ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 4 (20) 2023
Священник Димитрий Лушников, И. Б. Гаврилов, Т. М. Ермолаев
Функционал философской теологии как дисциплины рационального богословия. Отзыв на монографию: Шохин В. К. Философская теология: вариации, моменты, экспромты. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. 512 с. (Теология: история и современность)
УДК [141.14+2-1](049.32) DOI 10.47132/2541-9587_2023_4_240 EDN YYSVZU
Аннотация: Статья представляет собой отзыв на монографию В. К. Шохина «Философская теология: вариации, моменты, экспромты», выпущенную в 2022 г. Издательством Санкт-Петербургской духовной академии в серии «Теология: история и современность». Рассматриваются вопрос значения методологии в области теологии и проблема взаимоотношения теологических дисциплин между собой. Описываются авторский взгляд на проблему обоснования бытия Божия и предложения по классификации доказательств бытия Божия. Предлагается для изучения проблема атеизма в историческом пространстве и в современности. Затрагивается вопрос допустимости рассмотрения философской теологии в качестве практической дисциплины. Отмечается, что автор монографии указывает на необходимость дальнейшей интеллектуальной работы в области развития современной теологической науки. Подчеркивается роль В. К. Шохина в предложении решения данной задачи. Рассматриваемый в статье научный материал имеет апологетический характер, который претендует, с одной стороны, на то, чтобы утверждать принципы, лежащие в основании теизма, с другой, — способствовать развитию богословской мысли в вопросе интерпретации современной действительности на уровне философской теологии. Констатируется положительность результатов, достигаемых автором монографии.
Ключевые слова: В. К. Шохин, философская теология, естественная теология, основное богословие, апологетика, доказательства бытия Божия, фидеизм, атеизм, квазирелигиозность, квазицерковность, кафедра богословия Санкт-Петербургской духовной академии, «Теология: история и современность».
Об авторах: Священник Димитрий Юрьевич Лушников
Кандидат теологии, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой богословия Санкт-
Петербургской духовной академии.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7985-1371
Игорь Борисович Гаврилов
Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-9774
Тихон Маркович Ермолаев
Магистр теологии, аспирант кафедры богословия Московской духовной академии. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0910-4004
Для цитирования: Лушников Д. Ю., свящ, Гаврилов И. Б., Ермолаев Т. М. Функционал философской теологии как дисциплины рационального богословия. Отзыв на монографию: Шохин В. К. Философская теология: вариации, моменты, экспромты. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. 512 с. (Теология: история и современность) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 4 (20). С. 240-252.
Статья поступила в редакцию 07.09.2023; одобрена после рецензирования 28.09.2023; принята к публикации 29.09.2023.
PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 4 (20) 2023
Priest Dmitry Lushnikov, Igor B. Gavrilov, Tikhon M. Ermolaev
The Function of Philosophical Theology
as a Discipline of Rational Theology. Review of the Monograph: V. K. Shokhin "Philosophical Theology: Variations, Moments, Impromptus." St. Petersburg: St. Petersburg Theological Academy Publishing House, 2022. 512p. (Theology: History and Modernity)
UDC [141.14+2-1](049.32) DOI 10.47132/2541-9587_2023_4_240 EDN YYSVZU
Abstract: This article is a review of the monograph by V. K. Shokhin, "Philosophical Theology: Variations, Moments, Impromptus," published in 2022 by the St. Petersburg Theological Academy Publishing House in the series "Theology: History and Modernity." The article discusses the significance of methodology in theology and the issue of the relationship between theological disciplines. It describes the author's perspective on the problem of justifying the existence of God and proposes a classification of arguments for the existence of God. The article suggests exploring the issue of atheism in historical and contemporary contexts. It raises the question of whether philosophical theology can be considered a practical discipline. It emphasizes that the author of the monograph highlights the need for further intellectual work in the development of contemporary theological science and recognizes V. K. Shokhin's role in addressing this task. The scientific material discussed in the article has an apologetic character, aiming to both assert the principles underlying theism and contribute to the development of theological thought in interpreting contemporary reality at the level of philosophical theology. The article acknowledges the positive results achieved by the author of the monograph.
Keywords: V. K. Shokhin, philosophical theology, natural theology, fundamental theology, apologetics, arguments for the existence of God, fideism, atheism, quasi-religiosity, quasi-ecclesiality, Department of Theology of the St. Petersburg Theological Academy, "Theology: History and Modernity."
