Таблица - Результаты тестирования исследуемых показателей в группах после эксперимента (М±т), п=20_
Исследуемые показатели КГ ЭГ t p
Тест Купера - 12-тиминутный (м) 1815,03±119,45 2224,98±90,45 18,4% 2,74 <0,05
Бег 2000 м (с) 714,58±109,91 688,91±121,36 3,7% 0,16 >0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) 7,92±1,96 14,21±1,26 44,3% 2,70 <0,05
Поднимание туловища из положения лёжа на спине (количество раз за 1 мин) 29,21±3,78 34,77±3,95 16,0% 1,02 >0,05
«Стульчик» (с) 39,92±2,87 52,26±3,95 23,6% 2,53 <0,05
Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) 8,67±2,52 11,96±1,14 27,5% 1,19 >0,05
Проба Ромберга III с правой ноги (с) 12,74±2,19 16,41±1,65 22,4% 1,34 >0,05
Проба Ромберга III с левой ноги (с) 16,14±2,49 22,06±1,84 26,8% 1,91 >0,05
Тест Яроцкого 25,61±2,16 29,98±1,82 15,0% 1,55 >0,05
Челночный бег 3x10 (с) 9,2±0,4 8,9±0,5 3,4% 0,47 >0,05
Примечание: n=10, критическое значение t-критерия Стьюдента = 2,101, при уровне значимости а=0,05.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костенко О.М. Теоретико-методические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических специальностей / О.М. Костенко // Физическое воспитание студентов. - 2012. - №3. - С. 63-69.
2. Сабанцева Т.В. Содержание специальной физической подготовки студентов хореографических отделений высших учебных заведений / Т.В. Сабанцева // Омский научный вестник. -2013. - №3 (119). - С. 194-198.
REFERENCES
1. Kostenko, O.M. (2012), "Theoretical and methodological foundations of professional-applied physical training of students of pedagogical specialties", Physical education of students, No. 3, рр. 63-69.
2. Sabantseva, T.V. (2013), "The content of special physical training of students of choreographic departments of higher educational institutions", Omsk Scientific Bulletin, No. 3 (119), рp. 194-198.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2022
УДК 796.42:378
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Алексей Леонидович Волобуев, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, г. Москва; Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Наида Джамалдиновна Таги-рова, преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет
Аннотация
Стимулировать общее физическое развитие возможно с помощью регулярных физических нагрузок, в том числе по легкой атлетике. Регулярные занятия легкой атлетикой повышают двигательные возможности и развивают опорно-двигательный аппарат. Цель исследования - оценить воздействие легкоатлетических тренировок в юношеском возрасте на уровень физического развития. Методика и организация исследования. Наблюдалось 32 юношей без признаков каких-либо заболеваний. Из их числа 15 человек образовали группу исследования и приступили к легкоатлетическим тренировкам в дополнение к университетским физкультурным занятиям. Контрольная группа, включавшая 17 юношей, которые сохранили свой низкий уровень физической активности. Физические возможности обследованных оценивали в ходе выполнения традиционных тестов. Цифровые
значения компьютерным способом обрабатывались путем расчета коэффициента корреляции и величины критерия Стъюдента(Ц. Результаты исследования и их обсуждение. Последовательные легкоатлетические тренировки повышают устойчивость тела в пространстве и улучшают координацию. Занятия легкой атлетикой обеспечивают физическое развитие, увеличивают общую выносливость и помогают достижению точности совершаемых движений. Выводы. Легкоатлетические тренировки обеспечивают в юношеском возрасте увеличение силовых возможностей, выносливости, скорости выполняемых движений и их точности.
