассмотрена концепция архитектурного образа, как воплощение функционального регионализма в эпоху 60-70-х годов XX века, на примере Дворца Республики в составе ансамбля площади Абая в городе Алматы.

Проектирование пространства площади подвергается довольно четким канонам и регламентам. Оно подразумевает формирование строительного участка в соответствии со строгими пропорциями правильной многоугольной формы, в основе которых лежат композиционные принципы ансамблевой застройки, а также наличие равнинного рельефа. Специфика же расположения частей города в Алматы и их высотности обусловлена характерным перепадом высот, имеющим направление с юга на север в сторону понижения рельефа [3]. Именно благодаря этой особенности местного горного рельефа, во второй XX века, начинает свое развитие уникальный в своем роде, четырехуровневый ансамблевый комплекс на пересечении улиц Арычная и проспект Ленина (ныне - проспект Абая и улица Достык).

В малоперспективном в то время пространстве соединения двух улиц на окраине города, в 1960 г. началось освоение территории с возведения почти четырнадцатиметрового памятника Абаю Кунанбаеву (Х. Наурызбаев, И. Белоцерковский). Благоустроенный и регулярно озеленяемый участок вокруг монумента ознаменовал начало активного освоения пространства с позиции формирования парадно-парковой зоны с пока еще довольно размытыми границами [4]. В 1967 году, с началом строительства павильона канатной дороги на Кок-Тобе, нарушается целостность симметрии формообразования пространства площади выраженной диагональю. Здание павильона расположилось на периферии площади, образуя самый высший уровень развивающегося ансамбля, имея превышение площадки отправления-прибытия над основанием постамента памятника в четыре метра. На данном примере можно проследить, как благодаря местным особенностям рельефа территории, формируется неповторимый силуэт городского ансамблевого пространства.

Завершающим объектом южной части будущего ансамбля стало здание двухзального кинотеатра "Ар-ман" (А. Коржемпо, В. Панин) ( рис. 1).

Рис.1. Кинотеатр "Арман", арх. А. Коржемпо, В. Панин 1963-1968 г.г.

(Как советские архитекторы создавали проспект Ленина (archive.org)).

Функционально глухой фасад в белоснежном исполнении несет в себе мысль о ледяной глыбе, спустившейся с гор, и служит полотном для монументально-декоративного геометрического барельефа. "Арман" явил новый этап в развитии современного зодчества и указал приближение к национально-региональному своеобразию модернистского формообразования. Регионально-национальный колорит проникает сквозь форму и композицию, и строится на заимствовании идеи адаптации к региональным условиям. Он диктует свои "особые" правила проектирования, тем не менее не лишая свободы для творчества, а в некоторых моментах даже помогая ему. Удачными оказались средства климатической адаптации: солярии, террасы, атриумы с элементами ландшафта (зелень, вода, камни) в кинотеатре «Арман» [5]. Проектирование внутреннего озелененного дворика с фонтаном и скульптурой девушки, сидящей у воды, добавляло некой раскованности в строгие формы здания. Особым приемом служит устройство своего рода светового колодца, в центре замкнутого объема кинотеатра, который не пренебрегает функциональной составляющей - освещение внутренних залов и холлов.

Кинотеатр "Арман" задает некий вектор развития регионализма и является предшествующим этапом формирования композиционного ядра ансамблевой структуры, а именно уникальной архитектурной новации модернизма второй половины XX века, отражающей в себе функционально-региональные тенденции, Дворца им. В.И. Ленина (В. Алле, В. Ким, Ю. Ратушный, Н. Рипинский, А. Соколов, Л. Ухоботов) - ныне Дворец Республики (рис.2).

Пространственное положение здания демонстрирует нестандартный подход к композиционной организации ансамблевой среды. Оно посажено значительно ниже фланкирующих, но несмотря на такой прием, объем здания сохраняет статус доминанты площади, так как канатная дорога и кинотеатр не нарушили его визуального "господства", вместе с тем открывая вид на панораму гор. Прекрасное ландшафтное окружение способствует наилучшему восприятию дворца - с востока живописные холмы предгорья, с юга - седые вершины гор Алатау, на подходе - фонтаны, сквер, цветники [6]. Здание дворца завершает визуально-естественную перспективу проспекта Абая и образует один из важнейших планировочных узлов города.

Рис.2. Дворец Республики, арх. В. Алле, В. Ким, Ю. Ратушный, Н. Рипинский, А. Соколов, Л.Ухоботов 1970 г.г.

