Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДУХОВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНКЦИЙ ПРАВА'

ВЛИЯНИЕ ДУХОВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНКЦИЙ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФУНКЦИИ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьева Виктория Викторовна

Исследованы функции права с позиции духовно-культу-рологического подхода, позволяющего сконцентрироваться на ценностных и позитивных свойствах права, а также на результатах, достигаемых при его помощи в экономической, политической и духовной сферах общественной жизни. Отмечено, что правовая жизнь общества под влиянием духовно-культурологического подхода оказалась тесно связанной с использованием информационно-трансляционной функции права. Эта функция представляется в единстве двух начал - информационного и трансляционного. Сделаны выводы о том, что анализ функций права с позиции духовно-культурологического подхода позволяет обратить внимание на его аксиологические и творческие свойства, в том числе указано на стремление права к духовно-преобразующему воздействию на социальную реальность в рамках правовой плоскости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE SPIRITUAL AND CULTURAL APPROACH TO THE PROCESS OF TRANSFORMATION OF THE FUNCTIONS OF LAW

The functions of law from a position of spiritual and cultural approach are examined. This approach allows to focus on values and properties of positive law, as well as on the results obtained with its help in the economic, political and spiritual spheres of public life. It is noted that the legal life under the influence of the spiritual and cultural approach is closely associated with the use of information and translation function of law. This function seems to be the unity of two principles - information and translation. It is concluded that the analysis of the functions of law indicates the position of the spiritual and cultural approach that allows to note its axiological and creative properties. In addition, the law aspiration to spiritual and transformative effect on social reality in the legal plane is indicated.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДУХОВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНКЦИЙ ПРАВА»

УДК 321.01

ВЛИЯНИЕ ДУХОВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНКЦИЙ ПРАВА

© В.В. Соловьева

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал

398050, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Интернациональная, 3 E-mail: viktoriya-solove@list.ru

Аннотация. Исследованы функции права с позиции духовно-культурологического подхода, позволяющего сконцентрироваться на ценностных и позитивных свойствах права, а также на результатах, достигаемых при его помощи в экономической, политической и духовной сферах общественной жизни. Отмечено, что правовая жизнь общества под влиянием духовно-культурологического подхода оказалась тесно связанной с использованием информационно-трансляционной функции права. Эта функция представляется в единстве двух начал - информационного и трансляционного. Сделаны выводы о том, что анализ функций права с позиции духовно-культурологического подхода позволяет обратить внимание на его аксиологические и творческие свойства, в том числе указано на стремление права к духовно-преобразующему воздействию на социальную реальность в рамках правовой плоскости.

Ключевые слова: духовно-культурологический подход; функции права

В последние годы одной из ключевых тенденций в юридической науке является активизация интереса к исследованию социальной ценности права и стремление к всестороннему анализу его аксиологических свойств. Реализации поставленной задачи в известной мере будет способствовать изучение функций права как непосредственного проявления присущих ему свойств в социальной плоскости, в частности, с позиции духовно-культурологического подхода, представляющего собой комплекс методов, которые предлагают анализ той или иной сферы социальной жизни, включая и право, посредством системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные нормы и ценности, уклад, образ жизни, культурная деятельность и т. д. [1; 2, с. 73].

Подходя к вопросу выяснения функций права в рамках рассматриваемого подхода, представляется возможным сконцентрировать внимание на позитивно значимых свойствах права, а также на тех результатах, которые достигаются при его помощи в любой сфере общест-

венной жизни, что в конечном итоге позволяет выявить творческо-организующее значение права [1].

Исходя из вышеизложенного, целесообразно классифицировать функции права, используя в виде критерия его социальную роль, и выделить регулятивную, охранительную, оценочную, воспитательную, сублимационную, интегративную и информационно-трансляционную функции. В качестве подтверждения сошлемся на позицию немецкого юриста В. Майхофера, который утверждает, что общественная функция права как его социальное действие в обществе (и для этого общества) может состоять как в удовлетворении и решении определенных естественных и культурных потребностей, так и в уменьшении или ограничении последних [1].

