Научная статья на тему 'Функциональная специфика принуждения в современном гражданском праве'

Функциональная специфика принуждения в современном гражданском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУЖДЕНИЕ / COERCION / ФУНКЦИИ ПРИНУЖДЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / CIVIL LAW / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CIVIL LIABILITY / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ADMINISTRATIVE COERCION / COERCION FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ходжоян М.Е.

В статье рассматриваются те особенности принуждения в гражданском праве, которые характеризуют его в функциональном аспекте. Проведенный анализ позволяет установить, что в современных условиях такое принуждение по своим признакам постепенно становится схожим с административным принуждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional specifics of coercion in modern civil law

The article deals with the features of coercion in civil law that characterize it in a functional aspect. The analysis reveals that in modern conditions such coercion in character gradually becoming similar to administrative coercion.

Текст научной работы на тему «Функциональная специфика принуждения в современном гражданском праве»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПРИНУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

М.Е. Ходжоян,

соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве E-mail: tqp_mosu_mvd@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются те особенности принуждения в гражданском праве, которые характеризуют его в функциональном аспекте. Проведенный анализ позволяет установить, что в современных условиях такое принуждение по своим признакам постепенно становится схожим с административным принуждением.

Ключевые слова: принуждение, функции принуждения, гражданское право, гражданско-правовая ответственность, административное принуждение

FUNCTIONAL SPECIFICS OF COERCION IN MODERN CIVIL LAW

M.E.Hodzhoyan,

competitor of chair of the theory of the state and right of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article deals with the features of coercion in civil law that characterize it in a functional aspect. The analysis reveals that in modern conditions such coercion in character gradually becoming similar to administrative coercion.

Keywords: coercion, coercion functions, civil law, civil liability, administrative coercion

Вопросы, связанные с действием гражданского права, в любой их постановке традиционно имеют очевидную теоретическую и практическую значимость, которая усиливается по мере того, как эффективное функционирование гражданского права начинает рассматриваться в качестве условия решения все более широкого спектра социально значимых задач. Одним из таких вопросов, бесспорно, является вопрос о функциональной специфике принуждения в современном гражданском праве, который, однако, несмотря на его актуальность, решения до сих пор не получил.

Специфика гражданского права указывает на то, что государственно-правовое принуждение в гражданско-правовой сфере имеет смысл именно в качестве инструмента обеспечения обменных процессов

по логике гражданского права, иными словами, речь идет о таком его применении, которое обеспечивает сохранение отношениями их гражданско-правового характера. При этом принуждение оказывается не единственным и не самым эффективным средством достижения обозначенной цели. Кроме того, его использование «не по назначению» автоматически влечет за собой тот результат, наступление которого оно призвано предотвратить — превращение отношения равных свободных ответственных собственников в отношении власти и подчинения.

Базовыми функциями государственно-правового принуждения в гражданском праве выступают защита частного интереса и компенсация.

Что касается первой из обозначенных функций (защиты), то, следует подчеркнуть, речь идет имен-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

но о защите частного интереса, а не субъективного права. Во-первых, субъективное право — это именно мера дозволенного нормой права поведения. Вести речь о правовой защите дозволенного поведения, на наш взгляд, не совсем корректно, более точным в данном случае будет указание на гарантирование возможности такого поведения. Однако гарантирование — самостоятельное, отличное от принуждения направление, в котором действует любое право вне зависимости от того, о какой отрасли идет речь. Во-вторых, если рассматривать гражданское право с точки зрения заложенной в нем природы, то в нем осуществление защиты обусловливается фактом нарушения даже не столько субъективного права, сколько частного интереса. В данном плане показательно то, что в ситуации, когда в силу неправомерных действий обязанного лица возможность реализации субъективного права утрачивается, это становится основанием для применения мер государственно-правового принуждении только в том случае, если управомоченное лицо заинтересовано в реализации данной возможности.

Что касается второй функции гражданско-правового принуждения (компенсации), то она предполагает восстановление того нарушенного правового положения, в котором заинтересовано управомочен-ное лицо, возмещение наступившего имущественного вреда, а также упущенной выгоды (недополученного собственником дохода).

Помимо функций защиты частного интереса и компенсации в специальной литературе в качестве функций принуждения в гражданском праве, а нередко также и отдельных видов такого принуждения рассматриваются иные. Например, существует мнение, что гражданско-правовая ответственность наряду с компенсационно-восстановительной «выполняет также стимулирующую (организационную) функцию ... предупредительно-воспитательную (превентивную) функцию ... штрафную функцию в отношении правонарушителей»1.

По нашему мнению, вести речь о стимулирующей функции принуждения в гражданском праве не совсем правильно, так как в действительности в силу природы гражданского права и гражданско-правовых отношений обеспечить надлежащую организацию последних принуждением невозможно. Гражданский правопорядок составляют «добровольно или по обычаю (в согласии с традициями и нравами) принимаемые правовые положения индивидуальных или коллективных субъектов»2, и такое добровольное принятие не может стать результатом насилия, навязывания.

