DOI 10.24412/2227-7315-2023-1-96-103 УДК 340.1
С.А. Чиркаев
ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРИОРИТЕТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Введение: в статье проведен теоретический анализ общих и специфических функций юридического приоритета. Автор отмечает, что в функциональной характеристике находят свое отражение особенные свойства юридического приоритета. Цель: исследовать роль и назначение юридического приоритета как средства правового регулирования. Методологическая основа: диалектический метод, функциональный подход, формально-юридический метод. Результаты: доказано, что функциям юридического приоритета присущи все те функции, которые свойственны праву в целом. Между тем, несмотря на разнохарактерность, многоплановость юридического приоритета, последний придает узконаправленный импульс функциям права, наполняет их специфическим содержанием. Юридический приоритет выполняет такие общие функции права, как регулятивную, охранительную, информационную, культурно-воспитательную и гарантирующую функции. Выводы: значимость юридического приоритета очевидна и заключается в том, что он выполняет стимулирующую функцию, оказывающую правовое воздействие на развитие общественных связей, побуждая определенных субъектов права к совершению правомерных действий в целях удовлетворения публичных и частных интересов. Юридический приоритет выполняет интегративную функцию благодаря тому, что в нем отражаются культурные особенности народа, нации, универсальные ценности.
Ключевые слова: юридический приоритет, регулятивная функция, охранительная функция, информационная функция, культурно-воспитательная функция, гарантирующая функция, стимулирующая функция, интегративная функции.
S.A. Chirkaev
FUNCTIONS OF LEGAL PRIORITY: THEORY AND PRACTICE
Background: the article provides a theoretical analysis of the general and specific functions of legal priority. The author notes that the functional characteristics reflect the special properties of legal priority. Objective: to investigate the role and purpose of legal priority as a means of legal regulation. Methodology: dialectical method, functional approach, formal legal method. Results: it is proved that the functions of legal priority are inherent in all those functions that are characteristic of law in general. Meanwhile, in spite of the multidimensionality and diversity of legal priority, the latter gives a narrowly focused impulse to the functions of law, fills them with specific content. Legal priority performs such general functions of law as regulatory, protective, informational, cultural-educational and guaranteeing functions. Conclusions: the significance of legal priority is obvious and lies in the fact that it performs a stimulating function, which
© Чиркаев Сергей Александрович, 2023
Соискатель кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: [email protected]
© Chirkaev Sergey Aleksandrovich, 2023 96 Applicant degree of the Department of Theory of State and Law (Saratov State Law Academy)
has a legal impact on the development of public relations, encouraging certain subjects of law to perform lawful actions in order to meet public and private interests. Legal priority performs an integrative function due to the fact that it reflects the cultural characteristics of the people, the nation, universal values.
Key-words: legal priority, regulatory function, protective function, informational function, cultural and educational function, guaranteeing function, stimulating function, integrative function.
Любой феномен объективной реальности может реализовать свое непосредственное назначение лишь тогда, когда будет функционировать. Одним из элементов правовой системы выступает юридический приоритет, под которым следует понимать первоочередность решения каких-либо задач и необходимость учета в первостепенном порядке каких-либо интересов отдельных субъектов [1, с. 79-82].
Юридический приоритет, будучи средством правового регулирования, выполняет определенные функции. Зачастую в функциональной характеристике находят свое отражение специфические свойства юридического приоритета. Благодаря исследованию функционального назначения юридического приоритета можно глубже понять роль и назначение данного средства правового регулирования.
В теории права существуют разные подходы к пониманию функции права. Одни ученые рассматривают функцию права как направление правового воздействия на общественные отношения [2, с. 91]. Вместе с тем такая точка зрения не подчеркивает «сущностный элемент функции права — направленность на изменение других явлений и процессов» [3, с. 23]. Другие теоретики акцентируют внимание на роль функции права в обществе [4, с. 34]. Однако роль права — это более широкая дефиниция, охватывающая понятия функция права и его дисфункции. Наиболее универсальной представляется позиция Т.Н. Радько, который синтезирует эти взгляды в единое целое [5, с. 108]. В этой связи под функцией права понимается явление, определяемое ролью права в обществе, представляющее собой основное направление правового регулирования на социальную действительность, выражающее связь права с иными феноменами объективной реальности [6, с. 82]. Следовательно, функции юридического приоритета можно представить, как относительно обособленные направления воздействия на сознание и поведение участников общественных отношений и особо значимые, важные сферы социальной действительности, в которых проявляется его назначение.
