Научная статья на тему 'Перспективы образовательной миграции в Республике Башкортостан'

Перспективы образовательной миграции в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарафутдинова Д.Г.

Статья посвящена анализу особенностей образовательной миграции. Раскрыты перспективы образовательной миграции в Республике Башкортостан. Выявлены социально-культурные и социальноэкономические проблемы, препятствующие социальной адаптации студентов-мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы образовательной миграции в Республике Башкортостан»

вневременное устранение отклонений. Функция способствует адаптации объекта управления к постоянно меняющимся условиям. Результатом регулирования является управленческое воздействие по устранению отклонений, выявленные в результате контроля

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что функции управления проявляются в условиях комплексного подхода к организации управленческой деятельности. Функции управления появились в результате разделения труда, направленного на достижение поставленной цели, при этом их комбинация лежит в основе системы управления.

Список использованной литературы:

1. Кобзик Е. Г., Митрофанова Г.В. Контроль как функция управления / Е.Г. Кобзик, Г.В. Митрофанова // Вестник ГГТУ имени П. О. Сухого: научно - практический журнал. - 2005. - № 2 (25). - С. 75-79.

2. Черникова А.Е. Место и роль планирования в системе функций управления / А.Е. Черникова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов ХХГУМеждународной научно-практической конференции / Под. общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - С. 170-173.

3. Эйхлер Л.В., Фалалеева О.В. Разработка модели управления постоянными затратами грузового автотранспортного предприятия [Текст]: монография / Л.В. Эйхлер, О.В. Фалалеева; СибАДИ, Кафедра экономики и управления предприятиями. - Омск: СибАДИ, 2007. - 167 с.

4. Ильин А.И. Планирование на предприятии : учеб. пособие / А.Е. Ильин - М.: Новое знание, 2011. - 668 с.

5. Крейнин М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. -М.: Издательство, 1998. - 304 стр.

© Черникова А.Е., 2016

УДК 37

Д.Г. Шарафутдинова

Студентка института управления и безопасности предпринимательства ФГБОУ ВО «БашГУ», г. Уфа, Российская Федерация

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей образовательной миграции. Раскрыты перспективы образовательной миграции в Республике Башкортостан. Выявлены социально-культурные и социально-экономические проблемы, препятствующие социальной адаптации студентов-мигрантов.

Ключевые слова

Демография, образовательная миграция, интеграция, социальная адаптация.

Одной из ведущих тенденций общественного развития в современном мире является постоянный рост всех видов информационной мобильности. Современное высшее образование во всем мире следует этой тенденции, соответственно и академическая мобильность также растет. Однако интернационализация образования стала важной частью текущего учебного процесса в немногих российских университетах.

Еще одна социальная тенденция, которая делает интернационализацию образования необходимой для российских университетов - это демографическая ситуация в России. Снижение рождаемости, приводит к неуклонному снижению числа молодых российских граждан, происходившее в 1990-е гг. привела к уменьшению числа потенциальных абитуриентов. Привлечение иностранных граждан в российские вузы, особенно из бывших стран постсоветского пространства (близких по социальному менталитету), может способствовать решению проблемы.

Из вышесказанного становится ясно, что проблема рекрутинга иностранных студентов очень важна для системы высшего образования. Цель данного исследования выявить факторы, способствующие привлечению иностранных студентов в российские вузы, а также раскрыть образовательную миграцию Республики Башкортостан.

И российские и зарубежные исследования, посвященные проблеме интернационализации образования, начинаются с вопроса: почему университеты и национальная система высшего образования нуждаются в иностранных студентах?

В 2007 году Институт международного образования США опубликовал статистический ежегодник "Current Trends in U.S. Study Abroad and the Impact of Strategic Diversity Initiatives". В предисловии авторы Daniel Obst и Е. Witherell утверждают, что обществу в целом выгодно развитие у студентов представлений о мире других народов и культур. По их словам, в XXI веке мировой опыт и международные компетенции будут играть решающую роль в поддержании межнационального сотрудничества [1, с. 18].