Итак, регулятивная функция права является доминантной и генетической, поскольку проблемы взаимодействия и упорядочения общественных отношений возникли еще до выделения личности из синкретического первобытного коллектива и появления права как регулятора общественных отношений. Изначально регулятивная функция находила свое практическое воплощение в виде культурных мононорм, то есть сложносоставных норм, связанных с инстинктивным регулированием поведения членов первобытного общества и была направлена на поддержание существования, защиты и развития социальных индивидов. С усложнением общественных отношений и появлением права роль регулятивного направления правового воздействия проявляется в осуществлении первичного правового регулирования (саморегулирования поведения в правовой сфере), упорядочении общественных отношений и введении их в рамки социальной свободы и справедливости [3, с. 229].

В пределах регулятивной функции классифицируют две составляющие: регулятивную статическую и регулятивную динамическую функции. Регулятивная статическая функция выражается в закреплении определенных общественных отношений, стабильных положений (статусов), а регулятивная динамическая (стимулирующая) функция проявляется в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики), обеспечивает развитие желаемых отношений, активного поведения субъектов права [4].

Из анализа регулятивной функции права закономерно вытекает исследование охранительной функции, поскольку они представляют собой взаимосвязанные юридические конструкции, которые проявляются во всех сферах приложения права к жизни современного общества (в регулировании и охране нуждаются самые разнообразные сферы соци-

альной жизни - экономическая, политическая, культурная и т. д.) [5, с. 194]. При этом некоторые исследователи не включают охранительную функцию в поле научного исследования, поскольку подвергают сомнению факт целесообразности ее рассмотрения с позиции духовно-культурологического подхода. Однако, если учесть, что культурологический метод позволяет рассматривать конкретный правовой феномен не как отдельно взятое явление, а внутри интеллектуального пространства культурных смыслов, то в результате он теряет жесткость ранее существовавших, исключительно юридических границ [6, с. 46].

Исходя из этого, охранительную функцию права можно приравнивать к высокоорганизованной системе, которая одновременно упорядочивает, рационализирует и охраняет правовой порядок, социальные и культурные ценности. Задачей охранительной функции права является осуществление влияния на общественные отношения путем постепенного вытеснения тех явлений, которые являются нежелательными для конкретного общества [7, с. 45]. Социальная распространенность (социокультивирование) обозначенной функции предусматривает институциональное распространение моделей устоявшихся отношений (такие отношения основаны на использовании традиционных способов и методов правового регулирования), связанных с правовой репрессией, наказанием, обвинением, защитой от обвинения, назначением наказания, исходя из социальных и этносоциальных традиций и обычаев. В данном случае имеется в виду институциональная обязанность субъектов властных отношений охранять такие социальные ценности, как общественный порядок, суверенитет, права и свободы человека, его благополучие, а также бороться с преступностью и другими социальными конфликтами [8].

Охранительная функция состоит в том, что право посредством запрета, ограничения, наказания защищает социальные ценности, блага, общественные отношения, выступает показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве [4].

Весьма значимой выступает оценочная функция права, которая позволяет праву выступать мерилом правомерности и неправомерности поступков субъектов правоотношений, а также оценивать их поведение в качестве желательного или нежелательного для государства и общества с точки зрения общечеловеческих ценностей [9, с. 254]. Особенно важна оценочная функция при самооценке субъектом своего поведения, значение которого возрастает в контексте правовой саморегуляции поведения [3, с. 233].

