УДК 159.9
общая психология и психология личности
функциональные особенности взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта: контекст самоорганизации жизненных перспектив личности
Л.Д. Демина, И.А. Ральникова (Барнаул)
Аннотация. Взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта опосредует становление системы и структуры жизненной перспективы личности, что способствует ее самоорганизации, проектированию, оценке адекватности возможностям человека. Ключевые слова: жизненная перспектива; социальный интеллект; эмоциональный интеллект; самоорганизующаяся система.
В условиях мирового кризиса и его проявлений в России экономическая, социальная, политическая ситуация достигла высокой степени неопределенности. Это привело к учащению асоциальной активности населения, которая осуществляется в различных формах (социальный и психологический риск, воспроизводство девиаций, суицидальное поведение, формирование разного толка зависимостей и др.). Такие ситуации оказывают сдерживающее влияние на становление жизненной перспективы человека, трансформируя ее в отрицательном ключе, что стимулирует и трансформацию функционирования самоорганизации адекватной возможностям человека и требованиям времени жизненной перспективы. Подобные условия становятся основанием развития психологических деформаций субъективной картины будущего, что проявляется в нарушении регулирующей функции перспективы в отношении активности личности в настоящем. Вместе с тем отечественными и зарубежными психологами доказано, что человек действует в настоящем в связи с предвидением близких и отдаленных будущих событий, проектируя для него путем самоорганизации [6, 10] условия для возможности их самореализации (Э.В. Галажинский и др.).
В современной психологии жизненная перспектива изучается в контексте жизненного пути и психологического времени человека, обозначается и специфика теоретико-методологических подходов, опосредствуя ряд концепций. Среди них можно выделить следующие: особенности представлений о жизненном пути, представленные в работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, системном подходе в психологии (Л.С. Выготский, В.Е. Клочко), идеи психологии жизненных (Л.Ф. Бурлач) и критических (Ф.Е. Василюк, В.И. Слободчиков) ситуаций. Немалое количество работ по изучению жизненной перспективы осуществлено с позиций событийного подхода (Е.М. Головаха, А.А. Кро-ник), включая и исследования, проведенные ранее под научным руководством И.А. Ральниковой [2, 3, 9, 13, 14].
Принимая во внимание положение Д.А. Леонтьева об образе мира как многомерном психологическом образовании (считая время одним из его измерений),
предполагается, что представление человека о времени в целом, в том числе и о времени собственной жизни, характеризует субъективную картину жизненного пути человека. Одним из его измерений являются представления о будущем, или о жизненной перспективе.
Основываясь на собственных результатах изучения жизненной перспективы индивидов, находящихся в нормальных и трудных жизненных ситуациях, анализе теоретико-методологических оснований и технологических процедур, опубликованных в печати работ представленных выше авторов, результатов исследования, полученных и другими исследователями [4, 5, 7], можно сделать вывод, что перспектива обладает следующими параметрами: целостностью, принадлежностью к области представлений и самосознанию, многомерностью, отражающей единство измерений будущего, глубиной, широтой и др.
В представляемой работе жизненная перспектива понимается как многомерный образ будущего [8, 10]. В этой связи выделены следующие измерения жизненной перспективы: ценностно-смысловое (ценности, ценностные ориентации, мотивы, личностные смыслы), эмоционально-оценочное (эмоции, чувства, возникающие в связи с содержательным наполнением образа будущей жизни), когнитивное (анализ собственного прошлого и настоящего времени жизни, результаты которого предвосхищают будущие жизненные события, цели и средства их реализации), организационно-деятельностное (совокупность стилей, стратегий форм поведения человека в настоящем, создание возможностей последовательного воплощения жизненных перспектив в ближайшем и отдаленном будущем и др., т.е. самоорганизация жизненной перспективы). Единство измерений тогда следует понимать как взаимосвязи отмеченных измерений с одновременным присутствием их в жизненной перспективе человека. Совокупность выделенных измерений жизненной перспективы отражает их единство в ее структуре, концентрируемое в представлениях о будущем.
