УДК 616.1:616-007.7:796.078
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО
Т.В. Потупчик1, Л.С. Эверт2'3, О.В. Аверьянова4
1ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ г. Красноярск, Россия, 660022
2ФГБНУ НИИ медицинских проблем Севера г. Красноярск, Россия, 660022
ъФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» Министерства образования и науки РФ г. Абакан, Россия, 655017
4КГБУЗ КМРД № 4, Городской диагностический центр для детей и беременных г. Красноярск, Россия, 660037
Аннотация. Проведено обследование в динамике двухлетнего наблюдения 34 студенток 15—16 лет — учащихся медицинского колледжа, проживающих в городской и сельской местности, целью которого была оценка степени их готовности к сдаче норм комплекса ГТО. Задачи исследования включали: оценку особенностей гемодинамики и физической подготовленности у городских и сельских студентов при поступлении в колледж, анализ динамики данных показателей в ходе учебно-тренировочного процесса. Установлено, что в начале обучения в колледже у студентов достаточно часто регистрировались отклонения гемодинамических показателей и сниженный уровень физической подготовленности, по отдельным физическим качествам — более выраженные у городских студентов. В динамике отмечено незначительное улучшение некоторых гемодинамических показателей и недостаточный прирост уровня физической подготовленности, что доказывает необходимость совершенствования физической подготовки студентов. Результаты исследования могут быть использованы на практике для обоснования разработки новых средств и методов занятий и внедрения их в учебный процесс, что позволит оптимизировать физическую подготовку студентов к сдаче норм комплекса ГТО.
Ключевые слова: студенты, комплекс ГТО, гемодинамические показатели, физическая подготовленность, физические качества.
На современном этапе изучение проблем учащейся молодежи приобретает особую актуальность. На фоне негативных изменений экологической обстановки, социальных проблем и экономической нестабильности прослеживается динамика увеличения поступления в учебные заведения детей и подростков с ослабленным здоровьем [1]. Вследствие высокого и длительного психоэмоционального напряжения студенты относятся к группе повышенного риска [2]. При адаптации к новым условиям обучения происходит мобилизация функ-
циональных резервов и напряжение регуляторных систем [3]. Эти изменения происходят, прежде всего, в системах дыхания и кровообращения, которые ответственны за обеспечение органов и тканей кислородом и питательными веществами [4]. Сердечно-сосудистая система наиболее чутко реагирует на неблагоприятные воздействия окружающей среды, поэтому является индикатором адаптационно-приспособительных реакций [5].
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической
культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания с 1 сентября 2014 года Указом Президента РФ был введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Данный указ предусматривает определение понятия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО как программной и нормативной основы системы физического воспитания населения. Предполагается, что внедрение норм ГТО позволит увеличить число россиян, уделяющих внимание физкультуре и спорту с 22,5% в 2012 году до 40% в 2020 году1.
В ряде вузов России были проведены исследования, позволяющие определить исходный уровень физической подготовленности, которые выявили низкий уровень подготовленности студентов, не удовлетворяющий нормативные требования комплекса ГТО. Дальнейшие исследования в динамике показали, что прирост показателей физической подготовленности был незначительным (2— 6%). Это требует коррекции учебно-тренировочного процесса в плане обеспечения гармоничности физического развития студентов [6].
В исследовании приняли участие 34 студентки 15—16 лет. Обследование проводилось в 2 этапа: в начале 1-го и конце 2-го курса. В основную группу вошли 15 студентов, проживающих в городе, в группу сравнения — 19 студентов, проживающих в сельской местности. Программа обследования включала следующие методы: антропометрия (измерение массы и длины тела) и подсчет индекса Кетле (ИК) по формуле: ИК = масса тела (кг) / длина тела (м)2; измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления, числа дыхательных движений (ЧДД); подсчет индекса Робинсона (ЧСС*САД/100); вычислялись значения пульсового давления (ПД = САД - ДАД); по формуле Старра рассчитывались систолический объем (СО = 90,97 + 0,54*ПД-0,54*ДАД-0,61*В, где В — возраст обследуемого) и минутный объем кровотока (МОК = СО * ЧСС); определялся индекс межсистемного взаимоотношения Хильдебранта (Р = ЧСС/ЧД). Для оценки адаптационных возможностей организма использовался индекс функцио-
1 Приказ Министерства спорта РФ № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне» (ГТО)».
нальных изменений: ИФИ = 0,011*ЧСС + 0,014 * * САД + 0,008*ДАД + 0,014*В + 0,009*МТ -- (0,009* ДТ + 0,27) [7]. Все показатели оценивались с учетом пола, антропометрических данных и возраста2. Для изучения уровня физической подготовленности студентов оценивались основные физические качества: быстрота — бег на 100 м, ловкость и гибкость — прыжок в длину с места, сила — поднятие туловища, скорость — челночный бег, выносливость — прыжки на скакалке. В течение всего времени наблюдения в колледже внедрялась комплексно-круговая модель физической подготовки студентов (В. В. Чунин, М.А Шо-лих), включающая совершенствование техники одного вида комплекса ГТО; основные средства воздействия на фактор физической подготовленности, наиболее связанный с данным видом ГТО; комплекс круговой тренировки из вспомогательных упражнений, способствующих совершенствованию определенных видов ГТО.
