Научная статья на тему 'Факторы эффективной подготовки инженеров в системе высшего технического образования России'

Факторы эффективной подготовки инженеров в системе высшего технического образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ / HIGHER TECHNICAL EDUCATION / ENGINEERING EDUCATION / FUNCTIONALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION / CONDITION OF INCREASE IN FUNCTIONALITY OF ENGINEERING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Алина Владимировна

Стремительное развитие современных государств, перешедших к постиндустриальному информационному обществу, оказывает значительное влияние на социальные институты подготовки кадров. Институт высшего технического образования в России, с одной стороны, меняет свои функции в соответствии с внешними изменениями; с другой сам оказывает значительное влияние на технологическое развитие экономики. Для стремительного прорыва, о котором много говорится в последнее время, необходимо повышение функциональности института высшего технического образования, что обеспечит приход в российскую экономику кадров новой формации. Целью статьи является построение иерархии факторов повышения функциональности высшего технического образования. Для достижения цели необходимо определить текущее состояние института; экономические и социальные условия, оказывающие влияние на его развитие; изучить динамику показателей эффективного образования; исследовать отношение ключевых социальных групп к содержанию подготовки инженеров. В статье определены основные группы факторов функциональности высшего технического образования, проблемы, приводящие к дисфункциональности института, и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинова Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF EFFECTIVE TRAINING OF ENGINEERS IN THE SYSTEM OF THE HIGHER TECHNICAL EDUCATION OF RUSSIA

Rapid development of the modern states which have passed to post-industrial information society exerts considerable impact on social institutes of training. The institute of the higher technical education in Russia, on the one hand, changes the functions according to external changes; on the other, itself exerts considerable impact on technological development of economy. The rapid break which is much recently discussed requires increase in functionality of institute of the higher technical education that will provide arrival to the Russian economy of staff of a new formation. The purpose of article is a creation of hierarchy of factors of increase in functionality of the higher technical education. For achievement of the goal it is necessary to define current state of institute; the economic and social conditions exerting impact on his development; to study dynamics of indicators of effective education; to investigate the relation of key social groups to the content of training of engineers. In article the author defined main groups of factors of functionality of the higher technical education, problems resulting in disfunctionality of institute, and a way of their decision.

Текст научной работы на тему «Факторы эффективной подготовки инженеров в системе высшего технического образования России»

УДК 316.4.066 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-103-65-72

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

САВИНОВА АЛИНА ВЛАДИМИРОВНА

Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск, Российская Федерация, e-mail: savinova_91@mail.ru

Стремительное развитие современных государств, перешедших к постиндустриальному информационному обществу, оказывает значительное влияние на социальные институты подготовки кадров. Институт высшего технического образования в России, с одной стороны, меняет свои функции в соответствии с внешними изменениями; с другой - сам оказывает значительное влияние на технологическое развитие экономики. Для стремительного прорыва, о котором много говорится в последнее время, необходимо повышение функциональности института высшего технического образования, что обеспечит приход в российскую экономику кадров новой формации. Целью статьи является построение иерархии факторов повышения функциональности высшего технического образования. Для достижения цели необходимо определить текущее состояние института; экономические и социальные условия, оказывающие влияние на его развитие; изучить динамику показателей эффективного образования; исследовать отношение ключевых социальных групп к содержанию подготовки инженеров. В статье определены основные группы факторов функциональности высшего технического образования, проблемы, приводящие к дисфункциональности института, и пути их решения.

Ключевые слова: высшее техническое образование, инженерное образование, функциональность профессионального образования, условия повышения функциональности инженерных кадров

В указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года» [1] в качестве приоритетного направления выделено прорывное научно-технологическое развитие экономики и всего общества. Президент подчеркнул необходимость роста организаций, занимающихся инновационной деятельностью, внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу, создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного сектора, использующего современные технологии и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. Схожие идеи нашли отражение в Послании Президента Федеральному Собранию в 2018 г. [2].

