Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛЬЧИКОВ С РАЗНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛЬЧИКОВ С РАЗНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ИНДЕКС ИНФОРМАТИЗАЦИИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / МЫШЕЧНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И.А., Чернова М.Б.

Цель исследования - выявить особенности функционального состояния мальчиков 8-9 и 10-11 лет с разной ДП в условиях интенсивного использования цифровых технологий. Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 120 школьников 8-9 лет и 180 - 10-11 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Интенсивность использования цифровых технологий определяли по величине «экранного времени». Уровень цифровизации изучали на основе расчета предложенного нами модифицированного индекса информатизации (Imod). Результаты исследования и выводы. На основе результатов популяционного и экспериментального исследований установлено, что мальчики 8-9 и 10-11 лет с высоким уровнем развития двигательных способностей в условиях интенсивного использования цифровых технологий в режиме дня характеризуются более благоприятным функциональным состоянием (ФС) организма по сравнению со сверстниками с недостаточной двигательной подготовленностью. Определена специфика влияния общей и силовой выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей на показатели вегетативного баланса, адаптационных возможностей организма, мышечной работоспособности и физического развития детей с высоким индексом информатизации условий жизнедеятельности. Выявлены возрастные особенности влияния уровня развития ключевых двигательных способностей на рассматриваемые аспекты ФС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И.А., Чернова М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL STATE OF BOYS WITH DIFFERENT MOTOR FITNESS IN CONDITIONS OF INTENSIVE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES

Objective of the study was to identify the features of the functional state of boys aged 8-9 and 10-11 years old with different motor mobility in conditions of intensive use of digital technologies. Methods and structure of the study. The experiment involved 120 schoolchildren 8-9 years old and 180 - 10-11 years old, classified for health reasons to the main medical group. The intensity of the use of digital technologies was determined by the amount of "screen time". The level of digitalization was studied on the basis of the calculation of the modified informatization index (Imod) proposed by us. Results and conclusions. Based on the results of population and experimental studies, it was found that boys 8-9 and 10-11 years old with a high level of development of motor abilities in conditions of intensive use of digital technologies in the daily routine are characterized by a more favorable functional state (FS) of the body compared to peers with insufficient motor skills. readiness. The specificity of the influence of general and strength endurance, speed and speed-strength abilities on indicators of vegetative balance, adaptive capabilities of the body, muscle performance and physical development of children with a high index of informatization of living conditions was determined. Age features of the influence of the level of development of key motor abilities on the considered aspects of FS were revealed.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛЬЧИКОВ С РАЗНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛЬЧИКОВ С РАЗНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК/UDC 796.01:612

Поступила в редакцию 29.03.2021 г.

Доктор биологических наук И.А. Криволапчук1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент М.Б. Чернова1

1Институт возрастной физиологии РАО, Москва 2Государственный университет управления, Москва

FUNCTIONAL STATE OF BOYS WITH DIFFERENT MOTOR FITNESS IN CONDITIONS OF INTENSIVE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES

Dr. Biol. I.A. Krivolapchuk12

PhD, Associate Professor M.B. Chernova1

1 Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow

2 State University of Management, Moscow

Информация для связи с автором: i.krivolapchuk@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности функционального состояния мальчиков 8-9 и 10-11 лет с разной ДП в условиях интенсивного использования цифровых технологий.

Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 120 школьников 8-9 лет и 180 - 10-11 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Интенсивность использования цифровых технологий определяли по величине «экранного времени». Уровень цифро-визации изучали на основе расчета предложенного нами модифицированного индекса информатизации (Imod).

Результаты исследования и выводы. На основе результатов популяцион-ного и экспериментального исследований установлено, что мальчики 8-9 и 10-11 лет с высоким уровнем развития двигательных способностей в условиях интенсивного использования цифровых технологий в режиме дня характеризуются более благоприятным функциональным состоянием (ФС) организма по сравнению со сверстниками с недостаточной двигательной подготовленностью. Определена специфика влияния общей и силовой выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей на показатели вегетативного баланса, адаптационных возможностей организма, мышечной работоспособности и физического развития детей с высоким индексом информатизации условий жизнедеятельности. Выявлены возрастные особенности влияния уровня развития ключевых двигательных способностей на рассматриваемые аспекты ФС.

Ключевые слова: цифровые технологии, модифицированный индекс информатизации, двигательные способности, функциональное состояние, мышечная работоспособность.

Abstract

Objective of the study was to identify the features of the functional state of boys aged 8-9 and 10-11 years old with different motor mobility in conditions of intensive use of digital technologies.

