SCIENCE TIME
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. М.Е. ЕВСЕВЬЕВА
Деров Александр Алексеевич, Мордовский государственный педагогический институт, г. Саранск
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены функциональные разновидности менеджмента на факультете физической культуры в МордГПИ.
Ключевые слова: спортивный менеджмент, функциональные разновидности, физкультурное образование, система управления.
Факультет физической культуры МордГПИ перешел на двухуровневую, европейскую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру. Обобщение опыта работы российских институтов физической культуры показывает, что у современной российской молодежи сохраняется высокая потребность в высшем и среднем профессиональном физкультурном образовании.
В государственной концепции развития образования в современной России предусмотрено возрастание роли высшего профессионального образования, которое является одной из ступеней в многоуровневой системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Это составляет государственную правовую гарантию для дальнейшего прогресса высшего профессионального физкультурного образования [1].
С позиций педагогического менеджмента МордГПИ представляет собой государственное образовательное учреждение, педагогическую систему, основная целевая функция которой состоит в профессиональной подготовке специалистов с высшим образованием.
Профессиональная подготовка специалистов на факультете физической культуры осуществляется по основным направлениям подготовки: педагогическое образование - по специальности «Физическая культура», «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности» и гуманитарные науки - по специальности «Физическая
122
культура», «Физическая реабилитация», «Туризм». Учитывая, сложившуюся тенденцию к увеличению малокомплектных школ в Республике Мордовия, на факультете ведется подготовка учителей по совмещенной специальности.
Управление в МГПИ в современных условиях России регламентируется его уставом, в котором воплощаются соответствующие правовые нормы закона «Об образовании», отражаются и нормативно закрепляются специфические направления деятельности конкретного образовательного учреждения.
Современный МордГПИ, как зафиксировано в Законе «Об образовании» самостоятелен в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, финансовой, хозяйственной деятельности. Управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Основываясь на теории менеджмента в современных российских рыночных условиях, представляется целесообразным выделить в качестве наиболее приоритетных следующие инновационные функции педагогического менеджмента на факультете физической культуры МордГПИ: развития платных образовательных услуг в целях организационно-экономической стабилизации образовательного процесса; управления качеством образовательного процесса; регионализации управления институтом.
Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказания предусматривается уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств.
МордГПИ принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими или юридическими лицами в форме дара; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
МордГПИ имеет право:
- приобретать оборудование;
- арендовать необходимые ему оборудование и др. материальные ресурсы;
- финансировать за счет средств мероприятия, способствующие улучшению социально-бытовых условий коллектива;
- передавать материальные и денежные ресурсы предприятиям и организациям, выполняющим для него работы и услуги.
С целью реализации задач программы развития инновационной инфраструктуры ЦКП «МБЦПО» на факультете физической культуры был создан «Научно-практический центр физической культуры и здорового образа жизни». Одним из основных приоритетных направлений деятельности центра
123
является целенаправленная пропаганда физической культуры и здорового образа жизни у разных групп населения. Основными направлениями деятельности НПЦ являются: мониторинг и паспортизация здоровья студентов МордГПИ и других категорий граждан; диагностика и исследование профессионально значимых качеств в спорте; учебно-методическое обеспечение тренеров, специалистов и учителей физической культуры; реализация образовательных программ и технологий, связанных с реабилитацией спортсменов различных спортивных специализаций; организационно-аналитическая работа с целью формирования информационного фонда результатов мониторинга, паспортизации и диагностики физического здоровья разных категорий населения.
В институте в результате целенаправленной работы администрации с полным основанием можно утверждать, что платные дополнительные образовательные услуги в современных российских рыночных условиях являются важным фактором его организационно-экономической стабилизации, создают объективные предпосылки для управления на научной основе качеством образовательного процесса.
Учитывая потребности рынка труда, запущено много новых интересных направлений обучения, среди которых: адаптивная физическая культура, технология и организация турагентских услуг, технология и организация спортивно-оздоровительных услуг.
Для того чтобы, усовершенствовать знания, деловые качества на факультете физической культуры существуют различные дополнительные образовательные программы: ««Подготовка организаторов спортивно-оздоровительной работы в детских оздоровительных лагерях», «Средства и методы физического воспитания», «Техника гимнастических упражнений», «Методические особенности применения физических упражнений и массажа при различной патологии», «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности», «Адаптационные возможности лиц с отклонениями в состоянии здоровья к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам». Эти программы являются дополнением к диплому специалиста, которые помогут при дальнейшем трудоустройстве.
Учебным планом на факультете физической культуры предусмотрены различные виды практик в учреждениях дополнительного образовании: в ДЮСШ, дошкольных образовательных учреждениях, средних общеобразовательных школах и летних оздоровительных лагерях. Особенным спросом у студентов пользуется практика в летних оздоровительных лагерях. Ежегодно студенты факультета физической культуры выезжают работать в качестве вожатых, физруков, плавруков, спасателей в оздоровительные лагеря Мордовии. Подмосковья, Чувашии, Пензенской области, на побережье Черного моря.
124
Институт заключил договоры о сотрудничестве со многими спортивными площадками города, что дает нашим студентам возможность постоянно совершенствовать спортивное мастерство. Это Цент олимпийской подготовки имени В.М. Чегина, лыжно-биатлонный комплекс, СК «Мордовия», стадион «Старт», Ледовый дворец. Институт тесно сотрудничает с Федерацией по легкой атлетике России, ведущими спортивными вузами Москвы и Санкт-Петербурга.
