УДК 159.9 ББК: 88.8
@ М.С. ЛАВРОВА, Н.В. АНИКЕЕВА. 2019
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ КАК РЕГУЛЯТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
FUNCTIONAL STATUS AS REGULATORS OF SUCCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
МАРИЯ СЕРГЕЕВНА ЛАВРОВА,
курсант Института психологии служебной деятельности ОВД, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, сержант полиции Email: [email protected]
НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА АНИКЕЕВА,
старший преподаватель кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, подполковник полиции E-mail: [email protected]
MARIYA SERGEYEVNA LAVROVA, cadet of Institute of psychology service activities of OVD Moscow University Russian interior Ministry named V. Ya. Kikot Email: [email protected]
NATALYA VIKTOROVNA, ANIKEEVA senior lecturer in psychology UNK PSD Moscow University Russian interior Ministry named V. Ya. Kikot E-mail: [email protected]
Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: М.С. ЛАВРОВА, Н.В. АНИКЕЕВА. Функциональные состояния как регуляторы успешности профессиональной деятельности. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 53—55.
Аннотация. В статье рассмотрены различные позиции авторов на понимание функциональных состояний, как одной из категорий, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Авторами предпринята попытка рассмотреть факторы, которые определяют функциональные состояния. Также в статье описаны типы функциональных состояний, представлены подходы к анализу функциональных состояний.
Ключевые слова: функциональное состояние; факторы, определяющие уровень и особенности функциональных состояний; типы функциональных состояний; анализ функциональных состояний
Annotation. The article also describes the types of functional States, presented approaches to the analysis of functional States. The article considers the different positions of authors on the understanding of functional States, as one of the categories to ensure effectiveness of professional activity. The authors attempted to examine the factors that determine a functional state.
Key words: functional status; factors that determine the level and characteristics of functional States; types of functional States; analysis of functional States
Функциональное состояние человека является фактором, который определяет и обусловливает его поведение и возможности. Это может быть и оптимальное построение производственного процесса, и нормирование труда, и определение адекватных физических и нервно-психических нагрузок, и повышение нервно-психической устойчивости, и проведение профилактических мероприятий для борьбы с различными заболеваниями. Другими словами, оптимальное функциональное состояние обеспечивает возможность успеш-
ного и эффективного выполнения того или иного вида деятельности.
Вообще понятие «функциональное состояние» возникло и получило развитие в русле физиологической науки. Однако на современном этапе развития это понятие выходит за рамки физиологических представлений. Разные авторы трактуют это понятие с различных позиций.
Так, В.П. Зинченко под функциональным состоянием понимал интегральную характеристику присущих данному человеку свойств
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES
и качеств, которые определяют эффективность его деятельности [1].
В. Л. Марищуком функциональное состояние определялось как некий симптомоком-плекс психофизиологических и физиологических показателей, которые определяют активность систем организма человека, особенности его жизнедеятельности и обусловливают работоспособность и поведение человека [2].
При всем многообразии формулировок необходимо отметить, что все определения объединяет ряд общих черт. Поэтому, говоря о функциональном состоянии, мы будем подразумевать комплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности человека, эффективность его деятельности и поведение, определяющих уровень выполнения рабочих операций.
Особую роль при изучении понятия «функциональные состояния» играет проблема факторов, определяющих их уровень и особенности. Н.Н. Данилова выделяет шесть групп таких факторов [3]:
1) мотивация — то, ради чего осуществляется деятельность;
2) содержание труда;
3) величина сенсорной нагрузки;
4) исходный фоновый уровень;
5) специфика и уровень функционального состояния;
6) фармакологические, электрические и другие воздействия на организм.
Специфичные состояния человека, как неоднократно было отмечено рядом исследователей, зависят от множества самых разнообразных причин. Поэтому в каждой новой ситуации они неповторимы и уникальны, что вызывает трудности при составлении четкой классификации видов функциональных состояний.
Используя критерий адекватности ответной реакции человека различным требованиям выполняемой им деятельности, функциональные состояния человека делятся на две группы.
I. Состояния адекватной мобилизации (точное соответствие степени напряжения тем требованиям, которые предъявляются определенными условиями).
II. Состояния динамического рассогласования, возникающие при влиянии, например, интенсивной и продолжительной нагрузки
или в результате накопления утомления (реакция не соответствует нагрузке, психофизиологические затраты намного больше, чем возможности).
По критерию длительности выделяют:
• относительно устойчивые длительные состояния (сопровождение деятельности происходит в течение одного-двух дней),
• ситуативные состояния (возникают в ходе работы).
Выделяют несколько типов функциональных состояний, влияющих на эффективность и успешность деятельности.
Утомление — состояние временного снижения работоспособности, которое характеризуется истощением и нарушением координации при протекании рабочих процессов.
