УДК 376 Гайдаржи Н.С., Постникова С.Н., Тарасова М.В.
Гайдаржи Н.С.
преподаватель иностранного языка, Яковлевский педагогический колледж (г. Строитель, Россия)
Постникова С.Н.
преподаватель иностранного языка, Яковлевский педагогический колледж (г. Строитель, Россия)
Тарасова М.В.
преподаватель иностранного языка, Яковлевский педагогический колледж (г. Строитель, Россия)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация: в современном мире иностранный язык стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей. Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования его в повседневной жизни. Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою. Функциональная грамотность - одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность - способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучная грамотность, иностранный язык.
Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
математическая грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление, читательская грамотность.
В данной статье мы рассмотрим пути формирования математической, финансовой и естественнонаучной грамотности.
Формирование функциональной грамотности успешно формируется при помощи различных упражнений на разных этапах урока. Успешное формирование математических навыков начинается на начальных этапах изучения английского языка, когда обучающиеся изучают числительные (порядковые и количественные). На ранних этапах учащимся предлагаются простые задания с количественными числительными (назвать свой возраст, возраст членов семьи, расставить числительные по порядку), с порядковыми числительными предлагается назвать дату, дату своего рождения, дату
рождения членов семьи. На следующем этапе можно предложить учащимся произвести простые вычисления с использованием числительных.
Финансовая грамотность - способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств. Для формирования навыка финансовой грамотности можно предложить учащимся на начальных этапах составить и обыграть простые диалоги ( в магазине, в ресторане). Можно предложить учащимся изучить объявления и задать различные вопросы для уточнения финансовых моментов.
Для формирования естественнонаучной грамотности необходимо рассмотреть три уровня ситуации:
- Личностная ситуация (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).
- Глобальная ситуация (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
Исходя из выше представленных ситуаций, можно выделить следующие тематические области, в контексте которых может быть реализована естественнонаучная грамотность: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий.
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней. Выше изложенные тематические области могут быть также использованы для формирования различных компетенций (математическая, финансовая, естественнонаучная и т.д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Исмайлова И.В. «Развитие читательской грамотности на уроках английского языка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://урок.рф/library/razvitie_chitatelskoj_gramotnosti_na_urokah_angli_070034.h tml;
2. Дутова Ю.А. «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/funkcionalnaya-gramotnost-na-urokah-anglijskogo-yazyka-5451255.html;
3. Потапова Е.В. «Эффективные способы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/effektivnye-sposoby-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotno sti-na-urokah-anglij skogo-yazyka-5665780. html;
4. ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia
Gaidarzhi N.S., Postnikova S.N., Tarasova M. V.
Gaidarzhi N.S.
Yakovlevsky Pedagogical College (Stroitel, Russia)
Postnikova S.N.
Yakovlevsky Pedagogical College (Stroitel, Russia)
Tarasova M.V.
Yakovlevsky Pedagogical College (Stroitel, Russia)
FUNCTIONAL LITERACY. WAYS OF FORMING FUNCTIONAL LITERACY IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Abstract: in the modern world, a foreign language has become a means of interaction between society, the role of which is increasing due to the development of international economic, scientific, social, and cultural ties. We are increasingly faced with the need to use it in everyday life. In addition, in the modern world, people have begun to travel more, and this is a great opportunity to master another culture and at the same time carry their own. Functional literacy is one of the central concepts in the educational process today. A functionally literate person is able to use all acquired knowledge, skills and abilities to solve the widest possible range of life tasks in various spheres of human activity, communication and social relations.
Keywords: functional literacy, mathematical literacy, financial literacy, natural science literacy, foreign language.