Безусловно, функциям юридического приоритета присущи все те функции, которые свойственны праву в целом. Между тем, несмотря на разнохарактерность, многоплановость юридического приоритета, последний придает узконаправленный импульс функциям права, наполняет их специфическим содержанием.
Одной из основных функций права является регулятивная функция. Регулятивное воздействие юридического приоритета предопределено тем, что он выступает средством правового регулирования общественных отношений. Данная функция выражается в непосредственном установлении приоритетных прав и обязанностей для участников правовых отношений, организации и координации существующих и вновь возникающих значимых, особо важных социальных связей. При этом регулирующее воздействие юридического приоритета про-
исходит для обеспечения баланса публичных и частных интересов различных субъектов, а также поддержания и развития отдельных сфер общества. Одним из примеров реализации регулятивной функции юридического приоритета являются положения, устанавливающие, что основным принципом валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования1.
Вместе с тем не всегда представляется возможным посредством регулятивной функции юридического приоритета упорядочить особо важные правоотношения в отдельных сферах жизнедеятельности социума, поскольку не всегда удается согласовать интересы участников правоотношений, придать отдельным социальным связям характер стабильности. На эффективность реализации регулятивной функции юридического приоритета влияют разнообразие общественных отношений, которое не позволяет, в процессе правотворческой деятельности, учитывать необходимый объем приоритетных прав и обязанностей.
В современных условиях, когда не снижается уровень преступности и коррупции, особое внимание уделяется охранительной функции права. Данное направление правового воздействия направлено на обеспечение общественного и правового порядка, безопасности личности, общества и государства, борьбу с противоправными деяниями. Кроме того, охранительная функция права призвана обеспечивать сохранение и развитие положительных общественных отношений. Охранительная функция юридического приоритета, имея в целом ту же функциональную нагрузку, обладает определенной спецификой. Во-первых, юридический приоритет информирует социум какие именно социальные связи, какая сфера общественной жизни находится под особой охраной государства. Во-вторых, благодаря юридическому приоритету, который подчеркивает значимость, важность и первостепенность тех или иных общественных отношений, общество ставится в известность об установлении более серьезных жестких санкций в случае несоблюдения общественного и правового порядка в той или иной сфере общественной жизни. Либо наоборот устанавливает «послабления» для отдельных субъектов, на которых распространяется действие юридического приоритета.
Так, в марте 2022 г. для субъектов малого и среднего предпринимательства были внесены поправки в КоАП РФ. Если ранее уменьшить размер административного штрафа можно было при условии, что организация осуществляет деятельность в отрасли, попавшей в перечень пострадавших из-за распространения коронавирусной инфекции, то с апреля 2022 г. при назначении административного наказания социально ориентированным некоммерческим организациям, а также субъектам малого и среднего предпринимательства в виде административного штрафа будет назначаться как для индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ). Такие послабления вызваны тем, что в последнее время одним из приоритетов является проблема импортозамещения, создания продукции отечественного производства, развития малого бизнеса, различных видов предоставления и создания благоприятных условий для его развития.
1 См. ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании 98 и валютном контроле» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 50, ст. 4859.
Как уже отмечалось, охранительная функция права направлена на сохранение и развитие определенных социальных связей. Следовательно, специфика охранительной функции юридического приоритета состоит в том, что участники общественных отношений информируются о том, какие первоочередные цели и задачи стоят перед государством и обществом в настоящий момент, какие сферы общественной жизни, объекты ценности взяты под особое внимание со стороны государственной власти. И в этом уже просматривается информационная функция.