С этой же идей выступили Madeleine Green и Christa Olson в руководстве "Internationalizing the Campus. A User's Guide". Они классифицируют потенциальные выгоды от интернационализации образования на академические, экономические, социальные и политические. Академические выгоды проявляются в стремлении вузов к созданию международных программ, повышении качества обучения. Экономические выгоды рассматриваются авторами как доля экспорта образовательных услуг в ВВП. Объем мирового рынка образовательных услуг по данным фонда «Новая Евразия» составляет 45 млрд. долл. [2, 115 ].

Анализ глобальных тенденций в области международного образования показывает, что лидером в области экспорта образовательных услуг является США - 40% мирового рынка, далее следуют Великобритания - 13%, Германия - 12%, Франция - 10%, Австралия - 9%, Япония - 5%. Все другие страны получают только 11% иностранных студентов. Начиная с 2000-х гг. в Российской Федерации активизируется деятельность по продвижению российских образовательных услуг на мировом рынке. В российских ВУЗах ежегодно обучается около 100 тысяч иностранных студентов. Согласно данным доклада ОЭСР «Education at a Glance 2011: OECD Indicators», Россия занимала 7 место в мире по привлечению иностранных студентов.

Институт социологии РАН и Центр социального прогнозирования и маркетинга опубликовали крупное исследование, в котором представлен подробный прогноз числа российских вузов, в которых к 2020 году будут обучаться иностранные граждане, и численности иностранных студентов и аспирантов. В исследовании на примере 2014-2015 учебного года отмечается, что количество российских вузов, в которых по очной форме обучались иностранцы, увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 7,5%. Однако увеличение это произошло за счет негосударственных вузов. Вузов Минобрнауки России, обучавших иностранных граждан, стало на 2,5% меньше, что связано с процессом их объединения и создания более крупных учебных организаций. И все же иностранные граждане, приезжающие в Россию для получения высшего образования, по-прежнему отдают предпочтение государственным вузам. В период 2013-2014 учебного года их выбрали 95% контингента иностранных обучающихся. Самым заметным стал прирост иностранцев на программы бакалавриата и магистратуры - на 13,5 тыс. чел и 1,6 тыс. чел соответственно. Самыми востребованными специализациями стали инженерно-технические (их выбрали 20,7%), медицина (16,8%) и экономика (16,5%).

Исследователи рынка образования В. Попов, В. Жуков и Ф. Пилипенко в своей статье "Нужны ли России иностранные студенты?" сделали попытку выяснить причины низкой конкурентоспособности нашей страны на мировом рынке образовательных услуг. Главную причину они видят в несовместимости российских и международных законов об образовании. Каждый иностранец на территории России рассматривается на основании этих законов, как гость-рабочий. И университет квалифицируется как работодатель. Длительный процесс выдачи виз означает потерю многих потенциальных иностранных студентов. Кроме того, рассмотрение университета в качестве работодателя, означает его ответственность за все действия иностранных студентов по всей России и в целом - за все нарушений миграционного законодательства, которые он может совершить. Экономические условия в России также не очень благоприятны для иностранных студентов. Следовательно, государство несет определенную

ответственность за сложившуюся ситуацию. Хотя улучшение экономических условий и законов в России выходит за рамки возможностей университетов, они могут многое сделать для увеличения набора международных студентов. И здесь мы находим полезным обратиться к зарубежному, в основном американскому и европейскому опыту набора иностранных студентов [3, с.28].

Анализ литературы привел к ряду выводов как теоретических, так и практического характера. На теоретическом уровне мы можем предположить, что:

1. Иностранные студенты не только могут дать материальные блага университету, но также они расширяют социальные и научные горизонты всех студентов университета, улучшают его имидж, помогают в создании международной и этнической терпимости и повышения национальной совместимости в принимающей стране.

2. Мировой спрос на обучение за рубежом растет во всех странах мира.

3. Число российских университетов, которые принимают иностранных студентов, также растет, но этот рост медленный. Существует множество причин сдерживающих этот рост, в частности несовместимость российских и международных законов об образовании.