Methods and structure of the study. The experiment involved 120 schoolchildren 8-9 years old and 180 - 10-11 years old, classified for health reasons to the main medical group. The intensity of the use of digital technologies was determined by the amount of "screen time". The level of digitalization was studied on the basis of the calculation of the modified informatization index (Imod) proposed by us. Results and conclusions. Based on the results of population and experimental studies, it was found that boys 8-9 and 10-11 years old with a high level of development of motor abilities in conditions of intensive use of digital technologies in the daily routine are characterized by a more favorable functional state (FS) of the body compared to peers with insufficient motor skills. readiness. The specificity of the influence of general and strength endurance, speed and speed-strength abilities on indicators of vegetative balance, adaptive capabilities of the body, muscle performance and physical development of children with a high index of informatization of living conditions was determined. Age features of the influence of the level of development of key motor abilities on the considered aspects of FS were revealed.

Keywords: digital technologies, modified informatization index, motor abilities, functional state, muscular performance.

CL

с

га

^

О (U .с H

Введение. Известно, что неадекватное применение цифровых технологий может оказывать негативное влияние на физическое, психическое и социальное благополучие, морфофункциональное развитие, адаптационные возмож-

ности и физические кондиции детей [6, 5 и др.]. В этой связи изучение взаимосвязей между интенсивностью использования цифровых технологий в повседневной жизни, физической активностью (ФА), двигательной подготовленностью

(ДП) и функциональным состоянием (ФС) организма является одним из важных направлений исследований, которому в настоящее время уделяется пристальное внимание.

Цель исследования - выявить особенности функционального состояния мальчиков 8-9 и 10-11 лет с разной ДП в условиях интенсивного использования цифровых технологий.

Методика и организация исследования. В популя-ционном исследовании, проведенном в 10 регионах Российской Федерации, собран эмпирический материал о ФС и двигательной подготовленности мальчиков 8-9 и 10-11 лет (п>2300). В экспериментальном исследовании участвовали 120 школьников 8-9 лет и 180-10-11 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Анализ применения цифровых технологий в режиме дня проводился на основе опроса и хронометража деятельности. Все виды деятельности, связанные с использованием цифровых технологий, суммировались. Для оценки сна утром дети вместе с родителями заполняли специальный дневник.

Интенсивность использования цифровых технологий определяли по величине «экранного времени». Уровень циф-ровизации изучали на основе расчета предложенного нами модифицированного индекса информатизации (Imod). Этот индекс равен отношению количества часов использования электронных устройств в течение суток к общему времени бодрствования пиги*оиипш п ппоцентах:

I ! ... . п /

Imod = -

24 -í,.

♦100%.

где 1мос1 - модифицированный показатель уровня информатизации, - время использования цифровых технологий в сутки, ^ - средняя продолжительность ночного и дневного сна в сутки.

В процессе исследования собирали данные о частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическом (СД) и диа-

Возраст

8-9 лет-Общая выносливость

-у Jf- <f О- ó- # , + . + ¿У J? -i" * Силовая выносливость

Низкий Высокий

lllllll

• Л* Л- ^o^-

10-11 лет Общая выносливость ■ Низкий Высокий

IIIIIIII

ю Силовая выносливость

■ Низкий Высокий

11 1111

. ЧСС, RRNN, ДП,% уд/мин мс

ИМ, ИФИ, отн.ед. отн.ед.

Скоростно-силовые способности

Скоростно-силовые способности

■ Низкий Высокий

Низкий Высокий

| : I I

ИМТ. отн.ед. Длина те

ВИ К, % ДП, % ИФИ, отн.ед.

Скоростные способности

1111

LnS, отн. ед. ДД, мм. рт. САД, мм. рт. ЧСС, уд/мин

Скоростные способности

■ Низкий Высокий

IIIIIIII

<f' <!■■ .-Г

Особенности ФС мальчиков 8-9 и 10-11 лет с высоким и низким уровнем развития двигательных способностей при интенсивном использовании цифровых технологий

Примечание. За 100% приняты средние величины показателей у мальчиков с низким уровнем двигательной подготовленности. Представлены только статистически значимые различия (р<0,05-0,001).

столическом (ДД) давлении крови. Рассчитывали среднее давление (САД), вегетативный индекс Кердо (ВИК), двойное произведение (ДП), индекс Мызникова (ИМ) и индекс функциональных изменений (ИФИ) [1]. Проводили изучение вариабельности сердечного ритма, при этом определяли: RRNN - среднюю длительность R-R интервалов, Мо - моду, MxDMn - разброс кардиоинтервалов, SDNN - стандартное отклонение величин R-R интервалов, стресс-индекс ^1) [1]. Анализировали результаты измерений длины и массы тела, окружности грудной клетки (ОГК), рассчитывали индекс массы тела (ИМТ). Комплекс тестов ДП включал: бег на 30 метров, наклон вперед, поднимание туловища из положения «лежа на спине» за минуту, прыжок в длину с места и шестиминутный бег Для оценки мышечной работоспособности (МР) находили величины нагрузок, максимальное время реализации которых составляло 1, 40, 240, 900 с ^тах, V40, V240, V900), и суммарную площадь доступных нагрузок в логарифмической системе координат (LnS) [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что уровень информатизации условий жизнедеятельности и ДП у мальчиков 10-11 лет был существенно (р<0,05-0,001) выше, чем у школьников 8-9 лет. Поэтому мальчики 8-9 и 10-11 лет по величине индекса информатизации, показателей общей и силовой выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей отдельно были распределены на пять функциональных классов, характеризующих низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий уровни развития. На этой основе из выборки объемом в 2300 человек выделены группы детей 8-9 (п=285) и 10-11 (п=250) лет, интенсивно использующих цифровые технологии в повседневной жизни.

