УДК 37.018.1
ББК Ю957.65 ГСНТИ 15.31.31; 15.41.59 Код ВАК 19.00.05; 19.00.13
Шабельников Виталий Константинович,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии, Институт психологии им. Л. С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; 107150, г. Москва, ул. Бойцовая, д. 18, корп. 5, к. 17; e-mail: [email protected]
ФУНКЦИИ СЕМЬИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: личность; семья; формирование; субъектные функции; психологические напряжения.
АННОТАЦИЯ. Обострение политических и психологических напряжений в современном обществе открывает новые перспективы понимания роли семьи в развитии социальных процессов и формировании личности. Говоря о функциях семьи, мы должны видеть большое разнообразие типов семей, играющих разную роль в развитии личности и организации общества. С одной стороны, сохранны семейные системы, объединяющие сотни и тысячи родственников, составляющие основу организации этнических систем. Здесь функционируют богатые традиции организации личностных взаимодействий и воспитания. В таких семьях на личность возлагаются минимальные функции по организации деятельности, жизнь поколений регламентируется ежедневными ритуалами. С другой стороны, мы имеем локальные нуклеарные семьи, продукт столетних реформаций и разрушений родовых кланов, где на крайнем полюсе функционируют квазисемейные образования, объединяющие людей временными сексуальными связями, создаются однополые браки, функционируют «семьи выходного дня» или группы, объединяющие сети сексуальных партнеров. Если для радетелей морали подобные образования становятся объектом агрессии и осуждения, для психологов важен вопрос о психологических причинах возникновения таких семей, о влиянии разных типов семьи на формирование личности. Взаимодействие различных типов социальных систем, имеющих разные культурно-исторические основы своей организации, создает в современном мире особые психологические напряжения, определяющие специфические условия формирования личности. В статье изложены результаты исследований развития субъектных качеств личности в разных типах современной семьи. Основным условием формирования субъектных качеств личности выступают субъектные функции ребенка в семье.
Shabel'nikov Vitaliy Konstantinovich,
Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of Pedagogical Psychology, L. S. Vygotsky Institute of Psychology, Russian State University for the Humanities
FAMILY FUNCTIONS IN PSYCHOLOGICAL TENSIONS OF THE MODERN SOCIETY
KEYWORDS: personality; family; formation; subject functions; psychological tensions.
ABSTRACT. The aggravation of political and psychological stress in the modern society opens up new prospects for understanding the role of the family in the development of social processes and the formation of personality. Talking about the functions of the family, we should see a great variety of family types, which play different roles in the development of the individual and the organization of society. On the one hand, the family system, combining hundreds of thousands of relatives that make up the basis for the organization of ethnic systems is still present. In this field there are rich traditions of personal interaction and organization of education. In such families, the individual is assigned minimum functions of organization activity; the life of generations is governed by daily rituals. On the other hand, there are local nuclear families, the product of century-old reformation and destruction of tribal clans, where on the extreme poles function quasi-family units, uniting people by temporary sexual relationships, same-sex marriages, "weekend families" or groups that integrate networks of sexual partners. If for the guardians of morality such units become an object of aggression and conviction, for psychologists the important question is about the psychological causes of these families and the impact of different types of family on the formation of personality. Interaction of different types of social systems generates special psychological tensions defining specific conditions for the formation of a personality in modern world. The article describes the results of research of development of subjective properties of a person in different families. Subject family functions are the main conditions of formation of personal qualities of a child.
кункции семьи в системах общест- обществе открывает новые перспективы
венных отношений исследуются понимания роли семьи в развитии соци-
давно. Для отечественных психологов при- альных процессов и формировании лично-
вычно рассматривать семью как «социаль- сти. Говоря о функциях семьи, мы должны
ную ситуацию развития личности» [2; 5]. видеть большое разнообразие типов семей,
Причем обострение политических и психо- играющих разную роль в развитии лично-
логических напряжений в современном сти и организации общества. С одной сто-
Ф;
© Шабельников В. К., 2015
роны, сохранны семейные системы, объединяющие сотни и тысячи родственников, составляющие основу организации этнических систем. Здесь функционируют богатые традиции организации личностных взаимодействий и воспитания. В таких семьях на личность возлагаются минимальные функции по организации деятельности, жизнь поколений регламентируется ежедневными ритуалами. С другой стороны, мы имеем локальные нуклеарные семьи, продукт столетних реформаций и разрушений родовых кланов, где на крайнем полюсе функционируют квазисемейные образования, объединяющие людей временными сексуальными связями, создаются однополые браки, функционируют «семьи выходного дня» или группы, объединяющие сети сексуальных партнеров. Если для радетелей морали подобные образования становятся объектом агрессии и осуждения, то для психологов важен вопрос о психологических причинах возникновения таких семей, о влиянии разных типов семьи на формирование личности.
