ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 2 (10) 2021
И.Б. Гаврилов, С.Д. Кадура
О философской теологии как современном интеркультурном проекте.
Отзыв на монографию: ШохинВ. К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018. 495 с.
DOI 10.47132/2541-9587_2021_2_138
Аннотация: Статья представляет собой отзыв на монографию В. К. Шохина «Философская теология: канон и вариативность», изданную в 2018 г. Рассматривается авторская систематизация бренда философской теологии в англо-американском представлении на основании новейших публицистических изданий таких авторов как С. Девис, С. Эванс, З. Мэнис, Р. Суинберн, А. Плантинга и др. Показано, что основной идеей монографии является понимание философской теологии как современного интеркультурного проекта, а также обоснование необходимости возвращения аналитической теологии к апологетическому вектору развития и внедрения философско-теологических компетенций в область библейской экзегезы. Автор книги справедливо подчеркивает, что философская теология внесла огромный вклад в пояснение границы человеческого разума, но без признания факта ограниченности рационального познания развитие в этой области невозможно. Изучая христианскую теологию, В. К. Шохин предлагает опираться на существующий патристический опыт и, когда это может быть полезным, не игнорировать достижения религиозного разума других традиций.
Ключевые слова: философская теология, аналитическая теология, В. К. Шохин, интеркультурный проект, англо-американская философия, канон, вариативность, апологетический вектор, метод стратификации.
Об авторах: Игорь Борисович Гаврилов
Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-9774
Серафим Дмитриевич Кадура
Магистр теологии, аспирант кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3249-3922
Ссылка на статью: ГавриловИ.Б., КадураС.Д. О философской теологии как современном интеркультурном проекте. Отзыв на монографию: ШохинВ.К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018. 495 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №2 (10). С. 138-145.
PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 2 (10) 2021
Igor B. Gavrilov, Serafim D. Kadura
On Philosophical Theology as a Modern Intercultural Project.
Review of the monograph Philosophical Theology: Canon and Variation by Victor K. Shokhin. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2018. 495 pp.
DOI 10.47132/2541-9587_2021_2_138
Abstract: The article is a review of the monograph by V. K. Shokhin "Philosophical Theology: Canon and Variation", published in 2018. The author's systematization of the philosophical theology brand in the Anglo-American view is considered on the basis of the latest publicistic editions of such authors as S. Davis, S. Evans, Z. Manis, R. Swinburne, A. Plantinga and others. It is shown that the main idea of the monograph is the understanding of philosophical theology as a modern intercultural project, as well as substantiation of the need to return analytical theology to the apologetic vector of development and introduction of philosophical and theological competences into the realm of biblical exegesis. The author of the book rightly emphasizes that philosophical theology has made a huge contribution to clarifying the boundaries of the human reason, but without recognizing the fact of the limited nature of rational knowledge, development in this area is impossible. Studying Christian theology, V. K. Shokhin proposes to rely on the existing patristic experience and, when it may be useful, not to ignore the achievements of the religious mind of other traditions.
Keywords: philosophical theology, analytical theology, V. K. Shokhin, intercultural project, Anglo-American philosophy, canon, variability, apologetic vector, method of stratification.
About the authors: Igor Borisovich Gavrilov
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theology
of the St. Petersburg Theological Academy.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-9774
Serafim Dmitrievich Kadura
Master of Theology, Postgraduate Student of the Department of Theology of the St. Petersburg
Theological Academy.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3249-3922
Article link: Gavrilov I. B., Kadura S. D. On Philosophical Theology as a Modern Intercultural Project. Review of the monograph Philosophical Theology: Canon and Variation by Victor K. Shokhin. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2018. 495 pp. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 2 (10), pp. 138-145.
В 2018 г. петербургское издательство «Нестор-История» выпустило монографию «Философская теология: канон и вариативность» известного специалиста в области философии религии В. К. Шохина.
Владимир Кириллович Шохин является доктором философских наук, профессором, руководителем сектора философии религии Института философии РАН, заведующим кафедрой метафизики и сравнительной теологии философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук. Диапазон научных исследований В. К. Шохина охватывает историю философии1, философию религии2, аналитическую философию3, философскую теологию4, рациональную теологию5, онтологию6, компаративистику7, аксиологию8, агатологию9, а также проблемы атеизма, фидеизма и теизма10 и др.
1 Шохин В. К. Святитель Филарет в истории русской философии // Альфа и Омега. 1996. №4 (11). С. 211-230; Его же. С чего началась индийская философия? // Вестник древней истории. 1996. № 2. С. 3-19.