Указанные измерения рассматривались в контексте взаимосвязи их с функциональной спецификой социального и эмоционального интеллекта, которая проявилась в той или иной степени и качестве во всех перечислен-
60
Общая психология и психология личности
ных измерениях жизненной перспективы, направляя ее самоорганизацию.
В статье представлены результаты исследования репрезентации социального и эмоционального интеллекта в становлении жизненных перспектив личности, выявлены их взаимосвязь и функциональная специфика.
Известно, что проблема изучения интеллекта человека является одной из «старейших» в психологической науке, целостный анализ которой не входил в нашу задачу. Вместе с тем следует отметить, что интенсивная дискуссия, развернувшаяся в психологии прошлого века по поводу структуры интеллекта, не завершилась и в настоящее время. Однако в зарубежной и отечественной психологии как относительно самостоятельные и имеющие свои функциональные особенности выделяются: общий интеллект (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, О.К. Тихомиров, М.А. Холодная и др.), социальный интеллект (Г Айзенк, Дж. Гилфорд, Д.В. Ушаков) и эмоциональный интеллект (Дж. Майер, А.В. Карпов, Д.В. Люсин).
Определенные проявления общего интеллекта в структуре социального интеллекта и эмоционального интеллекта не отрицаются, но до сих пор нет единства среди психологов в понимании специфики каждого из выделенных видов (форм) интеллекта. По указанным причинам мы придерживались теории социального интеллекта Дж. Гилфорда, эмоционального - Дж. Майера, Д.В. Люсина.
В статье представлены результаты исследования репрезентации социального и эмоционального интеллекта в становлении жизненных перспектив личности, выявлены их взаимосвязь и функциональная специфика. При этом сравнивались уровень развития и сформи-рованности и адекватности жизненной перспективы, анализировались достоверные связи социального интеллекта с эмоциональным и величинами измерений жизненной перспективы у специалистов управления: государственных и муниципальных служащих администрации Алтайского края, образовательных учреждений и промышленных предприятий края и г. Барнаула в возрасте 30-45 лет.
Результаты исследования показали, что как социальный, так и эмоциональный интеллект являются многогранными функциональными образованиями, выполняющими как общие, так и специфические функции становления и преобразования жизненных перспектив. С целью обнаружения специфики связей с отдельными измерениями жизненной перспективы личности и композитной оценкой социального и эмоционального интеллекта в исследовании применялся корреляционный анализ. Согласно его результатам социальный интеллект положительно коррелировал с основными, обозначенными выше измерениями жизненной перспективы личности как системного явления, осуществляя: познание результатов поведения как своего, так и других людей, сравнение их адекватности (г = 0,86; p = 0,001), познание специфики переорганизации классов поведения при из-
менении ожидаемых реакций членов группы, партнеров по общению, познание социальных и психологических систем (г = 0,72; p = 0,001).
Эмоциональный интеллект позитивно коррелировал с познанием и оценкой отношений в социальных, психологических, поведенческих системах, ориентируясь в основном на собственные переживания, чувства (г = 0,82; p = 0,002). Эмоциональный интеллект, постоянно аккумулируя динамику эмоционального тона, является основанием осмысления собственного прошлого, настоящего опыта, прогнозирования и проектирования будущего, переживая результаты отдельных измерений жизненной перспективы, «наделяет» их эмоциональной оценкой и отношением к каждому из измерений, которое менялось в процессе конструирования личностью их структуры и содержания. В процессе исследования были выявлены достоверные связи социального интеллекта с характеристиками эмоционального интеллекта (г = от 0,54 до 0,88; p = от 0,05 до 0,001) и жизненных перспектив (смыслы и ценности, осмысление жизни в прошлом и настоящем, глубина, осознанность, самопринятие желаемой структуры перспективы, способы решения организационно-деятельностных проблем и др.).