В наших работах 80-90-х годов исследовалась логика развития социальных процессов, которую мы обозначили как глобальное «таяние» социальных систем [10; 11; 12; 13]. На ранних стадиях социального развития функционируют родовые системы, в которых семья играет ключевую роль, организуя жизнь этноса жесткими родовыми связями. Такой тип общества сохраняется и сегодня у ряда народов, где стабильные семейно-родовые традиции детерминируются условиями природы, не создавая условий для активного психологического развития личности. Но в ряде регионов планеты при увеличении плотности населения нарушается социо-биосферный баланс, и это ведет к росту энергии и социальной напряженности, провоцируя не только межплеменные конфликты и миграции, но и качественное преобразование общества и психологии людей. Формируются государственные системы, где семьи играют уже подчиненную роль. Военные структуры становятся основой иерархизации государственных систем, развивается религиозное и рефлексивное сознание. Взаимодействие в едином обществе разных культур и мировоззрений создает условия развития рефлексивных способностей личности.
При кризисе государственных систем разрушается образ святости государственных иерархий, формируются идеалы демократии, происходит революционная ломка общества и форм сознания людей. В Европе это происходило в течение тысяч лет, обеспечив становление современного типа личности, способной ориентироваться в разных
культурах и мировоззрениях, строить жизнь автономно, вне четко заданных родовых схем и традиций. В отличие от стабильных родовых систем, где деятельность человека жестко детерминируется родовыми связями, западное общество напоминает «жидкую» систему, где личность движется автономно, подобно молекулам воды. Глобальное «таяние» социальных систем формирует волны миграций, которые выплескивают массы людей на другие континенты, разрушая существовавшие там формы жизни, создавая «жидкие» социальные формирования.
Семья является базисной структурой, обеспечивающей взаимодействие личности с обществом, но на ключевых этапах революционного слома социальных систем традиционные семейные ценности обычно противостоят включению личности в новые формы социальных отношений [11; 14]. В истории все государственные системы формировались, опираясь на людей, отрывавшихся от традиционных родовых связей. Противостояние семейно-родовых традиций государственным законам и формам жизни сохраняется и сегодня, особенно активно проявляя себя в стабильных этнических системах Азии и Кавказа. Противостояние основ организации родовых этносов воздействию современных «демократических» форм жизни происходит в странах Африки и Ближнего Востока. Мощный прирост населения привел там к усилению агрессивности родовых систем, конфликтам между ними, а как следствие, к формированию государственных систем, пытаюшихся принять на себя функции подавления племенных конфликтов и организации новых социальных отношений. Разрушение западными странами процесса формирования государственных систем Ирака, Ливии и др. создало условия дестабилизации региона и породило волны миграций, в ходе которых происходит столкновение социальных групп, имеющих исторически разную организацию личности и сознания, происходит столкновение разных форм семьи и традиций воспитания.
В последние десятилетия мы с сотрудниками изучали влияние разных форм родительских семей на развитие психологических качеств личности. Выявлены определенные зависимости формирования личностных качеств детей от характера семьи. Общей закономерностью, характеризующей формирование личности, выступает то, что усложнение логики отношений в семье или во взаимодействии семьи с окружающим социумом провоцирует развитие у детей более сложных психологических качеств. Важным моментом формирования личности высту-
пают субъектные функции, которые получает ребенок в родительской семье.
