филологические науки -языкознание
Воронкова Анна Александровна, Мальцева Светлана Михайловна, Ульянкина Евгения Максимовна ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖНОГО СЛЕНГА ...
УДК 80
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0059
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖНОГО СЛЕНГА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
© 2020
AuthorlD: 659107
SPIN: 4884-9495
ORCID: 0000 0002 0436 1706
Воронкова Анна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Московский технический университет связи и информатики (Волго-Вятский филиал) (603011, Россия, Нижний Новгород, ул. Менделеева, д.15; e-mail: [email protected]) AuthorlD: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherlD: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852
Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Ульянкина Евгения Максимовна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена актуальной в современной лингвистической науке проблеме молодежного сленга в студенческой среде. В статье поднимается проблема употребления сленга современными студентами как неотъемлемой части их речи. Молодежный сленг является одной из самых интересных и открытых систем русского языка в XXI веке. Он служит специфическим показателем уровня образования, менталитета и интересов современной молодежи, а также является важной составляющей процесса пополнения и развития языка. Особое внимание уделяется раскрытию возможных причин проникновения данной лексики в язык. Актуальность проблемы изучения молодежного сленга заключается в том, что молодежный сленг способствует пополнению языка, его развитию и разнообразию. Студенческий сленг часто причисляется к молодёжному жаргону, а не выделяется как самостоятельный социалект. Но в этой статье молодежный сленг впервые конкретно рассмотрен и проанализирован в студенческой среде в новейший период времени, даны несколько определений данного понятия, описаны особенности и функции. Изучены словари современного молодежного сленга, поведено наблюдение за речью студентов, выделены несколько тематических групп студенческого жаргона. Были заполнены некоторые пробелы в лексикографическом описании и теоретическом понимании речи современных студентов, так как этот пласт речи малоизучен.
Ключевые слова: студенты, русский язык, жаргон, лингвокультурная ситуация, молодежный сленг, заимствования, словообразование.
FUNCTIONAL FEATURES OF YOUTH SLANG OF MODERN STUDENTS
© 2020
Voronkova Anna Aleksandrovna, candidate of philological Sciences, associate Professor of the Department of culture and psychology of entrepreneurship at the Institute of Economics and entrepreneurship NNSU named N. I. Lobachevsky, associate Professor of the Department of natural Sciences Moscow Technical University of Communications and Informatics (Volga-Vyatka branch) (603011, Russia, Nizhny Novgorod, Mendeleev street, 15, e-mail: [email protected]) Maltseva Svetlana Mikhailovna, candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Ulyankina Evgenia Maksimovna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the problem of youth slang in the student environment, which is relevant in modern linguistic science. The article raises the problem of using slang by modern students as an integral part of their speech. Youth slang is one of the most interesting and open systems of the Russian language in the XXI century. It serves as a specific indicator of the level of education, mentality and interests of modern youth, and is also an important component of the process of language acquisition and development. Special attention is paid to the disclosure of possible reasons for the penetration of this vocabulary into the language. The relevance of the problem of studying youth slang is that youth slang contributes to the replenishment of the language, its development and diversity. Student slang is often referred to as youth jargon, rather than being singled out as an independent socialect. But in this article, youth slang is specifically considered and analyzed for the first time in the student environment in the recent period of time, several definitions of this concept are given, and features and functions are described. Dictionaries of modern youth slang were studied, students ' speech was observed, and several thematic groups of student jargon were identified. Some gaps in the lexicographic description and theoretical understanding of modern students ' speech were filled in, since this layer of speech is poorly studied.
Keywords: students, Russian language, jargon, linguistic and cultural situation, youth slang, borrowings, word formation.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы. Состояние языковой системы в конце XX- начале XXI века характеризуется значительными изменениями, связанными с преобразованием лингвокультурной ситуации в стране. В этот период ускорились процессы языкового развития лексической системы, что привело к активным заимствованиям слов, нарушению речевых норм, жаргонизации речи, смеше-
нию речевых стилей и активному использованию нелитературных единиц в речи.
В качестве подтверждения достаточно указать наиболее заметное и значимое изменение: появление большого количества новых слов (в том числе и заимствований) и исчезновение многих слов и значений. В современной речи встречаются включение нелитературных слов: профессионализмов, арготизмов, молодежного сленга и
Voronkova Anna Aleksandrovna, Maltseva Svetlana Mikhailovna, Ulyankina Evgenia Maksimovna philological sciences -
FUNCTIONAL FEATURES OF YOUTH SLANG ... linguistics
жаргонизмов. Русская речь стала сочетать в себе разнородные элементы из когда-то несочетаемых форм языка. Лингвисты называют эти явления языковой революцией. В большей степени преобразования затронули речь наиболее социально-активного слоя общества- молодежи [1]. Проблема языковой революции, анализ и осознание сложившейся ситуации - одна из насущных и главных проблем в языкознании и современной лингвистике. Поэтому исследование функциональных особенностей молодежного сленга в студенческой среде является перспективным и устанавливает актуальность данного исследования.
