МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
УДК 070 М. В. ШКОНДИН
доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ МЕДИАСИСТЕМЫ
В статье рассматривается интегративная функция медиасистемы, которая призвана обеспечить публичность процессов освоения и преобразования мира, согласованность и продуктивность социальной деятельности в системе общественного разделения труда. Утверждается, что на основе массовой информационной деятельности в рамках создаваемого медиасистемой медиапространства интегративная функция должна формировать в сознании массовой аудитории медиакартину мира и повседневно адаптировать ее к изменениям в условиях жизни общества, к результатам духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности, а также к развивающимся информационным потребностям личности и различных аудиторных групп. По отношению к коммуникативным функциям науки, искусства, политики, экономики, других сфер социума интегративная функция выступает как организующий фактор массового информационного процесса, обеспечивающий оптимальное взаимодействие между теми, кто производит массовую информацию, распространяет и потребляет ее. Создаваемое системой СМИ медиапространство представляет собой совокупность информационных, экономических, организационных и иных отношений между СМИ и представителями сфер производства, распространения и потребления массовой информации. Медиасистеме, как и другим социальным системам, присуща иерархия функций, которые выполняют ее различные компоненты и процессы, интегратором которых выступает единая интегративная функция.
Ключевые слова: функциональная целостность средств массовой информации; интегративная функция; медиасистема; медиакартина мира; медиапространство.
M. V. SHKONDIN
Doctor habil. (Philology), Professor, Moscow State University n.a. M. V. Lomonosov
FUNCTIONAL INTEGRITY OF THE MEDIA SYSTEM
The article characterizes the integrative function of media system which is intended to make public the processes of world development and transformation, coherence and effectiveness of social activity in the system of public division of labour. It is stated that on the basis of mass information activity in the frameworks of media space created by the media system the integrated function has to form a media picture of the world in mass audiences consciousness and adjust it to the changes typical for the society, to the results of spiritual, scientific or practical activities, and to constantly developing information needs of individuals and various audience groups. In relation to communicative functions of science, art, politics and economics and other social spheres, the integrative function acts as an organizing factor of mass information process which provides optimum interaction between those who produce mass information, distribute and consume it. The media space created by the system of mass media combines information, economic, administrative and other relations between the mass media and the representatives of information production, distribution and consumption spheres. An hierarchy of functions carried out by its various components and processes, integrated by the general function is inherent to the media system like to any other social system.
Keywords: functional integrity of mass media; integrative function; media system; media picture of the world; media space.
В условиях глобализации, становления ин- мационного процесса. Упорядоченность и
формационного общества огромное значение организованность медиасистемы по отноше-
приобретает оптимизация общенациональной нию к этим потребностям способствует более
медиасистемы, а также ее соответствие по- полной реализации системных закономерно-
требностям участников массового инфор- стей средств массовой информации (СМИ).
© М. В. Шкондин, 2014
Обстоятельное изучение проблем, встающих в связи с этим перед теорией и практикой журналистики, невозможно без исследования целостности медиасистемы — того интегративного результата, который рождается на основе взаимодействия ее компонентов (подсистем) [1]. Получаемый результат тесно связан с публичностью и медиакартиной мира, которая формируется в процессе общественного диалога, информационного взаимодействия субъектов (личность, группа, организация) в медиапространстве и отражается в сознании массовой аудитории [18; 19; 21].
Понятие «картина мира» введено в научный оборот как система представлений об устройстве мира и связующее звено между мировоззрением и фундаментальными специальными формами теоретического освоения действительности. В типологию анализируемого понятия включены физическая, научная, религиозная, мифологическая, натурфилософская, языковая, художественная, информационная и другие картины мира [13; 16].
В медиапространстве на основе массовой коммуникации происходит как накопление в СМИ потенциальной информации теми, кто создает и передает ее по каналам медиа, так и освоение ее массовой аудиторией. Освоение, как понятие терминологически емкое, раскрывает сущность интеграции теоретического познания и практического действия человека [7]. Вместе с тем, это теоретическое, художественное, эмоционально-практическое освоение мира происходит на основе непрерывного информационного взаимодействия социальных субъектов в создаваемом СМИ медиапространстве, в общественном диалоге, который проявляется во взаимодействиях государства и общества, личности, различных общественных групп и организаций. Речь идет о том, что медиасистема выступает важным фактором публичности, взаимодействия между духовно-познавательной (наука, искусство), духовно-практической (управление, образование, воспитание) и практической деятельностью.
