Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические различия проявления субъектности личности'

Индивидуально-психологические различия проявления субъектности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / THE SUBJECT / ABILITY TO LIVE / THE SUBJECT-OBJECTIVE OF ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарева Ирина Николаевна

В статье рассматриваются индивидуально-психологические различия в проявлении субъектности личности в зависимости от типа родительской семьи. Выявлено, что проявления потенциала субъектности студентов в жизненных ситуациях имеют определённые особенности в зависимости от типа родительской семьи. Результаты исследования, представленные в статье, можно использовать в сфере психологического консультирования с целью организации более полного жизнеосуществления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individually-psychological distinctions displays subjectivity of the person

In article individually-psychological distinctions in display subjectivity persons depending on type of a parental family are considered. It is revealed that potential displays субъектности students in reality situations have certain features depending on type of a parental family. The results of research presented in article, it is possible to use in sphere of psychological consultation for the purpose of the organization fuller viable implementation persons.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические различия проявления субъектности личности»

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Токарева И.Н.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В современной психологии субъектность рассматривается как центральное личностное образование, как способность быть субъектом активности по отношению к внешним условиям жизни, по отношению к обществу, по отношению к самому себе. В процессе формирования человек, как отмечает А. Н. Леонтьев, приобретает способность проявлять активность не только во внешней сфере, но и быть субъектом собственной жизни, занимать по отношению к внешним обстоятельствам, даже своему прошлому, активную позицию [2, с. 225]. В. А. Петровский определяет субъектность как, «конституирующую характеристику личности» и выделяет ведущий категориальный признак субъектности - активность личности [3, с.11].

Изучение особенностей проявления субъектности как существенной характеристики личностного развития невозможно без учета социальных связей и межличностных взаимодействий в сложившемся психологическом пространстве семьи, в котором формируется личность ребенка. В современном обществе сложились 2 основных типа семейно-родовых отношений - расширенная (традиционная) и нуклеарная семья, в условиях которых формируются качества, характеризующие человека как субъекта собственной жизнедеятельности.

Рассмотрение семьи как детерминирующей основы развития личности связано с осознанием роли семьи как первой социальной системы, в которую попадает ребенок с первых дней жизни. Согласно взглядам Л. С. Выготского, социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Формообразующую роль семьи в формировании личности в основных ее направлениях подчеркивает в своих исследованиях В.К. Шабельников: «Ребенок впитывает напряжения, возникающие в семье, способы общения, взаимодействия с людьми, а зрелая личность будет нести на себе отпечаток этих влияний» [4].

При проведении психологического исследования на студенческой выборке (п = 231) изучались особенности проявлении субъектных характеристик личности в жизненных ситуациях в зависимости от типа родительской семьи. При использовании Опросника субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях, методики «Психологическая автобиография» [1], выявляющих особенности направленности и реализации потенциала субъектно-сти, были получены показатели проявления субъектной активности личности испытуемых.

С помощью линейной корреляции выявлены значимые взаимосвязи проявления субъектных характеристик личности и типа родительской семьи.

Результаты исследования влияния типа семьи на особенности проявления направленности активности при взаимодействии с жизненными ситуациями, представленные в таблице 1, обнаруживают, что включенность в психологическое пространство расширенной семьи на значимом уровне приводит к повышению активности, направленной на самого себя, т. е. повышению субъектной ориентации при взаимодействии с жизненными ситуациями. На что указывает положительная корреляция между фактором включенности в расши-

ренную семью и шкалой «Общий показатель субъект-объектных ориентацию» (,559 ), характеризующей сознательную работу над собой. Высокозначимые положительные корреляционные связи наблюдаются и с другими структурными компонентами направленности субъектности: со шкалой «Трансситуационная изменчивость» (,773 ), «Трансситуационная направленность освоения мира» (,579 ), «Трансситуационная подвижность» (,576 ) и «Трансситуационное творчество» (,613 ). Что отражает стремление совершенствовать свой внутренний мир, осуществлять жизнедеятельность на основе изменений во внутреннем мире, а также повышение преобразовательной активности в процессе жизнедеятельности.