В ходе дальнейшей работы сравнивались мальчики с высоким индексом информатизации, различающиеся по ДП. Статистическая значимость различий определялась между школьниками с высоким и низким уровнями развития каждой из рассматриваемых двигательных способностей.

Сопоставление мальчиков 8-9 лет с разными результатами выполнения шестиминутного бега выявило межгрупповые различия (р<0,001) по ряду вегетативных показателей ФС, физического развития (ФР) и МР. Мальчики с высокой общей выносливостью по сравнению со школьниками, демонстрирующими «слабые» результаты выполнения данного контрольного упражнения, характеризовались низкими (р<0,05-0,001) величинами ОГК, ЧСС, SI, ДП, ИМ, ИФИ и высокими значениями RRNN, LnS и V900 (см. рисунок). Школьники с высоким Imod, подразделенные на группы по результатам выполнения теста «поднимание туловища», также отличались (р<0,05-0,001) по параметрам ФС. У них более высокий уровень силовой выносливости сочетался с относительно низкими величинами ЧСС, ДП, ИМ, ИФИ и более высокими значениями RRNN и LnS (см. рисунок). Уровень развития скоростно-силовых способностей оказался тесно связанным с показателями ФР (см. рисунок). Мальчики с высокими результатами прыжка в длину характеризовались большей длиной тела и низкими значениями ИМТ (р<0,05). Обнаружены особенности ФС школьников, подразделенных на группы с учетом развития скоростных способностей. Выявленные различия (р<0,05-0,001) касались используемых показателей ФС, ФР и МР. Установлено, что мальчики с высокими результатами бега на 30 м отличались (р<0,05-0,001) от сверстников с низкой скоростной подготовленностью

№7 • 2022 Июль | Juli

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

по средним величинам СД, ДД, САД, ЧСС, ДП, ИФИ, LnS и V40 (см. рисунок).

Сходные результаты получены и в отношении мальчиков 10-11 лет. Установлено, что у них имеются особенности функционального развития, обусловленные уровнем общей выносливости. Сравнение мальчиков с разными результатами выполнения шестиминутного бега выявило различия (р<0,001) по показателям гемодинамики, вегетативного баланса, адаптационных возможностей организма и ФР. Выносливые школьники, по сравнению со сверстниками с низкими результатами шестиминутного бега, имели относительно сниженные (р<0,05-0,001) значения СД, ДД, САД, ЧСС, ВИК, ДП, ИМ, ИФИ и высокие - RRNN, LnS и V900 (см. рисунок).

Мальчики с высоким Imod, подразделенные на группы по результатам выполнения теста «поднимание туловища», также существенно отличались (р<0,05-0,001) по ФС.

Сопоставление показателей вегетативного гомеоста-за, ФР и МР выявило различия между «крайними» группами школьников, при этом учащиеся с высокой силовой выносливостью по сравнению со сверстниками с недостаточным развитием данной двигательной способности, характеризовались меньшими значениями СД, ДД, САД, ЧСС, ДП, ИФИ и большими величинами RRNN, LnS, длины и массы тела (см. рис.).

В процессе анализа результатов исследования обнаружены отличия между мальчиками с разным развитием скоростных способностей (см. рис.). Установлено, что школьники с высокими результатами бега на 30 м отличались (р<0,05-0,001) от сверстников с низкими оценками выполнения данного моторного теста по величинам ДД, САД, ЧСС и LnS (см. рисунок). Получены также данные, указывающие, что школьники с хорошей скоростно-силовой подготовленностью существенно (р<0,05-0,001) превосходят учащихся с низкими результатами прыжка в длину по величине ВИК и характеризуются меньшими значениями ДП и ИФИ (см. рис.).

Анализ материалов исследования свидетельствует о том, что мальчики с высокой общей и силовой выносливостью и отчасти скоростной подготовленностью в условиях интенсивного использования цифровых технологий отличаются сдвигом вегетативного баланса в сторону преобладания активности парасимпатического отдела ВНС, экономичностью функционирования системы кровообращения, расширенными адаптационными возможностями организма и высокой общей МР. Менее определенно можно говорить о различиях, обусловленных скоростно-силовой подготовленностью.

