УДК 37.032 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-38-117-122
Науч. спец. 5.8.1
Евгений Юрьевич Виданов
Омский государственный педагогический университет, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного и предвузовской подготовки, Омск, Россия
e-mail: [email protected]
Елена Анатольевна Глотова
Омский государственный педагогический университет, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета, Омск, Россия e-mail: [email protected]
Ольга Юрьевна Николенко
Омский государственный педагогический университет, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и лингводидактики, Омск, Россия e-mail: [email protected]
Наталья Дмитриевна Федяева
Омский государственный педагогический университет, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и лингводидактики, Омск, Россия e-mail: [email protected]
Функциональная грамотность vs. региональный компонент: от концепции к проектированию и разработке заданий
Аннотация. Статья посвящена вопросам функциональной грамотности как компетенции личности, которая проявляет себя в ситуациях повседневного существования и социального взаимодействия. Авторы рассматривают регион как ресурсную среду для развития учителя, способного формировать функциональную грамотность обучающегося, а также как пространство формирования глобальных компетенций, креативного мышления и читательской грамотности обучающихся.
В процессе исследования применялись основные методические принципы, позволяющие совершить переход от идеи значимости регионального пространства для формирования функциональной грамотности через проектирование заданий на омском лингвокультурном пространстве к формированию прототипов универсальных заданий, демонстрирующие последовательную смену процедур дедукции и индукции.
Современная школа активно включает региональный компонент в образовательный процесс, опираясь в основном на краеведческий аспект. Авторы статьи обосновывают тесную связь регионального компонента содержания образования с задачами по формированию функциональной грамотности, опираясь на тексты с региональным содержанием, показывая, что задания на основе регионального языкового материала могут быть эффективно использованы для развития функциональной грамотности в целом и ее отдельных компонентов: глобальных компетенций, креативного мышления, читательской грамотности.
Авторы предлагают методические разработки (методические модули) на омском материале, в основе которых лежит инвариант, допускающий варьирование с учетом региона обучения. В статье описан и прокомментирован опыт проведения мероприятий филологической направленности (олимпиады по русскому языку «Филологическое путешествие по Омску и Омской области», фестиваля языков и культур «Под небом Прииртышья»), обсуждаются перспективы воспитательных мероприятий региональной направленности, делается вывод о перспективности подобных мероприятий для развития функциональной грамотности обучающихся.
Ключевые слова: воспитательная работа, лингвокультура региона, образовательное мероприятие, региональный компонент в образовании, формы образовательной деятельности, функциональная грамотность.
Благодарности. Статья подготовлена в рамках реализации госзадания на выполнение фундаментальной научно-исследовательской работы по теме «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» № 073-03-2022-035/2).
© Виданов Е. Ю., Глотова Е. А., Николенко О. Ю., Федяева Н. Д., 2023
Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 1 (38), с. 117-122. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 1 (38), pp. 117-122.
Evgenii Yu. Vidanov
Omsk State Pedagogical University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Russian as a Foreign Language and Pre-university Training, Omsk, Russia
e-mail: [email protected]
Elena A. Glotova
Omsk State Pedagogical University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Dean of the School of Philology, Omsk, Russia e-mail: [email protected]
Olga Yu. Nikolenko
Omsk State Pedagogical University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Russian Language and Linguodidactics, Omsk, Russia
e-mail: [email protected]
Natalia D. Fedyaeva
Omsk State Pedagogical University, Doctor of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Russian Language and Linguodidactics, Omsk, Russia e-mail: [email protected]
Functional Literacy vs Regional Component: From Concept to Design and Development of Tasks
Abstract. The article is devoted to the issues of functional literacy as a competence of the individual, which reveals itself in situations of everyday existence and social interaction. The authors consider the region as a resource environment for the development of a teacher who is able to form the functional literacy of a student, as well as a space for the formation of global competencies, creative thinking and reading literacy of students.
In the course of the study, the main methodological principles were applied, allowing to make the transition from the idea of the significance of the regional space for the formation of functional literacy through the design of tasks in the Omsk linguocultural space to the formation of prototypes of universal tasks, demonstrate a consistent change in the procedures of deduction and induction.