В юридической литературе имеется позиция неприятия информационной функции как самостоятельной функции права [7, с. 154]. Однако многие ученые-теоретики придерживаются обратного мнения. Так, Ф.Н. Фаткуллин выделяет модально-информационную функцию права [8, с. 204-210], В.Н. Синюков — информационно-ориентационную [9, с. 157], В.В. Лазарев — информационно-воспитательную [10, с. 34].
В теории права существует несколько определений информационной функции права. Так, по мнению С.В. Бутузова под таковой следует понимать направление правового воздействия на общественные отношения, которое, с одной стороны, обеспечивает правовое информирование субъектов права и, соответственно, формирует социально-полезное поведение, а, с другой, — регулирует отношения, связанные с перераспределением и сохранением значимых информационных ресурсов [11, с. 18-19].
Информационная функция юридического приоритета представляет собой особое информационное направление, оказывающее воздействие на значимые, важные общественные отношения, а также волю и сознание субъектов права. i При этом информационная функция юридического приоритета находится в и тесной взаимосвязи с регулятивной и охранительной функциями юридического а приоритета, поскольку последние не могут воздействовать на сознание и волю о участников общественных отношений без предварительного правового информи- о рования субъектов права о содержании юридического приоритета [12, с. 167-171]. о
с
Благодаря информационной функции юридического приоритета участники | социальных связей начинают ориентироваться в правовом поле, моделировать в свое поведение в соответствии с первоочередными потребностями государства о и общества. Посредством информационной функции юридического приоритета ю
~о
органы публичной власти знакомят общество с вновь установленными юри- |
дическими приоритетами, закрепленными в нормативных правовых актах, к
формируют общественное мнение о важности и значимости определенных а
видов деятельности, целенаправленно регулируют информационные потоки. |
Значимость информационной функции данной дефиниции велика, поскольку !
без информационного влияния не происходит развитие тех или иных сфер обще- g
ственной жизни, социальных процессов. 1
Юридический приоритет отражает важные, первостепенные тенденции обще- )
ственного и государственного развития. Тем самым его можно рассматривать в 3 качестве фактора моральной ориентации различных субъектов права. В этой связи он способствует формированию социально полезной, положительной направленности поведения участников правоотношений. Через юридический приоритет субъекты получают информацию о первоочередных задачах, приоритетных правах и обязанностях, что помогает им достигать поставленных
целей в приоритетных сферах общественной жизни. Юридический приоритет 99
выступает важным средством социальной информации, которую государство и общество используют для того, чтобы донести определенные сведения до участников правоотношений. Юридический приоритет обладает информационными качествами, влияя на волю и сознание субъектов права.
Таким образом, информационная функция играет не последнюю роль в развитии современного общества. Благодаря информационной функции юридического приоритета его содержание становится понятным участникам правоотношений, которые используют его для эффективной реализации первоочередных задач, стоящих перед обществом и государством.
В настоящее время к приоритетным направлениям государственной политики Российской Федерации относят культурную деятельность, образование, межнациональные отношения, развитие детского, молодежного движения и воспитание граждан. В этой связи немало важное значение имеет культурно-воспитательная функция права в целом и юридического приоритета в частности. Целью любого государства является сохранение культурных ценностей и традиций социума. Поэтому культурно-воспитательная функция юридического приоритета заключается в государственной поддержке развития литературы, искусства, театра, кино, науки и новых технологий. Так, в последние годы в приоритетном порядке уделялось много внимания созданию и реализации государственных программ по сохранению и развитию культуры, созданию условий для реализации талантов среди молодежи и детей. В качестве примера можно назвать государственную программу РФ «Развитие культуры»1, государственную программу РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»2 и др.
Специфика культурно-воспитательной функции юридического приоритета состоит в том, что она оказывает непосредственное воздействие на правовую социализацию различных субъектов права, на приобщение участников правоотношений к нравственным ценностям общества, формирование высокой правовой культуры, навыков социально-активного правового поведения.