Ключевые слова: юношеский возраст, физические возможности, легкая атлетика, координация, физические нагрузки, выносливость.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p139-144
STUDENTS' ORGANISM FUNCTIONAL CAPABILITIES WHICH ENGAGED AT TRACK AND FIELD ATHLETICS
Svetlana Yurievna Zavalishina, the doctor of biologically science, professor, Russian State Social University, Moscow; Alexey Leonidovich Volobuev, the candidate of pedagogical science, docent, State University of Land Use Planning, Moscow; Elena Yurievna Sysoeva, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Naida Djamaldinovna Tagiro-va, the teacher, Astrakhan State Medical University, Astrakhan
Abstract
It is possible to stimulate general physical development with the help of regular physical activity, including athletics. Regular athletics increase motor abilities and develop the musculoskeletal system. Purpose of the study - assess the impact of athletic training in adolescence on the level of physical development. Methodology and organization of the study. 32 young men were observed without signs of any diseases. Of these, 15 people formed a study group and began athletics training in addition to university physical education classes. The control group included 17 young men who maintained their low level of physical activity. The physical capabilities of the examined were assessed in the course of performing traditional tests. Numerical values were processed by computer by calculating the correlation coefficient and the Student's t test (t). Research results and discussion. Consistent track and field training increases body stability in space and improves coordination. Track and field athletics provide physical development, increase overall endurance and help achieve the accuracy of the movements made. Conclusions. Athletics training provides an increase in strength capabilities, endurance, speed of movements and their accuracy in adolescence.
Keywords: adolescence, physical abilities, athletics, coordination, physical activity, endurance.
ВВЕДЕНИЕ
Укрепление мышечной системы организма в любом возрасте способствует росту его жизнеспособности, активизации основных физиологических процессов с устранением существующих дисфункций [1]. Частые, рациональные мышечные нагрузки стимулируют весь опорно-двигательный аппарат и интенсифицируют процессы дыхания и кровообращения во всех тканях [2]. Хорошая изученность данного факта не сказывается на массовом распространении в современном обществе низкой физической активности и слабого физического развития. По этой причине среди молодежи остается широко распространенной явная гиподинамия, ведущая к весьма выраженным проявлениям в организме молодых людей, понижая их общую трудоспособность [3].
Весьма остро ощущается необходимость разработки вариантов преодоления у основной части молодежи гиподинамии и привлечения ее к регулярным физическим тренировкам, стимулирующим весь организм [4]. Становится понятно, что активация деятельности большинства мышц способно усилить жизненно важные морфофункциональные характеристики юношеского организма, приводя к росту его жизнеспособности [5]. Очень важен в этих условиях поиск вариантов аэробной мышечной нагрузки для молодежи [6]. В этой связи требуется продолжение совершенствования вариантов безопасной физической стимуляции молодежи [7].
Большая научная значимость таких исследований обоснована необходимостью физического укрепления молодежи [8]. Огромная важность этого вопроса связана с потребностью оздоровления в первую очередь студенческой части молодежи, проходящей обучение на различных специалистов в университетах по разным направлениям подготовки. Важность данного вопроса заключается в том, что много студентов в силу большой вовлеченности в обучение имеют низкое физическое развитие и небольшой физический потенциал [9]. При этом для стимуляции работы их нервной системы и жизненно важных органов требуется рациональная активная двигательная деятельность [10]. Весьма действенным ее вариантом в юношеском возрасте считаются легкоатлетические тренировки, которые способны удачно сочетаться с обычными академическими физкультурными занятиями.
Цель работы: оценить воздействие легкоатлетических тренировок в юношеском возрасте на уровень физического развития.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данное исследование выполнено на 32 клинически здоровых юношах в возрасте 17-20 лет, являющихся студентами московских университетов. Взятые в исследование были поделены на две группы сравнимого состава. Первая группа юношей стала называться группой исследования и включала в себя 15 человек. Вошедшие в эту группу начали систематические тренировки по легкой атлетике в специализированной секции и продолжили регулярно посещать университетские занятия по физкультуре. Занятия легкой атлетикой велись строго 3 раза в неделю при длительности каждого занятия не меньше 60 минут. Вторая группа наблюдавшихся юношей являлась группой контроля. Она состояла из 17 человек, которые сохранили обычный для них физически малоактивный образ жизни, иногда посещая университетские учебные физкультурные занятия. Наблюдение велось 6 месяцев. У обследованных, вошедших в обе группы наблюдения, оценивали ряд показателей, применяя стандартный набор спортивных тестов, которые позволяли определять уровень физических возможностей исходно и в конце наблюдения.