Таким образом, с помощью корреляционного и факторного анализов были получены достоверные связи социального интеллекта со всеми измерениями жизненных перспектив, основанных на результатах познания социальной и психологической реальности, формируя системную структуру жизненной перспективы и являясь ее системообразующим основанием. Установлено также, что эмоциональный интеллект связан двухсторонними связями (г = от 0,48 до 0,89; p = от 0,05 до 0,001) с той частью структуры измерений жизненной перспективы, которая основана не столько на познании социальной реальности, сколько на результатах эмоционального осмысления переживаний (чувств), формируя отношение личности к ее содержанию в каждый конкретный период ее становления и преобразования. Поэтому эмоциональный интеллект является структурообразующим основанием жизненной перспективы. При этом было отмечено, что «сила взаимосвязи» социального и эмоционального интеллекта и жизненной перспективы была различной на отдельных этапах ее становления и коррекции, но чаще всего наиболее выражена в ценностно-смысловом измерении.
Ниже отметим и другие особенности представленности социального интеллекта, важные для конструирования жизненных перспектив личности. Так, познание классов поведения развивает способность к логическому обобщению, выявлению общих существенных признаков и характеристик в жизни окружающих людей и социуме в целом. Эмоциональный интеллект способствует включению в содержание жизненной перспективы, адекватных интерпретаций результатов собственных переживаний, отношений к другим людям, своему прошлому, настоящему, будущему, новым смыслам, ценностям и др. Особенности репрезентации
61
№ 38
Сибирский психологический журнал
2010 г.
функциональных взаимосвязей социального интеллекта (системообразующее) и эмоционального интеллекта (структурообразующее) являются основаниями становления и преобразования жизненных перспектив личности, развивая ее креативные способности и способности к пониманию и принятию логики развития социальных и индивидуальных (психологических) систем, ситуаций взаимодействия и взаимосогласия в них, поведения людей в конкретной ситуации настоящего и
прогнозирования на этой основе представлений о себе, своих возможностях в настоящем и будущем. Итак, взаимосвязи функциональной специфики социального и эмоционального интеллекта позволяют личности конструировать, корректировать «образ жизни», «образ Я», «образ мира» и свое место в нем, что необходимо для самоорганизации, проектирования, оценки адекватности жизненных перспектив своим возможностям и их самореализации.
Литература
1. Галажинский Э.В. Cистемная детерминация самореализации личности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 43 с.
2. Гурова О.С., РальниковаИ.А. Проблема изучения жизненных перспектив как системного образования на примере представлений о будущем
участников локальных войн // Личность: психологические проблемы субъектности. Барнаул: Изд-во Алт .ун-та, 2005. С. 230-244.
3. Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности, переживающей кризис 35-45 лет //
Личность: психологические проблемы субъектности. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. С. 230-234.
4. Zimbardo P. G., Boyd J.N. Putting time in perspective : a valid, reliable, individual-differences metric // Journal of Personality and social Psychology.
1999. № 3. P 1271-1288.
5. Личность: проблемы субъектности / Под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. 386 с.
6. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск: Изд-во
Том. ун-та, 2005. 172 с.
7. Nuttin J., Lens W. Future time perspective and motivations: Theory and research method. N.J.: Leuven University Press and Erlbaum, 1985.
8. Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека / Под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева.
Барнаул: Изд-во Алт. ун-т, 2009. 472 с.
9. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 152 с.
10. Ральникова И.А. Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития / Под ред. И.С. Морозовой. Кемерово: Изд-во Кемер. ун-та,
2010. С. 269-291.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1. С. 293-300.
12. Шмакова С.С. Особенности временной трансспективы матерей детей-инвалидов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2008. 19 с.
13. Шмыкова И.В., Ральникова И.А. Ценностно-смысловая основа переживания психологического времени женщин с пищевой аддикцией // Личность: психологические проблемы субъектности. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. С. 258-275
FUNCTIONAL PECULIARITIES OF INTERRELATIONS BETWEEN SOCIAL AND EMOTIONAL INTELLIGENCES: CONTEXT OF SELFORGANIZATION OF LIFE PERSPECTIVES OF PERSONALITY Demina L.D., Ralnikova I.A. (Barnaul)
Summary. The interrelation between social and emotional intelligences has an indirect effect on forming the system and structure of life perspective of personality and ensures its self-organization, life projecting and assessing the adequacy of human capacities.
Key words: life perspective; social intelligence; emotional intelligence; self-organizing system.
62