Гарантирующая функция юридического приоритета — особенное направление правового воздействия на поведение участников правоотношений. Гарантирующая функция состоит в том, что юридический приоритет, уравнивая интересы личности и государства, способствует установлению правовых предписаний с целью преодоления конфликтов и противоречий, обеспечивает права, свободы и законные интересы различных субъектов. Так, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2020 г. № 550-03 предусматривается, что «...государство должно в приоритетном порядке гарантировать несовершеннолетним защиту достоинства личности, права на жизнь, право на свободу и личную
¡5 1 См.: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317 «Об утверждении государ-
§ ственной программы Российской Федерации „Развитие культуры"» // Собр. законодательства ч Рос. Федерации. 2014. № 18 (ч. II), ст. 2163.
1 2 См.: Постановление Правительства от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государ-
ё ственной программы Российской Федерации „Научно-технологическое развитие Российской
Федерации"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 15 (ч. III), ст. 1750.
3 См.: Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2020 г. № 550-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фокина Артема Геннадьевича на нарушение его конституционных прав положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодекса административного судопроизводства, а также положениями федеральных законов „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", „О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"». Доступ из справ.-100 правой системы «КонсультантПлюс».
неприкосновенность с тем, чтобы обеспечить безопасность каждого ребенка как непосредственно от преступных посягательств, так и от неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику, которое может существенным образом повлиять на развитие его личности, даже не будучи выраженным в конкретных противоправных деяниях».
Юридический приоритет выступает гарантом сохранения внутригосударственной стабильности и устойчивого функционирования всех органов публичной власти, обеспечивает гражданский мир и национальное согласие общества.
Вместе с тем юридический приоритет выполняет ряд специфических функций. Это интегративная и стимулирующая функции.
В современных условиях, когда право постоянно преобразуется в связи с меняющимися жизненными обстоятельствами, важную роль играет стимулирующая функция. В юридической литературе в последнее время данное правовое направление выделяется в качестве самостоятельного концептуального направления информационно-психологического юридического воздействия на социальные связи с помощью различных стимулирующих средств [13, ^ 35].
Стимулирующая функция, по мнению Е.Н. Лебедевой, выступает механизмом разрешения общественных проблем через гармонизацию интересов участников правоотношений [14, ^ 140]. Стимулирующая функция юридического приоритета в системе правового регулирования заключается в предоставлении стимулов с учетом потребностей общества и государства. Так, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия1 содержит правила, которыми устанавливаются цели, условия, порядок предоставления и распределения е субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного а комплекса и развитие малых форм хозяйствования (субсидии). Таким образом, о стимулирующая функция юридического приоритета оказывает правовое воз- о действие на развитие общественных связей, побуждая определенных субъектов о
с
права к совершению правомерных действий в целях удовлетворения публичных | и частных интересов. в
е
Юридический приоритет обладает интегрирующими качествами, поскольку о
он не просто информирует субъектов права о первостепенности и первоочередно- р
сти тех или иных целей, задач и направлений, но и способствует формированию |
общественного сознания и мнения. Следовательно, юридическому приоритету к
свойственна интегративная функция: выполняет он ее благодаря тому, что в нем а
отражаются культурные особенности народа, универсальные ценности. Юри- |
дический приоритет имеет огромный потенциал в обеспечении национального ии
согласия, которое позволяет определять перспективы консолидации общества, ¡§
достигать консенсуса при решении первоочередных задач. 11
5
Интегративная функция дает возможность юридическому приоритету обо- ) значать магистральные пути развития государства и общества, первостепенные 3 направления их влияния на общественные отношения. Интегративная функция юридического приоритета направлена на сплочение членов общества вокруг решения первоочередных задач. Именно интегративная функция юридиче-
1 См.: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 32, ст. 4549.
ского приоритета обеспечивает баланс разновекторных интересов различных субъектов права.
Делая выводы, нужно подчеркнуть, что функции юридического приоритета представляют собой определенные правовые направления точно-ориентировочного воздействия на сознание и поведение участников общественных отношений и особо значимые, важные сферы социальной действительности, в которых проявляется назначение юридического приоритета. Непосредственными функциями юридического приоритета являются: регулятивная, охранительная, информационная, культурно-воспитательная, гарантирующая, стимулирующая и интегративная.