Выявлены возрастные особенности влияния ключевых двигательных способностей на рассматриваемые аспекты функционального развития школьников в условиях интенсивного использования цифровых технологий: у мальчиков 10-11 лет уровень информатизации условий жизнедеятельности существенно выше, чем у школьников 8-9 лет; уровень развития общей выносливости в 8-9 лет определяет различия по вегетативным показателям ФС, МР и ФР, а в 10-11 лет -показателям ФС и МР; уровень развития силовой выносливости в 8-9 лет определяет различия по вегетативным показателям ФС и МР, а в 10-11 лет - по показателям ФС, МР и ФР; уровень развития скоростных способностей в 8-9 лет оказывает более выраженное воздействие на вегетативные показатели ФС и МР, чем в 10-11 лет; уровень развития ско-ростно-силовых способностей в 8-9 лет тесно связан с по-

казателями ФР, а в 10-11 лет - с ФС; в 8-9 лет уровень развития общей выносливости напрямую зависит от мощности аэробного процесса, а скоростных способностей - от мощности анаэробного гликолиза.

Полученные данные согласуются с выводами других работ о снижении ФА и ухудшении ФС организма детей в условиях чрезмерно интенсивного использования цифровых технологий и роли повышенной ДП в профилактике этих явлений [3-7 и др.].

Вывод. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в условиях интенсивного использования цифровых технологий школьники с высокой общей и силовой выносливостью и, в меньшей степени, скоростной подготовленностью в состоянии покоя характеризовались относительно низкими величинами вегетативных показателей ФС, отражающих активность симпатического отдела, и высокими значениями показателей, характеризующих тонус парасимпатического отдела ВНС. Эти особенности вегетативного баланса сочетались с повышенным адаптационным потенциалом организма и высокой МР. Выявлены возрастные особенности влияния ключевых двигательных способностей на рассматриваемые аспекты функционального развития школьников в условиях интенсивного использования цифровых технологий. Литература

1. Баевский, Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, А.П. Гаврилушкин и др. // Вестник аритмологии. - 2002. - № 24. - С. 65-86.

2. Баранцев, С.А. Формирование кинематической структуры ациклических локомоций и биоэнергетики мышечной системы мальчиков школьного возраста / С.А. Баранцев, В.В. Зайцева, Д.М. Пискова // Новые исследования - 2009. - № 3 (20). - С. 62-72.

References

1. Baevsky R.M., Ivanov G.G., Gavrilushkin A.P. et al. Analiz variabel-nosti serdechnogo ritma pri ispolzovanii razlichnykh elektrokardio-graficheskikh sistem [Analysis of heart rate variability using various electrocardiographic systems]. Vestnik aritmologii. 2002. No. 24. pp. 65-86.

2. Barantsev S.A., Zaitseva V.V., Piskova D.M. Formirovaniye kine-maticheskoy struktury atsiklicheskikh lokomotsiy i bioenergetiki myshechnoy sistemy malchikov shkolnogo vozrasta [Formation of the kinematic structure of acyclic locomotion and bioenergetics of the muscular system of school-age boys]. Novyye issledovaniya. 2009. No. 3 (20). pp. 62-72.

3. Cabanas-Sánchez V., Martínez-Gómez D., Esteban-Cornejo I., Pérez-Bey A., Castro Piñero J., Veiga O.L. Associations of total sedentary time, screen time and non-screen sedentary time with adiposity and physical fitness in youth: the mediating effect of physical activity. J Sports Sci. 2019. Vol. 37. No. 8. pp. 839-849.

4. Carson V., Lee E.Y., Hesketh K.D., Hunter S., Kuzik N., Predy M., Rhodes R.E., Rinaldi C.M., Spence J.C., Hinkley T. Physical activity and sedentary behavior across three time-points and associations with socialskills in early childhood. BMC Public Health. 2019. Vol. 19. No. 1. pp. 27-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Emm-Collison L.G., Lewis S., Reid T., Matthews J., Sebire S. J., Thompson J.L., Salway R., Jago R. Striking a Balance: Physical Activity, Screen-Viewing and Homework during the Transition to Secondary School. Int J Environ Res Public Health. 2019. Vol. 16. No. 17. p. 3174.

6. Guerrero, M.D. Screen time and problem behaviors in children: exploring the mediating role of sleep duration. M.D. Guerrero, J.D. Barnes, J.P. Chaput, M.S. Tremblay. Int J Behav Nutr Phys Act. 2019. Vol. 16. pp. 105-109.

7. Hardy L.L., Ding D., Peralta L.R., Mihrshahi S., Merom D. Association Between Sitting, Screen Time, Fitness Domains, and Fundamental Motor Skills in Children Aged 5-16 Years: Cross-Sectional Population Study. J Phys Act Health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.