Освоение мира — это способность человека к преобразованию окружающей его природной и социальной действительности. Оно включает:
- материально-практическое преобразование мира — стремление изменить природный и социальный мир в соответствии со своими потребностями;
- духовно-познавательное (теоретическое) освоение мира — стремление отразить в системе знаний действительность в том виде, как она существует вне человека;
— духовно-практическое освоение мира — стремление постичь мир в его значимости для человека и человечества, т. е. учесть потребности человека, желание, цели и интересы и в соответствии с ними освоить мир. Этот способ включает в себя эмоционально-чувственное переживание человека1.
Система освоения и преобразования мира, складывающаяся в условиях современной цивилизации, не может в должной мере функционировать и развиваться без соответствующего функционирования и развития массовой коммуникационной системы мирового сообщества. Функции теоретического, художественного, духовно-практического и практического освоения мира, которые осуществляют представители науки, искусства, образования, экономики, политики и другие субъекты социальной деятельности, не могут быть реализованы без широко развитой коммуникационной системы освоения мира.
Характеризуя целостность медиасистемы как результат формирования публичности в обществе, создания в сознании массовой аудитории медиакартины мира, остановимся на том, что этот результат может быть достигнут при создании оптимального медиапространства — совокупности информационных, организационных, экономических и других отношений между социальными субъектами, входящими в это пространство.
На наш взгляд, медиапространство — это система информационных, организационных, экономических и других общественных отношений, существующая между производителями, распространителями и потребителями массовой информации и СМИ. Характер целостности системы состоит в том, что благодаря ей в сознании массовой аудитории создается медиакартина мира, способствующая освоению и преобразованию его социумом в соответствии с возможностями общественного развития.
По сути, взаимодействие между субъектами духовно-познавательной (наука, искусство), духовно-практической (управление, образование, воспитание) и практической
1 Основные способы освоения мира человеком. URL : http://leamingin.blogpot.ru/2011/06.
Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)
деятельности обеспечивает продуктивность, коллективность, непрерывность и массовость общественной практике, ее соответствие возможностям общественного прогресса, условиям развития социума. Это двуединый процесс обогащения духовно-познавательного потенциала общества, выявления новых возможностей и нового опыта общественных преобразований и приобщения к новым знаниям и опыту массовой аудитории. Взаимодействие основано на информационных потребностях личности, различных общественных групп, институтов и социума в целом, связанных с жизнедеятельностью и участием в жизни общества различных социальных субъектов, в том числе в познавательных, образовательных, аксиологических, организационно-управленческих процессах. Отношения координации, субординации, инициативы, дисциплины, ответственности могут быть оптимальными только при постоянном информировании членов общества об условиях, в которых они действуют, о возможностях, которыми они располагают в освоении и преобразовании мира, тех или иных сфер социума, т. е. при существовании подлинных отношений публичности в обществе [18]. Иными словами, это массовое информационное взаимодействие между теорией и практикой, наукой и производством, государством и его гражданами, центром и регионами, а также глобальное и локальное взаимодействие.
Медиакартина в идеале должна быть адекватна реальным условиям жизни общества, отражать знаниевый, аксиологический, проективный и иной потенциал общества, а также нести в общество публичность и опираться на результаты общественного диалога.
Единых подходов к определению медиапространства пока нет. И. М. Дзялошинский, анализируя точки зрения социологов, приходит к выводу о необходимости исследования медиапространства как системного объекта.
По его мнению, медиапространство — это не сами СМИ, а те массовые информационные взаимодействия, информационные отношения, которые они создают [6]. При этом он опирается на известное положение о том, что система может вбирать в себя необходимые для ее функционирования компоненты среды системы. Поэтому в качестве компонентов медиасистемы в своих работах выделяем техническую подсистему (технологии телевидения, Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)
радиовещания, печати, Интернета); экономическую подсистему (подсистема экономики СМИ); аудиторную подсистему (та часть населения, которая пользуются услугами СМИ); редакционную подсистему (авторский актив, который наряду со штатными журналистами участвует в производстве и распространении массовой информации) [20].