The modern school actively includes a regional component in the educational process, relying mainly on the local history aspect. The authors of the article substantiate the close relationship between the regional component of the content of education and the tasks of developing functional literacy. Based on texts with regional content, they prove that assignments based on regional language material can be effectively used to develop functional literacy in general and its individual components: global competencies, creative thinking, reading literacy. At the same time, the authors also note the shortcomings of regional material — the lack of universality, binding to the territory, outside of which it loses its relevance and influencing potential.
The authors offer methodological developments (methodological modules) based on the Omsk material, which are based on an invariant that allows variation depending on the region of study. The article describes and comments on the experience of holding philological events (the Russian language Olympiad "Philological Journey through Omsk and the Omsk Region", the festival of languages and cultures "Under the Sky of the Irtysh Region"), discusses the prospects for educational events of a regional orientation, concludes that such events are promising for development of functional literacy of students.
Keywords: educational work, linguistic culture of the region, educational event, regional component in education, forms of educational activity, functional literacy.
Acknowledgements. The article was prepared in the framework the State order for the implementation of fundamental research on the topic "Methodological and Linguodidactic Foundations for the Formation of Functional Literacy of Schoolchildren As a Condition for Improving the Quality of General Education" (Supplementary Agreement of the Ministry of Education of Russia and the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education OSPU No. 073-03-2022-035/2).
Введение (Introduction)
Актуальность проблемы функциональной грамотности для 20-х гг. XXI в. определена направлениями развития системы образования, речевой и информационно-коммуникационной культуры и социума в целом. В поле зрения исследователей попадают содержание понятия функциональной грамотности [1; 2; 3], ее компоненты [4; 5], процесс
формирования [6; 7; 8; 9], значение профессиональной подготовки учителей для развития функциональной грамотности обучающихся [10; 11; 12; 13] и др.
Функциональная грамотность как компетенция личности принципиально не замкнута на ситуации учебы, напротив, она проявляет себя в ситуациях повседневного существования и социального взаимодействия.
Регион — первое «большое» пространство, осваиваемое человеком. Представление о стране, государстве формируется на первом этапе через знания, но свои район, деревня, поселок, город в полной мере обживаются, ведь с ними связано взросление.
В рамках исследования мы рассматриваем регион как, с одной стороны, поддерживающую, ресурсную среду для учителя, способного развивать функциональную грамотность обучающихся. С другой стороны, мы считаем региональное культурное пространство и лингвокультуру региона средой формирования глобальных компетенций, креативного мышления и читательской грамотности. Двигаясь по разным виткам пространства — от школьного до областного, рассматривая различные форматы и техники внедрения регионального материала в работу учителя, мы предлагаем своеобразный прототип, на базе которого учителя России могут строить свою работу по формированию функциональной грамотности, варьируя региональный компонент.
Методы (Methods)
Основные методические принципы, позволяющие совершить переход от идеи значимости регионального пространства для формирования функциональной грамотности через проектирование заданий на омском лингвокультурном пространстве к формированию прототипов универсальных заданий, демонстрируют последовательную смену процедур дедукции и индукции. Для нас ключевыми исследовательскими установками стали следующие:
1. Формирование и развитие функционально грамотной личности осуществляется в пространствах языка, имеющих ценностно-смысловые, коммуникативно-дискурсивные, национально-культурно специфические характеристики.
2. Даже неосознанное нахождение в языковых пространствах формирует личность — его систему взглядов, ценностные ориентиры, но несопоставимо более сильное воздействие оказывает планомерная деятельность по развитию тех компонентов функциональной грамотности, которые имеют языковую природу: читательской компетенции, креативного мышления, глобальных компетенций.
3. Развитие функциональной грамотности школьников целесообразно осуществлять с учетом возможностей окружающих языковых пространств. Постигая через системно организованную коммуникацию с учителями, родителями и другими взрослыми установки окружающей культуры, ребенок проходит путь социализации.
4. Одним из языковых пространств, возможности которых целесообразно использовать в процессе формирования функциональной грамотности, является лингвокультур-ное пространство региона.
Результаты и обсуждение (Results and Discussion)
Региональный компонент включен в содержание образования давно, однако вопросы о его целях, принципах и моделях остаются дискуссионными. По мнению А. А. Штеца, «содержательно-целевая направленность регионального компонента содержания образования опирается на краеведческий характер учебного материала, который, как известно, предполагает географические, исторические, экономические
и социокультурные знания о регионе. Однако в плоскости культурно ориентированного образования краеведческие знания, традиционно носившие прикладной аспект, приобретают новый ценностный смысл» [14, с. 292]. Исследователь отмечает, что «именно краеведение может и должно формировать личность с активной жизненной позицией: способной к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности в изменчивом социокультурном пространстве региона» [14, с. 292]. Кроме того, региональный материал имеет значительный воспитательный потенциал.
