Научная статья на тему 'Воспитательная функция гражданского права'

Воспитательная функция гражданского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1941
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА / EDUCATIONAL IMPACT / ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА / CIVIL LAW FUNCTIONS / ФУНКЦИИ ПРАВА / FUNCTIONS OF LAW / DUCATIONAL FUNCTION OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ибрагимова Светлана Вахитовна

В статье исследуется воспитательная функция гражданского права. Отмечается, что гражданское право способно влиять на ценности, мысли и чувства людей, на формирование правовых представлений и моделей поведения, оказывать воспитательное воздействие на сознание. Гражданское право является дозволительной отраслью права, одним из базисов для функционирования экономики; оно должно создавать условия для активности, предприимчивости и инициативности российских граждан. Для того, чтобы регулятивные и охранительные механизмы гражданского права достигли правовых и социальных результатов, правовые предписания должны стать известны гражданам, приняты ими и добровольно исполнялись; решение данной задачи обеспечивается воспитательной функцией гражданского права. Для осуществления воспитательного воздействия первоочередными являются вопросы о том, известны ли правовые положения гражданам, какие требования предъявляет к субъектам гражданское право, какие возможности предоставляет, поскольку невозможно претворить в жизнь то, что неизвестно. В статье определены несколько факторов, которые способствуют правильному восприятию гражданско-правовых предписаний и их добровольному исполнению гражданами. Среди них: восприятие гражданского права индивидами в качестве средства для удовлетворения их потребностей; соответствие норм права внутренним убеждениям граждан, их правовым ожиданиям; высокий уровень правосознания граждан; обратная связь от граждан по вопросам оценки права и отдельных правовых положений, выявления недостатков, ущемляющих права граждан и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FUNCTION OF CIVIL LAW

The article outlines the category of educational function of law. It is noted that civil law can influence the values, thoughts and feelings of people, the formation of legal concepts and behaviors, and have an educational effect on consciousness. Civil law is permissible branch of law, one of the bases for the functioning of the economy; it should create conditions for the activity, enterprise and initiative of Russian citizens. In order for regulatory and protective mechanisms of civil law to achieve legal and social results, legal prescriptions should become known to citizens, accepted by them and fulfilled voluntarily. For the implementation of educational influence, the priority issues are: if legal provisions are known to citizens, which requirements civil law have on people, what opportunities it provides, since it is impossible to implement what is unknown. The article points out several factors that contribute to the proper perception of civil legal regulations and their voluntary execution by citizens. Among them: the perception of civil law by individuals as a means to meet their needs; compliance of the legal rules with the internal beliefs of citizens and their legal expectations; high level of citizens legal awareness; feedback from citizens on the evaluation of law and certain legal rules, the identification of defects, infringing on the citizens rights and others.

Текст научной работы на тему «Воспитательная функция гражданского права»

юридические Ибрагимова Светлана Вахитовна

науки ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ...

УДК 347.1

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

© 2018

Ибрагимова Светлана Вахитовна, кандидат юридических наук, доцент Пермский государственный национальный исследовательский университет (614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: sv.ibragimova@mail.ru)

Аннотация. В статье исследуется воспитательная функция гражданского права. Отмечается, что гражданское право способно влиять на ценности, мысли и чувства людей, на формирование правовых представлений и моделей поведения, оказывать воспитательное воздействие на сознание. Гражданское право является дозволительной отраслью права, одним из базисов для функционирования экономики; оно должно создавать условия для активности, предприимчивости и инициативности российских граждан. Для того, чтобы регулятивные и охранительные механизмы гражданского права достигли правовых и социальных результатов, правовые предписания должны стать известны гражданам, приняты ими и добровольно исполнялись; решение данной задачи обеспечивается воспитательной функцией гражданского права. Для осуществления воспитательного воздействия первоочередными являются вопросы о том, известны ли правовые положения гражданам, какие требования предъявляет к субъектам гражданское право, какие возможности предоставляет, поскольку невозможно претворить в жизнь то, что неизвестно. В статье определены несколько факторов, которые способствуют правильному восприятию гражданско-правовых предписаний и их добровольному исполнению гражданами. Среди них: восприятие гражданского права индивидами в качестве средства для удовлетворения их потребностей; соответствие норм права внутренним убеждениям граждан, их правовым ожиданиям; высокий уровень правосознания граждан; обратная связь от граждан по вопросам оценки права и отдельных правовых положений, выявления недостатков, ущемляющих права граждан и др.