Анализ гемодинамики показал, что тахикардия в покое наблюдалась у 26,7% студентов города и у 36,8% — студентов села; брадикардия встречалась реже: у 20% городских и у 15,8% — сельских студентов. У городских студентов чаще регистрировались отклонения уровня АД: повышенное САД наблюдалось у 33,3% городских и у 21,1% — сельских студентов, пониженное САД регистрировалось у 46,7% городских и у 26,3% — сельских студентов. При поступлении в колледж у городских студентов чаще встречались повышенные показатели ДАД (46,7%) в сравнении с сельскими (36,8%). Число студентов с пониженным уровнем ДАД было одинаковым в обеих группах (26,7% городских и 26,3% сельских). Повышенные показатели ПД регистрировались у 40% городских студентов и у 42,1% студентов, проживающих в сельской местности. Показатель индекса Робинсона ниже среднего отмечался у 40% студентов основной группы и у 42,1% студентов группы сравнения, что свидетельствовало о снижении функциональных возможностей их организма. У всех обследованных показатели СО и МОК были в пределах возрастной нормы. Однако, у сельских студентов средние значения МОК и СО были несколько выше (МОК 5044,5 и 4810,3 л/мин.; СО 66,0 и 65,5 мл). У 33,3% городских и у 31,6% сельских
2 Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертонии у детей и подростков: методические рекомендации. Красноярск: тип. КГМА, 2002.
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 6
----—-
студентов отмечались нарушения межсистемных взаимоотношений в кардиореспираторной системе по показателю коэффициента Хильдебранта.
Анализ ИФИ показал, что удовлетворительная адаптация чаще наблюдалась у студентов сельской местности (94,7%) в сравнении со студентами города (73,3%). 20% городских студентов отличались напряжением механизмов адаптации, число студентов сельской местности с напряженной адаптацией было значительно меньше — 5,3%. Неудовлетворительная адаптация диагностирована только у городских студентов.
Оценка физического развития показала, что основная масса студентов имела среднее физическое развитие (86,7% в 1 группе и 94,7% — во 2 группе). Избыток массы тела (ИМТ) отмечался у 5,3% студентов, проживающих в сельской местности и у 13,3% — городских.
Сравнение нормативных требований комплекса ГТО с результатами контрольных упражнений выявило низкий уровень физической подготовленности студентов. Результаты в беге на 100 м ниже нормы наблюдались у 60% городских студентов и у 52,6% — сельских; в прыжке в длину с места — у 60% городских и у 68,4% сельских студентов. Оценка результатов поднятия туловища и челночного бега продемонстрировала, что показатели ниже нормы регистрировались только у студентов, проживающих в городе (у 6,7% и 13,3% соответственно). Выполнение прыжков на скакалке ниже нормы чаще наблюдалось у городских студентов (21,1%) в сравнении со студентами сельской местности (13,3%).
В конце 2 курса было проведено повторное исследование. Выявлена незначительная положительная динамика некоторых гемодинамических показателей: количество студентов, имеющих отклонения со стороны АД и ЧСС, уменьшилось на 4%, показатель индекса Робинсона, характеризующий работу сердца, улучшился у 12,6% студентов. Уровень физической подготовленности изменился незначительно: показатели бега на 100 м улучшились у 2,6%; прыжка в длину с места — у 5,3%; челночного бега — у 2,7% студентов, остальные показатели физической подготовленности улучшились не более, чем у 1% студентов.
Выводы. Проведенное исследование выявило достаточно частую встречаемость отклонений ге-модинамических показателей в начале обучения у студентов обеих групп: тахикардию (чаще у студентов сельской местности); повышенние САД
и ДАД (чаще у городских учащихся); снижение индекса Робинсона (40%) и нарушения межсистемных взаимоотношений в кардиореспираторной системе (30%) в обеих группах, повышенное пульсовое давление (40%), что свидетельствует о снижении функциональных резервов организма. Нарушение физического развития в виде ИМТ чаще отмечалось у городских студентов (13,3%).
Пониженный уровень физической подготовленности студентов по показателям бега на 100 м, прыжка в длину с места, наблюдался у значительного числа студентов обеих групп (52,6—68%), что свидетельствовало о недостаточном развитии таких физических качеств, как быстрота, ловкость и гибкость. У городских студентов были снижены скоростно-силовые качества и в большей степени — выносливость. Исследования, проведенные в динамике, показали незначительное улучшение некоторых гемодинамических показателей и недостаточный прирост уровня физической подготовленности.