Сказанное позволяет связать региональный компонент содержания образования с задачами по формированию функциональной грамотности. Эта связь может быть описана следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1
Функциональная грамотность и региональный компонент содержания образования: линии взаимодействия
Характерные особенности и составляющие функциональной грамотности Значение регионального компонента для формирования функциональной грамотности
Функциональная грамотность имеет ярко выраженную социальную направленность: она близка «.. .к социальному знанию, которое определяется как знание об обществе, имеющее своим предметом общественные феномены, связи и отношения, и непосредственно обеспечивающее жизнедеятельность общества.» [15] Регион — наиболее активно обживаемый человеком социум, не случайно трудно переоценить значение малой родины. Следовательно, знания о социальном устройстве общества в целом на примере региона способствуют адаптации личности к социальному взаимодействию
Функциональная грамотность призвана обеспечить эффективное решение задач повседневного существования Повседневное существование личности протекает именно в пространстве региона
Функциональная грамотность проявляется в умении «переключаться» между дискурсами Институциональные дискурсы, в которые встроена повседневная жизнь человека (учеба, работа, спорт, развлечения и т. п.), локализованы в регионе
Глобальные компетенции предполагают осознание взаимодействия глобального и локального Локальное в этой оппозиции может быть рассмотрено на региональном уровне
Глобальные компетенции предполагают присвоение ценностей социума, в том числе общечеловеческих, национальных, локальных и т. п. Культура региона демонстрирует неразрывную связь общечеловеческих, общероссийских и региональных ценностей
Вербально-текстовая составляющая креативного мышления позволяет создавать письменные тексты для решения задач профессиональной деятельности и самопрезентации Региональный контекст определяет направления и приемы лингвокреатива
Таблица 2
Инвариантно-вариантные методические модули, формирующие функциональную грамотность школьников
Модули Общероссийский прототип Региональный прототип — авторская разработка Основная идея
Модуль «Внеурочная деятельность предметной направленности»
Олимпиады по русскому языку как родному и как неродному Всероссийская олимпиада школьников и др. Олимпиада по русскому языку «Филологическое путешествие по Омску и Омской области» Классические лингвистические задачи могут быть сформулированы на региональном материале в соответствии с требованиями к формированию функциональной грамотности
Модуль «Внеурочная деятельность воспитательной направленности»
Проекты. Фестивали Фестивали национальных/этнических/региональных культур Фестиваль языков и культур «Под небом Прииртышья» Развитие глобальных компетенций во внеурочной деятельности помогает через осознание языкового, культурного и расового многообразия наладить межкультурное взаимодействие
Модуль «Междисциплинарные мероприятия»
Гражданственность и патриотизм как основа личностного развития школьника Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», изучение государственных символов России, церемония торжественного поднятия Государственного флага РФ и иные общероссийские мероприятия для детей и молодежи Образовательные мероприятия, проводимые на основе междисциплинарного подхода и ин-культурации (изучение объектов регионального нематериального культурного наследия в глобальном контексте, формирование регионального компонента «Разговоров о важном», организация региональных и институциональных конкурсов творческих работ) Функциональная грамотность, выступая основой развития гармоничной личности как интегральный компонент триады «государство — социум — язык», призвана обеспечить осознание школьником своей роли в глобальном и локальном измерениях. Глобальное мировосприятие связано с формированием ценностного отношения к своей стране, ее символам, духовному и культурному наследию; локальное же обусловлено вовлеченностью обучающегося в социокультурное пространство своего региона, представленное широким набором коммуникативных и иных творческих практик, обеспечивающих формирование личности жителя малой родины — гражданина своего Отечества
Итак, по нашему мнению, тексты с региональным содержанием, задания на основе регионального языкового материала могут быть эффективно использованы для развития функциональной грамотности в целом и ее отдельных компонентов: глобальных компетенций, креативного мышления, читательской грамотности.
Понятно, что региональный материал имеет существенные достоинства (он позволяет приблизить содержание учебного предмета к личному опыту обучающегося, рассказать ему о близком) и недостатки (он не универсален, так как «привязан» к территории, за границей которой утрачивает актуальность и воздействующий потенциал). Осознавая это, мы предлагаем методические разработки на омском материале, в основе которых лежит инвариант, допускающий варьирование с учетом региона обучения.
