Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / функциональность / профессиональное образование / дисфункциональность / медиакоммуникации / медиасоциология / технологизация / информатизация / цифровизация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осмоловская С.М.

Говоря о роли системы высшего образования в обществе, следует обращать внимание на функциональность и дисфункциональность профессионального образования как социальной системы. Если о функциональности высшей школы в целом существует довольно много работ, то о дисфунциях данной образовательной системы пишут лишь немногие социологи. Обсуждение функциональности данной системы базируется на постулате о ее социальной значимости в обществе. Российские и зарубежные социологи, политологи, экономисты, аналитики изучают коммуникационные процессы в связи с расширением информационного поля, доступам к новым ресурсам. Проанализированы причины преобразования в коммуникации: глобализация, информатизация, технологизация, информационно-коммуникационная революция. На основе проведенного социологического исследования представлены социокультурные процессы именно с точки зрения медийности. Анализ научной коммуникации выявил положительные составляющие образовательную научную базу, актуальные научно-технические разработки, обмен научного контента; а также проблемы, требующие пристального исследовательского изучения и решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-229-232 ОСМОЛОВСКАЯ Светлана Михайловна,

NIION: 2018-0076-9/21-184 кандидат социологических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-383 доцент кафедры философии и социальных наук

Московского городского педагогического университета,

e-mail: svetas99@list.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Говоря о роли системы высшего образования в обществе, следует обращать внимание на функциональность и дисфункциональность профессионального образования как социальной системы. Если о функциональности высшей школы в целом существует довольно много работ, то о дисфунциях данной образовательной системы пишут лишь немногие социологи. Обсуждение функциональности данной системы базируется на постулате о ее социальной значимости в обществе. Российские и зарубежные социологи, политологи, экономисты, аналитики изучают коммуникационные процессы в связи с расширением информационного поля, доступам к новым ресурсам. Проанализированы причины преобразования в коммуникации: глобализация, информатизация, технологизация, информационно-коммуникационная революция. На основе проведенного социологического исследования представлены социокультурные процессы именно с точки зрения медийности. Анализ научной коммуникации выявил положительные составляющие - образовательную научную базу, актуальные научно-технические разработки, обмен научного контента; а также проблемы, требующие пристального исследовательского изучения и решения.

Ключевые слова: образование, функциональность, профессиональное образование, дисфункциональность, медиакоммуникации, медиасоциология, технологизация, информатизация, цифровизация.

OSMOLOVSKAYA Svetlana Mikhailovna,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences

Moscow City Pedagogical University

FUNCTIONALITY AND DYSFUNCTIONALITY OF VOCATIONAL EDUCATION

Annotation. Speaking about the role of the higher education system in society, it is necessary to pay attention to the functionality and dysfunctionality of vocational education as a social system. If there are quite a lot of works on the functionality of higher education in general, then only a few sociologists write about the dysfunctions of this educational system. The discussion of the functionality of this system is based on the postulate of its social significance in society. Russian and foreign sociologists, political scientists, economists, analysts study communication processes in connection with the expansion of the information field, access to new resources. The reasons of transformation in communication are analyzed: globalization, informatization, technologization, information and communication revolution. Based on the conducted sociological research, socio-cultural processes are presented precisely from the point of view of media. The analysis of scientific communication revealed positive components - the educational scientific base, current scientific and technical developments, the exchange of scientific content; as well as problems that require close research study and solution.

Key words: education, functionality, professional education, dysfunctionality, media communications, media sociology, technologization, informatization, digitalization.

Введение. Развитие системы профессионального образования в России - это важнейшее направление государственной политики на современном этапе, в основе которого заложена потребность изменить сложившуюся ситуацию по ряду направлений деятельности. «Дисфункциональ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ность» в профессиональном образовании следует рассматривать как процесс рассогласования в реализации основных функций, а также отклонение их от первоначально заданных параметров, приводящих к серьезным нарушениям в деятельности всей системы профессионального образо-

вания в целом. Исходя из этого, состояние выполнения профессиональным образованием своих функций в структуре общественных отношений можно обозначить как проявление его «функциональности».