Библиографический список
1. Чиркаев С.А. Приоритет как особое средство правового регулирования // Евразийский юридический журнал. 2022. № 4. С. 79-82.
2. Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций в 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1. 396 с.
3. Баринов П.С., Катомина В.А. Коммуникативная функция права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 4. С. 22-29.
4. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М.: Юридическая литература, 1980. 176 с.
5. Радько Т.Н. Понятие и виды функций социалистического права // Вопросы теории государства и права: сборник статей / под ред. М.И. Байтина и В.В. Борисова. Саратов: Изд-во Саратовского юридического ин-та, 1971. Вып. 2. С. 106-122.
6. Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 71-83.
7. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. М.: Проспект, 2001. 755 с.
8. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: курс лекций. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. 334 с.
9. Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию права. Саратов: Полиграфист, 1994. 495 с.
10. Лазарев В.В. Правомерное поведение как объект юридического исследования // Советское государство и право. 1976. № 10. С. 29-37.
11. Бутузов С.В. Информационная функция права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 23 с.
12. Суменков С.Ю., Осипов Р.А. Правосознание как компонент правовой действительности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 7. С. 167-171.
13. Малько А.В., Лебедева Е.Н. Место и роль стимулирующей функции в системе функций российского права // Вестник Южно-уральского государственного университета. Сер.: Право. 2016. Т. 16. № 3. С. 33-39.
14. Лебедева Е.Н. Взаимовлияние юридических дозволений и стимулирующей функции права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 3. С. 135-141.
References
1. Chirkaev S.A. Priority as a Special Means of Legal Regulation // Eurasian Law Journal. 2022. No. 4. P. 79-82.
2. Alekseev S.S. Problems of the Theory of Law. A course of lectures in two volumes. Sverdlovsk, 1972. Vol. 1. 396 p.
3. Barinov P.S., Katomina V.A. The Communicative Function of Law // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2022. No. 4. P. 22-29.
4. Tkachenko Yu.G. Methodological Issues of the Theory of Legal Relations. Moscow: Legal literature, 1980. 176 p.
5. Radko T.N. The Concept and Types of Functions of Socialist Law // Questions of the Theory of State and Law. Collection of articles / edited by M.I. Baytin and V.V. Borisov. Saratov: Publishing House of the Law Institute, 1971. Issue 2. P. 106-122.
6. Abramov A.I. The Concept of the Function of Law // Journal of Russian Law. 2006. No. 2. P. 71-83.
7. Marchenko M.N. Problems of the Theory of State and Law: Textbook. Moscow: Prospect, 2001. 755 p.
8. Fatkullin F.N. Problems of the Theory of State and Law: A course of lectures. Kazan: Publishing House of Kazan University, 1987. 334 p.
9. Sinyukov V.N. The Russian Legal System: an Introduction to the General Theory of Law. Saratov: Polygraphist, 1994. 495 p.
10. Lazarev V.V. Lawful Behavior as an Object of Legal Research // The Soviet State and Law. 1976. No. 10. P. 29-37.
11. Butuzov S.V. Information Function of Law: extended abstract of dis. ... cand. of law. St. Petersburg, 2004. 23 p.
12. Sumenkov S.Yu., Osipov R.A. Legal Consciousness as a Component of Legal Reality // Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. 2022. No. 7. P. 167-171.
13. Malko A.V., Lebedeva E.N. The Place and Role of the Stimulating Function in the System of Functions of Russian Law // Bulletin of the South Ural State University. Series: Law. 2016. Volume 16. No. 3. P. 33-39.
14. Lebedeva E.N. Mutual Influence of Legal Permissions and the Stimulating Function
of Law // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2015. No. 3. P. 135-141. e
n
о
го
о
X
О
Sc о
о
S
QJ
тз
0 —I
го ф
1
1
о
Sc
5
тз
S Д
S
X ф
о
X
о
Sc а ж ш Д
Ф §
S S
№
ю
5 )
2