Не менее важное влияние культурологический подход оказывает на воспитательную (идеологическую или цивилизующую) функцию права, поскольку именно культура обусловливает гуманистическое и целостное воспитание личности в силу своей насыщенности гуманитарным потенциалом. В данном случае воспитание, являясь феноменом культуры, реализует ее сущностные характеристики в границах правового поля [10, с. 30]. Воспитательная функция обусловлена единством внутренних и внешних потребностей общества к соединению динамизма и стабильности в развитии, обеспечением последовательного и всестороннего развития политической культуры и активности личности, гармоническим сосуществованием общественных и личных интересов [11, с. 10]. Действие указанной функции права является двухсторонним процессом, допускающим не только направление воспитательного влияния права на личность, но и активное отношение последней к нему. Это подразумевает, что в рамках правового воспитания у личности формируется определенная система правовых знаний, умений и навыков, правового мышления и правовых чувств - уважения к праву, закону и тем социальным ценностям, которые поставлены обществом под охрану закона [12, с. 39]. Важно то, что в результате этого процесса личность воспринимает усвоенные нормы, идеалы, ценности как свои собственные, а не навязанные извне, поскольку они оказались встроенными в ее психику и социальную составляющую. Право как ценностная нормативная система представляет для личности ту совокупность модальностей, ориентиров, ролевых интеграторов, которую она принимает, а также воспринимает как свою собственную систему ценностей, требований и критериев к государству, обществу, другим лицам. В этой ситуации социальные ценности в их нравственно-правовом выражении выступают не только ядром юридического мировоззрения отдельной личности, но и подразумевают их генерализацию [3, с. 235].

Воспитание высокого уровня правосознания и формирование стимулов правомерного поведения у граждан являются еще одной задачей воспитательной функции права. Это связано с тем, что в праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная роль права теряет свое значение [4].

Достаточно весомой функцией права в рамках духовно-культурологического подхода выступает сублимационная (возвышающая, возводящая к ценностям), которая предусматривает стремление достижения общечеловеческих ценностей в праве. В правосознании происходит трансформация низших (относительных) ценностей к высшим (общечеловеческим) [3, с. 234]. Относительные ценности носят социальный, экономический, политический и иной характер и являются результатом социализации человека. Понятия, их обозначающие, могут иметь разное толкование в контексте разных культур [13, с. 213]. Данные ценности (в рамках группы, класса, социума, индивида) не отрицаются вовсе, а снимаются, преображаются, поднимаются на высшую ступень, встраиваются в высший комплекс. Высшие (общечеловеческие) ценности характеризуют меру человечности в отношениях между людьми, которая в свою очередь содержится в правовых нормах [3, с. 234]. Это базовые ценности, которые являются общими для любой культуры в силу одинаковой значимости для каждого индивида, а также их одинакового смыслового наполнения, могут претендовать на статус универсальных [13, с. 213]. В процессе развития человеческого общества мера человечности постепенно возрастает, что, несомненно, свидетельствует о стремлении права максимально приблизиться к нравственности - носительнице общечеловеческих ценностей [3, с. 234].

Интегративная (социоцентристская) функция права заключается в том, что право как явление культуры предусматривает осуществление воздействия на социальную реальность посредством реализации принципов справедливости, формального равенства и свободы для обеспечения целостности, устойчивости и гармоничного равновесия социальной системы, а также ее воспроизводства и самосохранения при разрешении внутренних и внешних противоречий [14, с. 165]. По мнению Т. Парсонса «объединяющая» (интегративная) функция в процессе развития общества становится ключевой функцией юридической системы. Это позволяет ослабить возможности конфликтов и подчинить механизм общественных отношений. Последнее достигается благодаря приверженности системе законов, позволяющей системам общественного взаимодействия работать без сбоев, возникающих в силу открытых или тайных конфликтов [15, р. 56].

Важным фактором при этом являются общечеловеческие культурные ценности (как интегральные образования), вокруг которых формируются правовая система, правовая идеология и правовая культура общества в целом [3, с. 232]. Выступая в качестве интегрального обра-

зования, обозначенные ценности являются «общим языком» и «правилами игры» (партнерскими нормами) в контексте диалога культур и социального партнерства, что требует расширения взаимодействия правовых систем, усиления движения по линии взаимных уступок, выработки доверительных отношений как стратегии долгосрочного циви-лизационного сотрудничества [16, с. 42]. Однако доминирование идеи универсализма ценностей имеет негативную сторону, поскольку на практике оборачивается интервенциями против стран, чьи правовые культуры сформированы иными системами ценностей, а такие понятия, как «демократия», «права человека», «политические свободы» имеют отличительную от общепринятой трактовку [17, с. 134].