Ключевые слова: воспитательная функция права, функции гражданского права, воспитательное воздействие, функции права.

EDUCATIONAL FUNCTION OF CIVIL LAW

© 2018

Ibragimova Svetlana Vakhitovna, candidate of law sciences, associate professor

Perm State University (614990, Russia, Perm, Bukireva street, 15, e-mail: sv.ibragimova@gmail.com)

Abstract. The article outlines the category of educational function of law. It is noted that civil law can influence the values, thoughts and feelings of people, the formation of legal concepts and behaviors, and have an educational effect on consciousness. Civil law is permissible branch of law, one of the bases for the functioning of the economy; it should create conditions for the activity, enterprise and initiative of Russian citizens. In order for regulatory and protective mechanisms of civil law to achieve legal and social results, legal prescriptions should become known to citizens, accepted by them and fulfilled voluntarily. For the implementation of educational influence, the priority issues are: if legal provisions are known to citizens, which requirements civil law have on people, what opportunities it provides, since it is impossible to implement what is unknown. The article points out several factors that contribute to the proper perception of civil legal regulations and their voluntary execution by citizens. Among them: the perception of civil law by individuals as a means to meet their needs; compliance of the legal rules with the internal beliefs of citizens and their legal expectations; high level of citizens legal awareness; feedback from citizens on the evaluation of law and certain legal rules, the identification of defects, infringing on the citizens rights and others.

Keywords: educational function of law, civil law functions, educational impact, functions of law.

Знание и навыки не даются людям от рождения, они приобретаются во время их взросления и становления. О правилах поведения в обществе индивид узнает в семье, в школе, из книг, телевидения, интернета и т. д. Со временем каждый человек узнает о праве, как общеобязательном социальном регуляторе, оказывающем непрерывное воздействие на жизнедеятельность человека и общества.

Право способно влиять на ценности, мысли и чувства людей, на формирование правовых представлений и моделей поведения, оказывать воспитательное воздействие на сознание. Право имеет четкий ориентир какие действия должен совершать гражданин (в соответствии с обязываниями), а какие нет (согласно запретам), если и те и другие попадают в сферу правовой регламентации. Сложнее обстоит дело с действиями, которые бы праву хотелось, чтобы совершал субъект (согласно дозволениям), но при этом к которым оно не может принудить.

Гражданское право является дозволительной отраслью права, одним из базисов для функционирования экономики; оно должно создавать условия для активности, предприимчивости и инициативности российских граждан. Для достижения этой цели гражданское право осуществляет регулятивную функцию, то есть определяет правовое положение участников гражданского оборота, закрепляет основы права собственности, регулирует договорные обязательства, другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. В то же время гражданское право осуществляет охранительную функцию, которая направ-

лена на поддержание правового статуса добросовестных субъектов и создание механизмов в виде запретов, мер гражданско-правового принуждения, необходимых для восстановления нарушенных гражданских прав, присуждению компенсаций.

Для того, чтобы регулятивные и охранительные механизмы гражданского права достигли правовых и социальных результатов, правовые предписания должны стать известны гражданам, приняты ими и добровольно исполнялись. Решение данной задачи обеспечивается воспитательной функцией гражданского права.

Для осуществления воспитательного воздействия первоочередными являются вопросы о том, известны ли правовые положения гражданам, какие требования предъявляет к субъектам гражданское право, какие возможности предоставляет, поскольку невозможно претворить в жизнь то, что неизвестно.

