Научная статья на тему 'Функции управления и их характеристика'

Функции управления и их характеристика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3544
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова А.Е.

В статье представлена трактовка понятия «функции управления» различными авторами. Рассмотрены общие функции управления и их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции управления и их характеристика»

в отраслях, стоящих на острие четвертой промышленной революции. В наукоемких производствах основная зона размещения инвестиций должна очерчиваться границами треугольника: научные исследования и разработки, образование, здравоохранение.

Для выхода национальной экономики в постиндустриальное пространство требуется стремительно расширить состав и быстро увеличить объем государственной поддержки российских инвестиций в основной капитал в высокотехнологичных, наукоемких производствах.

Переход к стратегии массированной государственной поддержки российских капитальных вложений ускорит строительство инновационной экономики в Российской Федерации. Список использованной литературы

1.Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. - М., 2015. - 58 с.

2.Инвестиции в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 190 с.

© Цыганов С.И., 2016

УДК 656.1

А.Е. Черникова

к.э.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно- дорожная академия» Г. Омск, Российская Федерация

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация

В статье представлена трактовка понятия «функции управления» различными авторами. Рассмотрены общие функции управления и их характеристика.

Ключевые слова Управление, функции управления.

В теории управления не сложилось единого мнения к трактовке категории «функции управления». При этом в самом общем виде под функцией управления понимается «конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый различными приемами и средствами».

По мнению С.Е. Каменицера «функции управления отличаются от других характером выполняемых работ и используемой профессиональным составом кадров информацией и спецификой подготавливаемых решений». Раскрывая данное понятие А.Н. Ильин определяет «...особый вид управленческой деятельности, обеспечивающий выполнение соответствующих социально- экономических задач». Конкретизируя данное понятие Г.Х. Попов выделяет, что функция управления представляют собой «часть управленческой деятельности, которая обладает определенным единством содержания, т.е. это специализированная часть управленческой деятельности, продукт разделения труда и специализации в сфере управления» [1, С. 76].

Следует отметить, что представленные авторы рассматривают функции управления как определенного вида деятельность, которая отличается по целям, видам работ. Исходя из этого, функции управления неоднородны по своему содержанию, но в равной мере необходимы для реализации управленческих решений, образуя процесс управления. При этом отсутствие одной из функций делает невозможным осуществления целостного управленческого процесса.

Функции управления основаны на разделении труда, т.е. разделении управленческой деятельности на отдельные управленческие работы. В связи с этим каждый предыдущий вид деятельности является

необходимой предпосылкой последующего, пока функция не будет полностью реализована. Функции управления, соответственно и методы их реализации постоянно модифицируются и углубляются, исходя из этого, усложняется содержание работ, выполняемых в соответствии с требованиями. При этом развитие одной происходит под влиянием других функций.

В экономической литературе принято выделять общие и конкретные функции управления. Общие функции впервые выделил А. Файоль, к числу которых относил предвидение, организацию, руководство, координацию, контроль. А. Файоль писал: «Управлять — это значит предвидеть, организовать, руководить, координировать и контролировать. Предвидеть — значит исследовать будущее и набрасывать программу действий. Организовать — значит создавать двойной организм предприятия, материальный и социальный. Руководить — значит заставлять функционировать личный состав. Координировать — значит связывать, объединять, гармонизировать все акты и все усилия. Контролировать — значит наблюдать за тем, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и приказам» [1, С. 77]

Кроме них выделяют конкретные функции, отражающие совокупность разнообразных видов управленческой деятельности, отличающиеся по определенным признакам (по назначении, характеру и способу реализации). Совокупность данных функций обеспечивает комплексность и системность управления.

В настоящее время к общим функциям относят планирование, прогнозирование, организацию, координацию, регулирование, учет, анализ, контроль. Планирование служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления, определение путей реализации планов по достижению поставленной цели. Планирование как функция управления предполагает учет факторов внешней и внутренней среды, обеспечивающие нормальные условия функционирования [2, С. 172].

Прогнозирование в управленческом цикле основано на выявлении перспектив, предсказаний тенденций развития и функционирования объекта управления на основе анализа прошлых и текущих тенденций, формировании желаемых целей. Прогнозирование предшествует планированию и базируется на выявлении устойчивых закономерностей и тенденций развития. Отсюда следует, что результатом прогнозирования является прогноз, содержащий информацию об объекте управления.