В условиях стремительного разрастания структуры медиасистемы, медийной среды, окружающей эту систему, необходимо выяснить, справедливо ли утверждение, что структура «служит» функциям данной системы [2; 3]. Порой создается впечатление, что структура существенно оторвалась от этих функций и живет сама по себе. В работах Е. Л. Вартановой [4], И. Н. Деминой [5], Я. Н. Засурского [8], С. Г. Корконосенко [9], Г. В. Лазутиной [10], В. Ф. Олешко [11], Е. П. Прохорова [12], Л. Г. Свитич [14], А. А. Тертычного [17] содержатся выводы о том, что в современных условиях происходит существенная деактуализация многих важных функций журналистики.
Наряду с целостностью медиасистемы как едином интегративном результате, для которого функционируют в совместном усилии экономическая, технологическая, редакционная, информационная, аудиторная и другие подсистемы СМИ, должна существовать и функциональная целостность медиасистемы, обеспечивающая полноценное удовлетворение базовых информационных потребностей общества. С интересным в этом плане суждением можно познакомиться в публикациях С. Г. Корконосенко [9]. Он видит назначение журналистики в «регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами социального прогресса»1. Важно то, что интегральную функцию журналистики автор данного суждения выводит, соотнося ее с социальной системой. Это, на наш взгляд, верный методологический подход, так как журналистика рассматривается им как часть более общего целого — социальной системы. Методологический подход исследуется, например, и в концепции М. И. Сетрова, который определяет понятие функции как «такое отношение части к целому, при котором
1 Идеологическая функция URL : http://its-
journalist.ru/Articles/ideologicheskaya_funkciya.html.
само существование или какой-либо вид проявления части обеспечивает существование или какую-либо форму проявления целого» (курсив наш. — М. Ш.) [15].
Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо иметь более развернутую характеристику интегративной функции медиасистемы, тесно связанную с характером ее целостности, опирающуюся на определение этой функции профессором С. Г. Корконосенко. По нашему мнению, интегративная функция, миссия медиасистемы — обеспечивать на основе принципа публичности организованность массового информационного процесса адекватно условиям жизни общества, потребностям личности, различных общественных групп, организаций, общества в целом, формировать оптимальное медиапространство общения, информационного взаимодействия в масштабе всего общества и создавать на основе этого взаимодействия объективную медиакартину мира в сознании массовой аудитории для регулирующего и преобразующего воздействия на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами социального прогресса. Именно в этом своем качестве медиасистема выступает как важный фактор общественного диалога, освоения и преобразования мира социумом, как неотъемлемая часть субъективного фактора цивилизационного развития общества. Посредством медиасистемы общество обретает публичность, создавая возможность личности, различным общественным группам, организациям активно участвовать в процессах освоения и преобразования мира. Медиасистема формирует для этого оптимальное медиапространство общения, информационного взаимодействия в масштабе всего общества и объективную медиакартину мира в сознании массовой аудитории для регулирующего и преобразующего воздействия на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами социального прогресса.
Интегративная функция медиасистемы как целого состоит в том, что она интегрирует функции своих подсистем (как ее составляющих частей, в том числе редакционной, информационной, аудиторной, экономической, технологической), происходящих в них процессов. Способствуя взаимодействию субъектов духовно-познавательной
(наука, искусство), духовно-практической (образование, управление, воспитания) и практической деятельности, она содействует реализации их функций как организатор массового информационного процесса и как коммуникатор, организует выполнение коммуникативных функций через службы по связям с общественностью и рекламы. Так, наряду с эстетической, гедонистической, гуманистической, аксиологической, регулятивной функциями культура содержит и коммуникативную функцию, которую имеет и наука, и другие субъекты духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности.
Если говорить о журналистике как о творческой деятельности, а также ее многочисленных функциях, которые анализируются в работах Е. Л. Вартановой, С. Г. Корконосен-ко, Г. В. Лазутиной, Л. Г. Свитич, А. А. Тер-тычного, Е. П. Прохорова и других авторов, то можно заметить, что коммуникативную функцию вбирает в себя медиасистема, организационно обеспечивая реализацию всех творческих функций. В рамках медиасистемы в значительном объеме осуществляются функции журналистского творчества благодаря штатным сотрудникам, более часто стали привлекать авторский актив, блогеров, агентов социальных сетей.