С формальной точки зрения известность правовых положений гражданами обеспечивается в российском праве общеправовой презумпцией знания закона. Презумпция знания закона является презумпцией с невысокой степенью вероятности, поскольку большинство людей объективно не знают закон. Между тем само по себе незнание гражданами законов, не делает существование данной презумпции необоснованным. Как отмечал дореволюционный ученый Д.И. Мейер, положение, что никто не может отговариваться неведением законов, составляет существенную потребность юридического быта и вызвано необходимостью: без этого положения большая часть законов осталась бы без применения [1].

Формальное утверждение о знании гражданско-пра-

Ibragimova Svetlana Vakhitovna juridical

EDUCATIONAL FUNCTION ... science

вовых положений субъектами не приближает к решению задач, стоящих перед гражданским правом. Для того, чтобы воспитательное воздействие осуществлялось, граждане должны воспринять хотя бы основы гражданского права.

Основополагающими положениями гражданского права являются его принципы. Принципы, как наиболее общие нормы, суммарно представляют все нормы гражданского права. К принципам гражданского права относятся принципы диспозитивности, добросовестности, равенства участников гражданских правоотношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Одними из ключевых идей, которые должны быть известны субъектам гражданского права являются:

- свобода в приобретении и осуществлении гражданских прав и обязанностей в пределах, не наносящих вред другим лицам;

- равные возможности при вступлении в гражданские правоотношения всех субъектов (граждан, организаций, государственных структур); равенство при осуществлении и защите гражданских прав;

- добросовестность при установлении, осуществлении и защите гражданских прав;

- свобода приобретать любое имущество в собственность (за некоторыми исключениями) и беспрепятственно осуществлять правомочия собственника, невозможность лишения своего имущества, иначе как по решению суда;

- возможность восстановления нарушенных прав и право на судебную защиту всех гражданских прав и законных интересов и др.

В гражданском праве действуют презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий. В соответствии с п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Определение понятий добросовестности участников и разумности их действий в законодательстве отсутствует. По мнению М.Ф. Лукьяненко, признаками добросовестности, выделяемыми в науке гражданского права, являются честность, искренность, сознательность, старательность, аккуратность в исполнении гражданско-правовых обязательств [2].

Разумность связана прежде всего с пониманием участником гражданских правоотношений целесообразности своих действий, осознанием причинно-следственных связей, способностью предвидеть последствия своих действий [3, с. 262].

Гражданское право требует от субъектов быть добросовестными участниками гражданского оборота, осуществлять свои действия разумно. Для исполнения данных требований гражданское право должно оказать воспитательное воздействие на сознание людей, обосновать необходимость и полезность соответствующего поведения, развить в индивидах добросовестность, как черту характера, и выработать привычку действовать разумно.

Еще одна презумпция, которая должна быть известна субъектам гражданского права, является презумпция вины. Презумпция вины нелегко воспринимается гражданами, поскольку в их сознании прочно вошла презумпция невиновности, закрепленная в Конституции РФ и применяемая в отношении обвиняемых в совершении преступлений.

Презумпция вины, закрепленная в ст. 401 ГК РФ, устанавливает, что при совершении гражданского правонарушения, нарушитель предполагается виновным, пока он сам не докажет обратное. Для признания субъекта невиновным ему необходимо доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая 382

от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, и принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Для установления невиновности в гражданском праве законодатель использует оценочные понятия: заботливость и осмотрительность, которые не раскрываются в законодательстве.

Как отмечает М.Ф. Лукьяненко, использование оценочных понятий предполагает оценку поведения людей с точки зрения нравственных представлений о добре, зле, справедливости, совести, долге; и чтобы определить меру заботливости и осмотрительности, которые должен применить субъект в конкретных условиях, необходимо сопоставление в каждом случае поведения лица, которое в действительности имело место, с тем, как бы поступило лицо, которое мы берем за образец [2].

Обращение гражданского права к положениям морали и нравственности указывает на то, что гражданское право требует от индивидов соответствия их поведения моральным и нравственным представлениям, существующим в конкретном обществе, и подтвержденным государством.