Стоит отметить, что правовая жизнь общества под влиянием духовно-культурологического подхода оказалась тесно связанной с использованием информационно-трансляционной функции права, которая представлена в единстве двух начал - информационного и трансляционного.

Информационное начало рассматриваемой функции направлено на обеспечение правовой целостности, гармонии правоотношений и правопорядка. На содержательном уровне информационное начало раскрывается в трех аспектах. Первым аспектом выступает аккумулирующий, он связан с восприятием и переработкой правом социальной информации для реализации цели правового информирования. Второй аспект - познавательный, предполагающий достижение целей восприятия правовой информации (в этом контексте право выступает способом познания действительности). Этот аспект характеризуется оценкой правовой информации. Личность анализирует собственное поведение, поступки других людей с точки зрения их правомерности либо неправомерности, выражает свое внутреннее отношение к правовой реальности. Третьим аспектом является коммуникативный, который предполагает установление прямых и обратных культурно-правовых связей, аккумулирование соответствующей информации в целях повышения эффективности регулятивно-правового воздействия [18, с. 18].

С коммуникативным аспектом информационного начала тесно связано трансляционное, подразумевающее передачу правовой информации в двух направлениях: синхроническом и диахроническом. Синхроническое направление подразумевает, что информирование происходит между субъектами правовых отношений в настоящее время. Диахроническое направление обозначает правовое общение между поколениями, которое обогащает их правовую компетенцию и позволяет

приумножить знания с учетом всех преимуществ и недостатков нормативного опыта [19].

Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что анализ функций права с позиции духовно-культурологического подхода делает возможным обратить внимание на его аксиологические и творческие свойства, а также выявить стремление права к духовно-преобразующему воздействию на социальную реальность в рамках правовой плоскости.

Список литературы

1. Радько Т.Н. Теория функций права: монография. М.: Проспект, 2014.

2. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.

3. Сокольская Л.В. Функции права в культурологическом контексте // Модернизация функций права и государства: традиции, установки, тенденции, перспективы: сб. материалов 9 Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 2012. Т. 1. С. 226-239.

4. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2013.

5. Макарова Н.А. К вопросу о подфункциях охранительной функции права // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 2 (103). С. 194-199.

6. Бачинин В., Журавский В., ПановМ. Философия права. К.: Ин Юре, 2003. 472 с.

7. Исаева В.В. Функции права: теоретико-правовой анализ // Журнал Киевского университета права. 2013. № 1. С. 45-48.

8. Ковальский В.С. Охранительная функция права как социальный правовой феномен: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. К., 2011. 36 с.

9. Амельченко Ю.А. Превенция в системе функций права // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Юридические науки». 2008. Т. 21 (60). № 1. С. 247-255.

10.Дегтярев Д.А., Рогова А.В. Рецепция в контексте культурологического подхода // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 5 (52). С. 29-34.

11. Слюсаренко О.Л., Кунгурцева Т.В. Проблемы воспитательной функции права и правового воспитания в современных условиях // Юридическая наука. 2012. № 2. С. 7-11.

12. Балин Л.Е. Правовое воспитание и предупреждение правонарушений органами внутренних дел. Ташкент, 1997. 78 с.

13. Бехруз X Правовые ценности и диалог правовых культур: концепция универсальности и релятивизма // Научный вестник Международного гуманитарного университета. 2012. № 4. С. 212-218.

14. Землянинова Е.А. Интегративная функция права: история исследования, понятие и особенности // Молодежь в науке - 2009: прил. к журн. «Вести национальной академии наук в Беларуси»: в 5 ч. Мн.: Беларус. наука, 2010. Ч. 2. Серия гуманитарных наук. С. 161-167.

15. Parsons T. The Law and Social control // Law and Sociology. N. Y.: The Free Press of Glencoe, 1962.

16. Оборотов Ю.М. Философия права и методология юриспруденции // Проблемы философии права. 2003. Т. 1. С. 41-43.