About the authors: Priest Dmitry Yuryevich Lushnikov
Candidate of Theology, Candidate of Divinity, Associate Professor, Head of the Department of Theology,
St. Petersburg Theological Academy.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7985-1371
Igor Borisovich Gavrilov
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Theology,
St. Petersburg Theological Academy.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-9774
Tikhon Markovich Ermolaev
Master of Theology, Graduate Student at the Department of Theology, Moscow Theological Academy. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0910-4004
For citation: Lushnikov D. Yu., priest, Gavrilov I. B., Ermolaev T. M. The Function of Philosophical Theology as a Discipline of Rational Theology. Review of the Monograph: V. K. Shokhin "Philosophical Theology: Variations, Moments, Impromptus." St. Petersburg: St. Petersburg Theological Academy Publishing House, 2022. 512p. (Theology: History and Modernity). Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 4 (20), pp. 240-252.
The article was submitted 07.09.2023; approved after reviewing 28.09.2023; accepted for publication 29.09.2023.
В 2021 г. кафедра богословия Санкт-Петербургской духовной академии при поддержке храма Сретения Господня на Гражданском проспекте в Санкт-Петербурге инициировала выпуск новой книжной серии «Теология: история и современность». По замыслу авторов, это масштабный межвузовский проект, цель которого — издавать качественную научную, учебную и справочную литературу по теологии для духовных школ и светских вузов. За два года в рамках проекта в издательстве СПбДА было выпущено семь новых книг1,
многие из которых вызвали к себе значительный интерес в научных кругах и получили высокие оценки специалистов2.
В 2022 г. в данной серии увидела свет монография В. К. Шохина «Философская теология: вариации, моменты, экспромты», которая стала завершающим трудом его трилогии по философской теологии3.
Владимир Кириллович Шохин — один из ведущих специалистов в области философии религии, является доктором философских наук, профессором, руководителем сектора философии религии Института философии РАН, заведующим кафедрой метафизики и сравнительной теологии философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук,
1 Выделим некоторые издания из названной серии: Вдовина Г. В. Химеры в лесах схоластики. Ens rationes и объективное бытие. СПб.: Изд-во СПбПДА; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 440 с.; Шмонин Д.В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию. СПб.: Изд-во СПбПДА; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 459с.; Мар-кидонов А.В. Богословие и культура: монография. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. 504 с.; Богословие истории в XX веке: Восток и Запад: монография / Свящ. М. Легеев, прот. В. Хулап, прот. Д. Сизоненко и др.; под общ. ред. свящ. М. Легеева. СПб.: Изд-во СПбДА, 2023. 564 с.
2 Фатеев В. А. Византийско-русская духовная традиция и богословие в контексте культуры. Отзыв на книгу А. В. Маркидонова «Богословие и культура». СПб.: Изд-во СПбДА, 2022 // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (17). С.289-302; Сокурова О.Б. Христианская культура: восхождение к Первообразу. Отзыв на монографию А. В. Маркидонова «Богословие и культура». СПб.: Изд-во СПбДА, 2022 // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 2 (18). С.302-310; Гаврилов И.Б. О ценностной основе образовательной парадигмы. Отзыв на монографию: Шмонин Д. В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию. СПб.: Изд-во СПбПДА; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 459 с. (Теология: история и современность) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 194-206.
3 Трилогия представлена в трех монографиях: Шохин В. К. Философская теология: дизайнерские фасеты. М.: ИФРАН, 2016. 147 с.; Его же. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018. 495 с.; Его же. Философская теология: вариации, моменты, экспромты. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. 512 с.
профессором кафедры философии и религиоведения богословского факультета ПСТГУ, почетным доктором СПбДА и автором более 700 публикаций4.
На страницах монографии В. К. Шохин указывает на недостаток в наши дни просветительской деятельности, который сводится к малому количеству современной рационально-теологической литературы отечественных ученых. Автор настаивает на том, что переводная литература не может заменить собственной мысли. Важность наращивания объема рационально-богословской литературы он объясняет, утверждая, что сама категория рациональности востребована не только в сфере апологетической, но и на уровне внутренней жизни Церкви. В. К. Шохин предлагает способ разрешения данной проблемы и пишет, что подход современной теологической науки в России должен соответствовать дореволюционному (в первую очередь духовно-академическому), который заключался в рецепцировании, предоставлении критического материала основным современным вызовам философского и богословского характеров. Автор выражает мнение о необходимости преобразования отечественного церковного книжного рынка, в котором в нынешних реалиях преобладает литература «нарративного и акафистного» содержаний5.