Граждане, попавшие в ситуацию, регламентированную нормами права, и не имеющие специальных юридических знаний, должны оценивать свое поведение на предмет его правильности для общества, выбирать средства и способы для достижения целей, которые не противоречат морали и нравственности.

Воспитательное воздействие гражданского права лишь начинается с информирования граждан о правовых положениях, предоставляемых возможностях и требованиях, предъявляемых к субъектам права. Для реализации воспитательной функции гражданского права необходимо, чтобы правовые нормы воздействовали на сознание людей, правильно ими воспринимались и добровольно исполнялись.

Первым фактором, который может способствовать добровольному исполнению гражданско-правовых предписаний, является восприятие гражданского права индивидами в качестве средства для удовлетворения их потребностей.

Право как общеобязательный социальный регулятор может помогать гражданам в удовлетворении их потребностей, достижении жизненных целей (путем создания возможностей), а может и мешать (путем создания большого числа запретов и ограничений, блокирующих любую активность).

Гражданское право, как правонаделительная и стимулирующая отрасль права, способно создавать условия для удовлетворения различных потребностей граждан по получению материальных и духовных благ, когда для получения желаемого субъекту необходимо проявить активность и осуществить действия в своей воле и своем интересе.

Как верно указывает В.А. Рыбаков, в воспитательном воздействии правонаделения мощным стимулом правомерного поведения гражданина служат не принуждение и не страх, а его сознательное стремление к осуществлению субъективного права, приобретенного добровольно в целях удовлетворения имущественных потребностей и интересов [4].

В правовоспитательной работе необходимо акцентировать внимание на положительных последствиях от активной деятельности в гражданско-правовой сфере, как для самих субъектов гражданского права, так и для общества в целом. Удовлетворение собственных интересов гражданина имеет положительный эффект не только для него, но и для экономики государства, поэтому стремление индивида к улучшению качества жизни для себя и своей семьи должно оцениваться правом положительно.

Однако не только удовлетворение собственных интересов индивидов должно оцениваться положительно правом. Задача воспитательной функции гражданского Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

юридические науки

Ибрагимова Светлана Вахитовна ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ...

права в активизации социально полезного поведения граждан в некоммерческой сфере.

И здесь, надо сказать, что в последнее время государство осуществило ряд действий, способствующих развитию некоммерческого сектора. Речь идет прежде всего о добровольческом (волонтерском) движении в России, для активизации деятельности которого приняты Федеральный закон №15-ФЗ от 05.02.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», который закрепил правовые основы добровольческого (волонтерского) движения в России, а также издан Указ Президента РФ № 583 от 06.12.2017 г. «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)», определивший провести в 2018 году в Российской Федерации Год добровольца (волонтера).

Добровольческое (волонтерское) движение в России в последние годы активно развивается, среди волонтерских инициатив можно отметить: сбор денежных средств для лечения больных детей, поддержка пожилых людей, охрана окружающей среды, защита животных и многие другие.

Активное включение права в область добровольческой (волонтерской) деятельности, при использовании его воспитательных механизмов, может вовлечь в добровольчество значительное число людей.

Право лишь должно объяснить людям, что они свободны заниматься именно той волонтерской деятельностью, которая им ближе; что любое волонтерство престижно и что оно действительно нужно обществу и государству.

Вторым фактором, который способствует добровольному исполнению гражданско-правовых предписаний, является соответствие норм права внутренним убеждениям граждан, их правовым ожиданиям.

Содержание права в силу его обязательности не является безразличным для граждан, а потому чтобы они его добровольно исполняли, право должно соответствовать внутренним убеждениям граждан, их нравственным представлениям о добре и зле, равенстве и справедливости, их правовым ожиданиям.

Участники правоотношений ожидают от гражданского права определенности, стабильности и системности. По мнению американского ученого С. Силбей, устоявшиеся правовые предписания делают многие правовые институты ожидаемыми и понятными, становясь не только обязательной, но и естественной частью общественной повседневной жизни (например, правовые положения, посвященные собственности и договорам) [5]. Правовые положения, которые кажутся правильными для граждан, входят в их привычки, и после сопровождают их на протяжении всей жизни.