Была выполнена статистическая обработка полученных в работе данных с помощью компьютерной программы «StatSoft, Inc.». Различия между группами по всем показателям оценивали при помощи критерия Стьюдента (t). Расчет коэффициентов корреляции был выполнен по методу Пирсона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале наблюдения у всех юношей отмечалось скромное физическое развитие, обследуемые юноши были физически не развиты. Они показали низкие беговые способности: 30 м за 5,9±0,56 с, 60 м за 10,5±0,59с. Они были способны прыгнуть в длину на 1,40±0,32 м. В начале наблюдения испытуемые пробегали за 6 минут дистанцию длиной в 938,1±28,63м. Также у них была низкая способность к подтягиванию (4,6±0,54 совершаемых повторений) при неразвитости координационных возможностей, о чем говорило повышенное время у них челночного бега 4х9 (12,4±0,64 с) и количество (27,4±1,19 повторений) подскоков на скакалке за четверть минуты.
В начале занятий юноши особенно затруднялись подтягиваться, поднимать корпус из горизонтального положения и участвовать в челночном беге. Достаточно сложным для начинающих легкоатлетов было строгое осуществление традиционных для легкой атлетики движений при поддержании четкого ритма дыхания. В дебюте легкоатлетических занятий юноши рано ощущали чувство утомления с быстрым увеличением числа неправильных движений и снижением остроты внимания в ходе тренировки.
При завершении проведенного исследования в группе контроля не отмечено существенных изменений регистрируемых параметров. В конце 6 месяцев занятий легкой атлетикой у юношей произошло понижение степени утомляемости. Об этом у них говорили
их ощущения и понижение пульсовой частоты в процессе легкоатлетических занятий (в конце исследования показатель понизился на 27,8%, достигнув 110,1±6,2 ударов в минуту).
Таблица - Динамика результатов тестов у испытываемых_
Применяемые в исследовании тесты Нач. исслед., М±т, п=32 Конец исследования, М±т
Гр. исслед., п=15 Гр. контроля, п=17
Дистанция прыжка в длину с места, м 1,40±0,32 2,14±0,21, р<0,01 1,54±0,17
Дистанция, пробегаемая за 6 минут, м 938,1±28,63 1210,0±33,47, р<0,05 946,0±43,65
Макс. кол-во подтягиваний на перекладине, повт. 4,6±0,54 7,8±0,36, р<0,01 5,2±0,26
Кол-во подъемов туловища, совершаемых из позиции лежа на протяжении 1 минуты, повторений 21,8±1,37 35,0±1,18, р<0,01 24,6±0,75
Время преодоления бегом дистанции 30 м, с 5,9±0,56 4,2±0,14, р<0,01 5,8±0,15
Время преодоления бегом дистанции 60 м, с 10,5±0,59 7,9±0,49, р<0,01 10,1±0,72
Время выполнения челночного бега 4x9, с 12,4±0,64 9,2±0,45, р<0,01 11,9±0,33
Кол-во подскоков, соверш. с применением скакалки за 25 с, повт. 27,4± 1,19 42,7±1,08, р<0,01 29,7±1,16
Примечание: р - статистическая значимость динамики функциональных показателей в ходе наблюдения за юношами обоих групп.
Через полгода регулярных тренировок по легкой атлетике у обследованных юношей повысился уровень общего физического развития. На это указывал рост их скорост-но-силовых возможностей (сокращение на 40,5% времени пробегания дистанции в 30 м, уменьшение на 32,9% длительности пробегания беговой дорожки в 60м, увеличение на 52,8% длины прыжка), отмечено нарастание силы (рост на 69,6% числа совершаемых подтягиваний, повышение на 60,5% эпизодов подъемов корпуса тела за период в 1 минуту). У юношей, приступивших к легкоатлетическим тренировкам, найдено улучшение координационных характеристик (снижение на 34,8% времени, затрачиваемого на челночный бег, рост на 55,8% количества выполняемых подскоков на скакалке) и усиление общей выносливости (повышение на 28,9% расстояния на беговой дорожке, которое было возможно преодолеть бегом на протяжении 6 минут бега).