В диссертации Е. В. Трифоновой [8; 9] исследовалось становление у детей субъектных позиций в зависимости от развития в семьях с родителями близкого возраста и в семьях с родителями, разница в возрасте которых была более 10 лет (10-26 лет). В семьях разного типа родители занимают разную позицию в воспитании детей. В од-новозрастных парах матери более склонны занимать опекающую и контролирующую позицию в воспитании ребенка, а отцы в одновозрастных парах чаще дистанцируются в отношениях с ребенком. Такой тип отношений более характерен для семей традиционного типа. В разновозрастных парах отцы в воспитании ребенка занимают более опекающую и контролирующую позицию. Матери в разновозрастных парах обычно занимают в отношениях с ребенком более кооперативную, сотрудническую позицию по сравнению с супругом. Реальным главой семьи в данном типе семей обычно выступает мужчина. Дети, воспитывающиеся од-новозрастными родителями, чаще, чем дети из разновозрастных семей, принимают субъектные функции потребителей и исполнителей. Дети, воспитывающиеся разновозрастными родителями, более склонны принимать на себя субъектные функции оценщиков или координаторов отношений, что определяется большее широким полем рассогласований во внутрисемейных взаимодействиях в данном типе семьи.
В исследовании А. Д. Давлетовой [4] изучались субъектные позиции сиблингов в казахских семьях родового типа, где роли старших, средних и младших четко определяют семейные функции членов семьи. Но было выявлено, что склонность занимать субъектные позиции не зависит от положения детей в казахской родительской семье. Все дети в родовых казахских семьях обычно принимают во взаимодействии с окружающими позицию субъекта-исполнителя, не стремясь принимать функции координаторов, оценщиков или организаторов деятельности. Стабильность и жесткость традиций в родовой семье не создает условий для принятия личностью функции организатора деятельности и формирования у детей субъектных позиций координаторов или оценщиков. Однако было выявлено, что средние дети, не имея в семье столь четких субъектных функций, как старшие или младшие дети, чаще проявляют стремление покидать родовые семьи, получать образование и искать самоутверждения в профессиональной сфере.
Значимым параметром, определяющим логику формирования личности, вы-
ступает функциональная включенность личности в семейные отношения. В исследовании С. И. Григорьевой [3] изучалось влияние функциональной включенности студентов в родительские семьи на отношение к учению. У студентов из расширенных семей, имеющих более широкую сферу включенности в семейные функции, мотивация учения чаще проявлялась в направленности на получение знаний и утверждение личности в отношениях с родственниками, в то время как у студентов из нукле-арных семей чаще проявлялась направленность на глубокое включение в профессиональную деятельность. Меньшая включенность в семейные отношения в большей мере мотивирует стремление личности найти себя в профессиональной жизни за пределами семьи.
Включенность в семейную систему и включение в профессиональную жизнь -это конкурирующие между собой векторы личностной ориентации. В работе И. Н. Токаревой [7] исследовалось влияние степени расширенности родительской семьи студентов на проявление их субъектности. Здесь также проявилась зависимость характера включения в учебную деятельность от степени расширенности семьи. Включенность студентов в расширенную семью связана с большей ориентацией на свой внутренний мир, на выбор способов реализации своей субъектности, с повышением уровня субъективного контроля над ситуациями. У студентов из расширенных семей сильнее проявляется ориентация на собственный субъективный мир, более сложна ориентировка в организации собственной жизни. Включение таких студентов в профессиональную деятельность - сложная психологическая проблема. Их включение в профессию предполагает более глубокую перестройку личностных позиций и представлений, что отражается в усложнении характера субъектной активности. А при преобладании у студентов показателей нуклеарной семьи направленность активности на свой субъективный мир снижается. Студенты из локальных семей в меньшей степени переживают сложность включения в учебную деятельность. У них проявляется объектная направленность активности, что сопровождается стремлением к самоосуществлению во внешнем мире, стремлением управлять событиями своей жизни, планировать их далеко вперед. У этих студентов снижается значимость переживаний жизненных изменений, прошедших и будущих, что характеризует снижение сложности отношения к разным аспектам жизни и некоторую упрощенность восприятия своего будущего и жизни в целом.