Наша концепция включает следующие методические модули (см. табл. 2).
Отметим, что разграничение модулей носит условный характер, так как содержательный и воспитательный аспекты переплетаются. Кроме того, упомянем, что за рамками рассмотрения в настоящей статье остается апробированный опыт олимпиад по русскому языку как неродному (развитие функциональной грамотности обучающихся-ино-фонов, с одной стороны, составляет для учителя особую проблему, а с другой, органично вписывается в принципы обучения русскому языку как неродному/иностранному, ориентированного в первую очередь на решение задач повседневного существования в русскоязычном социуме), а также квестового освоения пространства школы*.
Библиографический список
1. Ковалева Г. С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. 2019. № 6. С. 32-36.
2. Колесникова И. А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия // Непрерывное образование XXI век. 2013. № 2 (2). С. 109-122.
3. Сеногноева Н. А., Романова О. В. Критерии формирования функциональной грамотности и ключевые компетенции XXI века // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. : Гуманитарные науки. 2019. № 9. С. 99-104.
4. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13-33.
* Продолжение будет опубликовано в: Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 2 (39).
5. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112-123.
6. Диких Э. Р., Зарипова Е. И., Макарова Н. С. Функциональная грамотность школьника как фактор качества образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 6 (28). С. 929-937. DOI: 10.30853/ped20210132
7. Дроботенко Ю. Б., Назарова Н. А. Обзор психолого-педагогических концепций формирования функциональной грамотности обучающихся // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2021. № 3 (231). С. 32-42. DOI: 10.25198/1814-6457-231-32
8. Егорова Г. И., Маринова А. А. Образовательный потенциал функциональной грамотности в параметрах концептуальнос-ти и региональной практики // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2022. № 4 (79). С. 32-44. DOI: 10.26105/SSPU.2022.79.4.004
9. Козлова В. Ю. Методика развития функциональной грамотности у учащихся средней школы // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2019/08/25961 (дата обращения: 20.10.2022).
10. Бершадская М. Д. Функциональная грамотность школьников и проблемы высшей школы // Отечественные записки. 2012. № 4 (49). С. 122-130.
11. Митрофанов К. Г., Логинова Н. Ф. Что умеют и что не умеют делать молодые педагоги: итоги исследования эффективности существующих условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 202-204.
12. Тетина С. В., Гутрова Ю. В. Совершенствование компетенций педагогов в профессиональном поле по вопросам формирования у обучающихся функциональной грамотности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. № 3 (52). С. 94-102.
13. Юртаева О. А. Функциональная грамотность учителя основа развития функциональной грамотности ученика // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 316-318.
14. Штец А. А. Региональный компонент в современном российском образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 291-295.
15. Ермоленко В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Пространство и время. 2015. Т. 8, вып. 1. URL: http://www.j-spacetime.com/actual%20content/t8v1/227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.12.php (дата обращения: 06.11.2022).
References
Basyuk V. S., Kovaleva G. S. (2019) Innovatsionnyi proekt Ministerstva prosveshcheniya "Monitoring formirovaniya funktsional'noi gramotnosti": osnovnye napravleniya i pervye rezul'taty [Innovative Project of the Ministry of Education "Monitoring of Functional Literacy Development": The Main Directions and the First Results], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and Foreign Pedagogy]*, vol. 1, no. 4 (61), pp. 13-33. (in Russian)
Bershadskaya M. D. (2012) Funktsional'naya gramotnost' shkol'nikov i problemy vysshei shkoly [The Functional Literacy of School Students and the Problems of the Higher Education System], Otechestvennye zapiski [Domestic Notes]*, no. 4 (49), pp. 122-130. (in Russian)
Dikikh Eh. R., Zaripova E. I., Makarova N. S. (2021) Funktsional'naya gramotnost' shkol'nika kak faktor kachestva obrazovaniya [Functional Literacy of School Students as a Factor of Education Quality], Pedagogika. Voprosy teorii ipraktiki [Pedagogy. Theory & Practice], vol. 6, no. 6 (28), pp. 929-937, doi: 10.30853/ped20210132 (in Russian)