Монография В. К. Шохина имеет четыре раздела: «Методологика», «Систематика», «Полемика», «Компаративистика». В первой части автор указывает на границы и точки пересечения философской теологии с другими дисциплинами в рамках рациональной теологии (такими, как основное богословие, естественная теология, аналитическая философия религии) и предлагает аналитическое рассмотрение позиций по поводу соотношения веры и разума в практической жизни.
Вторая часть посвящена осмыслению феномена теистического представления о Боге, места этого представления в глобальном пространстве. В разделе также поднимается проблема обоснования истины бытия Божия, которая рассматривается в систематическом ключе. Кроме того, изучаются вопросы об интерпретациях Откровения, взглядах на Божественный атрибут вневре-менности, вопросы зла и теодицеи, а также проблема определения догматов в духовно-академической среде синодального периода.
Третий раздел содержит главы, посвященные критическому рассмотрению атеизма, антитеизма и теологии политкорректности, также рассматривается вопрос подходов в эсхатологической проблеме.
4 Статьи В. К. Шохина, опубликованные в «Трудах кафедры богословия»: Шохин В. К. Феномен атеистического фидеизма // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1 (2). С. 6-18; Его же. Рациональная теология и проблемы с рациональностью // Там же. 2019. № 1 (3). С. 58-77; Его же. Концепции искупления в аналитической теологии и некоторые неучтенные метафоры // Там же. 2021. № 3 (11). С. 68-96. Рецензии на труды В. К. Шохина, опубликованные в «Трудах кафедры богословия»: Гаврилов И.Б., Кадура С.Д. О философской теологии как современном интеркультурном проекте. Отзыв на монографию: Шохин В. К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018. 495 с. // Там же. 2021. № 2 (10). С. 138-145; Гаврилов И.Б., Добротворский В.В. К реабилитации понятия общественного блага. Отзыв на монографию: Шохин В. К. Философия практического разума: агатоло-гический проект. СПб.: Владимир Даль, 2020. 421 с. // Там же. 2021. № 4 (12). С. 183-193.
5 Шохин В. К. Философская теология: вариации, моменты, экспромты. С. 24.
В четвертом разделе В. К. Шохин рассуждает о возможности рецепции элементов философской теологии нехристианских авторов индийской культуры, а также о феноменах религиозного фундаментализма и межрелигиозного диалога.
Автор монографии указывает на основные отличия дисциплин в рамках рациональной теологии. Данное разграничение функционалов дисциплин и определение их границ чрезвычайно важно, поскольку, как указывает В. К. Шохин, развивая конкретную дисциплину, в данном случае философскую теологию, в уникальном с точки зрения метода подходе, современный специалист может использовать и ресурсы прочих дисциплин не только в качестве вспомогательных элементов, но и в качестве основы. Обозначая отличия философской теологии от прочих дисциплин, входящих в круг рационального богословия, автор монографии дает определение философской теологии, закрепляя за ней задачу исследования «теологических предметов прежде всего средствами философского дискурса»6 и утверждая, что эта дисциплина имеет характер как философский (с определением специализации), так и теологический (с определенным методом). Категория метода выступает разграничительной чертой между направлениями рациональной теологии.
В. К. Шохин отмечает, что развитие философской теологии должно основываться «на накопленных уже результатах своей традиции и отчасти даже и других» и это «никаким образом не освобождает ее от самостоятельной рефлексии...»7 Используя же результаты дисциплин, смежных по отношению к философской теологии, отечественная философская теология, по В. К. Шохину, должна решать задачи, специально касающиеся указанной дисциплины, а именно — диалектические8. Также В. К. Шохин пишет: «Что же касается философской теологии отдельно, я бы выделил среди ее наиболее обещающих перспектив участие теистически ориентированного философского анализа в истолковании Писания и во внимании к некоторым инокультур-ным голосам в интеркультурном, компаративистском измерении»9.
Интересны для рассмотрения предложенные методологические отличия философской теологии от прочих направлений теологии. Так, отличие философской теологии от теологии Откровения, полагает В. К. Шохин, состоит в том, что первая дисциплина исходит из рациональности в контексте Традиции, а вторая — из Традиции, опираясь на рациональность.