В работе Л. Н. Рамазановой [1] исследовались личностные ценности и защитно-совладающие стратегии, характерные для мусульманок, проживающих в родовых семьях Кавказа, и для девушек-мусульманок, проживающих в Москве. Было выявлено, что у московских мусульманок из нуклеарных семей проявляется внутренний конфликт, причиной которого выступает высокая ценность активной деятельностной жизни и ощущение недоступности реализации этой ценности. У мусульманок же, проживающих в родовых семьях, не обнаружено внутренних конфликтов, характерных для девушек из нуклеарных семей. Различаются и защитные стратегии, свойственные мусульманкам из родовой и нуклеар-ной семьи. Мусульманки из традиционной семьи при столкновении с проблемной ситуацией чаще используют отрицание или интеллектуализацию, а мусульманки из го-
родской среды - проекцию и замещение. Мусульманки из родовой семьи чаще прибегают к ассертивным действиям, чем мусульманки из нуклеарной семьи. Включенность мусульманок в традиционную семью придает большую уверенность в себе и психологическую стабильность, что отличает психологическое состояние от самочувствия мусульманок, проживающих в условиях мегаполиса.
Функции семей разного типа в формировании личности и включении личности в логику современного мира являются актуальной проблемой и требуют более широкого исследования. Включение личности в исторически разные формы социальной организации каждый раз создает разные психологические проблемы, но можно говорить о соответствии определенных типов семьи и воспитания, включению личности в определенные формы деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева (Рамазанова) Л. Н. Специфика восприятия и разрешения проблемных ситуаций женщинами мусульманками из традиционной многопоколенной и современной городской семьи // VI-ая Между-нар. науч. конф. «Психологические проблемы современной семьи». М., 2015.
2. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 4.
3. Григорьева С. И. Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы студентов-психологов с их включенностью в родительскую семью : дис. ... канд. психол. наук. М., 2011.
4. Давлетова А. Д., Шабельников В. К. Становление субъектной позиции ребенка в структуре семейных отношений // Науч. тр. Гос. науч.-исслед. ин-та семьи и воспитания. М., 2003. Т. 3.
5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2005.
6. Литвинова А. В., Шабельников В. К. Развитие психологических качеств личности в условиях разных типов жизнедеятельности семьи / / Науч. тр. Гос. науч.-исслед. ин-та семьи и воспитания. Т. 1. М., 2006.
7. Токарева И. Н. Исследование проявления субъектности студентов из разных типов родительской семьи : дис. ... канд. психол. наук. М., 2014.
8. Трифонова Е. В., Шабельников В. К. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей (специфика разновозрастных браков) // Науч. тр. Гос. науч.-исслед. ин-та семьи и воспитания. М., 2002. Т. 2.
9. Трифонова Е. В., Шабельников В. К. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей. Специфика разновозрастных браков // Мат-лы всерос. науч. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи». М., 2003. Т. 3.
10. Шабельников В. К. Биосферная детерминация в развитии психологии народов // Национальные процессы в Казахстане: пути и способы их регулирования. Алма-Ата, 1992.
11. Шабельников В. К. Психологические следствия полиэтнического и моноэтнического развития. Европа и Азия // Национальное и интернациональное в воспитании. Алматы, 1994.
12. Шабельников В. К. Взаимоотношения европейского и азиатского менталитетов как отражение глобального «таяния» социальных структур // Восток-Запад: диалог культур : докл. и выступления 2-го междунар. симпозиума. Ч. 1 Алматы, 1996.
13. Шабельников В. К. Демократизация Востока: психологические проблемы // Развитие личности. 1997. №1.
14. Шабельников В. К. Семья в геополитическом конфликте 21 века // Семья в России. 2002. № 3.
15. Шабельников В. К. Этнос, семья, личность в геополитическом конфликте 21 века // Наука и образование на современном этапе развития общества. Алматы, 2002.
16. Шабельников В. К. Развитие личности ребенка на фоне разрушения структуры семьи и тотального государства // II междунар. конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психического здоровья». М., 2006.
17. Шабельников В. К. Социально-психологические основания жизнедеятельности семьи как детерминирующей системы развития личности // Семейная психология и семейная терапия. 2007. №4.