Способность российской экономики отвечать на «большие вызовы», напрямую зависит от уровня подготовки технических специалистов. Достижение прорывных целей невозможно без совершенствования системы высшего технического образования, подготовки квалифицированных инженеров, способных к инновационной деятельности.

Целью нашей статьи является построение иерархии факторов повышения функциональности высшего технического образования и условий, приводящих к дисфункциональности. В современных условиях институт высшего технического образования подвергается воздействию факторов макросреды - институциональные, социально-

экономические и социально-политические. Важную роль играют субъективные факторы или характеристики микросреды; к ним относятся внутренние установки студентов получения образования, мотивация личностного роста, установки профессорско-преподавательского состава на совершенствование образовательных практик. Остановимся на состоянии конкретных реалий функционирования социального института и конкретных учреждений высшего технического образования в России.

Институциональное развитие высшего образования вообще и инженерного образования, в частности, является ведущим направлением совершенствования подготовки кадров новой формации. Согласно «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [3], в системе высшего образования должны создаваться структурные подразделения для разработки и реализации технологических инноваций, обеспечиваться новые модели деятельности вузов. Основным условием достижения поставленной цели, является создание необходимой инфраструктуры внутри института - материально-технической, финансовой, кадровой.

Инфраструктура инноваций в учебной и научной деятельности существенно влияет на качество подготовки будущих технических специалистов.

Министерство образования и науки РФ провело социологический опрос с выборкой более 3000 студентов и преподавателей, которым было предложено оценить применение информационных технологий и технических средств в образовательной, научной, управленческой деятельности их вузов [4]. По результатам исследования, только треть опрошенных (36 %) считает материально-техническую базу своего вуза отличной, 41 % - хорошей. Материальное оснащение лабораторий для студентов технических направлений нуждается, по мнению преподавателей, в обновлении: «Для конкурентоспособности выпускника необходима фактически опережающая подготовка специалиста под технологии, которые будут востребованы экономикой к моменту окончания вуза». Обеспечить такой уровень материально-технической базы возможно лишь при активном функционировании системы «государство -вуз - предприятия».

Необходимость взаимодействия вузов и реального производства объясняется тем, что «первые не имеют достаточного финансирования для проведения реконструкции, а вторые зачастую не имеют необходимого потенциала и, что самое главное, соответствующих специалистов ... для сотрудничества должна быть взаимная заинтересованность: промышленности - в создании инновационных изделий, разработке новых технологий, образовательных структур - в возможности превращения скрытых, латентных знаний студентов в активно используемые» [6, С. 50-51]. Эксперты отмечают недостаточность практико-ориентированного обучения, которую можно ликвидировать с помощью продуктивного взаимодействия, реализации совместных программ вузов и предприятий.

Уровень материально-технической оснащенности вузов регулируется Министерством науки и высшего образования РФ в рамках мониторинга эффективности [6], в ходе которого инфраструктура вуза оценивается по следующим показателям: общая площадь учебно-лабораторных помещений, количество персональных компьютеров, удельный вес стоимости машин и оборудования не старше 5 лет в общей стоимости оборудования, количество экземпляров печатных учебных изданий. Проблема в использовании материально-технической базы состоит в том, что не разработан критерий оценки полезности оборудования для формирования компетенций будущих инженеров. Для эффективной подготовки компетентных специалистов необходимы лабораторные условия и технологии, соответствующие современным предприятиям.

Опыт Ульяновского государственного технического университета показывает, что выстраивание взаимодействия с предприятиями и компаниями региона позволяет повышать уровень материально-

технических условий подготовки молодых инженерных кадров. Университет заключил соглашения о создании 15 базовых кафедр на машиностроительных, энергетических, авиастроительных, радиотехнических предприятиях региона и в компаниях ИТ-кластера. Прорывным результатом взаимодействия со станкостроительным заводом DMG MORI и университетом является создание на базе вуза Центра промышленного Интернета в машиностроении. Студенты машиностроительного факультета получили возможность обучаться на современных станках с использованием цифровых технологий. Соответствие подготовки в вузе требованиям работодателя способствует повышению функциональности не столько института высшего технического образования, сколько конкретных учебных заведений.

