Научная статья на тему 'Функциональное состояние человека как интегральная характеристика'

Функциональное состояние человека как интегральная характеристика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7254
938
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / FUNCTIONAL CONDITION / PSYCHICAL AND PHYSIOLOGICAL CONDITIONS / INTERDISCIPLINARY RESEARCHES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хватова М. В.

В статье представлен теоретический анализ понятия «состояние», сопоставлена его сущность и взаимная дополнительность в разных дисциплинах, отражена необходимость комплексного, междисциплинарного исследования состояний человека и возможности использования функционального состояния человека как интегральной характеристики деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional condition of a person as integral characteristic

In the paper theoretical analysis of the concept «condition» is presented. The author compares its essence and mutual supplement in different disciplines, shows the necessity of complex, interdisciplinary research of conditions of a person and opportunities of use of a functional condition of a person as an integral characteristic of activity.

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние человека как интегральная характеристика»

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

М.В. Хватова

В статье представлен теоретический анализ понятия «состояние», сопоставлена его сущность и взаимная дополнительность в разных дисциплинах, отражена необходимость комплексного, междисциплинарного исследования состояний человека и возможности использования функционального состояния человека как интегральной характеристики деятельности.

Ключевые слова: функциональное состояние, психические физиологические состояния, междисциплинарные исследования.

В настоящее время как в психологии, так и во всей науке в целом приоритет отдается междисциплинарным исследованиям. Потребность в междисциплинарных знаниях порождает поиск методов исследования, форм интеграции теоретических подходов и формирование понятийного аппарата. Известны общеметодологические категории, которые широко используются в разных научных дисциплинах со своим понятийным акцентом. К таким метапонятиям относится категория «состояние». Состояния человека являются предметом теоретических разработок как в психологии, так и физиологии. Изучение теоретических и прикладных аспектов проблемы состояний человека является актуальным, поскольку в теоретическом плане отсутствует достаточно четкое определение как в отдельных науках (психология, физиология), так и отражающее междисциплинарный характер, а в практике существует потребность оценки состояний, в том числе в учебной и трудовой деятельности.

Настоящая статья направлена на анализ теоретических представлений о понятии «состояние», сопоставление его сущности и взаимной дополнительности в разных дисциплинах; акцент сделан на комплексности и междисциплинарности исследований состояний человека и возможности использования функционального состояния человека как интегральной характеристики деятельности.

Целью данной статьи является теоретико-методологический анализ проблемы состояний человека в междисциплинарных исследованиях.

Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Проблема состояний изначально

являлась предметом исследования в физиологии, где основное внимание исследователей было направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность трудовой деятельности и эмоциональных состояний [1-3]. Позже проблема состояний человека стала рассматриваться в психологии. Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В.Н. Мясищев [4].

Е.П. Ильин отмечает, что изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния (ФС), а психологи - эмоциональные и психические. На самом же деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в названии. Вместе с тем несмотря на обилие публикаций, эта проблема не получила еще достаточно полного освещения, в том числе и теоретического [5].

В рамках биологических наук подходы к проблеме функционального состояния в отечественной и мировой науке имеют различия. В западной литературе данная проблема рассматривается в рамках представлений об уровнях активации и уровнях бодрствования, как правило, в контексте теории активации Д.Б. Линдсли [6]. По существу функциональное состояние человека отождествляется с уровнем бодрствования, а функциональное состояние мозга с уровнем активации.

В отечественной литературе на проблему ФС существуют следующие взгляды. И.П. Павлов [7] указывал, что живой организм как система существует в окружающей природе только благодаря способности уравновешивать свою внутреннюю среду с внешней за счет определенных реакций на внешние. Ре-

зультатом этого процесса, как он полагал, является формирование особого, свойственного конкретным условиям ФС.

Одно из наиболее общих представлений ФС было дано позднее Е.Н. Соколовым, предлагавшим рассматривать его как фон, на котором развиваются поведенческие реакции человека и животных [8]. Сходной точки зрения придерживаются Б.И. Котляр и Н.О. Тимофеева, они отмечают, что под обычно употребляемым термином ФС чаще всего понимают активность мозга, на фоне которой развиваются поведенческие акты и осуществляется высшая нервная деятельность. Таким фоном могут служить состояния, которые образуя некий континуум, отличаются друг от друга прежде всего по интенсивности активации головного мозга [9].