Также автор указывает на три отличия, разграничивающих области философской теологии и естественной теологии. Первое отличие заключается в том, что философская теология, помимо обоснования христианских истин (в первую очередь существования Бога), предлагает и их критический разбор. Второе отличие В. К. Шохин усматривает в характере названных дисциплин: если естественная теология является дисциплиной, которая обосновывает специально христианство, то философская теология определяется как явление интеркультурное и интерконфессиональное. Третьим отличием автор
6 Там же. С. 9.
7 Там же. С. 51.
8 Там же. С. 50.
9 Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы. М., 2010. С. 30.
монографии считает включенность теологии Откровения в дискурс философской теологии10.
В книге также описывается ход развития дисциплины основного богословия в синодальный период в России и делается вывод о том, что основное богословие, в рамках западноевропейской традиции и той традиции, которая корнями восходит к дореволюционной духовно-академической мысли, по направленности тем исследований пересекается во многих направлениях с философской теологией, и «можно сказать, что, если соотношение философской теологии и естественной теологии может быть поставлено в виде концентрических кругов, то соотношение философской теологии и основного богословия — в виде перекрещивающихся»11.
Как было уже указано, в монографии поднимается и проблема обоснования существования Бога12, которая составляет одну из основополагающих тем в рамках дисциплин, входящих в круг рациональной теологии. В научном западноевропейском дискурсе активно разрабатывается тема доказательств бытия Божия, это отмечает и автор труда, утверждая, что в настоящее время происходит «возвращение Бога в философию»13. Однако мы можем проследить и ту мысль, в которой В. К. Шохин противопоставляет подходы ученых, разрабатывающих проблему обоснования существования Бога в рамках основного богословия, восходя к дореволюционной русской духовно-академической традиции, и современного англо-американского отношения к данной проблеме. Так, в рамках основного богословия происходит утверждение христианского (если угодно, теистического, религиозного) мировоззрения в апологетических и миссионерских целях. В западноевропейской же теологической науке наблюдается дистанцирование от каких-либо подобных целей и устремленность к обогащению научного материала посредством разработки темы доказательств бытия Божия и их «доказательности» в рамках конкретных теологических дисциплин14.
Автором предпринимается попытка систематизации доказательств бытия Божия. Эта задача актуальна для отечественной теологической науки. Известно, что проблема доказательств существования Абсолюта занимает широкое
10 Шохин В. К. Философская теология: вариации, моменты, экспромты. С. 29.
11 Там же. С. 50.
12 Данная проблема разрабатывается также на страницах современных исследований: Лушников Д., свящ. Основное богословие: учебное пособие. 2-е изд. СПб., 2019; Его же. Отношение к критике Кантом доказательств бытия Божия в духовно-академической традиции конца XIX — начала XX вв. Онтологический аргумент // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 238-252; Его же. Отношение к критике Кантом доказательств бытия Божия в духовно-академической традиции конца XIX — начала XX вв. Космологический аргумент // Христианское чтение. 2017. № 5. С. 40-50; Самойлов Д. В. Рецепция нравственного учения И. Канта в русской философии конца XIX — начала XX вв. Историко-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. М., 2013; Шумейко М. В. Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века: дис. ... канд. филос. наук. Владивосток, 2006; Ка-зарян А. Т. Доказательства бытия Божия // Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. С. 555-573.
13 Шохин В.К. Философская теология: вариации, моменты, экспромты. С. 114.
14 Там же.
пространство в историческом и философском смыслах. В русском богословии в эпоху расцвета в синодальный период уже предлагались различные варианты по классификации этих аргументов15. Безусловно, необходим анализ на уровне научном — для того, чтобы классифицировать все доказательства, учитывая материал европейских авторов. В. К. Шохин дает собственную систематизацию доказательств, сводящуюся к указанию на определенную последовательность, по которой необходимо разрабатывать и излагать аргументы в пользу существования Бога. Автор монографии предлагает свести доказательства к трем типам, которые следует употреблять, исходя из определенной аудитории.