Молодежный сленг - общественный диалект возрастной группы людей от 12 до 24 лет, с помощью которого данная группа стремится доказать свою индивидуальность и противостоять нормам общества. Основной особенностью молодежного сленга является выразительность, эмоциональность и образность речи. Сленг молодежи как своеобразный язык общения молодых людей является показателем их уровня менталитета, образования, стремлений и интересов. Молодежь - наиболее социально-активный слой общества, речевое поведение которого устанавливает направление развития других подсистем языка. Поэтому изучение современного молодежного сленга весьма актуально.
Актуальность исследования определяется также незначительной разработанностью и недостаточной изученностью молодежного сленга и его особенностей, связанных с функционированием в лингвокультурной среде студентов [2, 3]. Несмотря на активное исследование и анализ молодежного сленга, на данный момент в лингвистике нет единства трактовки данного термина, не выявлены его специфические характеристики и черты, которые позволят отличить сленг от других языковых диалектов: арго, жаргона, интержаргона и тд. Заметны пробелы в теоретическом понимании и лексикографическом описании речи современных студентов.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Выявить и описать функциональные особенности современного молодёжного сленга в студенческой среде.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Метод лингвистического описания, который включает в себя приемы наблюдения, сравнения, обобщения, сопоставления сленгизмов, обобщения, классификации анализируемого материала. Метод словообразовательного анализа, способствующий осмыслению образования структуры сленговых единиц. Историко-этимологический метод, который использовался при рассмотрении лингвокультурной среды конца XVIII- начала XIX веков. Метод количественных подсчетов также нашел отражение в данном исследовании. Приемы наблюдения, систематизации и лингвистической интерпретации исследуемого материала.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Молодежный сленг представляет собой достаточно подвижную, динамическую систему. В отличии от других лексических социалектов, в которых языковые единицы могут существовать на протяжении десятков лет, в молодежном жаргоне одни и те же сленгизмы долго не задерживаются и сменяют друг друга с быстрой скорость. Если в литературном языке нет термина, конкретно описывающего какое-либо понятие или действие, то молодежь вводит новое слово. Таким образом за последние пять- шесть лет лексический состав молодежного сленга значительно изменился. [4] Поэтому при изучении особенностей молодежного сленга возникают трудности, связанные с ускоренными изменений словарного состава сленга. Проблемой изучения сленга занимались многие ученые (В.А. Хомяков, М.М. Маковский, Т.А. Соловьева, И.Р. Гальперин, Е. Партридж, В. Фриман, А. Баррере, Г.А. Судзиловский и т.д.) В работах исследователей 238
описаны основы (В.С. Елистратов, В.Г. Костомаров, Е.А. Земская) и структурные особенности сленга (Т.В. Зайковская, , А.И. Марочкин и др), определено место сленгизмов в русском языке (В.Н. Лопатин)
Несмотря на активное исследование и анализ современного сленга, на данный момент в работах лингвистов не существует единства в трактовке данного термина. Рассмотрим наиболее распространенные определения понятия «сленг». К.В. Кулакова дает такое определение: «сленг»- слова и выражения, употребляемые в определенных социальных слоях, возрастных и профессиональных группах и т.п. [5]. По мнению Е.А Редкозубовой «сленг»- эмоциональная лексика разговорного языка, отклоняющаяся от общепринятой литературной лексики. Сленг пользуется популярностью среди учащихся средних и высших образовательных учреждений, молодых рабочих и военных [6]. Сленг- вид языка, отражающий вульгарно-грубоватое отношение к предмету речи и не соответствующий нормам литературного языка. Прежде всего лексика модная в отдельных социальных группах, чаще молодежных [7]. Сленг- слова, принятые за отклонение от норм стандартного языка. Это очень метафоричные и выразительные слова, которые служат для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни [8].
На основе изученных определений, мы делаем вывод, что сленг- нелитературная, экспрессивная, в основном заимствованная лексика, употребляемая молодыми людьми в возрасте 14-25 лет для самовыражения и придания речи эмоциональности, яркости и выразительности.