Особое значение в повышении функциональности высшего технического образования имеет учет состояния рынка труда, востребованность кадров высшей квалификации. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2018 г. доля занятого населения составила 59,3 % от общей численности населения, а уровень безработицы -4,7 %. Это относительно невысокий уровень безработицы, но в некоторых регионах уровень безработицы значительно выше (до 10-12 %). Наблюдается рост среднего времени поиска работы молодыми россиянами: за последние 2 года он вырос с 4-х до 8 месяцев. Служба статистики учитывает потребность работодателей в новых кадрах. Так, в Ульяновской области заявленная работодателями потребность в сотрудниках составляет около 9 тыс. чел.; из них 61 % - рабочих вакансий, 39 % - квалифицированных вакансий [7]. Исходя из этих данных, треть выпускников высшей квалификации будет искать места в других регионах или выберет рабочие специальности; большинство из них - молодые инженеры.

Эксперты Научно-исследовательского института Республиканского исследовательского научно -консультационного центра экспертизы отмечают, что в ряде иностранных государств российским специалистам с высшей квалификацией при приеме на работу отдается предпочтение. Концерн Siemens приглашает российских специалистов по целому ряду инженерных направлений. Российским ученым и специалистам в области естественных наук, математикам, инженерам, врачам, IT-специалистам и выдается так называемая «голубая карта Германии и Евросоюза» - рабочая виза с облегченным режимом выдачи, применения и продления» [8, С. 198]. Для решения проблемы «утечки мозгов» на федеральном и региональном уровнях создаются условия поддержки молодых специалистов и их профессиональной деятельности.

Исследователи выделяют следующие тенденции изменения российского рынка труда: «старение трудовых ресурсов и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, нескоордини-рованность функционирования системы образования и спроса экономики на рабочую силу определенных профессий, ... неоднородность распределения величин спроса на рабочую силу в территориальном разрезе» [9, С. 168]. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации [10], отечественная экономика находится в состоянии выхода из стагнации. Это оказало воздействие на рост заработной платы и, как следствие, рост престижности технических направлений в вузах. В связи с этим, можно сказать, что «главная цель России - использовать одно из важных конкурентных преимуществ страны - ее емкий внутренний рынок» [11, С. 35].

Человеческий потенциал обеспечивает долгосрочное развитие государства, «это главный стратегический ресурс, основной источник инновационного роста национальной экономики, обеспечения реиндустриализации региональной экономики, ориентированной на ускорение технологического развития экономики региона, восстановление и модернизацию действующих производств на базе принципиально новых технологий, создание новых инновационных высокотехнологичных отраслей» [12, С. 169]. По данным рейтинга Всемирного банка 2017 г., показатели эффективности использования человеческого потенциала РФ довольно высоки - 18 место в общемировом рейтинге. Однако

слабую позицию в этом индексе занимает молодежь до 24 лет, которая по уровню реализации своего потенциала находится на 73-м месте. Исследователи связывают это с несоответствием их компетенций потребностям сектора реальной экономики. Выходом из ситуации являются «академическая мобильность на этапе студенчества» и «дополнительное профессиональное образование», обеспечивающие развитие необходимых компетенций в нужные сроки [13, С. 27].

Для эффективного развития высшего технического образования и выполнения им релевантных современности функций в гражданском обществе создаются профессиональные сообщества и особые документы по профессиональному взаимодействию. Среди основных направлений деятельности выделяются: «обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей» [14]. К подобным ассоциациям относятся следующие профессиональные сообщества: Рамочная программа европейского сотрудничества в области образования (ЕТ-2020), Центр сертификации и регистрации профессиональных инженеров АТЭС, Ассоциации инженерного образования РФ.