Медиасистема формирует в сознании массовой аудитории картину текущей действительности, отражает не только устойчивые тенденции в актуальных явлениях общественной жизни, но и свойственную этим явлениям изменчивость, которая проявляется через реальные события и факты действительности. Повседневная картина текущего состояния мира и является предметом журналистики как творческой деятельности. Если предмет науки — всеобщее в явлениях действительности, и оно отражается в научных статьях, монографиях, сборниках, а искусства — особенное, типическое — в произведениях литературы и искусства, то единичное, реальные события и факты повседневности — это те кирпичики, из которых каждодневно формируется картина изменчивости в мире и в окружающей среде. Существуют два способа познания мира — наука и искусство. Но в связи с необходимостью познания повседневной изменчивости, текущего состояния мира, в момент совершения событий необходима журналистика Известия ИГЭА 2014. № 2 (94)
как творческая литературно-художественная деятельность. Ее познание нельзя назвать теоретическим или художественным. Оно эмоционально-практическое, обусловленное повседневностью, изменчивостью текущей действительности.
Важнейшие функции текущей медиакартины мира, вбирающей в себя изменчивость в актуальных общественных явлениях, на наш взгляд, следующие:
— знаниевые, гносеологические: образ текущих событий и фактов, актуальных для современных социальных процессов;
— аксиологические: выражение и формирование общественного мнения, ценностно-ориентационные характеристики текущей действительности;
— проективные: корректировка моделей поведения в практической деятельности.
Модель функциональной целостности медиасистемы должна основываться на ее важнейших системных закономерностях, принципах организации и функционирования. Именно это помогает ей реализовать интегративную функцию медиасистемы — формирование медиакартины мира в сознании личности, различных общественных групп и организаций; повседневная адаптация к реальным условиям жизни общества, к результатам духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности, к информационным потребностям массовой аудитории в целях освоения и преобразования мира социумом, его различными субъектами, для регулирующего и преобразующего воздействия на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами социального прогресса.
Список использованной литературы
1. Абрамова Н. Т. Целостность и управление / Н. Т. Абрамова. — М. : Наука, 1974. — 248 с.
2. Афанасьев В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. — М. : Политиздат, 1980. — 368 с.
3. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М. : Наука, 1973. — 270 с.
4. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. — М. : МедиаМир, 2013. — 280 с.
5. Демина И. Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы / И. Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С. 172-181.
6. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникативные стратегии социальных институтов / И. М. Дзялошинский. — М. : Изд-во АПК и ППРО, 2013. — 479 с.
7. Жданова С. Н. Освоение информационной картины мира личностью: генезис понятия / С. Н. Жданова,
Н. Г. Марченкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. : Информатизация образования. — 2010. — № 2. — С. 60-65.
8. Засурский Я. Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика: 2008-2013 / Я. Н. Засурский. — М. : МедиаМир, 2013. — 295 с.
9. Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. — М. : Аспект Пресс, 2006. — 287 с.
10. Лазутина Г. В. Журналистское познание мира / Г. В. Лазутина // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб. : Знание : СПбИВЭСЭП, 2000. — Гл. 2. — 272 с.
11. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество / В. Ф. Олешко. — М. : Рип-холдинг, 2003. — 222 с.
12. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 368 с.
13. Прохоров Ю. Е. Русское коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. — М. : Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2002. — 277 с.
14. Свитич Л. Г. Феномен журнализма / Л. Г. Свитич. — М. : Изд-во МГУ, 2000. — 252 с.
15. Сетров М. И. Основы функциональной теории организации / М. И. Сетров. — Л. : Наука, 1972. — 164 с.
16. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов. — СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 2002. — 461 с.
17. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика / А. А. Тертычный. — М. : Аспект Пресс, 2010. — 352 с.
18. Шкондин М. В. Журналистика как фактор освоения мира социумом / М. В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 4. — С. 62-73 ; № 5. — С. 45-55.
19. Шкондин М. В. Миссия журналистики: системные аспекты / М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С. 37-48.
20. Шкондин М. В. Периодическая печать: системные основы типологии / М. В. Шкондин // Типология периодической печати / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова [и др.] ; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — М. : Аспект Пресс, 2009. — 236 с.
21. Шкондин М. В. Печатные СМИ в условиях трансформации медиасистемы / М. В. Шкондин // Вестник Московского университета. Сер. 10 : Журналистика. — 2013. — № 6. — С. 38-53.
Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)
References
1. Abramova N. T. Tselostnost i upravlenie [Integrity and management]. Moscow, Science Publ., 1974. 248 p.
2. Afanas'ev V. G. Sistemnost i obshchestvo [Systemacy and the society]. Moscow,Politizdat Publ., 1980. 368 p.
3. Blauberg I. V., Yudin E. G. Stanovlenie i sushchnost sistemnogo podkhoda [Formation and the essence of systematic approach]. Moscow, Science Publ., 1973. 270 p.
4. Vartanova E. L. Postsovetskie transformatsii rossiiskikh SMI i zhurnalistiki [Post-Soviet transformation of Russian mass media and journalism]. Moscow, MediaMir Publ., 2013. 280 p.
5. Demina I. N. Methodological approaches to the mission and purpose of media system. Voprosy teorii i practiki zhurnalistiki — Theoretical and practical issues of journalism, 2013, no. 1, pp. 172-181 (in Russian).
6. Dzyaloshinskii I. M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikativnye strategii sotsialnykh institutov [The Russian media space: social institutions communication strategies]. Moscow, APK i PPRO Publ., 2013. 479 p.
7. Zhdanova S. N., Marchenkova N. G. Mastering of the information worldview by a personality: genesis of the notion. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya — Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of education, 2010, no. 2, pp. 60-65 (in Russian).
8. Zasurskii Ya. N. Kommunikatsiya v obshchestve znanii. Rossiiskaya zhurnalistika: 2008—2013 [Communication in the knowledge society. Russian journalism: 2008-2013]. Moscow, MediaMir Publ., 2013. 295 p.
9. Korkonosenko S. G. Osnovy zhurnalistiki [Basics of journalism]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2006. 287 p.
10. Lazutina G. V. Journalistic world cognition. Osnovy tvorcheskoi deyatelnosti zhurnalista [Basics of journalist's creative activity]. Saint Petersburg, Znanie Publ., SPbIVESEP Publ., 2000. Chapter 2. 272 p.
11. Oleshko V. F. Zhurnalistika kak tvorchestvo [Journalism as creative work]. Moscow, Rip-kholding Publ., 2003. 222 p.
12. Prokhorov E. P. Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki [Introduction to the theory of journalism]. Moscow, MGU Publ., 2005. 368 p.
13. Prokhorov Yu. E., Sternin I. A. Russkoe kommunikativnoe povedenie [Russian communicative behavior]. Moscow, State Russian Language Institute. Pushkin State Russian Language Institute Publ., 2002. 277 p.
14. Svitich L. G. Fenomen zhurnalizma [The phenomenon of journalism]. Moscow, MGU Publ., 2000. 252 p.
15. Setrov M. I. Osnovy funktsionalnoi teorii organizatsii [Fundamentals of the functional theory of organization]. Leningrad, Nauka Publ., 1972. 164 p.
16. Sokolov A. V. Obshchaya teoriya sotsialnoi kommunikatsii [The general theory of social communication]. Saint Petersburg, V. A. Mikhailov Publ., 2002. 461 p.
17. Tertychnyi A. A. Analiticheskaya zhurnalistika [Analytical journalism]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2010. 352 p.
18. Shkondin M. V. Journalism as a factor of world exploration by society. Sotsialno-gumanitarnye znaniya — Social and humanitarian knowledge, 2013, no. 4, pp. 62-73, no. 5, pp. 45-55 (in Russian).
19. Shkondin M. V. Mission of journalism: system aspects. Voprosy teorii i practiki zhurnalistiki — Theoretical and practical issues of journalism, 2013, no. 1, pp. 37-48 (in Russian).
20. Shkondin M. V. Periodical Press: system basics of typology. In Anikina M. E., Baranov V. V., Voronova O. A. et al., Shkondin M. V., Resnyanskaya L. L. (ed.) Tipologiya periodicheskoi pechati [Typology of periodicals]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2009. 236 p.
21. Shkondin M. V. Media in transformation of media systems. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika — The Herald of Moscow University. Series 10: Journalism, 2013, no. 6, pp. 38-53 (in Russian).
Автор
Шкондин Михаил Васильевич — доктор филологических наук, профессор, кафедра периодической печати, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: skond@mail.ru.
Author
Shkondin Mikhail Vasilevich — Doctor habil. (Philology), Professor, Chair of Journalism, Moscow State University n.a. M. V. Lomonosov, 9 Mohovaya St., 125009, Moscow, Russia, e-mail: skond@mail.ru.
Известия ИГЭА. 2014. М 2 (94)