2 Шохин В.К. Введение в философию религии. М., 2010. 286 с.; Его же. Философия религии и ее исторические формы. М., 2010. 782 с.; Его же. Философия религии и разновидности рациональной теологии // Философия религии: альманах. 2010-2011. М., 2011. С. 15-30.
3 Шохин В.К. Аналитическая философия: некоторые непроторенные тропы // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2. С. 16-27; Его же. Почему бы Богу не существовать вне времени? К одной большой дискуссии в аналитической метафизике // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 89. С. 88-109.
4 Шохин В. К. Философская теология и основное богословие // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. № 1 (51). С. 57-79; Его же. Философская теология: дизайнерские фасеты. М., 2016. 147 с.
5 Шохин В. К. Рациональная теология и проблемы с рациональностью // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 58-77.
6 Шохин В. К. Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты. М., 2004. 289 с.
7 Шохин В.К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998. 248 с.
8 Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М., 2006. 455 с.
9 Шохин В.К. Агатология: современность и классика. М., 2014. 359 с.; Его же. Философия практического разума: агатологический проект. СПб., 2020. 421 с.
10 Шохин В. К. В чем все-таки новизна «нового атеизма»? // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. №3 (65). С.149-157; Его же. Феномен атеистического фидеизма // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 6-18; Его же. Может ли теизм не быть персоналистиче-ским? // Христианское чтение. 2020. № 5. С. 23-36.
Обложка монографии В. К. Шохина «Философская теология: канон и вариативность»
Выступление В. К. Шохина на научно-богословской конференции
«Теология и диалог мировоззрений», организованной кафедрой богословия СПбДА в 2018 г.
В своих работах в области наук о религии и «наук о духе» В. К. Шохин четко разграничивает философию религии и философскую теологию, «предлагая учитывать, что между философией о религии и философии в религии существует не меньшая дистанция, чем между развитием науковедения и самой науки»11.
Известный современный историк философии П. Б. Михайлов в своем обзоре монографий «Введение в философию религии» и «Философия религии и ее исторические формы» отметил, что В. К. Шохин «инаугурировал новую область философских исследований в России — философию религии», под которой он понимает философское исследование «феноменов религиозной мысли и фактов религиозного опыта», а также указал на «фундаментальную ценность проделанной В. К. Шохиным работы по введению в отечественный научный контекст фактически нового раздела гуманитарных исследований, открывающего обширное и многообещающее пространство для дальнейших завоеваний философского познания»12.
Появление рассматриваемой фундаментальной монографии в эпоху секу-лярного мировоззрения говорит о заинтересованности пусть не всего общества, но определенной его части в развитии философской теологии. Современные реалии российского социума, связанные с продвижением дисциплины
11 Шохин Владимир Кириллович // Официальный сайт Института философии РАН. URL: https://iphras.ru/shokhin.htm (дата обращения: 02.08.21).
12 Михайлов П. Б. Предмет и история философии религии по публикациям В. К. Шохина // Вопросы философии. 2011. № 9. С. 125.
теологии в систему высшего образования, имеют ряд сложностей, разрешение которых невозможно без тщательного анализа уже существующего философского наследия. К сожалению, необходимо признать, что после продолжительной эпохи советской атеистической пропаганды крайне сложно возродить философскую теологию как школу мысли и передачу опыта умствования в той мере, которая характерна для западной традиции аналитической теологии. Тем не менее, книга В. К. Шохина может послужить тем опорным фундаментом, который даст прочное основание для развития философской теологии в России.
Монография «Философская теология: канон и вариативность» представляет собой уникальный проект «подробного и системного навигатора»13, посредством которого российский читатель имеет возможность соприкоснуться с развитым брендом англо-американской философской теологии. Однако одним знакомством с популярными западными течениями автор не ограничивается и представляет собственные наработки и предложения относительно применения интеллектуальных достижений на практике. Собственно, из указанных целей и задач следует деление книги на две основные части, которые отражены в самом названии: канон и вариативность. Остановимся подробнее на ключевых моментах, выявляющих главные идеи автора монографии.
Приступая к изложению материала, В. К. Шохин выражает озабоченность тем, что современное общество обладает характерной чертой — отсутствием желания думать, анализировать. Начинающему исследователю открывается широкий простор для выбора темы и области интересов, но окружение, настроенное пассивно к новым идеям и открытиям, убеждает заниматься тем, что уже изучено и рассмотрено; исключением из этого правила являются некоторые энтузиасты, которые и продвигают науку. Другим фактором отсутствия исследований автор считает невостребованность осмысления собственно христианских вероучительных истин, идей и даже Библии. По мнению В. К. Шохина, в современной реальности акцент делается прежде всего на телесных подвигах, «простоте» и «послушании», оправдывающих «элементарную познавательную леность и страх перед собственной мыслью»14.