Среди иных правовых ожиданий следует отметить соответствие правовых предписаний фактическим отношениям, существующим в обществе; отсутствие необоснованного вмешательства права в частную сферу; развитие и совершенствование гражданского права, особенно в социальной и экономической сферах, а также правовой регламентации достижений науки и техники.

В правовоспитательной работе необходимо убеждать граждан в обоснованности и справедливости правовых предписаний, указывать на то, что нормы права работают в их интересах, а не против них, и что следование нормам всеми членами общества обеспечит правовой порядок и высокое качество жизни.

Следующим фактором, непосредственно влияющим на восприятие и добровольное исполнение норм гражданского права, является высокий уровень правосознания граждан, к достижению которого стремится воспитательная функция гражданского права.

В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих от-

ношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Каждый человек является носителем определенного правосознания, имеет собственное мнение о праве [6, с. 117].

Одной из задач воспитательного воздействия гражданского права является формирование у граждан активной гражданской позиции, развитого юридического мышления, когда субъекты знают свои права и умеют пользоваться ими, исполняют обязанности и при необходимости способны защищать свои права и законные интересы.

Как обоснованно отмечает Т.Н. Радько, применительно к процессу реализации воспитательной функции важно учитывать, что требования правовых норм не всегда (или же не всеми) воспринимаются охотно, поскольку в праве выражаются передовые идеи и требования, а общество состоит из лиц, в том числе маргиналов, конформистов, чье сознание значительно отстает от передового [7, с. 25-26].

Несмотря на сложность повышения правосознания у данных лиц, право должно находить средства для оказания воспитательного воздействия на них. Неразвитое правосознание служит основой для совершения гражданами правонарушений и других антиобщественных поступков, тем самым создавая угрозу для других членов общества.

Еще одним моментом, на который необходимо обратить внимание при рассмотрении воспитательной функции гражданского права, является необходимость проведения социально-правовых исследований и получения обратной связи от граждан по вопросам оценки права и отдельных правовых положений, выявления недостатков, ущемляющих права граждан и др.

Как верно указывает по этому поводу Т.Н. Радько, нельзя познать социальную эффективность воспитательной функции права, не проведя соответствующих конкретных социально-правовых исследований: во-первых, нужно выяснить, известно ли конкретное правовое предписание людям; во-вторых, узнать как они его оценивают, как к нему относятся, совпадает ли это предписание с их общественным поведением, кто не выполняет его, почему и т.д. [7, с. 34]

В настоящее время нельзя в полной мере сказать, что государство создало надлежащие механизмы по получению обратной связи от населения и учитывает мнение граждан при выработке правовой политики, издании правовых актов, выборе правовых средств при регулировании тех или иных отношений.

Между тем отсутствие учета мнения граждан как «потребителей» права подрывает их веру в справедливость, препятствует становлению и развитию у них положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания, а это совсем не то, к чему стремилось право.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. М.: Статут, 2003. Ч. 1. 831 с. (Классика российской цивилистики). Электронная библиотека СПС «КонсультантПлюс».

2. Лукьяненко М.Ф. Оценочные понятия гражданского права: разумность, добросовестность, существенность. М.: Статут, 2010. 423 с. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Кузнецова О.А. Специализированные нормы российского гражданского права: теоретические проблемы: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2007. 430 с.

4. Рыбаков В.А. О механизме реализации воспитательной функции гражданско-правового регулирования // Гражданское право. 2009. № 2. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Silbey S. Everyday life and the constitution of legality // The Blackwell companion to the sociology of culture. M.D. Jacobs & N. Hanrahan (Eds.). Maldem, MA: Blackwell publishing, 2005. Pp. 332-345. (In Eng.)._

Ibragimova Svetlana Vakhitovna EDUCATIONAL FUNCTION ...

juridical science

6. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М: Юристъ, 2004. 512 с.

7. Радько Т.Н. Теория функций права: монография. М.: Проспект, 2014. 272 с.

Статья поступила в редакцию 22.04.2018 Статья принята к публикации 26.06.2018

384

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.