Систематизация В. К. Шохина выглядит следующим образом. К первому типу доказательств относится «аргументация от здравого смысла», которая включает, в частности, телеологический аргумент. Ко второму — «доводы от метафизических презумпций», куда входит онтологический аргумент (также и нравственный). К третьему — «доказательства от того, что некогда называли чудесами»16, к чему также причисляется нравственное и некоторые другие доказательства. При этом если первый тип предназначается по большей части для оппонентов теизма, то прочие утверждают «базовые характеристики» Абсолютного Существа, потому они должны употребляться во вторую очередь и по отношению к тем, кто усвоил и принял первый тип доказательств: об этом мы читаем в предыдущей монографии В. К. Шохина17.
Несомненно, предложения относительно разработки указанной проблемы могут быть оценены в положительном ключе. К явному достоинству изложенных идей В. К. Шохина можно отнести и тот факт, что автор задействует широкий список исследователей, которые составляют не менее пространный ряд теологических направлений. Сопоставление разных подходов в разработке общей темы (обоснование бытия Божия) — интересная, полезная и значимая в научном плане задача. Актуальность и ценность мыслей В. К. Шохина могут быть подтверждены и тем, что данная проблема недостаточно развита в современной российской теологии.
В труде также рассматривается проблема атеистического фидеизма. Примечательно, что словосочетание «атеистический фидеизм» введено в научный лексикон В. К. Шохиным. Отправной точкой предложенной темы является обозначение атеизма в качестве веры в несуществование Бога. Сам термин fedeisme, введенный протестантским теологом Эженом Манегозом, означает крайнюю позицию в решении вопроса взаимоотношения веры и разума в религии, согласно которой все в религии удостоверяется только верой,
15 См.: Кудрявцев-ПлатоновВ.Д. Философия религии. М., 2008; Михаил (Грибаное-ский), еп. Лекции по введению в круг богословских наук. Киев, 2003; Несмелое В. Наука о человеке. Т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. СПб., 2000; Рождественский Н. П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Т. 1. СПб.: Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1893; и т.д.
16 Отметим, что автор предлагает несколько названий, в числе которых: «аргументы от духовного узнавания признаков сверхприродного происхождения как Божественного самооткровения» и «саморазвертывание особых энергий зла» (Шохин В. К. Философская теология: вариации, моменты, экспромты. С. 131).
17 См.: Шохин В.К. Философская теология: дизайнерские фасеты. С. 67.
в то время как элемент разума полностью отвергается. Таким образом, термин «атеистический фидеизм» используется в качестве указания на претензии атеистических течений на функционал, которым обладают традиционные религии. В монографии рассматривается исторический феномен стремления людей, разделяющих атеистические позиции, к распространению их «верования» с замещением религии как таковой.
В первую очередь В. К. Шохин называет имя Огюста Конта, который создал «экклезиологическую структуру» позитивистского общества и провозгласил свое учение спасительным. Следующим примером является государственное устройство СССР. Автор отмечает, что в советское общество насаждались элементы, представлявшие собой не что иное, как «имитацию» церковной реальности. Так, «структура КПСС имитировала церковную иерархию и соборность (съезды как точный аналог Вселенских Соборов, пленумы — Поместных)»18, посвящение в комсомол — пародия на Таинство Крещения с наличием эсхатологического учения — верой в светлое будущее и т.д. При этом явление квазирелигиозного устройства советского государства не является уникальным — как отмечает В. К. Шохин, в истории есть и другие подобные примеры («культурная революция» в Китае и проч.)19.
Спрашивается, откуда произрастает религиозность тех, кто является явным противником религиозности в подлинном смысле этого слова? В. К. Шохин отвечает на этот вопрос, ссылаясь на теологию Ж. Кальвина, наследие которого исследуется А. Плантингой. Ответ сводится к указанию на наличие в каждом человеке «чувства Божественного». Интересна интерпретация В. К. Шохиным данной мысли, в которой он рассматривает религиозное чувство человека в качестве некоего дара (сравнивая с музыкальными способностями) и в то же время — некоего инстинкта. Атеизм, по мнению В. К. Шохина, является деформацией, отклонением от «религиозности нормальной», подобно тому, как «нетрадиционная ориентация» есть перверсия полового инстинкта20.