(Дворецреспублики в алматы - 97 фото (bangkokbook.ru))

Фасады имели интернациональную, в контексте модернизма, архитектурную тональность [7]. Величественность и грандиозность архитектуры здания обеспечивались использованием натуральных, и что немаловажно местных отделочных материалов. Главный фасад ярко представил черты функционального регионализма активным и монументальным вертикальным членением в виде солнцезащитных панелей, выполненных из уральского белого мрамора. Такой прием вполне обоснован местными климатическими особенностями южного региона. В условиях северной (географической) широты порядка 45° местоположение города Алматы, одной из особенностей его природно-климатических условий является уровень солнечной радиации, выражающаяся в яркой освещенности и максимального количества солнечных дней на протяжении длительного периода в течении года [6]. Остальные же фасады подверглись облицовке мангышлакским ракушечником. Композиционную структуру фасадов также сформировали широкие поверхности балконов и перекрытий многоярусного фойе, а остекление верхнего яруса было дополнено тонкими горизонтальными линиями. При всем своем величии и монументальности, главный фасад остается легких и воздушным благодаря сплошному остеклению нижнего этажа. На боковых фасадах горизонтальный мотив был усилен линией балкона третьего этажа и глухой плоскостью верхнего этажа, отмеченной узкими окнами-бойницами [7]. Перед парадным входом в здание раскинулась широкая 100-метровая лестница из балхашского гранита, поддерживая композиционную линию кровельного покрытия. В западной части фасады прерывались кубической вставкой, а ближе к середине - скругленным ризалитом лестничной клетки. Козырёк с консолью на боковых фасадах акцентировал служебные входы [7].

Принципиальную конструктивную и художественную ценность, характерный образ, присущий региональной архитектуре, с определенным национальным колоритом, несет в себе размашистая форма кровли. Конструкция, напоминающая шатер, консольно вынесена далеко вперед за счет применения несущей пространственной системы из восьми пилонов, обособленных от основного каркаса. Подобное решение обеспечивает высокую сейсмостойкость сооружения в условиях 9-балльной сейсмичности района строительства. Кровля также несет в себе семантически насыщенный акцент, отражающийся в загнутых кверху козырьках на главном и боковом фасадах, плавно переходящая в потолок внутри здания, и объединяя внешнее пространство с внутренним. Выразительность пластики кровли отражается в бесподобном декоративном покрытии золотистой ячеистой поверхностью, диагонально облицованной алюминиевыми пирамидально-ромбическими элементами. Использование столь броского цветового акцента является венцом идейной композиции - сверкающим шатром на фоне горных вершин, что впоследствии нашло свое продолжение в строительстве вертикальной доминанты ансамблевого комплекса площади Абая - гостиницы «Казахстан».

Образная выразительность дворца была достигнута благодаря композиционным средствам и приемам, без применения монументально-декоративного искусства. Архитектурные элементы здесь выполняют несколько важных задач. Они не только функциональны (солнцезащитные ребра, опоры, скат кровли), но и выявляют тектонику формы, пластичность и ритмичность, соизмеряют пространство площади с фигурой

самого здания, своеобразно продолжая окружающий ландшафт, ведь с красотой и высотой гор все равно тягаться бесполезно [8].

Применение сдержанных фоновых элементов при внедрении пластического и цветового акцентного компонента завершающей части здания передает специфику традиционной архитектуры региона. После реконструкции дворца, которая была проведена в рамках Государственной программы сохранения памятников истории и культуры республиканского значения, был утерян исторический образ здания. Оригинальные материалы были заменены на новые без сохранения аутентичности, пластику фронтального фасада, состоявшую из вертикальных линий, заменила сплошная стеклянная штора, а парные несущие пилоны в ходе реконструкции были украшены капителями [7]. Это коренным образом повлияло не только на восприятие архитектурного образа Дворца Республики, но и разрушило целостную визуально-композиционную гармонию уникального ансамблевого комплекса, являясь его основным связующим и структурным ядром.

Вторая половина XX века отмечена расцветом функционально-региональных тенденций в архитектуре модернизма Алматы. Грандиозные постройки, как например Дворец Республики, вошедшие в перечень памятников архитектуры города, сформировали неповторимый облик центра южной столицы, с ее неповторимыми особенностями окружающего рельефа и жаркого климата.

Список литературы:

1. [Электронный ресурс] (РЕГИОНАЛИЗМ | это... Что такое РЕГИОНАЛИЗМ? (academic.ru) (Дата обращения 20.10.2023).

2. [Электронный ресурс] "Четвертый генеральный план" URL: https://studentopedia.ru/nedvizhimost/chetvertij-generalnij-plan—istoriya-arhitekturi-i-stroitelstva-goroda-almati.html (Дата обращения 05.10.2023).

3. Донченко С.А., Самойлов К.И. Градостроительные комплексы города Алматы // Наука и образование сегодня № 9 (56), 2020.1C. 37-40.

4. Самойлов К.И. Многоярусный ансамбль курдонеров площади Абая в Алматы // Вестник Казахской Государственной архитектурно-строительной Академии, №1(2), февраль 2001. - Алматы: КазГАСА, 2001. - С. 27-32.

5. Малиновская Е.Г. Наследие Алматы. Часть 2-ая // [Электронный ресурс] Наследие Алматы - Журнал -Goethe-Institut Казахстан

6. А.К. Капанов, С.К. Баймагамбетов Казахстан архитектурасы - Архитектура Казахстана. - Алматы, «9нер», 2013.

7. [Электронный ресурс] ARCHCODE | Дворец Республики (Дата обращения 05.10.2023).

8. [Электронный ресурс] Потерянный символ: Дворец Республики | VOXPOPULI (Дата обращения 05.10.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.