Невозможно также обеспечить принуждением

и воспитанием ответственного отношения к исполнению гражданско-правовых обязанностей. Такое отношение имеет место в силу того, что ответственность в гражданском праве — необходимое условие получения возможности реализации собственных интересов. Заставить быть ответственными субъектов гражданско-правовых отношений объективно невозможно.

Что касается штрафной функции, то и она государственно-правовому принуждению в гражданском праве не присуща. Гражданское право является отраслью частного права, и характерное для него принуждение имеет целью возместить вред, причиненный лицу, а не наказать нарушителя. В этой связи не случайно наиболее распространенной формой ответственности в гражданском праве является именно возмещение убытков. Наказание — единственная мера принуждения, реализацией которой обеспечивается кара, — выступает институтом исключительно публичного права, и оно не обеспечивает непосредственно интересов участников гражданско-правовых отношений постольку, поскольку таковые с интересами общества могут и не совпадать.

Так как государственно-правовое принуждение в гражданском праве имеет чрезвычайно узкую сферу применения, его механизм приобретает существенную специфику. Его обязательными составляющими выступают возложение гражданско-правовой ответственности по требованию управомоченного лица и обеспечение реализации этой ответственности. Значимым в механизме государственно-правового принуждения в гражданском праве является прежде всего реальное принуждение. Потенциальное принуждение не играет важной роли в обеспечении действия гражданского права, так как, во-первых, юридическое закрепление санкций за нарушение гражданско-правовых норм не является необходимым условием применения мер принуждения (характер гражданско-правовой ответственности за нарушение условий договора может быть оговорен в нем самом), а, во-вторых, реальное применение принудительных мер к конкретным лицам, не исполнившим взятые на себя обязательства, не указывает на неизбежность наступления тех же самых негативных последствий для других неправомерно действующих субъектов.

Эффективность государственно-правового принуждения в гражданском праве во многом зависит от специфики организации его осуществления, которая, в отличие от его назначения, функций и механизма, непосредственно природой этого права не определяется.

Характер назначения и функций гражданско-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

правового принуждения указывает на то, что оно может осуществляться только как реализация гражданско-правовой ответственности. Вместе с тем, в реальности меры гражданского принуждения только лишь к мерам ответственности не сводятся3, и данное обстоятельство обусловливается тем, что цели осуществления конкретных мер государственно-правового принуждения в гражданском праве далеко не всегда совпадают с назначением такого принуждения, обусловленным природой соответствующей отрасли права. Во-первых, сегодня принудительные меры в гражданском праве устанавливаются и реализуются зачастую непосредственно для обеспечения публичного интереса, что не согласуется с природой гражданского права. Примером использования принуждения для достижения указанной цели может служить принудительное отчуждение частной собственности государством4. Примером такого использования принуждения может выступать и применение такой меры, как принудительное разделение (принудительная реорганизация) коммерческой организации, которое осуществляется «в целях развития конкуренции согласно предписанию антимонопольного органа»5. Во-вторых, защита частного интереса в современном гражданском праве подменяется защитой субъективного права, возникающего на основе нормы гражданско-правового закона, иного источника права или договора.

Акцент в современном гражданском праве переносится с обеспечения частного интереса даже не на обеспечение субъективного права, а на реализацию той нормы, которой он признается и гарантируется. В этом плане показательным оказывается то, что одним из основных признаков гражданско-правовой ответственности признается ее санкцио-нированность государством, а в качестве оснований реализации такой ответственности зачастую закрепляется нарушение законов или иных нормативных правовых актов6.

То обстоятельство, что акцент переносится с содержательных моментов на формальные, оказывается весьма существенным, так как в рассматриваемой ситуации появляется легальная возможность применения принуждения там, где оно в соответствии с логикой развития гражданско-правовых отношений применяться не должно, но, тем не менее, юридически предусматривается.

В целом особенности, характеризующие систему мер принуждения в гражданском праве, их санкционирование и реализацию, свидетельствует о том, что по своим организационно-функциональным характеристикам принуждение в гражданском праве постепенно приобретает, по крайней мере,

некоторые черты административного принуждения.

Гражданское право как отрасль сегодня «воздействует на общественные отношения путем установления прав и обязанностей между их участниками, обеспечивая реализацию прав и обязанностей возможным государственным принуждением»7. Как следствие, значимым для обеспечения эффективности действия отрасли становится потенциальное принудительное воздействие, обеспечиваемое прежде всего посредством создания сложной разветвленной системы юридических санкций, предусматривающих ответственность за неисполнение норм гражданского законодательства и не противоречащих ему договоров.