17. Бехруз Х. Универсализм и релятивизм ценностей в контексте диалога правовых культур // Философия права и общая теория права. 2012. № 2. С. 128-138.

18. Антошина И. Информационная функция права как общеправовая функция // Национальный юридический журнал: теория и практика. 2014. № 1. С. 15-19.

19. Большой словарь иностранных слов в русском языке / ред. С.М. Локшина, В.Ф. Корицкий. М.: ЮНВЕС, 1998.

Поступила в редакцию 27.02.2017 г. Принята в печать 31.05.2017 г.

Информация об авторе

Соловьева Виктория Викторовна - профессор кафедры теории и истории государства и права Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, Российская Федерация, доктор исторических наук, профессор, e-mail: viktoriya-solove@list.ru

Для цитирования

Соловьева В.В. Влияние духовно-культурологического подхода на процесс трансформации функций права // Актуальные проблемы государства и права. 2017. Т. 1. № 1. С. 121-130.

UDC 321.01

THE INFLUENCE OF THE SPIRITUAL AND CULTURAL APPROACH TO THE PROCESS OF TRANSFORMATION OF THE FUNCTIONS OF LAW

© V.V. Solovyova

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk branch

3 Internatsionalnaya St., Lipetsk, Russian Federation, 398050 e-mail: viktoriya-solove@list.ru

Abstract. The functions of law from a position of spiritual and cultural approach are examined. This approach allows to focus on values and properties of positive law, as well as on the results obtained with its help in the economic, political and spiritual spheres of public life. It is noted that the legal life under the influence of the spiritual and cultural approach is closely associated with the use of information and translation function of law. This func-

tion seems to be the unity of two principles - information and translation. It is concluded that the analysis of the functions of law indicates the position of the spiritual and cultural approach that allows to note its axiological and creative properties. In addition, the law aspiration to spiritual and transformative effect on social reality in the legal plane is indicated.

Key words: spiritual and cultural approach, functions of law

References

1. Radko T.N. Teoriya funktsiyprava [The Theory of Functions of Law]. Moscow, Prospekt Publ., 2014. (In Russian).

2. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya [Culturology of education]. Moscow, Na-rodnoe obrazovanie Publ., 2000, 272 p. (In Russian).

3. Sokolskaya L.V. Funktsii prava v kul'turologicheskom kontekste [Functions of law in culturology context]. Sbornik materialov 9 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Modernizatsiya funktsiy prava i gosudarstva: traditsii, ustanovki, tendent-sii, perspektivy» [Proceedings of 9 International Scientific and Practical Conference "Modernization of the Functions of Law and State: Traditions, Policies, Trends, Prospects"]. Kostroma, 2012, vol. 1, pp. 226-239. (In Russian).

4. Radko T.N., Lazarev V.V., Morozova L.A. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Prospekt Publ., 2013. (In Russian).

5. Makarova N.A. K voprosu o podfunktsiyakh okhranitel'noy funktsii prava [The issue of sub-functions of protective functions of law]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Samara State University, 2013, no. 2 (103), pp. 194-199. (In Russian).

6. Bachinin V., Zhuravsky V., Panov M. Filosofiya prava [Philosophy of Law]. Kiev, In Yure Publ., 2003, 472 p. (In Russian).

7. Isaeva V.V. Funktsii prava: teoretiko-pravovoy analiz [Functions of law: theoretical and legal analysis]. Zhurnal Kievskogo universiteta prava - Journal of Kyiv University of Law, 2013, no. 1, pp. 45-48. (In Russian).

8. Kovalsky V.S. Okhranitel'naya funktsiya prava kak sotsial'nyy pravovoy fenomen. Av-toref. diss. ... dokt. yurid. nauk [The Protective Function of Law as a Social Legal Phenomenon. Dr. jurid. sci. diss. abstr.]. Kiev, 2011, 36 p. (In Russian).