В.Н. Кирой предложил рассматривать ФС индивида как одно из его базовых свойств. Текущее ФС с его индивидуальными особенностями формируется, по его мнению, на основе актуальных потребностей в процессе выбора и реализации различных поведенческих программ и является одним из приспособительных механизмов живых систем всех уровней организации, опосредуя собой любое их взаимодействие с окружающей средой. В рамках этого подхода все многообразие «функциональных рабочих состояний» (утомление, монотония, врабатывание, оптимальная работоспособность и др.) предлагается рассматривать как результат изменения базовых уровней, традиционно выделяемых на шкале бодрствования, различными «деформирующими» факторами [10].

Функциональный подход к состоянию человека получил широкое развитие благодаря теории функциональных систем П.К. Анохина и концепции деятельности как основного методологического принципа отечественной науке, в связи с чем ФС связывают с общественно значимой трудовой деятельностью [11].

Деятельностный аспект ФС отражен в определении, приводимом в словаре физиологических терминов: «ФС - это интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека. ФС есть системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность потребностям деятельности, поэтому главным содер-

жанием ФС является характер интеграции функций и особенно регулирующих механизмов. Описывая ФС как системную реакцию организма, выделяют в качестве основных элементарных структур или звеньев системы функции и процессы разного уровня...» [12].

Психическое состояние как особая психологическая категория и объект научного исследования были обозначены Н.Д. Левитовым. Согласно его определению, «психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [13].

Проблема психических состояний во многом остается нерешенной в теоретическом плане. Так, затруднена систематизация психических состояний в связи с их множеством, к примеру, существует до 63 понятий состояний. Психические состояния одновременно являются формой интеграции и текущих изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных особенностей как отдельных сфер личности, так и личности в целом (ее развития).

Сложность определения сущности понятия «состояния человека», как отмечает Е. П. Ильин, заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни - на физиологический, другие - на психологический, третьи и на тот и другой одновременно. Действительность же такова, что если рассматривать состояния человека, а не отдельных его функциональных систем, то в любом функциональном состоянии присутствует психическое, а в любом психическом физиологическое [5].

Некоторые авторы пытаются разделить понятия «психические состояния» и «функциональные состояния», отмечая что они не тождественны, хотя и взаимосвязаны. Психическое базируется на функциональном состоянии мозга. При этом если психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех элементов, участвующих в психическом акте, то функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность [14].

Если условно принять, что функциональное состояние - уровневая характеристика, а психическое состояние - модальная, а в действительности в психических состояниях сочетаются и уровневые и модальные характеристики, то речь должна идти о психофизиологических состояниях. Такой точки зрения придерживается Е.П. Ильин и выделяет особый вид состояний - психофизиологические [5]. По его определению, психофизиологическое состояние - целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата. В то же время понимание сущности психофизиологических состояний порождает очередной виток методологических проблем.

Определение психофизиологического состояния предполагает, что оно причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. По мнению Е.П. Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживания), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы), поведенческого (мотивированное поведение). Заключение об имеющемся у человека состоянии можно сделать только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней. Психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая - в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга и всегда сопутствуют.

Из всего сказанного следует, что состояние отражает уровень функционирования как отдельных систем, так и всего организма, поэтому логично говорить не о психических или психофизиологических состояниях, а о функциональных состояниях.

Однако на сегодняшний момент в науке понятие функциональное состояния закрепилось у физиологов, поэтому его используют, чтобы отделить физиологические состояния от психических (психофизиологических). На

наш взгляд, понятие функциональные состояния должно быть использовано более широко, за пределами только физиологического смысла, отражать многоуровневый характер и интегрирующую функцию.

Е.П. Ильин отмечал интегрирующую функцию состояний в образовании функциональных систем и представлял ФС как «реакцию функциональных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленную на получение полезного результата» [15]. При этом под полезным результатом им понималось достижение как биологических (сохранность, обеспечение жизнедеятельности организма и т. д.), так и различных социальных целей.

Функциональное состояние включает две качественно различные стороны - объективную и субъективную. Объективная сторона связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза. Под субъективной стороной функционального состояния понимают психические явления, которые относят к личностным образованиям. Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным. Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны, их организация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов, от степени развития тех или иных волевых качеств, возможно, от интеллектуальных характеристик, а также от психофизиологического единства личности. Следует отметить, что у человека субъективная сторона функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные.

В работе Н.Н. Даниловой предпринята попытка анализа основных методологических вопросов психофизиологии функциональных состояний. По мнению автора, широкое использование термина ФС разными областями наук объясняется тем, что в самых различных сферах деятельности человека успешность его труда, обучения, творчества,

физическое и психическое здоровье в значительной мере зависят от ФС человека.