Хочется отметить, что в последние годы вопросами привлечения иностранных студентов активно стали заниматься крупные региональные ВУЗы, в том числе учебные заведения Республики Башкортостан. В ведущих ВУЗах Башкортостана функционируют отделы по работе с иностранными студентами. Данная деятельность не только способствует получению дополнительных внебюджетных средств и повышению рейтинга ВУЗов, но и содействует формированию благоприятного международного имиджа региона. Особенностью региональной образовательной миграции последних лет в условиях внедрения системы ЕГЭ стала своеобразная «утечка умов», то есть отток талантливой молодежи из регионов для обучения и последующего трудоустройства в столице и за рубежом. Республика Башкортостан, к сожалению, не является исключением [4, с.78].

В Республике Башкортостан обучаются в Уфимском государственном нефтяном техническом университете - 44,9% иностранных студентов и аспирантов; в Башкирском государственном медицинском университете - 19,6%; в Башкирском государственном университете - 12,0%; в Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы - 8,6%; в Уфимском государственном авиационном техническом университете - 7,9%; в Башкирском государственном аграрном университете -2,3%; в Уфимском государственном университете экономики и сервиса - 2%; в Уфимском юридическом институте МВД РФ - 2%; в Уфимской государственной академии искусств им.З.Исмагилова - 0,5%; в Стерлитамакской государственной педагогической академии - 0,2% [4, с.79].

Среди обучающихся - представители Азербайджана, Алжира, Анголы, Армении, Афганистана, Бангладеш, Беларуси, Болгарии, Боливии, Венесуэлы, Вьетнама, Ганы, Германии, Индии, Индонезии, Иордании, Ирака, Йемена, Казахстана, Кении, Киргизии, Китая и т.д.

Таким образом, студенты-мигранты в большей степени ориентированы на получение технического и медицинского образования, наиболее востребованного на рынке труда.

Как показывают исследования, российское образование традиционно привлекает две группы обучающихся: выходцев из стран ближнего зарубежья и развивающихся государств. Это, с одной стороны, свидетельствует о сохранении ранее сложившихся социо-экономических и культурных связей, но, с другой стороны, может быть показателем недостаточно высокого потенциала российского образования на международном рынке образовательных услуг.

Значимой проблемой в процессе получения образования за рубежом становятся вопросы социальной адаптации обучающегося. Социальная адаптация обеспечивает приспособление индивида к новой социальной среде за счет умения анализировать социальную ситуацию, осознавая свои возможности и умения. В процессе социальной адаптации каждый мигрант вынужден решать вопрос с включенностью в новые социо-культурные условия при сохранении национально-культурной идентичности [7, с.119].

Приезжая для обучения в нашу страну, иностранный студент сталкивается, прежде всего, с проблемами социально-экономического и социо-культурного характера.

Социально-экономические проблемы проявляются в трудностях получения медицинских услуг и оформления страховки, в нехватке мест в общежитиях, дороговизне частного жилого сектора, и в недостаточной удовлетворенности условиями проживания. Это подтверждает идеи концепции мотивации А. Маслоу: «без удовлетворения первичных потребностей отсутствует стремление к достижению социальных целей». Однако в настоящее время ведутся работы по выводу российского образования на мировой рынок услуг, что предусматривает развитие инфраструктуры, улучшение условий проживания, то есть решение проблем экономической адаптации.

Что касается проблем социо-культурного характера, их недостаточный учет может привести к серьезным неблагоприятным последствиям. Все многообразие этих проблем можно связать с особенностями менталитета, социо-культурными различиями, способными детерминировать конфликты, в том числе межэтнические и межкультурные. Одной из наиболее актуальных проблем слабое знание языка обучения. Именно на решение этой проблемы ориентированы ВУЗы, тогда как знакомство с культурой, менталитетом, как правило, возложено на самих мигрантов в процессе межличностной коммуникации.

На мой взгляд, оптимальным вариантом социальной адаптации является интеграция (сохранение идентификации со старой культурой и приобретение с новой), что предлагает формирование мульти-культурной личности.

По мнению Г. С. Триандиса, мигранту необходимо для успешной интеграции пройти пять этапов адаптации - это «медовый месяц», «тоска по дому», «культурный шок», «привыкание» и собственно сама «интеграция». «Культурный шок» - это переломный момент, который решает все, либо человек полностью закроется и сбежит, или справится и в конце достигнет взаимного соотнесения с новыми социо-культурными условиями.