У легкоатлетов по окончании исследования найдены корреляционные связи между значением времени выполнения теста на челночный бег и сроком преодоления бегом дистанции длиной в 30 метров (г=0,682; р<0,051). Число совершаемых подскоков со скакалкой за короткое время коррелировало с длиной дистанции, которую юноши могли преодолеть прыжком в длину (г=0,529; р<0,055). Выраженность скоростных возможностей в тесте бега на дистанцию длиной в 30 метров у легкоатлетов имели корреляционную связь с количеством, выполняемых на обычном турнике подтягиваний (г=0,645; р<0,057).
Найденные физиологически выгодные изменения в организме в ходе занятий легкой атлетикой во многом были вызваны оптимальной стимуляцией этими тренировками опорно-двигательного аппарата. Начинающиеся легкоатлеты через полгода тренировок оказались способны на высокую точность совершаемых движений, в том числе в ходе прыжков. У наблюдаемых увеличилось число подтягиваний, на которые они были способны. Выявленные у юных легкоатлетов изменения регистрируемых параметров являлись результатом улучшения у них координационных возможностей, ловкости и силовых характеристик [11].
В результате занятий легкой атлетикой у наблюдаемых увеличилась их тренированность, возросли общие физические возможности, наросла четкость совершаемых двигательных актов. Улучшение у легкоатлетов локомоторных параметров было вызвано общим укреплением мышц на конечностях и ростом способности сохранять равновесие в ходе проявления физической активности [12].
ВЫВОДЫ
В условиях регулярных легкоатлетических тренировок формируется множество позитивных явлений в организме. Через полгода занятий легкой атлетикой у юношей вы-
рос уровень общих физических показателей. При этом у них увеличивалась точность совершаемых движений и повышались функциональные возможности кардиореспиратор-ной системы. Регулярные легкоатлетические занятия обеспечили у тренирующихся юношей нарастание силы, координации, скоростных возможностей и повышалась выносливость. Физическая активность юношей, связанная только с нерегулярным посещением уроков по физической культуре, мало влияла на уровень их физического развития. Можно считать, что систематические занятия легкой атлетикой существенно повышают физические и двигательные параметры в юношеском возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оценка функции внешнего дыхания у спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта / И.Н. Медведев, О.В. Марандыкина, Ф.Р. Сибгатулина, М.С. Антонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021.- № 4 (194). - С. 298-303.
2. Makhov A.S. Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review / A.S. Makhov, I.N. Medvedev // Bali Medical Journal. - 2020.-№ 9 (1). - P. 5154.
3. The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, A.V. Dorontsev, A.A. Svetlichkina, A.S. Boldov // Bioscience Biotechnology Research Communications. - 2020. -№ 13 (4). -P. 1842-1846.
4. Функциональные возможности сердца у студентов, занимающихся футболом / И.Н. Медведев, В.Ю. Карпов, А.А. Антонов, Н.В. Кириллова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021.- № 6 (196). - С. 192-196.
5. Динамика общей физической подготовленности студентов первокурсников при регулярных занятиях физической культурой / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, В.И. Шарагин, О.А. Разжи-вин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С.118-123.
6. Медведев И.Н. Коррекция тромбоцитарной активности у лиц молодого возраста с высоким нормальным артериальным давлением с помощью регулярных физических тренировок / И.Н. Медведев, А.П. Савченко // Российский кардиологический журнал. - 2010. - Т.15, № 2. - С. 35-40.
7. Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, M.N. Komarov, A.V. Dorontsev, E.S. Kumantsova, O.G. Mikhai-lova // Journal of Biochemical Technology. - 2021. -№ 12 (4). - P. 67-71.
8. Динамика общей физической подготовленности студентов-первокурсников при регулярных занятиях физической культурой / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, В.И. Шарагин, О.А. Разжи-вин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021.- № 8 (198).- С. 118-123.
9. Bikbulatova, A.A. Platelets' Functional Peculiarities in Persons of the Second Mature Age with Spinal Column Osteochondrosis of the Second Degree /A.A. Bikbulatova, E.G. Andreeva, I.N. Medvedev // Annual Research and Review in Biology. - 2017. - Т. 21, № 1. - С. 1-9.