В настоящее время большое внимание уделяется исследованию именно молодёжного сленга, особенностей его образования, функционирования и причин употребления. Молодежный сленг является уникальным и интереснейшим языковым феноменом, отличающимся многообразием, богатством словообразовательных норм, выразительностью и краткостью речи [9, 10].
В связи с желанием проявить свою индивидуальность и придать речи эмоциональности молодежь начинает использовать сленг. Под молодежным сленгом подразумевается совокупность часто изменяющихся лексических единиц высокой экспрессивной силы, которые молодые люди употребляют в своем общении с друзьями и сверстниками [11]. Кроме того, в нем используются почти все способы образования и формирования сленговых единиц, но основной является заимствование. Сленг молодежи, как своеобразный язык общения молодых людей, является показателем их уровня менталитета, образования, стремлений и предпочтений. Он выполняет коммуникативную, когнитивную, мировоззренческую, эмоциональную, экспрессивную функции, а также функции «шифрования» и экономии времени [12, 13].
Сленг, как лингвистическое явление- это неотъемлемая часть одного из периодов жизни человека. Обычно это студенчество. Сленг в студенческой лексике был, есть и будет в молодежной среде. Этот пласт речи не контролируется общественными нормами, его нельзя запретить. По мнению В.В. Химика, его употребление обусловлено социальными, возрастными и пространственными рамками [14].
Студенческие сленгизмы делятся на общие, которыми пользуются все студенты без исключений, и специальные, употребляемые только на определенных факультетах. Также у каждого учебного заведения могут быть свои устойчивые фразы и выражения, которые могут быть не понятны учащимся других заведений. Первокурсники и учащиеся педагогических ВУЗов в большей части используют школьный сленг (например, класснуха, шпора, двояк, пионер, ботан). Но потом они начинают активно участвовать в общественной деятельности, взаимодействовать друг с другом, общаться со студентами старших курсов, тем самым, пополняя свой словарный запас студенческого сленга. И сами не заме-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)
филологические науки -
языкознание
Воронкова Анна Александровна, Мальцева Светлана Михайловна, Ульянкина Евгения Максимовна ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖНОГО СЛЕНГА ...
чают, как новые студенческие «фразочки» проникают в их речь. Чем старше студент, тем разнообразнее и ярче его речь. Но к концу обучения, большинство выпускников задумываются о своем будущем и сводят употребление студенческого жаргона к минимуму, а на первый план выходит литературная лексика и профессиональные определения.
Сленгизированная студенческая речь - это один из способов показать свою индивидуальность и уровень интеллектуального развития, это способ коммуникации и общения студентов. Сленг, как кодовый язык, служит и для «зашифровки» речи, чтобы оставаться непонятными для преподавателей, родителей и членов других социальных групп [15, 16].
Молодежь- социально-активный слой общества, они полны сил и энергии и постоянно находятся в движении. Их темп жизни намного быстрее, чем у других. Нужно успеть сделать как можно больше за маленький промежуток времени. И молодежь всеми способами пытается сделать свою речь лаконичнее и быстрее [17]. В этом им тоже помогает сленг. Например, в молодежном сленге пользуется большой популярностью слово «го», заимствованное из английского языка. В переводе «й go» -«идти». Произносится как «гоу», но подростки убрали окончание для краткости, и получилось «го». Для наглядности сравним выражения: «Пойдем в кинотеатр» и «Го в кино», очевидно, что второе, с использованием единиц сленга намного лаконичнее. Поэтому в настоящее время молодежный сленг состоит из множества сокращений, которые заметно ускоряют речь молодежи.
Студенческий сленг представляет собой динамическую и быстро развивающуюся языковую систему, поэтому лексический состав сленга стремительно увеличивается, пополняя словари новыми словами. Но остаются незаменимые сленгизмы, которые являются наиболее употребительными для основной части студентов. В основном, эти слова связаны с образовательным процессом, их можно разделить на тематические группы:
1. Наименования учебных дисциплин: «матан», «ма-тра» - математика; «руссишь» - русский язык; «всемир-ка» - всемирная история; «уголовка» - уголовное право; «инглиш» - английский язык и т.д.
2. Обозначения преподавателей: «препод», «училка» - преподаватель; «физичка» - преподаватель физики; «химичка» -преподаватель химии; «историк», «гитлер» - преподаватель истории; «биологичка»; «амеба» - преподаватель биологии и т.д.)
3. Названия специальностей подготовки и факультетов: «химики» -студенты, обучающиеся по специальности Химия; «физика» -студенты, обучающиеся по специальности Физика; «юрфак» - юридический факультет; «мед» -медицинский факультет/институт и т.д.