Льготы по налогообложению следует рассматривать как важный метод государственной поддержки образовательных учреждений. Доходы таких организаций от деятельности, направленной на социально значимые цели, освобождаются от налогообложения при условии соблюдения установленных требований к их распределению. Это - местный налог на землю, отсрочкой платежей по коммунальным услугам [2].
Таким образом, в МордГПИ сформирована многоканальная структура финансирования. Оказание платных образовательных услуг позволил нормализовать экономическую ситуацию в МордГПИ, обеспечив не только своевременную выплату заработной платы преподавательскому составу и стипендий студентам, но и другие виды материально-технического обеспечения учебного процесса.
Ключевой инновационной функцией педагогического менеджмента на факультете физической культуры МорГПИ является управление качеством образовательного процесса. За основу была принята концепция нового качества образования, развиваемая исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов при Федеральном агентстве образования Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации. С позиции этого подхода качество образовательного процесса на факультете физической культуры МордГПИ синтезируется из следующих составляющих: качества учебных программ; качества кадрового потенциала, задействованного в учебном процессе; качества обучающихся; качества средств образовательного процесса (качества материально-технической базы, качества учебно-методического обеспечения, качества используемых учебных аудиторий, качества транслируемых знаний и др.); качества применяемой образовательной технологии. Управление качеством образовательного процесса на факультете физической культуры МордГПИ представляет собой управление качеством по отношению ко всем перечисленным составляющим [3].
Организация работы по реализации этой функции на факультете физической культуры МордГПИ включала: планирование и организацию учебного процесса; разработку электронных учебно-методических комплексов, учебных программ по изучаемым предметам, экзаменационные билеты; разработку положений о проведении спортивных соревнований и различных конкурсов, олимпиад; научную организацию труда преподавателей и студентов
125
факультета, внедрение контрактной системы для преподавателей и сотрудников; разработку регионального компонента для образовательного стандарта высшего профессионального физкультурного образования; организацию учебно-тренировочной работы, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий; организацию педагогического контроля процесса обучения в форме зачетов, экзаменов и других форм.
Анализ материалов исследования показывает, что в результате целенаправленной работы на факультете физической культуры в МордГПИ обеспечивается достаточно высокий уровень качества подготовки специалистов. Свидетельством этого являются результаты государственных междисциплинарных выпускных экзаменов (42-54 % - 5; 44-54 % - 4; 8-12 % -3), показатели уровня спортивной подготовки студентов факультета физической культуры и результаты уровня готовности студентов-выпускников факультета физической культуры к работе, успешное прохождение институтом государственной аттестации.
Анализ отзывов потребителей специалистов (Министерства образования РМ, РДЮСШ, ЦОП РМ, физкультурно-спортивного общества профсоюзов России) показывает, что для выпускников последних лет характерен достаточный уровень теоретической и практической подготовки. Списки вакантных мест и ходатайства директоров школ свидетельствуют, что более всего востребованы в последние годы преподаватели физической культуры и безопасности жизнедеятельности.
Важным актуальным инновационным направлением совершенствования управления институтом в условиях демократизации Российского общества является его регионализация. Традиционно высшее физкультурное образование складывалось как централизованная отраслевая система. Институты физической культуры централизованно финансировались и ориентировались на выполнение устанавливаемых из центра планов подготовки специалистов высшего звена [4].
В результате реализации функции регионализации сформирована система региональных взаимосвязей института, которая охватывает различные виды объектов: а) администрацию республики, городов и районов; б) администрацию предприятий; в) ДЮСШ, ЦОП, РСДЮСШ Олимпийского резерва, Мордовская республиканская организация ФСОП «Россия»; г) Мордовский республиканский институт образования, Городское управление образования; д) высшие учебные заведения региона;
Функция регионализации включает также разработку региональной составляющей учебного плана на факультете физической культуры института. Основными предметами, в которые должен быть включен региональный компонент, являются: менеджмент и экономика физической культуры и спорта; история физической культуры; педагогика; ЛФК; туризм; практика. На
126
SCIENCE TIME
факультете физической культуры МГПИ им. М. Е. Евсевьева в цикле общепрофессиональных дисциплин национально-регионального компонента ведутся спецкурсы: «Физическое воспитание в сельских малокомплектных школах Мордовии»; «Влияние средовых факторов на морфологические особенности республики Мордовия», в цикле специальных дисциплин «История физической культуры и спорта в Мордовии»; «ЗОЖ и его формирование у населения Мордовии».
Проводимая в этом направлении работа в значительной мере способствует социально-экономической стабилизации работы института в условиях реформирования системы профессионального образования.
Обобщение изложенного материала приводит к выводу о том, что в деятельности высшего профессионального учебного заведения важную роль играет работа по созданию системы многоканального финансирования, которое обеспечивает эффективное выполнение институтом возложенных на него образовательных функций.
Литература:
1. Жолдак, В.И. Менеджмент : учеб. пособие / В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 528 с.
2. Золотов, М.И. Менеджмент и экономика ФК и С: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. - М.: Изд. центр «Академия», 2011. - 432 с.
3. Зубарев, Ю.А. Менеджмент и маркетинг в сфере ФКиС: учеб. пособие / Ю.А. Зубарев, А.А. Сучилин. - Волгоград : Перемена, 2010. - 162 с.
4. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации : учеб. пособие / И.И. Переверзин. - 2-е изд. - М. : «СпортАкадем Пресс», 2012. - 244 с.
127