Полученные нами результаты показывают, что при подготовке студентов к сдаче норм комплекса ГТО необходимо совершенствование физической подготовки, разработка и использование новых средств и методов занятий и внедрение их в учебный процесс. Направленное развитие физических качеств необходимо осуществлять при обязательном дифференцировании содержания педагогических воздействий. У девушек 16—17 лет акцентированному педагогическому воздействию целесообразно подвергать силовые способности и гибкость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А., Ильин А.Г. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2011. № 4. С. 7—12.
2. Спицин А.П., Спицина Т.А. Вариабельность сердечного ритма в условиях нервно-психического напряжения // Гигиена и санитария. 2011. № 4. С. 65—68.
3. Потупчик Т.В., Макарова М.В., Прахин ЕИ., Эверт Л. С., Бакшеева С. С. Критерии оценки адаптации детей к высоким учебным нагрузкам // Гигиена и санитария. 2011. № 6. С.41—44.
4. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
5. Псеунок А. А. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы детей, обучающихся по новым образовательным программам // Педиатрия. 2005. № 6. С. 77—79.
----—
6. Туревский И.М., Фролов А.Ю., Петрушина Г.А. Соотношение основных средств физического воспитания при подготовке студентов к сдаче норм комплекса ГТО // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. Т. 32. № 1. С. 23—30.
7. Потупчик Т. В., Макарова М.В., Прахин Е.И., Эверт Л.С., Бакшеева С.С., Щегрова Н.А. Способ прогноза адаптации детей к школе с использованием анализа вариабельности сердечного ритма // Мать и дитя в Кузбассе. 2012. № 4. С.32—36.
FUNCTIONAL READINESS OF STUDENTS TO PASS GTO STANDARDS
T. V. Potupchik1, L.S. Evert2,3, O. V. Averyanova4
lFGBOU VPO Krasnoyarsk State Medical University prof. VF Voyno-Yasenetsky Ministry of Health Krasnoyarsk, Russia, 660022
2FGBNU Institute of Medical Problems of the North 660022, Krasnoyarsk, Russia;
3FGBOU VPO Khakassia State University NF Katanov Ministry of Education and Science Abakan, Russia, 655017
4Kraevoe State Budget establishment of Health Krasnoyarsk Inter-District Maternity Hospital № 4 City Diagnostic Center for children and pregnant women Krasnoyarsk, Russia, 660037
Annotation. The examination in the dynamics of the two-year observation of 34 female students aged 15—16 — medical college students living in urban and rural areas, the purpose of which was to assess the degree of their readiness to surrender the rules set Ready to Labor and Defense. Research objectives included assessment of hemodynamic features and physical fitness of urban and rural students to enroll in college, data analysis of the dynamics of indicators in the course of the training process. It was found that at the beginning of college students frequently recorded hemodynamic abnormalities and a decreased level of physical fitness, on separate physical qualities — more pronounced in urban students. In the dynamics indicated a slight improvement in some of the hemodynamic parameters and the lack of increase in the level of physical fitness, which proves the need to improve the physical fitness of students. Results of the study can be used in practice to support the development of new tools and training methods and implement them in the learning process that will optimize the physical preparation of students to pass the standards set Ready to Labor and Defense. Key words: students, the complex TRP, hemodynamic parameters, physical fitness, physical qualities.
REFERENCES
1. Baranov A.A., Il'in A.G. Aktual'nye problemy so^a^n^ i ukreplenijа zdorov'jа detei v Rossiiskoi Fe-deracii. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal, 2011, no. 4, pp. 7—12 (in Russian)
2. Spicin A.P., Spicina T.A. Variabel'nost' serdech-nogo ritma v uslovijаh nervno-psihicheskogo naprjаzhenijа. Gigiena i sanitarija, 2011, no. 4, pp. 65—68 (in Russian)
3. Potupchik T.V., Makarova M.V., Prahin E.I., Yevert L.S., Baksheeva S.S. Kriterii ocenki adaptacii detei k vysokim uchebnym nagruzkam. Gigiena i sanitarija, 2011, no. 6, pp. 41—44 (in Russian)
4. Apanasenko G.L. Medicinskajа valeo^^. Rostov n/D., Feniks, 2000. (in Russian)
5. Pseunok A.A. Adaptivnye vozmozhnosti serdech-no-sosudistoi sistemy detei, obuchayushihsjа po novym obrazovatel'nym programmam. Pediatry, 2005, no. 6, pp. 77—79 (in Russian)
6. Turevskii I.M., Frolov A.Yu., Petrushina G.A. Sootnoshenie osnovnyh sredstv fizicheskogo vospitanijа pri podgotovke studentov k sdache norm kompleksa GTO. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2015, vol. 32, no. 1, pp. 23—30 (in Russian)
7. Potupchik T.V., Makarova M.V., Prahin E.I., Yevert L.S., Baksheeva S.S., SH'egrova N.A. Sposob prog-noza adaptacii detei k shkole s ispol'zovaniem analiza varia-bel'nosti serdechnogo ritma. Mat' i ditja v Kuzbasse, 2012, no. 4, pp. 32—36 (in Russian)