10. Махов, А.С. Влияние регулярной физической активности на функциональный статус при астении / А.С. Махов, И.Н. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2022.- № 2. - С. 46.
11. Функциональные возможности дыхательной системы у студентов, занимающихся спортивной ходьбой / И.В. Никишин, В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, Т.И. Афиногенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022.- № 1(203). - С. 272-277.
12. Воробьева Н.В. Общий функциональный статус астенизированных рукопашников юношеского возраста / Н.В. Воробьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021.- № 6. - С. 18.
REFERENCES
1. Medvedev, I.N., Marandykina, O.V., Sibgatulina F.R., and Antonova, M.S. (2021), "Function of external respiration among athletes game sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.4 (194), pp. 298-303.
2. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020), "Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review", Bali Medical Journal, No. 9 (1), pp. 51-54.
3. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. and Boldov, A.S. (2020), "The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for
Weight Loss ", Bioscience Biotechnology Research Communications, No. 13 (4), pp. 1842-1846.
4. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Antonov, A.A., and Kirillova, N.V. (2021), "Heart functional capabilities at practicing students footballers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp. 192-196.
5. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Sharagin, V.I. and Razjivin, O.A. (2021), "Dynamics of firstgrade students general physical preparedness during regular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 118-123.
6. Medvedev, I.N. and Savchenko, A.P. (2010), "Platelet activity correction by regular training in young people with high normal blood pressure", Rossijskij kardiologicheskij zhurnal, Vol. 15, No. 2, pp. 35-40.
7. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Komarov, M.N., Dorontsev, A.V., Kumantsova, E.S., and Mi-khailova, O.G. (2021), "Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment", Journal of Biochemical Technology, No. 12 (4), pp. 67-71.
8. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Sharagin, V.I., and Razjivin, O. A. (2021), "Dynamics of firstgrade students general physical preparedness during regular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.8 (198), pp. 118-123.
9. Bikbulatova, A.A., Andreeva, E.G., and Medvedev, I.N. (2017), "Platelets' Functional Peculiarities in Persons of the Second Mature Age with Spinal Column Osteochondrosis of the Second Degree", Annual Research and Review in Biology, Vol. 21, No. 1, pp.1-9.
10. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2022), "Effect of regular physical activity on functional status in asthenia", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 46.
11. Nikishin, I.V., Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., and Afinogenova, T.I. (2022), "Functional capabilities of the respiratory system at students engaged in sport walking", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 272-277.
12. Vorobyeva, N.V. (2021), "General functional status of astenized children of young age", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 18.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.09.2022
УДК 796.92.093.642
АНАЛИЗ ТАКТИЧЕСКИХ ВАРИАНТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭСТАФЕТНЫХ
ГОНОК В БИАТЛОНЕ
Николай Степанович Загурский, кандидат педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник, заслуженный тренер России, Яна Сергеевна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, заслуженный мастер спорта, Владимир Иванович Михалев, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Аннотация
В статье представлен анализ тактических вариантов прохождения эстафетных гонок высококвалифицированными биатлонистками на этапах Кубка Мира и зимних Олимпийских играх в Пекине в сезоне 2021-2022 гг. Целью исследования является анализ тактических вариантов расстановки спортсменок по этапам в эстафетных гонках в сезоне 2021-2022 гг. Проведена оценка динамики соревновательной скорости и точности стрельбы на разных этапах эстафеты у спортсменок 6-ти сильнейших сборных команд, выступающих на этапах Кубка мира и Олимпийских играх. Выявленные тенденции и закономерности могут лежать в основе оптимизации тактической подготовки высококвалифицированных биатлонисток.
Ключевые слова: высококвалифицированные биатлонистки, тактика, эстафетные гонки, эффективность соревновательной деятельности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p144-149
ANALYSIS OF TACTICAL OPTIONS FOR PASSING RELAY RACES IN BIATHLON
Nikolai Stepanovich Zagursky, the candidate of pedagogical sciences, professor, senior researcher, Honored Trainer of Russia, Yana Sergeevna Romanova, the candidate of pedagogi-