Как было сказано выше, автор монографии разделил труд на две неравномерные части, первая из которых представляет собой введение в основные тезисы англо-американской философской теологии. В. К. Шохин рассматривает не объемные монографии и научные диссертации западных мыслителей, а материалы малых жанров, такие как статьи-главы антологий и сборников, которые, по замечанию самого автора, «часто, хотя и не всегда, более популярные, чем „полные экспозиции" концепций тех же философов»15.
Перед изложением взглядов философов и теологов автор знакомит читателя с историей понятия «философская теология», предлагая собственное определение, которое звучит так: философская теология — это «теоретический дискурс, субъект которого ставит и решает теологические проблемы с исходным и преимущественным использованием философских
13 Шохин В. К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018. С. 7.
14 Там же. С. 11.
15 Там же. С. 9.
ресурсов»16. Заканчивая вводную главу, В. К. Шохин озвучивает существенный нарратив, задающий вектор всей монографии, — «понимание философской теологии как интеррелигиозной и интеркультурной реальности»17.
Первая часть книги «Линейная перспектива» — это плод авторского осмысления тезисов мыслителей аналитической теологии, таких как С. Девис, С. Эванс, З. Мэнис, Р. Суинберн, А. Плантинга и др.
Стоит отметить качество и глубину проделанной автором работы в осмыслении и структуризации англо-американского бренда философской теологии. Материал систематизирован и изложен очень доступно и логично. Во-первых, автор определил рамочные параметры аналитической философской теологии; во-вторых, раскрыл соотношение религиозной веры и разума; в-третьих, обозначил проблему получения знания верующим разумом; в-четвертых, произвел обзор позиций по теме божественных атрибутов; в-пятых, изложил позиции мыслителей в отношении Провидения, проблемы зла, теодицеи и воздаяния за грехи; в-шестых, представил осмысление ключевых христианских догматов о Троице, о Боговоплощении, об Искуплении и о Воскресении.
Вторая часть книги «Вариативность» достаточно разнородна. Начинает автор с утверждения о необходимости «использовать хотя бы самую простенькую вертикальную гносеологическую схему для оценки того, что было сделано аналитической теологией из теоретически возможного»18. Далее выстраивается иерархическая схема воспринимаемого знания о мире и Боге в зависимости от источников получения этой информации, причем В. К. Шохин предлагает собственный комментарий и взгляд под углом видения извне. Пересмотр и становление на новую точку обзора открывает другие возможности, в частности, обновленный подход к тем темам, которые при быстрой смене трендов в аналитической философской теологии были незаслуженно упущены.
«Моя гипотеза в том, что "философская теология" сегодня (как и другие разновидности рациональной теологии) фактически отказывается от задач апологетического порядка, адаптируясь к секулярной среде с ее идеологией политкорректности, вопреки как раз чаяниям ее "крестного отца" А. Плантин-ги»19, — утверждает автор. Он выражает надежду на возвращение философской теологии к апологетическому вектору, который неоправданно отодвинут в сторону от магистрального направления, и открытие новых возможностей «для внедрения философско-теологических компетенций в область библейской экзегезы»20.
Таким образом, основной идеей В. К. Шохина, пронизывающей всю монографию, является понимание «философской теологии как современного интеркультурного проекта»21. Автор считает перспективным развитие того, что имеет «внутреннюю ценность» и относится непосредственно к современной реальности. Чтобы оценивать перспективность тех или иных фи-
16 Там же. С. 8.
17 Там же. С. 29.
18 Там же. С. 343.
19 Там же. С. 380-381.
20 Там же. С. 15.
21 Там же. С. 459.
лософско-теологических тем, он призывает «пользоваться тем же методом стратификации, который уже был широко задействован в этой книге»22.
Аналитическая теология привнесла немалый вклад в прояснение границ возможностей религиозного разума. Однако, пытаясь рационализировать все Откровение, западные мыслители аналитической теологии сталкиваются с проблемой уклонения в ту или иную ересь, в частности, на примере понимания Троицы одни уклоняются в субординатизм, другие в тритеизм. Недостаточность только аналитического подхода уже отмечалась в других отечественных работах. Так, об этом пишет свящ. Димитрий Лушников, ссылаясь на А. План-тингу, для которого «теистические убеждения хоть и рациональны, но основываются не на пропозициональных доказательствах, а на "базовых верованиях", которые являются фундаментом других верований и ничем не фундированы»23.