Drobotenko Yu. B., Nazarova N. A. (2021) Obzor psikhologo-pedagogicheskikh kontseptsii formirovaniya funktsional'noi gramotnosti obuchayushchikhsya [The Review of Psychological and Pedagogical Conceptions About the Formation of Learners' Functional Literacy], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University], no. 3 (231), pp. 32-42, doi: 10.25198/1814-6457-231-32 (in Russian)
Egorova G. I., Marinova A. A. (2022) Obrazovatel'nyi potentsial funktsional'noi gramotnosti v parametrakh kontseptual'nosti i regional'noi praktiki [The Educational Potential of Functional Literacy in the Parameters of Conceptuality and Regional Practice], Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The Surgut State Pedagogical University Bulletin], no. 4 (79), pp. 32-44, doi: 10.26105/SSPU.2022.79.4.004 (in Russian)
Ermolenko V. A. (2015) Razvitie funktsional'noi gramotnosti obuchayushchegosya: teoreticheskii aspekt [Development of Trainees' Functional Literacy: Theoretical Aspect], Prostranstvo i vremya [Space and Time], vol. 8, issue 1. Available at: http://www.j-spacetime. com/actual%20content/t8v1/227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.12.php (accessed: 06.11.2022). (in Russian)
Koval' T. V., Dyukova S. E. (2019) Global'nye kompetentsii — novyi komponent funktsional'noi gramotnosti [Global Competence Is a New Component of Functional Literacy], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and Foreign Pedagogy]*, vol. 1, no. 4 (61), pp. 112-123. (in Russian)
Kovaleva G. S. (2019) Chto neobkhodimo znat' kazhdomu uchitelyu o funktsional'noi gramotnosti [What Every Teacher Needs to Know About Functional Literacy]*, Vestnik obrazovaniya Rossii [Bulletin of Education of Russia]*, no. 6, pp. 32-36. (in Russian) Kolesnikova I. A. (2013) Novaya gramotnost' i novaya negramotnost' dvadtsat' pervogo stoletiya [New Literacy and New Illiteracy of the 21st Century], Nepreryvnoe obrazovanie XXI vek [Lifelong Education: The 21st Century], no. 2 (2), pp. 109-122. (in Russian)
Kozlova V. Yu. (2019) Metodika razvitiya funktsional'noi gramotnosti u uchashchikhsya srednei shkoly [Methods of Development of Functional Literacy Among Secondary School Students]*, Gumanitarnye nauchnye issledovaniya [Humanities Scientific Researches], no. 8. Available at: http://human.snauka.ru/2019/08/25961 (accessed: 20.10.2022). (in Russian)
Mitrofanov K. G., Loginova N. F. (2015) Chto umeyut i chto ne umeyut delat' molodye pedagogi: itogi issledovaniya ehffektivnosti sushchestvuyushchikh uslovii adaptatsii, zakrepleniya i professional'nogo razvitiya molodykh pedagogov v Rossiiskoi Federatsii [What Young School Teachers Can and Cannot Do: The Results of Research on the Effectiveness of the Existing Conditions of Adaptation, Retention and Professional Development of Young School Teachers of the Russian Federation], Gumanitarnye, sotsial'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, Social-Economic and Social Sciences], no. 7, pp. 202-204. (in Russian)
Senognoeva N. A., Romanova O. V. (2019) Kriterii formirovaniya funktsional'noi gramotnosti i klyuchevye kompetentsii XXI veka [Kriteria for Forming Functional Literacy and Key Competences of the 21st Century], Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii ipraktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series of "Humanities'], no. 9, pp. 99-104. (in Russian)
Shtets A. A. (2020) Regional'nyi komponent v sovremennom rossiiskom obrazovanii [Regional Component in Modern Russian Education], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]*, no. 67-2, pp. 291-295. (in Russian)
Tetina S. V., Gutrova Yu. V. (2022) Sovershenstvovanie kompetentsii pedagogov v professional'nom pole po voprosam formirovaniya u obuchayushchikhsya funktsional'noi gramotnosti [Improving the Competencies of Teachers in the Professional Field on the Formation of Functional Literacy Among Students], Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support for the System of Advanced Training of Personnel]*, no. 3 (52), pp. 94-102. (in Russian)
Yurtaeva O. A. (2021) Funktsional'naya gramotnost' uchitelya osnova razvitiya funktsional'noi gramotnosti uchenika [Functional Literacy of the Teacher Is the Basis for the Development of Functional Literacy of the Student], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]*, no. 72-2, pp. 316-318. (in Russian)
* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.