Рис. 1. Мотивы выбора технических профилей в зависимости от успеваемости (в % от числа опрошенных, п=585)

Таблица 1

Проявление студентами технических профилей академической мобильности (в % от числа опрошенных; п=585)

В чем выражается твоя мобильность?* Всего Направление профессионального образования

Машиностроение Энергетика Радиотехника Строительство Информац. технологии Авиация

Изучаю иностранные языки 38 35 33 67 31 64 26

Совмещаю работу с учебой 38 64 35 29 44 38 37

Совмещаю учебу с научной работой 25 36 27 20 30 21 26

Получаю две специальности 18 2 21 5 20 32 23

Получу второе высшее образование 32 28 33 44 31 34 23

*Вопрос предусматривал несколько вариантов ответа

К важной группе факторов, оказывающих влияние на функциональность высшего технического образования, относятся характеристики непосредственных субъектов высшего технического образования - профессиональные установки студентов и профессорско-преподавательского состава.

Овладение студентами необходимыми профессиональными и личностными компетенциями, социальными практиками в инженерных сферах во многом зависит от мотивации к научно-техническому творчеству и самообразованию, жизненных ценностей, отношению к стажировкам и взаимодействию с потенциальными работодателями. Нами было проведено авторское социологическое исследование среди студентов вузов технических направлений «Успешный инженер в оценках студентов технических вузов»; выборка составила 585 респондентов (студенты 1 -4 курсов ульяновских вузов). Мотивы студентов при выборе технического профиля и их корреляция с успеваемостью во время обучения показаны на рисунке 1.

Все группы студентов в примерно одинаковой степени оценили ориентацию на способности при поступлении. При этом формальное получение высшего технического образования («важен диплом по специальности», «семейная традиция») характерно для каждого 5-го; это усиливает недостаточно ответственное отношение к образовательному процессу: именно эти студенты чаще всего имеют учебные задолженности. Такие студенты не прилагают достаточно усилий для качественного освоения образовательных программ; их проблемы

связаны с неэффективным распределением времени, недостаточной мотивацией к более успешному обучению, нехваткой времени из-за подработки. Выявлена закономерность: чем меньше осознанность выбора технической профессии абитуриентами, тем хуже результаты освоения профессии.

В ходе исследования были выявлены наиболее популярные практики, через которые студенты планируют повысить свой социальный и профессиональный статусы (табл. 1).

Наиболее популярными образовательными практиками являются: изучение иностранного языка и получение опыта работы во время обучения (обе по 38 %). Значение опыта работы считают главным преимуществом студенты машиностроительного и строительного направлений (64 и 44 % соответственно); значение английского языка отмечают студенты радиотехнического и ГГ-направлений (67 и 64 % соответственно). Студенты, чья будущая профессия преимущественно связана с реальной экономикой, считают важным получить опыт работы еще во время обучения. Студенты, чья профессиональная деятельность связана с созданием новых технологий и инновациями, делают акцент на освоении английского языка. Это связано с глобализацией и интернационализацией высшего образования, профессионализма.

Российскими исследователями были выявлены тенденции изменения отношения к научной деятельности в среде студенческой молодежи: «чаще вовлечены в НИРС студенты социально-гуманитарных, педагогических специальностей и компь-

ютерных технологий. Критическая ситуация наблюдается среди студентов технических и математических профилей. ... Но следует заметить, студенты этих специальностей преуспевают в качестве: чем дольше студент работает над одной темой, тем более весомые открытия и научные выводы он делает» [15, С. 64]. Важно отметить, что занятия научной деятельностью являются фундаментом инновационного типа мышления и активных позиций в профессии. Реализация «технологического прорыва», требуемая в рамках социального заказа, невозможна без инновационного мышления, способности и стремления к изобретательству. Однако

Нами была выявлена интересная зависимость: студенты с высокой успеваемостью чаще занимаются собственными разработками и исследованиями. Среди студентов - «отличников», таких оказалось 38 %, что выше среднего значения в 1,5 раза. Низкий уровень мотивации к самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов технических направлений негативно влияет на успешное построение ими профессиональных траекторий, особенно на инновационную деятельность в профессии. Это отражается на снижении функциональности высшего технического образования.

Обобщая полученные данные, мы разработали авторскую систему субъективных и объективных факторов, влияющих на функциональность высшего технического образования (рис. 3).