9. Amelchenko Yu.A. Preventsiya v sisteme funktsiy prava [Prevention in the system of functions of law]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya «Yuridicheskie nauki» [Scientific Notes of Taurida National University named after V.I. Vernadsky. Series "Legal Sciences"], 2008, vol. 21 (60), no. 1, pp. 247-255. (In Russian).

10. Degtyarev D.A., Rogova A.V. Retseptsiya v kontekste kul'turologicheskogo podkhoda [Reception in the context of the culturological approach]. Uchenye zapiski Zabaikalsko-go Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya - Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogy, Psychology, 2013, no. 5 (52), pp. 29-34. (In Russian).

11. Slyusarenko O.L., Kungurtseva T.V Problemy vospitatel'noy funktsii prava i pravovogo vospitaniya v sovremennykh usloviyakh [Problems of the educational function of law and legal education in modern conditions]. Yuridicheskaya nauka [Juridical Science], 2012, no. 2, pp. 7-11. (In Russian).

12. Balin L.E. Pravovoe vospitanie i preduprezhdenie pravonarusheniy organami vnutren-nikh del [Legal Education and Prevention of Offenses by Internal Affairs Bodies]. Tashkent, 1997, 78 p. (In Russian).

13. Behrouz H. Pravovye tsennosti i dialog pravovykh kul'tur: kontseptsiya universal'nosti i relyativizma [Legal values and the dialogue of legal cultures: the concept of universality and relativism]. Nauchnyy vestnik Mezhdunarodnogo gumanitarnogo universiteta [Scientific Herald of the International Humanitarian University], 2012, no. 4, pp. 212218. (In Russian).

14. Zemlyaninova E.A. Integrativnaya funktsiya prava: istoriya issledovaniya, ponyatie i osobennosti [Integrative function of law: the history of research, the concept and features]. Molodezh' v nauke - 2009: prilozhenie k zhurnalu «Vesti natsional'noy akademii nauk v Belarusi» [Youth in Science - 2009: Supplement to the Journal "News of the National Academy of Sciences in Belarus"]. Minsk, Belarus. Nauka Publ., 2010, pp. 161-167. Part. 2. Series of Humanities. (In Russian).

15. Parsons T. The Law and Social control. Law and Sociology. New York, The Free Press of Glencoe, 1962.

16. Oborotov Yu.M. Filosofiya prava i metodologiya yurisprudentsii [Philosophy of law and methodology of jurisprudence]. Problemy filosofii prava [Problems of Philosophy of Law], 2003, vol. 1, pp. 41-43. (In Russian).

17. Behruz H. Universalizm i relyativizm tsennostey v kontekste dialoga pravovykh kul'tur [Universalism and the Relativism of Values in the Context of Legal Cultures]. Filosofiya prava i obshchaya teoriya prava [The Philosophy of Law and the General Theory of Law], 2012, no. 2, pp. 128-138. (In Russian).

18. Antoshina I. Informatsionnaya funktsiya prava kak obshchepravovaya funktsiya [Informational function of law as a general legal function]. Natsional'nyy yuridicheskiy zhur-nal: teoriya ipraktika [National Law Journal: Theory and Practice], 2014, no. 1, pp. 1519. (In Russian).

19. Lokshina S.M., Koritskiy V.F. (eds.). Bol'shoy slovar' inostrannykh slov v russkom ya-zyke [Big Dictionary of Foreign Words in the Russian Language]. Moscow, UNIS Publ., 1998. (In Russian).

Received 27 February 2017 Accepted 31 May 2017

Information about the author

Solovyova Viktoriya Viktorovna - Professor of Theory and History of State and Law Department of Lipetsk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk, Russian Federation, Doctor of Jurisprudence, Professor, e-mail: viktoriya-solove@list.ru

For citation

Solovyova V.V. Vliyanie dukhovno-kul'turologicheskogo podkhoda na protsess transformatsii funktsiy prava [The influence of the spiritual and cultural approach to the process of transformation of the functions of law]. Aktual'nye problemy go-

sudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2017, vol. 1, no. 1, pp. 121-130. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.