Отрицательная корреляционная связь между фактором включенности в расширенную семью и шкалой «Трансситуационный локус контроля» (-,480 ) свидетельствует о снижении контроля и ощущения ответственности за изменения в собственной жизни. Что проявляется в уменьшении активности в планировании своей жизни, а значит, снижении степени участия в формировании собственной жизни. Соответственно, в меньшей степени проявляется активность, направленная на внешний мир, и в большей степени проявляется ответственность в создании внутренней жизненной канвы.

Таблица 1. Связь типа семьи с особенностями направленности реализации субъектности

№ п/п Компоненты субъект-объектных ориентаций Расширенная (п = 98) Нуклеарная (п = 133)

1 Общий показатель ,559** -,539**

2 Трансситуационная изменчивость ,773** -,773**

3 Трансситуационный локус контроля -,480** ,482**

4 Трансситуационная направленность освоения мира ,579** -,580**

5 Трансситуационная подвижность ,576** -,576**

6 Трансситуационное творчество ,613** -,614**

- корреляция значима на уровне 0,01 * - корреляция значима на уровне 0,05

Анализ результатов корреляционных данных, представленных в таблице 1, показывает, что чем больше человек включен в психологическое пространство нуклеарной семьи, тем меньше он проявляет субъектную ориентацию, т. е. тем больше в целом у него проявляется активность, направленная на внешний мир (объектная ориентация). На это указывает отрицательная корреляционная связь между фактором включенности в нуклеарную семью и шкалой «Общий показатель субъект-объектных ориентаций» (-,539 ), характеризуя реализацию субъектности как самоосуществление, движение к реализации своих возможностей во внешнем мире. Отрицательные связи со шкалами «Трансситуационная изменчивость» (-,773 ), «Трансситуационная направленность освоения мира» (-,580 ), «Трансситуационная подвижность» (-,576 ), «Трансситуационное творчество» (-,614 ) указывают на снижение потребности самому изменяться в процессе жизненных перемен. Наоборот, проявляется большее стремление снизить напряжение, сохранить внутренне состояние равновесия, ориентируясь при этом преимущественно на внешние условия, соответственно, характеризуя снижение готовности к переменам во взглядах и преобладание приспособительного способа взаимодействия с жизненными ситуациями.

Положительная корреляция между фактором включенности в нуклеарную семью и шкалой «Трансситуационный локус контроля» (,482 ) указывает на повышение чувства ответственности за изменения своей жизни, что проявляется в стремлении управлять и планировать свою жизнь далеко вперед, соответственно отражая повышение степени участия в формировании собственной жизни.

Результаты исследования влияния типа семьи на особенности восприятия своей жизни, представленные в таблице 2, показывают, что включенность в психологическое пространство расширенной семьи на значимом уровне влияет на более глубокое и осмысленное восприятие своей жизни. На это указывают многочисленные положительные корреляционные связи между фактором включенности в расширенную семью и показателями количе-

ства, а также «веса» (значимость) событий, отражающих широту и глубину значимых переживаний, связанных с разными сферами жизни. Что в целом характеризует богатство психологического времени, более глубокое переживание образов прошлого и будущего своей жизни, а значит, и ее большую осмысленность и понимание.

Отрицательные корреляционные связи между фактором включенности в расширенную семью и показателями количества (-,155 ) и «веса» будущих грустных событий (-,136 ) отражают повышение чувства беспокойства за будущее, т. к., возможно, происходит вытеснение беспокоящих событий и психотравмирующих событий прошлого и как следствие активное включение защитных механизмов.

Результаты положительной корреляции между фактором «Расширенная семья» и шкалами «Среднее время ретроспекции событий» (,167 ) и «Среднее время ретроспекции радостных событий» (,216 ), показывают, что чем больше человек включен в психологическое пространство расширенной семьи, тем у него более широкая ретроспектива жизненных событий (удаленность событий в прошлое). Что в целом отражает повышение значимости прошлого опыта в реализации субъектности, и характеризует более сложное восприятие жизни в целом, выражающееся в некоторой предрасположенности переоценивать жизненные трудности, склонности к самокопанию, самоедству.