реальность такова, что у большинства студентов «акценты в построении профессиональной карьеры смещены в сторону реализации материально-статусных целей» [16, С. 89].

Подтверждают эти выводы результаты проведенного нами социологического исследования. Мы построили рейтинг наиболее популярных внеаудиторных занятий студентов технических направлений. Реже студенты занимаются собственными разработками на форумах и самостоятельными научными исследованиями - 30 и 29 %, соответственно; чаще - самостоятельной проработкой типовых заданий (рис. 2).

Таким образом, институт высшего технического образования в России обладает существенным потенциалом для успешного функционирования. На первых местах среди факторов функциональности инженерного образования - создание благоприятных объективных институциональных, условий, объединение ресурсов института образования и института производства через создание базовых кафедр на предприятиях; субъективная готовность основных акторов. Наиболее существенными «точками роста» являются построение эффективной стратегии развития высшего инженерного образования, выстраивание эффективной системы взаимодействия «вуз - предприятие»; вовлечение студентов в научную и инновационную деятельность.

Рис. 2. Популярные внеаудиторные занятия студентов технических направлений (в % от числа опрошенных, п=585)

Функциональность высшего технического образования

Профессиональные требования и стандарты рынка труда

4—►

Сотрудничество с предприятиями

Профессиональные ориентации и практики студентов, преподавателей

Объективные факторы

Институцио- Социально- Социально-

нальные эконом. политические

- стратегия - состояние - развитие чел.

= института ВО; рынка труда; потенциала;

a о - система - востреб-сть - поддержка

fr ^ высшего тех. кадров высшей студентов, спе-

о a образования; квалификации, циалистов;

g - мат. база; иннов. в эконо- - проф. объеди-

- уровневая мике и др. нения;

подготовка и - в гражд. об-

др. ществе

- образов. - отраслевая - рег. про-

потенциал структура; граммы под-

населения - экономики держки вузов,

региона; региона; технич. творче-

= и - материаль- - динамика ства;

a о но-техническая занятости; - орг-ция рег.

fr ^ о база регион. - уровень з/п фондов под-

© V вузов; на предпр-ях; держки иннов.

S - программы - напр-я эк. технологий;

сотрудни. вузов разв. региона и - сохранение

с предпр-ми и др. кадров в регионе,

др. диалог;

- власти с ву-

зами

Субъективные факторы

Профессиональные Ориентации научно-

ориентации преподавательского

студентов состава

- статус, образова- - мотивация про-

ние родителей; фесс. деят-ти;

- мотивация к тех- - активность НИР,

нич. образованию, НТП;

НТП; - осознание себя

- готовность к субъектом жизни и

сотрудничеству с профес карьеры;

предпр-ями; - поведенческие

- доп. образова- практики в сфере

ние; высш. тех. образова-

- успеваемость, ния;

уровень освоения - участие в формах

компетенций; научного, учебного,

- жизненные цен- эконом. сотрудн. с

ности, карьерные предприятиями;

ориентации; - вып. научн. про-

- трудовая заня- ектов по внедрению

тость, стажировки на инновации в эконо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предпр. региона мику региона и др.

Рис. 3. Функциональность высшего технического образования: факторная операционализация

Литература

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://kremlin.ru/events/-president/news/57425

2. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/events/president-/news/56957

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: распоряжение

Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf

4. Студенты, преподаватели и управленцы оценили состояние информатизации в вузах, подведомственных Минобрнауки России. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/mB8/1203 5

5. Ейст Н. А. Проблемы качества инженерного образования и современные методы инженерного образования // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: Спб. 2015. №10-5. С. 88-92.

6. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru

7. Интерактивный портал Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области: Статистические отчеты. URL: https://ulyanovsk-zan.ru/reports/

8. Родионова Г. Г., Турко Т. И., Дуквиц С. В. Востребованность квалифицированных кадров -выпускников российских вузов в научно-технологическом комплексе ведущих зарубежных стран // Инноватика и экспертиза: научные труды. М.: Изд-во Научно-исследовательский институт Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы. 2016. №3 (18). С. 195-207.