Значимость частного интереса нивелируется. В тех случаях, когда публичный интерес оказывается более важным, чем частный, последний во внимание не принимается и, соответственно, государственно-правовым принуждением не обеспечивается. Более того, в ряде случаев возможности реализации частного интереса принудительно ограничиваются для защиты не иных частных, а публичных интересов. На это указывает установление многочисленных публично-правовых ограничений прав участников гражданско-правовых отношений, нацеленных на «обеспечение сбалансированности частных и публичных интересов участников общественных отношений»8. При этом обозначенная тенденция характерна отнюдь не только для отечественного гражданского права, но и для любого другого современного права. В частности, законодательство США предусматривает признание договоров противоправными со всеми вытекающими из такого признания негативными последствиями в случае их противоречия «публичному порядку». Противоречащими публичным интересам в отдельных штатах признаются, например, договоры с суррогатными родителями на рождение детей0.

Поскольку гражданское право регулирует отношения независимых, самостоятельно действующих в своих интересах субъектов, постольку в соответствии с его природой ответственность в нем является «ответственностью нарушителя перед по-терпевшим»10. Вместе с тем, сегодня наряду с компенсационными санкциями, реализацией которых обеспечивается возмещение ущерба потерпевшей стороне, в гражданском праве появляются конфи-скационные санкции, предполагающие безвозмездное изъятие в доход государства имущества право-нарушителя11. В качестве самостоятельного вида гражданско-правовых санкций на сегодняшний день справедливо рассматриваются и так называемые «штрафные санкции», которые применяются к

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

правонарушителям независимо от наличия ущерба

12

у потерпевшей стороны.

Включение в предмет гражданско-правового регулирования определенных неимущественных отношений во многом обусловливает появление в современном гражданском праве института имущественного возмещения морального вреда, причем характерные для него принудительные меры рассматриваются в качестве мер гражданско-правовой ответственности. Вместе с тем, как подчеркивает А.И. Карномазов, целью названного института является обеспечение не только компенсации, но и кары, осуществляемой «ради примерного превен-

" 13

тивного воздействия»13.

Анализ функциональных особенностей государственно-правового принуждения позволяет выявить главную причину, их обусловливающую, а как следствие — определяющую неэффективность обеспечения обменных процессов по логике гражданского права. Гражданско-правовое принуждение рассчитано исключительно на применение для защиты тех отношений, в которых их участники — самостоятельные, ответственные и обладающие формально равными правовыми возможностями собственники. Вместе с тем, посредством гражданско-правового принуждения, в силу специфики характерных для него функций, оказывается невозможным остановить разрушение гражданского правопорядка, обусловленное конвергенцией частного и публичного права как процессом, ведущим к тому, что отношения, которые по своей природе должны конструироваться в качестве гражданско-правовых, в дей-

ствительности в силу специфики их юридического регулирования складываются как обладающие, по крайней мере, некоторыми чертами отношений публично-правовых.

1 Сальникова О.И., Кияткина М.Г. Сравнительный анализ административно-правовой и гражданско-правовой ответственности // Современные проблемы юридической науки. Материалы V Международной научно-практической конференции молодых исследователей. Ч. II. Челябинск, 2009. С.127.

2 Малахов В.П. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. М., 2011. С.346.

3 Яковлев В.Ф. Принуждение в гражданском праве // Проблемы современного гражданского права. Сборник статей. М., 2000. С.215-222; Кархалев Д.Н. Принуждение и охранительное правоотношение в гражданском праве // Право и государство: теория и практика. 2008. №6. С.67-68.

4 Матеи У, Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999. С. 275.

5 Баринов Н.А. Проблема принуждения в гражданском праве // Гражданское право. 2012. №1. С.8.

6 См. ч.2 ст.61 ГК РФ. Аналогичные положения содержатся и в законодательстве ряда других современных государств (см.: Кураев В.Н. Правовое положение хозяйственных товариществ. Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 1997. С.155-164).

7 Яковлев В.Ф. Указ. соч. С.210.

8 Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011. С.174.

9 Шумилов В.М. Правовая система США. М., 2006. С.158.

10 Карномазов А.И. К вопросу о юридической природе института компенсации морального вреда // Юридический аналитический журнал. 2003. №2. С.36.

11 См. ст. 169 ГК РФ.

12 Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С.310-316; Усольцева С.В. Защита прав интеллектуальной собственности // Сибирский юридический вестник. 2003. №1.С.46-47 и др.

13 Карномазов А.И. Указ. соч. С.36.

Прокурорский надзор Российской Федерации

Учебник

Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой ISBN 978-5-238-02402-8

В учебнике при рассмотрении прокуратуры использован функциональный подход: установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. Учтены изменения в законодательстве, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 января 2013 г.

Учебник предназначен для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов (квалификация «бакалавр»), а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующих-ся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.

Юриспруденция

-1-

для бакалавров

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНИК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.