Для решения названных проблем в российских ВУЗах создаются отделы/деканаты по работе с иностранными студентами, целями которых являются организация образовательной деятельности; научно-исследовательская работа; международные связи, участие иностранных студентов в международной деятельности; воспитательная работа. Ключевая цель отдела - это помощь в адаптации студента-мигранта, интернациональное воспитание, как иностранцев, так и студентов-россиян. К сожалению, некоторые заявленные положения деятельности чаще носят декларативный характер [7, с.121].

Несмотря на активное развитие международных отношений между ВУЗами и увеличение числа иностранных студентов в России и Республике Башкортостан, пока еще нельзя сказать, что сегодня в стране происходят качественные изменения в системе образования. Болонский процесс был нацелен в первую очередь на формирования общеевропейского пространства высшего образования (конкурентоспособности и повышению привлекательности российского высшего образования, увеличения студенческой мобильности). Но, к сожалению, на текущем этапе данный процесс происходят в России недостаточно эффективно.

Для улучшения сложившейся ситуации, в первую очередь, необходимо обеспечить прочную базу по социальной и воспитательной работе с иностранными студентами, которая будет носить индивидуализированный характер. Такие изменения привлекут внимание иностранных абитуриентов, что будет способствовать развитию экономики нашей страны, улучшению трудового потенциала, реформированию образовательной системы, а также расширению экономических и геополитических горизонтов.

Список использованной литературы:

1. Daniel Obst, Е. Witherell. Current Trends in U.S. Study Abroad and the Impact of Stratégie Diversity Initiatives, USA- 2007.

2. Madeleine Green, Christa Olson. Internationalizing the Campus. A User's Guide, USA- 2008.

3. Попов В.В, Жуков А.В., Пилипенко А.Ф. "Нужны ли России иностранные студенты?" // Высшее образование в России. - 2011. - № 18. - С.57-61.

4. Федеральная служба государственной статистики Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bashstat.gks.ru. - Дата обращения 24.03.2016г.

5. Министерство образования Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.morb.ru. - Дата обращения 26.03.2016г.

6. НИУ ВШЭ Единый архив экономических и социологических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?en=0&ГD_S=2280. - Дата обращения 28.03.2016г.

7. Российское образование Федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.9/index.php?rating/ratingExpertRA2013.html#r1. - Дата обращения 29.03.2016г.

© Шарафутдинова Д.Г., 2016

УДК 338.45:665.6

Э.М. Шарипова

Студент группы БЭГ-14-01 Институт нефтегазового бизнеса Уфимский государственный нефтяной технический университет

Г.Уфа, Российская Федерация

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕС-СЕГМЕНТА DOWNSTREAM РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА

Аннотация

В статье проведен анализ функционирования бизнес-сегмента Downstream в крупнейших российский и западных нефтегазовых компаниях. А также дана сравнительная оценка эффективности их деятельности, выявлены особенности, возможности и риски исходя из современной ситуации на нефтяном рынке.

Ключевые слова

Downstream, переработка нефти, сбыт нефти и нефтепродуктов, российский рынок, зарубежный рынок,

нефтеперерабатывающие заводы, нефтегазовая компания

Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа [1]. Поэтому бизнес российских нефтегазовых компаний всегда был сосредоточен преимущественно на сегменте «Разведка и добыча» (Upsream). В свою очередь, сбыт нефтепродуктов является одним из основных центров прибыли зарубежных вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) [3].

Бизнес-сегмент Downstream нефтегазовых компаний включает нефтепереработку, сбыт и маркетинг нефтепродуктов. В мире существует примерно 720 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые расположены в 120 странах.

Крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс в мире, Jamnagar Refinery, расположен в Индии. Он перерабатывает 1,24 млн. баррелей нефти в сутки. В России действуют 32 крупных нефтеперерабатывающих предприятия с общей мощностью по переработке нефти 261,6 млн.тонн в 2014 году, а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн. тонн.

Большинство нефтеперерабатывающих заводов на территории России были построены в два десятилетия после Великой Отечественной войны: с 1945 по 1965 годы было введено 16 заводов, около половины из ныне действующих. Глубина переработки нефти за период с 2005 по 2006 выросла с 67,6 до 71,3 %. В последние годы на ряде НПЗ активно ведётся строительство комплексов глубокой переработки нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.