4. Наименования студенческих помещений: «общага» - общежитие; «универ», «шарага», «уник» - здание университета; «столовка» - столовая; «качалка» -спортивный зал т.д.
5. Наименования временных интервалов: «окно» -отсутствие пары; «лафа» - отдых; «холидейс» - каникулы и т.д.
6. Названия предметов, используемых в студенческой жизни: «студак» -студенческий билет; «зачётка» -зачётная книжка; «стипуха», «стипешка» - стипендия; «шпора» - шпаргалка и т.д.
7. Обозначения мероприятий для проверки знаний: «лаба», «лабораторка» - лабораторная работа; «экз» - экзамен; «контроша» - контрольная работа; «самостоялка» -самостоятельная работа и т.д.
Студенческий сленг включает в себя слова, обозначающие не только номаниции, связанные с обучением, но и предметы и события внеучебной деятельности. Например, мероприятия развлекательного характера молодежь называет «тусовками» или «вписками»; танц-вевальные конкурсы и дискотеки - «дискачами» или «дэнсом»; дни рождения - «днюхой», а именинника на-
зывают «бёздеем».
Также активно употребляются слова, имеющие выраженную эмоциональную окраску: позитивную («классно», «круто», «кайфово», «отпадно», «прикольно» и т.д.) и негативную («ложанул», «фигня», «беспонтово», «западло» и т.д.). Ведь одна из важных функций сленга-эмоциональная. Сленг привлекает молодежь своей яркостью, выразительностью краткостью, поэтому способен наиболее лучше выразить чувства и эмоции говорящего, нежели литературная лексика. Рассмотрим два выражения. На литературном языке: «дорогие мои друзья, вчерашний день добавил в мою жизнь много незабываемых и красочных моментов» и с использованием сленга молодежи: «Поцы, круто вчера почилили!». Однозначно, вторая формулировка передает больший спектр эмоций, чем первая.
Как известно в молодежном сленге присутствуют почти все способы словообразования. Но большинство слов студенческого сленга образованны с помощью изменений русскоязычных терминов (способы префиксации, суффиксации, усечения, словосложения и т.д.). Но так же, сленг ощутил на себе влияние иностранных языков, в большей части- английского: тичер (от teacher)-учитель, преподаватель; холидей (от holiday)- каникулы; дринк(от drink)- напиток; френд (от friend)- друг; инсти-тьют (от institute)- институт; инглиш (от English)- английский язык; русиш (от нем.)- русский язык.; виндик (от window)- окно, отсутствие пары и другие.
При наблюдении за употреблением сленгизмов молодежью, были замечены отличия в приветствии молодых людей. Девушки приветствуют друг друга с помощью уменьшительно-ласкательных выражений или сокращения имени, почти не употребляя сленг. Парни используют более грубые выражения, добавляя сленговые единицы: «здорова», «хай», «салам алейкум», «салам пополам» и другие. Замечена так же существенная разница в процессе общениями со сверстниками, противоположным полом и родителями, обусловленная гендер-ными особенностями.
Наблюдения и анализ словарей молодежного сленга показали, что в речи молодежи глаголы, обозначающие действия, преобладают над именами существительными («базарить» -разговаривать; «слиться», «свалить», «слинять» -уйти без предупреждения или разрешения; «хавать» -кушать; «тусоваться» -развлекаться; «влипнуть» -попасть в неприятности; «мутить» -придумывать что-то и т.д.). Такое разнообразие глаголов связано с активным образом жизни современных студентов. Очень популярными в речи студентов являются слова- «паразиты» такие как: «типо», «короче», «ну», «блин», «как бы», «внатуре». Молодежь сама не замечает, как употребляет их почти в каждом предложении, но для людей, выражающихся литературным языком, это очень режет слух. Функции употребления этих сленгизмов до сих пор не выявлены.
Новизна данной работы заключается в том, что молодежный сленг впервые конкретно рассмотрен и проанализирован в студенческой среде в новейший период времени. В изученной литературе особенности молодежного сленга конкретно в студенческой среде не рассматривались. Мы заполнили некоторые пробелы в теоретическом понимании и лексикографическом описании речи современных студентов.
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Студенческий сленг недопустим в образовательном процессе [18, 19]. Но это быстротечное, почти неуловимое явление, поэтому достаточно сложно держать этот пласт языка под контролем. Молодежный сленг- это не искажение и не уродование языка, это образование совершенно новых слов и форм общения. Сленг важен для общения в молодежной среде, задача состоит лишь в правильном его употреблении.