Часто встречающееся определение ФС как фоновой активности нервных центров, при которой и реализуется та или иная конкретная деятельность человека, носит самый общий характер и недостаточно раскрывает самое понятие. Поэтому ФС следует рассматривать как особое психофизиологическое явление со своими закономерностями, которое заложено в архитектуре модулирующих функциональных систем и которое проявляется на биохимическом, физиологическом, поведенческом и психологическом (субъективном) уровнях. Данный взгляд на ФС акцентирует важность изучения его собственных механизмов регуляции [16].

Приведенный анализ литературы свидетельствует о расхождениях в представлении разных авторов о функциональном состоянии. Вместе с тем междисциплинарный характер исследований требует расширения и уточнения использования этого термина. С одной стороны, существует укрепившийся взгляд на понятие ФС, заимствованное из физиологии, как некоторой активности мозга или организма. С другой стороны, функциональное состояние рассматривается как система, которая включает в себя объективные компоненты (физиологические процессы) и субъективные (психические явления).

Ответ на возникшие противоречия во взглядах на ФС как активность физиологических систем и психофизиологическое явление, возможно, находится в разделении таких понятий, как функциональное состояние организма и функциональное состояние человека. В психологическом словаре дается определение этим понятиям:

«Функциональное состояние организма -интеграция активности различных физиологических систем, определяющая особенности осуществления деятельности. ФС имеет тоническую составляющую - базовый уровень активности основных физиологических систем (общий обмен, гормональный статус, соотношение активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы) и фазические компоненты, формирующиеся при необходимости реализации определенных видов деятельности. . В процессе деятельности различают связанные с ФС уровни работоспособности (умственной и

физической), напряженности и степень утомления (Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер)».

«Функциональное состояние человека -интегративная характеристика человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализацию систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. . Классификации ФС человека строятся на основе прагматических и содержательных критериев. Выделяют оптимальные и неоптимальные виды ФС человека; острые хронические, пограничные. К числу основных качественно специфичных классов ФС человека относятся состояние оптимальной работоспособности, утомление, монотония, разные формы физиологического и психологического стресса» [17].

Таким образом, понятие «функциональное состояние организма» отражает физиологический смысл, а функциональное состояние человека - системное психофизиологическое явление.

В целом можно отметить, что в настоящее время в науке сложились следующие методологические принципы в изучении ФС.

Первым методологическим принципом изучения функциональных состояний является представление о нем как об особом базальном механизме интегративной деятельности мозга. Вторым методологическим принципом изучения функциональных состояний является представление о функциональном состоянии как системном явлении. Третий методологический принцип, который полезно учитывать при изучении функциональных состояний и выявлении базальных механизмов его регуляции - дифференциально-психологический подход. Этот принцип требует, чтобы заключение о ФС, о его соответствии оптимуму и норме выполнялось бы на основе учета индивидуально-психологических свойств человека.

Проблема ФС привлекательна и актуальна в аспекте адаптации человека. Так, уровни адаптации связаны с функциональным состоянием организма человека. По мнению А.Г. Маклакова, ФС представляют собой динамичные образования, которые являются интегральной характеристикой всех взаимосвязанных уровней адаптации [18].

П.К. Анохин считает, что центральным звеном любой системы является результат ее

функционирования - ее системообразующий фактор. Таким системообразующим фактором для целостного организма является адаптация. Следовательно, функциональное состояние есть характеристика уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации [11].

С позиции адаптации оценка, прогнозирование и оптимизация ФС человека имеют отчетливый прикладной аспект.

Целесообразность диагностики состояний человека определяется такими причинами, как необходимость оценки уровня активности и самочувствия человека; необходимость прогнозирования уровня работоспособности человека: либо для ее повышения путем регуляции возникшего негативного состояния, либо принятие решения о прекращении деятельности, чтобы сохранить здоровье человека [5].

Методологическим положением в диагностике состояний, исходя из большинства определений этого понятия, является комплексный подход. Более того, для диагностики психофизиологических состояний и подбора оптимального количества методик нужен структурный, системный подход [15, 19]. Распознать то или иное состояние человека можно, учитывая целый ряд показателей, отражающих направленность изменений в различных физиологических и психологических системах.

Выбор показателей для оценки психофизиологического состояния должен быть целенаправленным, отражающим качество реакции важнейших уровней (блоков) организма и личности. Так, Е.П. Ильин [5] отмечает системный характер психических состояний, который включает в себя реагирование разных уровней: психического (переживание, изменение протекания психических процессов), физиологического (гуморальная регуляция со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы) и поведенческого (психомоторное реагирование). Качественное своеобразие изменений на этих уровнях создает специфическую качественную характеристику определенного состояния.

Следует отметить, во-первых, что сложность диагностики состояний состоит в том, что в реальности часто наблюдается накладывание одного состояния на другое, при

этом одно состояние маскирует другое, например состояние эйфории и утомления. Во-вторых, при диагностике состояний необходимо учитывать индивидуальные особенности реагирования, которые могут зависеть от уровня эмоциональной возбудимости, развитости силы воли и других личностных факторов.