Для точной передачи Богооткровенных истин мыслящий теолог, по мнению В. К. Шохина, стоит перед необходимостью признания ограниченности человеческого разума, не способного полностью осмыслить глубину антиномичного богословия, хотя это не говорит об отказе от рационального подхода вовсе. Осмысление уместно, но в контексте анализа уже существующего патристического опыта, при этом не игнорируя «достижения религиозного разума в других традициях, когда они оказываются востребованными»24.
Рассмотренная монография В. К. Шохина несомненно вызовет интерес как профессиональных философов, богословов и религиоведов, так и всех, кто стремится глубоко изучить философию и теологию. Хочется надеяться, что издание этой фундаментальной работы не только привлечет внимание к малоизученным направлениям современной философии религии в нашей стране, но и даст импульс к появлению в России новых исследований в области философской теологии25.
Источники и литература
1. Лушников Д., свящ. Религия и наука в перспективе современного образования // Теология и образование. СПб.: Изд-во РХГА, 2017. С. 20-33.
2. Лушников Д., свящ. Теизм и «новый атеизм»: к вопросу о полемике А. План-тинги и Д. Деннетта // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1 (2). С. 19-32.
22 Там же. С. 461.
23 Лушников Д., свящ. Теизм и «новый атеизм»: к вопросу о полемике А. Плантинги и Д. Деннетта // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1 (2). С. 23.
24 Шохин В.К. Философская теология: канон и вариативность... С. 470.
25 В качестве удачного примера влияния В. К. Шохина на современную богословскую мысль можно указать на труды свящ. Д. Лушникова (Лушников Д., свящ. Религия и наука в перспективе современного образования // Теология и образование. СПб., 2017. С. 20-33; Лушников Д., свящ., Борисов Г., свящ. Взаимоотношение религии и науки в творчестве проф. СПбДА Н. П. Рождественского (1840-1882) и в современной западной аналитической теологии // Христианское чтение. 2018. № 3. С. 31-44 и др.).
3. Лушников Д., свящ., Борисов Г., свящ. Взаимоотношение религии и науки в творчестве проф. СПбДА Н. П. Рождественского (1840-1882) и в современной западной аналитической теологии // Христианское чтение. 2018. № 3. С. 31-44.
4. Михайлов П. Б. Предмет и история философии религии по публикациям
B. К. Шохина // Вопросы философии. 2011. № 9. С. 120-125.
5. Шохин В.К. Агатология: современность и классика. М.: Канон+, 2014. 359 с.
6. Шохин В. К. Аналитическая философия: некоторые непроторенные тропы // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2. С. 16-27.
7. Шохин В. К. В чем все-таки новизна «нового атеизма»? // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. № 3 (65). С. 149-157.
8. Шохин В. К. Введение в философию религии. М: Альфа-М, 2010. 286 с.
9. Шохин В. К. Может ли теизм не быть персоналистическим? // Христианское чтение. 2020. № 5. С. 23-36.
10. Шохин В. К. Почему бы Богу не существовать вне времени? К одной большой дискуссии в аналитической метафизике // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 89. С. 88-109.
11. Шохин В. К. Рациональная теология и проблемы с рациональностью // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3).
C. 58-77.
12. ШохинВ.К. С чего началась индийская философия? // Вестник древней истории. 1996. № 2. С. 3-19.
13. ШохинВ.К. Святитель Филарет в истории русской философии // Альфа и Омега. 1996. №4 (11). С. 211-230.
14. ШохинВ.К. Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты. М.: ИФ РАН, 2004. 289 с.
15. Шохин В.К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М.: ИФ РАН, 1998. 248 с.
16. Шохин В. К. Феномен атеистического фидеизма // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 6-18.
17. Шохин В. К. Феномен атеистического фидеизма // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 6-18.
18. Шохин В. К. Философия практического разума: агатологический проект. СПб.: Владимир Даль, 2020. 421 с.
19. Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы. М.: Альфа-М, 2010. 782 с.
20. Шохин В. К. Философия религии и разновидности рациональной теологии // Философия религии: альманах. 2010-2011. М.: Наука, 2011. С. 15-30.
21. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Изд-во РУДН, 2006. 455 с.
22. Шохин В. К. Философская теология и основное богословие // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. № 1 (51). С. 57-79.
23. Шохин В.К. Философская теология: дизайнерские фасеты. М.: ИФ РАН, 2016. 147 с.
24. Шохин В.К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018. 495 с.
25. Шохин Владимир Кириллович // Официальный сайт Института философии РАН. URL: https://iphras.ru/shokhin.htm (дата обращения: 02.08.2021).