Среди важнейших исследований, посвященных проблемам образования как социального института, следует прежде всего отнести работы Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, В.П. Зинченко, Н.Н. Моисеева, Н.В. Кузьминой, С.М. Сакович.

В федеральных государственных образовательных стандартах используется модель, включающая три основные группы компетенций -общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. При этом упомянутые выше компетенции, отражающие способности выпускника к познанию и инициативной деятельности, специально никак не выделяются в общем перечне группы общекультурных компетенций.

Основываясь на общемировом приоритете развития образования, заключающемся в повышении качества и актуальности обучения через формирование творческих, инновационных и предпринимательских компетенций, а также на проведенных исследованиях, необходимо обозначить ведущую роль группы учебно-познавательных и предпринимательских компетенций в структуре общей компетентностной модели и в обеспечении функциональности высшего образования в инновационном обществе с учётом опыта эволюционного развития компетентностных моделей в развитых странах.. Профессор В.М. Ананишнев отмечает, что проблема, связанная с усложнением понятия функциональности высшего образования, вытекает из проблемы выделения ключевых компетенций. В компетентностных моделях развитых стран четкое понятие ключевых компетенций отсутствует. Но существующие сегодня компетентностью модели в числе ключевых компетенций указывают когнитивные, мета-компетенции, функциональные и социальные [1, с. 56].

Основная часть. Престиж высшего образования в нашей стране остается крайне высоким. Оценки качества образования за последние годы почти не изменились, но его доступность вызывает вопросы. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ,www.wciom.ru) представляет данные о том, как россияне оценивают состояние российской системы образования сегодня и в 2016 году, о каком образовании для своих детей мечтают (социологическое исследование «Образование в России: востребованность, доступность, качество», 28 января, 2021 г.) [3].

Специфика понимания сути функционального высшего образования в России связана со многими моментами. Это и относительная молодость российского компетентностного подхода, и

его разработка в довольно сжатые сроки, и постоянные изменения, которые осложняют понимание сути подхода для всех участников образовательного процесса, и вызывают противодействие со стороны отдельных его участников.

Более того, «дисфункциональность» в профессиональном образовании следует рассматривать как процесс рассогласования в реализации основных функций, а также отклонение их от первоначально заданных параметров, приводящих к серьезным нарушениям в деятельности всей системы профессионального образования в целом. Исходя из этого, состояние выполнения профессиональным образованием своих функций в структуре общественных отношений можно обозначить как проявление его «функциональности».

Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства. Говоря о роли системы высшего образования в обществе, следует обращать внимание на функциональность и дисфункциональность профессионального образования как социальной системы. Если о функциональности высшей школы в целом существует довольно много работ, то о дисфунциях данной образовательной системы пишут лишь немногие социологи. Обсуждение функциональности данной системы базируется на постулате о ее социальной значимости в обществе.

Дисфункциональность социального института возникает в том случае, если его структура и функции не соответствуют изменившимся потребностям общества. Вопрос о функциональности высшего образования тесно связан с тем, насколько образовательные учреждения формируют вышеуказанные способности. Функциональное высшее образование должно удовлетворять образовательные потребности населения, способствовать трудоустройству выпускников. В современном обществе образовательные потребности людей значительно шире целевого долгосрочного закрепления на работе на конкретном предприятии, что было характерно для индустриального общества. Современные образовательные потребности включают в себя обеспечение возможности самозанятости, смены профессиональной области деятельности, отложенного трудоустройства, реализации других форм жизнедеятельности через постоянное освоение новых знаний, осуществления предпринимательского потенциала.

В принципиально новых социально-экономических условиях система профессионального образования становится ответственной за реализацию ряда важнейших функций:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

-экономической (планомерное увеличение спроса на средние специальные учебные заведения позволит обеспечить стабильный прирост трудовых ресурсов практически во всех областях экономики и ее эффективное функционирование);

- социальной защиты молодежи (сложность трудоустройства, связанная с рядом образовательных и общественных факторов);

- образовательной (качественное образование, подкрепленное хорошей материально-технической базой);

- социокультурой (система профессионального образования предлагает принципиально новый формат образовательного учреждения -социально-образовательный комплекс).