Таблица 2. Связь типа семьи с особенностями восприятия жизненного пути

№ п/п Расширенная (п = 98) Нуклеарная (п = 133)

1 Общее количество событий ,123* -,131*

2 Количество радостных событий ,191** -,199**

3 Количество будущих событий ,117* -,127*

4 Количество прошедших радостных событий ,154** -,158**

5 Количество будущих радостных событий ,163** -,175**

6 Количество будущих грустных событий -,155** ,158**

7 Общий «вес» событий ,187** -,198**

8 «Вес» радостных событий ,221** -,232**

9 «Вес» прошедших событий ,162** -,169**

10 «Вес» будущих событий ,172** -,185**

11 «Вес» прошедших радостных событий ,177** -,183**

12 «Вес» будущих радостных событий ,203** -,217**

13 «Вес» будущих грустных событий -,136* ,140*

14 Среднее время ретроспекции радостных событий ,216** -,217**

15 Среднее время ретроспекции событий ,167** -,176**

** - корреляция значима на уровне 0,01 * - корреляция значима на уровне 0,05

Отрицательные корреляционные связи между фактором включенности в нуклеарную семью и количеством называемых событий, а также их «весом», представленные в таблице 2, отражают сужение круга и глубины значимых переживаний. Т. е., чем больше человек включен в психологическое пространство нуклеарной семьи, тем меньшее значение он придается жизненным изменениям, как прошедшим, так и будущим. Что выражается в снижении осмысленного отношение к разным аспектам своего бытия.

Положительные корреляционные связи между фактором «Нуклеарная семья» и показателями количества (,158 ) и «веса» будущих грустных событий (,140 ) показывают, что чем больше человек включен в психологическое пространство нуклеарной семьи, тем больше он независим от психотравмирующих событий прошлого, тем меньше он испытывает чувство беспокойства за свое будущее, стремясь реализоваться «здесь и теперь». Что в целом отражает некоторую упрощенность восприятия своего будущего.

Выявленные отрицательные взаимосвязи между фактором «Нуклеарная семья» и временными показателями восприятия событий прошлого («Среднее время ретроспекции событий» (-,176 ), «Среднее время ретроспекции радостных событий» (-,217 )), показывают, что чем больше человек включен в психологическое пространство нуклеарной семьи, тем в меньшей степени он уделяет внимание опыту прошлого, т. е. результатам собственных изменений. Что отражает отношение к жизни как к довольно простой задаче.

Итак, характер организации (тип) родительской семьи является условием, существенно влияющим на особенности проявления субъектности студентов.

1. Существуют различия в проявлении направленности реализации активности при взаимодействии с жизненными ситуациями. Для студентов из расширенной семьи в целом характерно проявление субъектной направленности активности, на самого себя, а у представителей из нуклеарной семьи - на внешний мир.

2. Фактор включенности в психологическое пространство расширенной семьи приводит к значимому повышению осмысленного восприятия собственной жизни.

Данные результаты исследования мы связываем с различиями в особенностях функциональной организации данных типов семьи и их включенностью в современные формы общественной деятельности.

Расширенная семья отличается сложностью и сохранностью родовых отношений. Многочисленные и многоуровневые внутрисемейные взаимодействия расширенной семьи обеспечивают возникновение системы мотивов, смыслов, ценностей, мировоззрения, предопределяя формирование основ субъектных характеристик личности и обеспечивая развитие более сложной организации психического отражения действительности.

Нуклеарная семья, являясь порождением современного индустриального общества, оказалась в большей степени вовлеченной в общественные формы деятельности, диктующих свои мотивы и цели. Поэтому формирование субъектной активности представителей нуклеарной семьи в большей степени детерминировано общественными изменениями, внешними по отношению к субъекту жизнедеятельности, характеризуя объект-субъектное взаимодействие в жизненных ситуациях.

Литература

[1]. Коржова Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: Дисс...д-ра психол. н. СПб., 2001.

[2]. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Собр. соч.: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 225.

[3]. ПетровскийВ.А. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996.

[4]. Шабельников В.К. Литвинова А.В. Формирование личности в условиях типов жизнедеятельности семьи. // Семья в России. №4, 2007.

Кудинов С.С.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ У ПЕДАГОГОВ

Организованность как базовое свойство личности, наиболее важное значение приобретает в рамках педагогической деятельности. Современные требования, предъявляемые к педагогам, базируются не только на высоком уровне профессионального мастерства, но и умении правильно и продуктивно организовывать свою деятельность и деятельность своих подопечных. В связи с чем, актуальной становится проблема изучения и понимания данного свойства личности. Понимание и осознание данного вопроса, позволяет найти практические подходы к коррекции и развитию организованности личности педагогов, тем самым повышая продуктивность и эффективность педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.