Функция организации основана на формировании и совершенствовании организационной структуры управления. Функция проявляется через построение систем управления, выделении уровней управления, установления постоянных и временных взаимоотношений между уровнями управления.

Анализ является неотъемлемой функций управления, заключающейся в оценке деятельности объекта управления, количественной и качественной оценке факторов, влияющих на отклонение от заданного уровня, устранении причин отклонений. Анализ на основе плановой и фактической информации дает оценку изменений, а также посредством аналитической функции выявляются неиспользованные резервы ускоренного развития объекта управления.

Координация обеспечивает согласованность всех действий всех звеньев управления, объединенных общей целью деятельности. Исходя из этого, главной задачей функции является достижение согласованности работ на каждом уровне управления путем установления рациональных связей между ними. Координация как функция управления проявляется через установление общих правил для исполнения.

Учет как вид управленческой деятельности основан на фиксации первичной информации об явлении и группировке данных по определенным признакам. При этом обеспечивается сохранность данных, и как следствие, контроль за ходом процесса управления [4, С. 15].

Роль контроля проявляется в проверке принятых плановых решений и оценке их последствий. Контроль может осуществляться как на первой стадии управления, так и проявляться на всех последующих, а также являться последней. Функция контроля обладает специфической особенностью, а именно охватывает все процессы управленческого цикла, т.е. обладает свойством уникальности [3, С. 49].

Функция регулирования направлена на ликвидацию отклонений от заданного уровня. Регулирование предполагает выработку корректирующих мер и реализацию принятых решений, направленных на

вневременное устранение отклонений. Функция способствует адаптации объекта управления к постоянно меняющимся условиям. Результатом регулирования является управленческое воздействие по устранению отклонений, выявленные в результате контроля

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что функции управления проявляются в условиях комплексного подхода к организации управленческой деятельности. Функции управления появились в результате разделения труда, направленного на достижение поставленной цели, при этом их комбинация лежит в основе системы управления.

Список использованной литературы:

1. Кобзик Е. Г., Митрофанова Г.В. Контроль как функция управления / Е.Г. Кобзик, Г.В. Митрофанова // Вестник ГГТУ имени П. О. Сухого: научно - практический журнал. - 2005. - № 2 (25). - С. 75-79.

2. Черникова А.Е. Место и роль планирования в системе функций управления / А.Е. Черникова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов ХХГУМеждународной научно-практической конференции / Под. общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - С. 170-173.

3. Эйхлер Л.В., Фалалеева О.В. Разработка модели управления постоянными затратами грузового автотранспортного предприятия [Текст]: монография / Л.В. Эйхлер, О.В. Фалалеева; СибАДИ, Кафедра экономики и управления предприятиями. - Омск: СибАДИ, 2007. - 167 с.

4. Ильин А.И. Планирование на предприятии : учеб. пособие / А.Е. Ильин - М.: Новое знание, 2011. - 668 с.

5. Крейнин М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. -М.: Издательство, 1998. - 304 стр.

© Черникова А.Е., 2016

УДК 37

Д.Г. Шарафутдинова

Студентка института управления и безопасности предпринимательства ФГБОУ ВО «БашГУ», г. Уфа, Российская Федерация

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей образовательной миграции. Раскрыты перспективы образовательной миграции в Республике Башкортостан. Выявлены социально-культурные и социально-экономические проблемы, препятствующие социальной адаптации студентов-мигрантов.

Ключевые слова

Демография, образовательная миграция, интеграция, социальная адаптация.

Одной из ведущих тенденций общественного развития в современном мире является постоянный рост всех видов информационной мобильности. Современное высшее образование во всем мире следует этой тенденции, соответственно и академическая мобильность также растет. Однако интернационализация образования стала важной частью текущего учебного процесса в немногих российских университетах.

Еще одна социальная тенденция, которая делает интернационализацию образования необходимой для российских университетов - это демографическая ситуация в России. Снижение рождаемости, приводит к неуклонному снижению числа молодых российских граждан, происходившее в 1990-е гг. привела к уменьшению числа потенциальных абитуриентов. Привлечение иностранных граждан в российские вузы, особенно из бывших стран постсоветского пространства (близких по социальному менталитету), может способствовать решению проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.