Алексеев А.Н. указывает на мировую образовательную практику как структурированную совокупность целевых способностей выпускника вуза, определяющую целевую функцию образования, которая формируется в соответствии с принятой компетентностной моделью образования [2, с.58].

В то же время общемировым приоритетом развития образования является повышение качества и актуальности обучения через формирование творческих, инновационных и предпринимательских компетенций [6]. Социологический подход к анализу социального института образования предполагает его исследование в единстве амбивалентных тенденций, выделения явных и скрытых (латентных) функций, а также дисфункций, определение характера, содержания, способа проявления противоречий и поиск путей их адекватного разрешения.

Среди важнейших явных функций социального института образования можно назвать: стабилизационную, связанную с обеспечением устойчивости социального порядка через подготовку обучающихся к выполнению предсказуемых социальных ролей, поощрение их конформного поведения и преемственности поколений; социализирующая, обеспечивающая развитие личности и социального и культурного потенциала общества; экономическую, определяющую формирование трудовых ресурсов и профессиональной структуры общества; селективную, связанную с реализацией социальных перемещений в зависимости от уровня образования и квалификации.

Именно на этом акцентирует внимание Дри-дзе Т.М. отмечая, что «дисфункциональность социального института возникает в том случае, если его структура и функции не соответствуют изменившимся потребностям общества» [4, с.560].

Можно заметить, что большинство этих функций выполняется частично, не в полном объеме и не всеми учреждениями системы образова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ния. Реализация данных функций затруднительна в условиях аномичности кризисного состояния общества, приводящего к ценностному конфликту различных групп населения. Образование как образ общества не может не отражать его тенденции и противоречия. В современной научной и методической литературе «дисфункциональность» в профессиональном образовании рассматривается как процесс рассогласования в реализации основных функций, а также отклонение их от первоначально заданных параметров, приводящих к серьезным нарушениям в деятельности всей системы профессионального образования в целом [5]. Исходя из этого, состояние выполнения профессиональным образованием своих функций в структуре общественных отношений можно обозначить как проявление его «функциональности».

Как отмечает Сакович С.М. в своей статье «Противоречия между традициями и инновациями в системе высшего образования» современное образование нуждается в своем обновлении и модернизации и на этом пути необходимо решить множество самых различных проблем [7, С.121].

К наиболее важным можно отнести:

- теоретический и методологический анализ образования как социального института, его спектра функций и дисфункций;

-вариативность образования, альтернативность, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории;

- выработка научно обоснованных предложений и рекомендаций для более эффективного осуществления общественно необходимого функционирования социального образования в современных российских условиях;

-отказ от унитарного образовательного пространства (от единых учебников, учебных программ, учебных пособий);

- подъем уровня качественного взаимодействия социального института образования с социальным институтом семьи;

-преобразование образовательной сферы в социальное образование;

-народность и национальный характер образования как одно из главных условий его духовного здоровья и развития;

-переход от традиционной образовательной модели к культурноцентристкому образованию;

- решение проблем обучения, воспитания и социализации молодого поколения.

Заключение. Образование как социальный институт находится под постоянным прессом социально-качественных структурных изменений, которые происходят сегодня в мире. Образование как социальный институт тесно связан с различными сторонами жизни общества, оказывает влияние на развитие науки и техники, культуры и

морали, экономики и политики и, как следствие, способствует изменению социальной структуры общества. В этих условиях возникает вопрос о новых формах и новом содержании образования, в том числе высшего образования, его целях, задачах, структуре, функциях. Так как высшее образование не только система подготовки человека к конкуренции на рынке труда, но и система, формирующая такие социально-качественные особенности человека как его культура, мораль, жизненные идеалы. Данная концепция должна отражать качественные изменения образования, с одной стороны, как социального института, с другой - должна отразить изменение образования как социального качества общества.

Конкурентоспособное функционирование инновационного общества знаний возможно при ином наборе функций, обеспечивающих массовое проявление личностями набора качеств, который ранее не был востребован, в число которых входят способности к познанию и самообучению, инициативе и предпринимательству.