Современные студенты считают сленг неотъемлемой частью своей речи. Такие слова позволяют им самоут-
Voronkova Anna Aleksandrovna, Maltseva Svetlana Mikhailovna, Ulyankina Evgenia Maksimovna FUNCTIONAL FEATURES OF YOUTH SLANG ...
philological sciences -linguistics
верждаться [20], обмениваться информацией, общаться со сверстниками без недопонимания [21]. Современный молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, стремительно развивающийся в настоящее время и влияющий на другие языковые подсистемы языка. Данная тема достаточно актуальна, но она требует постоянного наблюдения и изучения.
Представленная работа имеет своей целью привлечь внимание исследователей к молодежному сленгу в студенческой среде как к уникальному феномену, обладающему характерными особенностями функционирования. В ходе исследования, было выявлено, что активное употребление сленга студенческой молодежью вызвано такими причинами, как: стремление выделиться среди сверстников, показать свою индивидуальность, придать речи яркость и выразительность, разнообразить речевой запас, придать общению неформальный характер. Было установлено, что молодежной среде сленг выполняет несколько основных функций: коммуникативную, опознавательную, номинативную, эмоционально-выразительную, мировоззренческую, оценочную, творческую. В ходе работы были зафиксированы и описаны наиболее распространенные слова и выражения, употребляемые молодежью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богачева А.В. Обучение студентов - иностранцев русскому языку и культуре речи с помощью СМИ //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 10-5. С. 19-22.
2. Meteleva L.A., Bogacheva A.V., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Maltseva S.M., Mironov G.S., Aleshugina E.A. Development of educational services in additional education // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 8. С. 2507-2511.
3. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 4.
4. Невзорова М.С. Нестандартная лексика в профессиональном общении// Вестник Волгоградского государственного университета. 2016. № 2(16). с.96-100.
5. Кулакова К.В. Функции молодежного сленга// Вестник научных конференций. 2016. № 4-3(8). с.81-83.
6. Редкозубова Е.А. Сленг в современном коммуникативном пространстве: дискурсивные практики: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.02.19. Ростов н/Д: АкадемЛит, 2014. 31с.
7. Файзиева Г.В. Изучение молодежного сленга: основные подходы, проблематика и направления// Гумантарные исследования. 2016. №2 (58). с.38-44.
8. Билько Н.В., Конина Н.А. Исследование молодежного сленга как лингвистического феномена в языках России и современной Европы// Наука и образование в современном мире: Сборник научных трудов по материалам международной (заочной) научно-практической конференции (19-22 апреля 2016 г.). Мценск: «Мир науки», 2016. С.118-126.
9. Воронкова А.А., Мальцева С.М., Никанорова В.С. К вопросу о методах психологического воздействия рекламы на потребителя // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 28-33.
10. Балашова Е.С., Богачева А.В., Кочеганова П.П. К вопросу о гендерной самоидентификации студентов в контексте современного правозащитного дискурса в Российской Федерации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 339-342.
11. Касумова М.Ю. Молодежный сленг как компонент молодежного дискурса//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019. № 7. с. 63-65.
12. Алимов Г.Ю. Молодежный сленг и разговорная речь в современной лингвистике// Молодой ученый. 2017. № 12. с.606-608.
13. Воронкова А.А., Чайковская Н.А. Развитие социальной креативности — необходимое условие формирования профессиональной зрелости предпринимателя// Фундаментальные исследования. 2015. № 7-2. С. 366-370.
14. Химик В.В. Русская разговорно-обиходная речь в лексиграфиче-ском представлении// Филологический класс. 2015. №1 (35). с.128-131.
15. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.
16. Черенкова Д.И. Молодежный сленг: положительное и отрицательное влияние на сознание и речь подростка// Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: Сборник статей XIIIМеждународной научно-практической конференции (2021 мая 2019 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С.246-249.
17. Чиркова В.М. Функциональные особенности русского молодежного сленга//Журнал Региональный вестник. 2019. №7(22). С.17-18.
18. Мальцева С.М., Воронкова А.А., Бушуева А.А. Формирование научного мировоззрения студентов в процессе преподавания социогу-манитарных дисциплин // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 2-2. С. 121-125.
19. Винник В.К., Воронкова А.А., Нацвалова М.Ю. Применение информационно-коммуникативного метода обучения в высшей школе на основе e-learning // Инновационные методы обучения в высшей школе: сборник статей по итогам методической конференции ННГУ. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. 2016. С. 48-50.
20. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы ихрешения//Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 1. DOI: 10.26795/23071281-2019-7-3-1.
21. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 47-57.
Статья поступила в редакцию 04.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020
240
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)