9. Зайцева И. А. Безработица как одна из глобальных проблем современного мира // POLITBOOK. Чебоксары: Издательство Научно-исследовательский институт общественных и политических наук. 2017. № 2. С. 160-175.

10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. URL: http://economy.gov.ru-/minec/resources/ 9dd9931d-3 960-454c-a8db-ec6fc1ab4bfc/-prognoz_2017_2019.pdf

11. Петрищева В. А. Проблемы выживания и развития экономики России: научная монография. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2015.

12. Митюгина М. М., Кравченко Т. В. Анализ эволюции представлений о сущности понятия «человеческий потенциал» как основы обеспечения реиндустриализации экономики региона // Бизнес. Образование. Право. 2017. №4 (41). С. 168-173.

13. Андреев Л. Г. Дополнительное профессиональное образование как стратегический инструмент реализации концепции человеческого развития в Российской Федерации // Сб. трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Москва. 2017. № 33. С. 23-31

14. Герасимов С. И., Похолков Ю. П. [и др.] Опыт ассоциации инженерного образования ЕС и РФ: стратегические цели образования // Аккредитация в образовании, Йошкар-Ола. 2012. № 8 (60). С. 32-33

15. Акманаева Д. Х., Шиняева О. В. Роль научной деятельности студентов в повышении функциональности российского высшего образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 4. С. 60-71

16. Савинова А. В, Шиняева О. В. Функциональность высшего инженерного образования в России: объективные вызовы и субъективная готовность акторов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 4(44). С. 85-95.

References

1. О natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 07.05.2018 № 204 [About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation until 2024: decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2018 № 204]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news-/57425

2. Poslaniye Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [Message of the President to Federal Assembly]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president-/news/56957

3. Kontseptsiya Federal'noj tselevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody: rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 № 2765-r [The concept of the Federal target program of development of education for 2016-2020: order of the Government of the Russian Federation from 29.12.2014 № 2765-r]. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf

4. Studenty, prepodavateli i upravlentsy otsenili sostoyaniye informatizatsii v vuzakh, podvedomstvennykh Minobrnauki Rossii [Students, teachers and managers have estimated an informatization condition in the higher education institutions subordinated to the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. URL: https://xn--80abucj iibhv9a. xn--p 1 ai/mB8/12035

5. Ejst N. А. Problemy kachestva inzhenernogo obrazovaniya i sovremennye metody inzhenernogo obrazovaniya [Problems of quality of engineering education and modern methods of engineering education] // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire: Spb. 2015. №10-5. S. 88-92.

6. Informatsionno-analiticheskiye materialy po rezul'tatam provedeniya monitoringa effektivnosti deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsij vysshego obrazovaniya [Information and analytical materials by results of carrying out monitoring of efficiency of activity of the educational organizations of the higher education]. URL: http://indicators.miccedu.ru

7. Interaktivnyj portal Аgentstva po razvitiyu chelovecheskogo potentsiala i trudovykh resursov Ul'yanovskoj oblasti: Statisticheskiye otchety [Interactive portal of the Agency on human development and manpower of the Ulyanovsk region: Statistical reports]. URL: https://ulyanovsk-zan. ru/reports/

8. Rodionova G. G., Turko T. I., Dukvits S. V. Vostrebovannost' kvalifitsirovannykh kadrov -vypusknikov rossijskikh vuzov v nauchno-tekhnologicheskom komplekse vedushchikh zarubezhnykh stran [Demand of qualified staff - graduates of the Russian higher education institutions in a scientific and technological complex of the leading foreign countries] // Innovatika

i ekspertiza: nauchnye trudy. Moskva: Izdatel'stvo Nauchno-issledovatel'skij institut Respublikanskij issledovatel'skij nauchno-konsul'tatsionnyj tsentr ekspertizy. 2016. №3 (18). S. 195-207.