Монотония — это состояние, в процессе которого снижается сознательный контроль за выполнением деятельности. Она возникает при выполнении однообразной, рутинной работы, при которой действия выполняются с определенной цикличностью.
Психическое перенапряжение — состояние, при котором человек не принимает малоинтересную и неосмысленную деятельность. Такое состояние приводит к тому, что человек либо приостанавливает работу, либо замещает ее на более интересную. Психическое перенапряжение характеризуется стремлением закончить работу или изменить стиль ее исполнения.
Напряженность - это состояние, в процессе которого повышается мобилизация всех энергетических и психологических ресурсов. Оно развивается в ответ на повышение сложности. Для состояния напряженности характерно заметное изменение эмоций, выраженная мотивация, направленная на устранение трудностей, реализующихся в разнообразных формах: продуктивных и деструктивных.
Стресс — состояние человека в экстремальных ситуациях на различных уровнях (физиологическом, психологическом, поведенческом).
В настоящее время исследователями функциональных состояний обозначены различные подходы. А.Б. Леонова выделяет следующие группы подходов к анализу функциональных состояний [4].
1. Поведенческий подход.
Функциональные состояния можно раскрыть как способы выполнения разнообраз-
54
№ 1/2019
ных задач на уровне внешнего поведения. В данном направлении изучаются качественные стороны осуществления актов поведения. В рамках поведенческого подхода возник новый метод оценки функциональных состояний, а именно тестовые испытания, которые моделируют определенные поведенческие задачи.
2. Энергетический подход
В данном подходе функциональные состояния — процессы с точки, необходимые для обеспечения существования организма, как в отдельных системах, так и в целом организме. В рамках данного подхода изучаются и анализируются механизмы, которые обеспечивают протекание вегетативных, метаболических и других процессов в различных режимах деятельности.
3. Феноменологический поход
Здесь функциональные состояния — это опыт, который пережит человеком, те чувства, переживания и эмоции, выявленные в процессе наблюдения и самонаблюдения. В данном подходе рассматривается характер проявлений психических состояний, выявляются связи между оценками состояния и включением программ поведения.
4. Комплексный подход
Функциональные состояния изучаются как
нечто целое, состоящее из различных компонентов. В своей сущности комплексный подход больше акцентирует внимание на сборе информации о проявлениях компонентов системы, но он не дает схемы анализа и объяснения полученной информации.
5. Системный подход
В последнем подходе функциональные состояния изучаются как устойчивая структура, характеризующая механизмы регуляции деятельности и эффективность решения задач в процессе поведения. В данном подходе человек включен в деятельность, где главную роль играют установки и доступные внутренние ресурсы, необходимые для решения задач.
Общеизвестно, что успешная профессиональная деятельность непосредственно зависит от возможности специалиста поддерживать оптимальный уровень работоспособности. Ведь именно он позволяет обеспечивать надежность и качество труда в быстро изменяющихся условиях современного общества.
Повышение эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов зависит не только от объективных факторов, но и от внутренних средств деятельности, обеспечивающих гибкое приспособление к внешним условиям, к интенсивности нагрузок, продолжительности служебной деятельности и др.
Для достижения высоких показателей в деятельности необходимы определенные благоприятные условия, создающие и поддерживающие на оптимальном уровне функциональные состояния человека. Состояния же зависят как от самого субъекта, так и от окружающей среды и обстановки. Поэтому необходимо осознавать важность поддержания функционального состояния, а так же овладения техниками поддержания.
В заключение стоит отметить, что имеется множество оснований, говорящих о необходимости рассматривать, изучать, диагностировать и оценивать функциональные состояния человека, так как они являются значимыми для людей, осуществляющих какую-либо деятельность, а так же для людей, которые обеспечивают других такой деятельностью, осуществляют непосредственный контроль ее результатов.
Список литературы
1. Аникеева Н.В. Исследование роли волевой регуляции и самоконтроля в протекании психических процессов сотрудников ОВД // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. № 2 (33), 2017. С. 178—180.
2. Введение в эргономику. / Под ред. В.П. Зин-ченко. М., 1974. 352 с.
3. Данилова Н.Н. Психофизиология, Учебник для вузов, Аспект Пресс, Москва 2012. 368 с.
4. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. В кн.: Эмоциональный стресс. Л., Медицина, 1970. С. 178—208.
5. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности // Психология труда, инженерная психология эргономика / Под ред. Е.А. Климова и др., М: Юрайт, 2015. 618 с.
6. Марищук В Л. Функциональные состояния и работоспособность // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. Л., 1974. С. 87—95.
7. Федотов С.Н., Еременко Т.Е. Успешность служебной деятельности курсантов образовательных организаций правоохранительных органов: психологический аспект. // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2015. № 3. С. 13—19.