Теперь вопрос о функциональности высшего образования тесно связан с тем, насколько образовательные учреждения формируют указанные способности, и удовлетворяют потребности населения, связанные не только с трудоустройством выпускников.

Усложнилось не только понимание функциональности образования, но стали сложнее и образовательные потребности людей современного общества, которые сегодня не ограничиваются только целевым долгосрочным закреплением на работе на конкретном предприятии, как это было в индустриальном обществе. Теперь современные образовательные потребности включают в себя обеспечение самозанятости, смену профессиональной области деятельности, отложенное трудоустройство, реализацию других форм жизнедеятельности через постоянное освоение новых знаний, осуществление предпринимательского поведения.

Поэтому необходимо уточнить определение функционального образования, как обеспечивающего возможность реализации трудовых и социальных функций человека в условиях современного общества.

Список литературы:

[1] Ananishnev V.M., Ryabov V.V., Tkachenko A.V., Osmolovskaya S.M., Fursov V.V., Berestova L.I. Monitoring a universitys educational and scientific activities: unifying the monitorind processes with European international standards. International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2020. Т. 11. № 4. С. 56-69.

[2] Алексеев А.Н. Опыт построения социологической модели массовой коммуникации // Семи-

отика средств массовой коммуникации. Ч. 1. — М., 1973. - С. 58 - 71.

[3] Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]: Режим доступа www.wciom.ru

[4] Дридзе Т.М. Социология управления: фундаментальное и прикладное знание / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2014. - 560 с.

[5] Осмоловская С.М., Ткаченко А.В., Тют-ченко А.М., Юдина Е.Н., Кремнева Т.Л., Берше-дова Л.И., Набатникова Л.П. Инновационные подходы в обучении студентов социально-гуманитарного профиля высшей школы. Москва, 2019.

[6] Сакович С.М. Унификация мониторинговых показателей научной деятельности вуза с международными стандартами. Тезисы Общекафедральной научно-практической конференции / 2017.

[7] Сакович С.М., Иванова О.А., Казюлина Н.Н. Противоречия между традициями и инновациями в системе высшего образования: социально-управленческий аспект. Социология. 2017. № 4. С. 121-124.

Spisok literatury:

[1] Ananishnev V.M., Ryabov V.V., Tkachenko A.V., Osmolovskaya S.M., Fursov V.V., Berestova L.I. Monitoring a universitys educational and scientific activities: unifying the monitorind processes with European international standards. International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2020. T. 11. № 4. S. 56-69.

[2] Alekseev A.N. Opyt postroeniya sociologich-eskoj modeli massovoj kommunikacii // Semiotika sredstv massovoj kommunikacii. CH. 1. — M., 1973.

- S. 58 - 71.

[3] Vserossijskij centr izucheniya obshchest-vennogo mneniya [Elektronnyj resurs]: Rezhim dos-tupa www.wciom.ru

[4] Dridze T.M. Sociologiya upravleniya: funda-mental'noe i prikladnoe znanie / Otv. red. A.V. Tihonov.

- M.: Kanon+ ROOI Reabilitaciya, 2014. - 560 s.

[5] Osmolovskaya S.M., Tkachenko A.V., Tyutchenko A.M., YUdina E.N., Kremneva T.L., Ber-shedova L.I., Nabatnikova L.P. Innovacionnye pod-hody v obuchenii studentov social'no-gumanitarnogo profilya vysshej shkoly. Moskva, 2019.

[6] Sakovich S.M. Unifikaciya monitoringovyh pokazatelej nauchnoj deyatel'nosti vuza s mezhdun-arodnymi standartami. Tezisy Obshchekafedral'noj nauchno-prakticheskoj konferencii / 2017.

[7] Sakovich S.M., Ivanova O.A., Kazyulina N.N. Protivorechiya mezhdu tradiciyami i innovaci-yami v sisteme vysshego obrazovaniya: social'no-up-ravlencheskij aspekt. Sociologiya. 2017. № 4. S. 121124.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.