Таким образом, не существует единого взгляда на проблему функционального состояния, нет единого определения и классификации. Проблема ФС требует комплексного подхода и методологического разрешения ряда вопросов. ФС человека - системное психофизиологическое явление. Под ФС мы понимаем интегральную характеристику тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность жизнедеятельности и/или деятельности (трудовой или учебной). ФС включают объективную и субъективную стороны; объективная сторона отражает процессы физиологического уровня, а субъективная является личностным образованием, при этом ей отводится ведущая роль в регуляции состояний. При диагностике ФС человека следует исходить из принципов дифференциальнопсихологического подхода. Все вышесказанное подтверждает значимость изучения механизмов ФС человека в связи с необходимостью решения ряда фундаментальных и прикладных проблем.

1. Богуславский В.О. Кривая мышечной усталости человека под влиянием разных условий: дис. ... д-ра псих. наук. СПб., 1891.

2. Ухтомский А.А. Утомление // БСЭ. 1936. Т. 56. С. 420.

3. Ухтомский А.А. Физиология двигательного аппарата. Утомление: собр. соч. Л., 1952. Т. 3.

4. Мясищев В.Н. О типах поведения и типах нервных систем // Вопр. изучения и воспитания личности. М., 1932. Вып. 3-4.

5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005.

6. Линдсли Д.Б. Ретикулярная система и процесс раздельного восприятия // Ретикулярная формация мозга. Н., 1962. С. 451-470.

7. Павлов И.П. Полн. собр. тр.: в 5 т. М.; Л., 1949. Т. 3.

8. Соколов Е.Н. Представление функциональных состояний точками в многомерном пространстве // Функциональные состояния. М., 1978. С. 53-54.

9. Котляр Б.И., Тимофеева Н.О. Проблема состояний мозга в свете идей А.А. Ухтомского и данных современной нейрофизиологии // Учение А.А. Ухтомского о доминанте и современная нейрофизиология: сб. науч. тр. Л., 1990. С. 203-217.

10. Кирой В. Н. Локальные и дистальные биоэлектрические явления как отражение различных аспектов интегративной деятельности мозга // Принципы и механизмы деятельности мозга человека: II Всесоюз. конф. Л., 1989. С. 125.

11. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

12. Словарь физиологических терминов / отв. ред. О.Г. Газенко. М., 1987.

13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

14. Габдреева Г.Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса // Психологическая служба в вузе. Казань, 1981. С. 105-174.

15. Ильин Е.П. Теория функциональных систем и психофизиологических состояний // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978. С. 325-347.

16. Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 1992.

17. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В Зинченко. СПб., 2003.

18. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2007.

19. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. О системном анализе психических состояний // Новые исследования в психологии. М., 1987. № 1 (36).

С. 3-7; № 2. С. 3-7.

Поступила в редакцию 14.01.2008 г.

Khvatova M.V. Functional condition of a person as integral characteristic. In the paper theoretical analysis of the concept «condition» is presented. The author compares its essence and mutual supplement in different disciplines, shows the necessity of complex, interdisciplinary research of conditions of a person and opportunities of use of a functional condition of a person as an integral characteristic of activity.

Key words: functional condition, psychical and physiological conditions, interdisciplinary researches.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Г.В. Булгаков

В статье экономический интерес рассматривается как многосторонняя общественная категория, которой занимаются различные науки. Проведен анализ различных подходов в вопросе о сущности интереса и его характере. Отмечается, что исследование интереса с позиции экономиста важно, как объективное содержание потребности и интереса, так и субъективные признаки, связанные с формированием и реализацией интересов и потребностей людей.

Ключевые слова: исследование экономических интересов, содержание потребности и интереса, потребностей людей.

Интерес - многосторонняя общественная категория. Ею занимаются различные науки: экономическая теория, философия, право, социология, педагогика, психология и др. Каждая из этих наук рассматривает данную категорию в своем аспекте. О многосложности названной категории свидетельствует и большой спектр ее определений различными теоретиками. Да и едва ли было бы правильным требовать единого определения интереса во всех науках: то, что является более значимым и существенным с точки зрения эко-

номической теории, может оказаться менее значимым, к примеру, для психолога или социолога.

И ученые и практики сходятся в одном: в признании огромной роли интересов как движущей силы, побуждающей индивида, различные общественные группы и все общество к активной деятельности, к активному взаимодействию.

Различия в подходе ученых наблюдаются не только в вопросе о сущности интереса, но и о его характере. Дан ли нам интерес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.