Продолжают тему особенностей атеистических течений размышления о т.н. «новом атеизме». Опираясь на исследовательскую позицию В.В. Слеп-цовой21, которую оценивает высоко, автор монографии предлагает собственные рассуждения на предмет того, правомочно ли введение термина «новый атеизм». Он указывает на тот факт, что данное словосочетание введено современными журналистами с той единственной целью, чтобы «раскрутить» «бренд» для воспроизведения сенсационной информации и приобретения публичной популярности. По мнению В. К. Шохина, «новый атеизм» выставляется в качестве серьезной силы, превосходящей атеизм «старый». При этом «„Новый атеизм" претендует на предоставление таких философских аргументов, благодаря которым у религиозной веры не останется никаких шансов к выживанию, и она, будучи, по их мнению, одним из величайших зол и неким ложным мемом — выражаясь языком „новых
18 Шохин В. К. Философская теология: вариации, моменты, экспромты. С. 298.
19 Там же. С. 301.
20 Там же. С. 303.
21 Слепцова В. В. Теологическая критика «нового атеизма» // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 112-125.
атеистов", — или вирусом сознания, заражающим сознание верующих, — будет окончательно разрушена»22.
В монографии приводится ряд позиций, предложенных В. В. Слепцовой, которые отражают характерные особенности атеизма нашего времени. В. К. Шохин дает критический анализ этим позициям и, в целом соглашаясь с посылами В. В. Слепцовой, предлагает отметить некоторые особенности т.н. «нового атеизма». В частности, он указывает на то, что «новинка» современного атеизма «состоит в „меметическом" <...> воспроизведении паттернов старого, преимущественно французского <...> атеизма на современной англоамериканской почве»23, и отмечает также такие характерные черты, как квазирелигиозность, квазицерковность и внушительный объем тиражируемой литературы. В итоге автор монографии не выдвигает позиции относительно правомочности употребления слова «новый» по отношению к атеизму, предлагая читателю самостоятельно сделать выводы в данном вопросе.
В завершение книги затрагивается проблема роли философской теологии в современном интеркультурном пространстве. Вопрос представлен следующим образом: может ли философская теология называться дисциплиной практической? Позиция автора сводится к постулированию значимости теологии, в том числе и философской теологии, как явления, способного снабдить человека инструментами, могущими привести его к пониманию «некоторых сокрытых вещей». В то же время, по мнению В. К. Шохина, теология может дать людям (обществу) «инструменты взаимоотношений».
В монографии В. К. Шохин предлагает читателю собственные размышления относительно компетенции теологической науки в объяснении современных социальных явлений, сущность которых не является очевидной. Автор рассматривает актуальные вызовы, которые переживало человечество в последнее время (такие, как пандемия коронавирусной инфекции, смена политических партий в США, увеличение численности атеистов в современном обществе и их влияние на нравственную, политическую, социальную стороны общественной жизни и т.д.). В.К. Шохин видит принцип мышления в качестве ключа, пользуясь которым, человек способен к верному пониманию современных процессов. Он утверждает, что «метод аналогии», являющийся, между прочим, неустранимым элементом физико-телеологического доказательства бытия Божия, «может сопровождать иллюстрирование деятельности не только Бога, но и Его оппонентов»24.
В заключение можно отметить, что знакомство с авторским взглядом на современную реальность является интересным и полезным занятием, — как по причине остроты выдвигаемых проблематик, так и в силу авторитета и значимости фигуры автора монографии. Несмотря на то, что в рамках небольшого отзыва затруднительно проведение детального исследования затронутых вопросов, тем не менее можно однозначно утверждать, что автором были обозначены
22 Лушников Д., свящ. Теизм и «новый атеизм»: к вопросу о полемике А. Плантинги и Д. Деннетта // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1 (2). С. 19-32.
23 Шохин В.К. Философская теология: вариации, моменты, экспромты. С. 315.
24 Там же. С. 473.
острые проблемы и предложены способы их решений. Включение в теологическую науку таких задач как интерпретация вышеуказанных явлений с предложением методологии для их разрешения открывает широкий простор для дальнейшей исследовательской деятельности в данном направлении.
Рассмотрение монографии В. К. Шохина будет полезным и актуальным как для тех, кто глубоко погружен в теологический дискурс, так и для каждого вдумчивого человека, поскольку автор затрагивает проблемы мировоззренческого характера. Данный труд может быть интересен в первую очередь исследователям, занимающимся научной деятельностью в области рациональной теологии, поскольку В. К. Шохин предлагает не только ответы, но и ключи для развития богословской науки. Необходимо отметить, что автор проецирует многие теологические построения на современные реалии и вызовы, что явно указывает на его обращенность к российской синодальной богословской традиции, не остававшейся в стороне от тех повесток, с которыми сталкивалось общество.