REFERENCES
1. Alieva (Ramazanova) L. N. Spetsifika vospriyatiya i razresheniya problemnykh situatsiy zhenshchinami musul'mankami iz traditsionnoy mnogopokolennoy i sovremennoy gorodskoy sem'i // VI-aya Mezhdunar. nauch. konf. «Psikhologicheskie problemy sovremennoy sem'i». M., 2015.
2. Vygotskiy L. S. Problema vozrasta // Sobr. soch. : v 6 t. M., 1984. T. 4.
3. Grigor'eva S. I. Vzaimosvyaz' tsennostno-smyslovoy sfery studentov-psikhologov s ikh vklyuchennost'yu v roditel'skuyu sem'yu : dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2011.
4. Davletova A. D., Shabel'nikov V. K. Stanovlenie sub"ektnoy pozitsii rebenka v strukture semeynykh otno-
sheniy // Nauch. tr. Gos. nauch.-issled. in-ta sem'i i vospitaniya. M., 2003. T. 3.
5. Karabanova O. A. Psikhologiya semeynykh otnosheniy i osnovy semeynogo konsul'tirovaniya. M., 2005.
6. Litvinova A. V., Shabel'nikov V. K. Razvitie psikhologicheskikh kachestv lichnosti v usloviyakh raznykh ti-pov zhiznedeyatel'nosti sem'i // Nauch. tr. Gos. nauch.-issled. in-ta sem'i i vospitaniya. T. 1. M., 2006.
7. Tokareva I. N. Issledovanie proyavleniya sub"ektnosti studentov iz raznykh tipov roditel'skoy sem'i : dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2014.
8. Trifonova E. V., Shabel'nikov V. K. Vliyanie semeynykh otnosheniy na formirovanie sub"ektnykh pozitsiy u de-tey (spetsifika raznovozrastnykh brakov) / / Nauch. tr. Gos. nauch.-issled. in-ta sem'i i vospitaniya. M., 2002. T. 2.
9. Trifonova E. V., Shabel'nikov V. K. Vliyanie semeynykh otnosheniy na formirovanie sub"ektnykh pozitsiy u detey. Spetsifika raznovozrastnykh brakov // Mat-ly vseros. nauch. konf. «Psikhologicheskie problemy sovre-mennoy rossiyskoy sem'i». M., 2003. T. 3.
10. Shabel'nikov V. K. Biosfernaya determinatsiya v razvitii psikhologii narodov // Natsional'nye protsessy v Kazakhstane: puti i sposoby ikh regulirovaniya. Alma-Ata, 1992.
11. Shabel'nikov V. K. Psikhologicheskie sledstviya polietnicheskogo i monoetnicheskogo razvitiya. Evropa i Aziya / / Natsional'noe i internatsional'noe v vospitanii. Almaty, 1994.
12. Shabel'nikov V. K. Vzaimootnosheniya evropeyskogo i aziatskogo mentalitetov kak otrazhenie global'no-go «tayaniya» sotsial'nykh struktur // Vostok-Zapad: dialog kul'tur : dokl. i vystupleniya 2-go mezhdunar. simpo-ziuma. Ch. 1 Almaty, 1996.
13. Shabel'nikov V. K. Demokratizatsiya Vostoka: psikhologicheskie problemy // Razvitie lichnosti. 1997. №1.
14. Shabel'nikov V. K. Sem'ya v geopoliticheskom konflikte 21 veka // Sem'ya v Rossii. 2002. № 3.
15. Shabel'nikov V. K. Etnos, sem'ya, lichnost' v geopoliticheskom konflikte 21 veka // Nauka i obrazovanie na sovremennom etape razvitiya obshchestva. Almaty, 2002.
16. Shabel'nikov V. K. Razvitie lichnosti rebenka na fone razrusheniya struktury sem'i i total'nogo gosu-darstva // II mezhdunar. kongress «Molodoe pokolenie XXI veka: aktual'nye problemy sotsial'no-psikhicheskogo zdorov'ya». M., 2006.
17. Shabel'nikov V. K. Sotsial'no-psikhologicheskie osnovaniya zhiznedeyatel'nosti sem'i kak deter-miniruyushchey sistemy razvitiya lichnosti // Semeynaya psikhologiya i semeynaya terapiya. 2007. №4.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Н. Н. Васягина.