9. Zajtseva I. A. Bezrabotitsa kak odna iz global'nykh problem sovremennogo mira [Unemployment as one of global problems of the modern world] // POLITBOOK. Cheboksary: Izdatel'stvo Nauchno-issledovatel'skij institut obshchestvennykh i politicheskikh nauk. 2017. № 2. S. 160-175.

10. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov [The forecast of social and economic development of the Russian Federation for 2017 and for planning period of 2018 and 2019]. URL: http://economy.gov.ru/minec/resources/ 9dd9931d-3960-454c-a8db-ec6fc1ab4bfcZprognoz_2017_2019.pdf

11. Petrishcheva V. A. Problemy vyzhivaniya i razvitiya ekonomiki Rossii: nauchnaya monografiya [Problems of survival and development of economy of Russia: scientific monograph]. Tver': Tverskoj gos. un-t, 2015.

12. Mityugina M. M., Kravchenko T. V. Analiz evolyutsii predstavlenij o sushchnosti ponyatiya «chelovecheskij potentsial» kak osnovy obespecheniya reindustrializatsii ekonomiki regiona [Analysis of evolution of ideas of essence of the concept «human potential» as bases of ensuring reindustrialization of economy of the region] // Biznes. Obrazovaniye. Pravo. 2017. №4 (41). S. 168-173.

13. Andreev L. G. Dopolnitel'noye professional'noye obrazovaniye kak strategicheskij instrument realizatsii kontseptsii chelovecheskogo razvitiya v Rossijskoj Federatsii [Additional professional education as the strategic instrument of implementation of the concept of human development in the Russian Federation] // Sbornik trudov po problemam dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Moskva. 2017. № 33. S. 23-31.

14. Gerasimov S. I., Pokholkov Yu. P. [i dr.] Opyt assotsiatsii inzhenernogo obrazovaniya ES i RF: strategicheskiye tseli obrazovaniya [Experience of association of engineering education of the EU and Russian Federation: strategic objectives of education] // Akkreditatsiya v obrazovanii, Joshkar-Ola. 2012. №8 (60). S. 32-33.

15. Akmanaeva D. Kh., Shinyaeva O. V. Rol' nauchnoj deyatel'nosti studentov v povyshenii funktsional'nosti rossijskogo vysshego obrazovaniya [Role of scientific activity of students in increase in functionality of the Russian higher education] // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. 2011. № 4. S. 60-71.

16. Savinova A. V, Shinyaeva O. V. Funktsional'nost' vysshego inzhenernogo obrazovaniya v Rossii: ob"yektivnye vyzovy i sub"yektivnaya gotovnost' aktorov [Functionality of the higher engineering education in Russia: objective challenges and subjective readiness of actors] // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. 2017. № 4(44). S. 85-95.

* * *

FACTORS OF EFFECTIVE TRAINING OF ENGINEERS IN THE SYSTEM OF THE HIGHER TECHNICAL EDUCATION OF RUSSIA

SAVINOVA ALINA VLADIMIROVNA

Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, the Russian Federation, e-mail: savinova_91@mail.ru

Rapid development of the modern states which have passed to post-industrial information society exerts considerable impact on social institutes of training. The institute of the higher technical education in Russia, on the one hand, changes the functions according to external changes; on the other, - itself exerts considerable impact on technological development of economy. The rapid break which is much recently discussed requires increase in functionality of institute of the higher technical education that will provide arrival to the Russian economy of staff of a new formation. The purpose of article is a creation of hierarchy of factors of increase in functionality of the higher technical education. For achievement of the goal it is necessary to define current state of institute; the economic and social conditions exerting impact on his development; to study dynamics of indicators of effective education; to investigate the relation of key social groups to the content of training of engineers. In article the author defined main groups of factors of functionality of the higher technical education, problems resulting in disfunctionality of institute, and a way of their decision.

Key words: higher technical education, engineering education, functionality of professional education, condition of increase in functionality of engineering staff

Об авторе:

Савинова Алина Владимировна, аспирант кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета, г. Ульяновск

About the author:

Savinova Alina Vladimirovna, Post-graduate Student of the Political Science, Sociology and Public Relations Department, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.