Источники и литература
1. Богословие истории в XX веке: Восток и Запад: монография / Священник Михаил Легеев, протоиерей Владимир Хулап, протоиерей Димитрий Сизоненко и др.; под общ. ред. священника Михаила Легеева. СПб.: Изд-во СПбДА, 2023. 564 с. (Теология: история и современность).
2. Вдовина Г. В. Химеры в лесах схоластики. Ens rationes и объективное бытие. СПб.: Изд-во СПбПДА; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 440 с. (Теология: история и современность).
3. Гаврилов И. Б. О ценностной основе образовательной парадигмы. Отзыв на монографию: Шмонин Д. В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию. СПб.: Изд-во СПбПДА; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 459 с. (Теология: история и современность) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 194-206.
4. Гаврилов И.Б., Добротворский В.В. К реабилитации понятия общественного блага. Отзыв на монографию: Шохин В. К. Философия практического разума: ага-тологический проект. СПб.: Владимир Даль, 2020. 421 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 183-193.
5. Гаврилов И.Б., Кадура С.Д. О философской теологии как современном интеркультурном проекте. Отзыв на монографию: Шохин В. К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018. 495 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 2 (10). С. 138-145.
6. Казарян А. Т. Доказательства бытия Божия // Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. С. 555-573.
7. Кудрявцев-Платонов В.Д. Философия религии. М.: Фонд ИВ, 2008. 576 с.
8. Лушников Д.Ю., свящ. Основное богословие: учебное пособие. 2-е изд. СПб., 2019. 315 с.
9. Лушников Д.Ю., свящ. Отношение к критике Кантом доказательств бытия Божия в духовно-академической традиции конца XIX — начала XX вв. Онтологический аргумент // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 238-252.
10. Лушников Д.Ю., свящ. Отношение к критике Кантом доказательств бытия Божия в духовно-академической традиции конца XIX — начала XX вв. Космологический аргумент // Христианское чтение. 2017. № 5. С. 40-50.
11. Лушников Д.Ю., свящ. Теизм и «новый атеизм»: к вопросу о полемике А. Плантинги и Д. Деннетта // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1 (2). С. 19-32.
12. Маркидонов А.В. Богословие и культура: монография. СПб.: Изд-во СПбДА,
2022. 504 с. (Теология: истории и современность).
13. Михаил (Грибановский), еп. Лекции по введению в круг богословских наук. Киев: Пролог, 2003. 249 с.
14. Несмелов В. Наука о человеке. Т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. СПб., 2000. 394 с.
15. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Т. 1. СПб.: Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1893. 427 с.
16. Самойлов Д. В. Рецепция нравственного учения И. Канта в русской философии конца XIX — начала XX вв. Историко-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. М., 2013. 232 с.
17. Слепцова В. В. Теологическая критика «нового атеизма» // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 112-125.
18. Сокурова О.Б. Христианская культура: восхождение к Первообразу. Отзыв на монографию А. В. Маркидонова «Богословие и культура». СПб.: Изд-во СПбДА, 2022 // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии.
2023. №2 (18). С. 302-310.
19. Фатеев В.А. Византийско-русская духовная традиция и богословие в контексте культуры. Отзыв на книгу А. В. Маркидонова «Богословие и культура». СПб.: Изд-во СПбДА, 2022 // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (17). С. 289-302.
20. Шмонин Д.В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию. СПб.: Изд-во СПбПДА; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 459с. (Теология: история и современность).
21. Шохин В.К. Концепции искупления в аналитической теологии и некоторые неучтенные метафоры // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (11). С. 68-96.
22. Шохин В. К. Рациональная теология и проблемы с рациональностью // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 58-77.
23. Шохин В. К. Феномен атеистического фидеизма // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1 (2). С. 6-18.
24. Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы. М.: Альфа-М, 2010.
25. Шохин В.К. Философская теология: вариации, моменты, экспромты. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. 512 с. (Теология: истории и современность).
26. Шохин В.К. Философская теология: дизайнерские фасеты. М.: ИФРАН, 2016. 147 с.
27. Шохин. В.К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018. 495 с.
28. Шумейко М.В. Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века: дис. ... канд. филос. наук. Владивосток, 2006. 217 с.