Научная статья на тему 'Влияние типов семейно-родовых отношений на особенности субъективного контроля активности студентов'

Влияние типов семейно-родовых отношений на особенности субъективного контроля активности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / SUBJECTIVE CONTROL / ПЕРЕЖИВАНИЯ / EXPERIENCES / ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / LIFE SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарева Ирина Николаевна

В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение влияния типа родительской семьи на особенности проявления субъективного контроля активности студентов. Для реализации поставленной цели проведён теоретический анализ проблемы детерминирующих основ организации активности личности, подобраны методы исследования, выявлены и проанализированы различия в проявлении субъективного контроля значимых событий жизни студентами из разных типов родительской семьи. Теоретически обосновано положение о рассмотрении субъективных переживаний личности в качестве фактора контроля, регуляции и организации активности. На основе анализа отечественных и зарубежных психологических исследований были выделены некоторые значимые параметры организации активности в жизненных ситуациях: уровень субъективного контроля личности, а также восприятие и переживание жизненных изменений, на основе которых реализуется активность в жизнедеятельности человека. В данном исследовании использованы методы: а) диагностики типа семейно-родовых отношений; б) «измерения» сформированного уровня субъективного контроля; в) выявления степени представленности образов событий жизни в сознании и их переживания; г) двухфакторного дисперсионного анализа. Результаты исследования конкретизируют представления о социокультурной детерминации личностных качеств и психики человека. Показаны специфические значимые различия в проявлении субъективного контроля активности у студентов, включённых в разные типы семейно-родовых отношений: при увеличении показателей признаков нуклеарной семьи снижаются интернальность и востребованность субъективных переживаний в организации своей активности. Результаты исследования могут использоваться при решении проблем социально-психологической адаптации и организации учебно-профессиональной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE TYPES OF FAMILY-ANCESTRAL RELATIONSHIPS ON THE PECULIARITIES OF SUBJECTIVE CONTROL OF STUDENTS’ ACTIVITY

This article presents the results of the research aimed at studying the influence of the type of the parental family on the features of the subjective control of students' activity. In order to achieve this goal, the theoretical analysis of the problem of the deterministic foundations of the personality’s activity organization was carried out, the research methods were chosen, and differences in the manifestation of subjective control of significant life events by students from different types of the parent family were identified and analyzed. The author theoretically substantiates the provision about the examination of subjective experiences of the personality as a factor of control, regulation and organization of activity. Basing on the analysis of domestic and foreign psychological researches, some significant parameters of the organization of activity in life situations were identified: the level of subjective control of an individual, as well as perception and experience of life changes, on the grounds of which the activity in the life of a person is realized. The following methods have been used in the study: a) diagnostics of the type of family-ancestral relations; b) “measuring” of the formed level of subjective control; c) identifying the degree of representation of images of life events in the mind and their experience; d) two-factor analysis of variance. The results of the research concretise the notion of the sociocultural determination of personal qualities and the human psyche. The presented study shows the specific significant differences in the manifestation of subjective control of activity among students included in different types of family-ancestral relationships: at increasing indices of the attributes of the nuclear family, the internality and demand for subjective experiences in organizing their activity decreases. The study results can be applied in order to solve problems of socio-psychological adaptation, as well as to organize educational and professional activities of students.

Текст научной работы на тему «Влияние типов семейно-родовых отношений на особенности субъективного контроля активности студентов»

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ТИПОВ СЕМЕИНО-РОДОВЫХ ОТНОШЕНИИ НА ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Токарева Ирина Николаевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ); Миусская пл., 6, Москва, 125993; e-mail: itokareva65@mail.ru

Введение

В настоящее время возрастает количество исследований, посвящённых выявлению и анализу детерминирующих основ организации активности человека. Анализ литературы показал, что семья в качестве определяющего фактора развития человека рассматривается в трудах классиков зарубежной и отечественной науки [3; 9; 13]. Фундаментальную роль семьи в становлении личности подчёркивают в своих работах и современные авторы [2; 8; 11; 14; 15]. Однако проблема влияния семьи на особенности организации активности личности требует дальнейшего изучения.

В трудах отечественных учёных подчёркивается важность субъективных переживаний человека, составляющих сущность его внутреннего мира и опос-

редующих его связь с внешним миром [1; 3; 10].

Анализ ситуационных исследований показал, что организация активности личности в различных жизненных ситуациях связана с субъективным восприятием и переживанием ситуации, с целепо-лаганием [5]; с оценкой как актуальных требований ситуации, так и собственной активности [6]; с осознанием окружающей действительности и установлением отношений к ней [7]; с накоплением опыта жизни и реализацией жизненных замыслов[1]; с осмыслением, рефлексией процесса своей жизнедеятельности, самосознанием личности [1; 10; 4]. Данные представления позволяют нам рассматривать субъективные переживания, связанные с интерпретацией и осмысленностью жизненных изменений в качестве личностного фактора

контроля, регуляции и управления своим поведением.

Два основных типа семьи, которые встречаются в современном обществе, — нуклеарная и расширенная семья. Они характеризуются разными системами функциональной организации, жизненными ценностями, мотивами деятельности. В связи с этим актуальным представляется исследование влияния данных типов семейно-родо-вых отношений на особенности субъективной ориентировки личности в жизнедеятельности.

Методика и организация исследования

В качестве основного метода сбора данных нашего исследования использовался опрос, позволяющий как количественно, так и качественно

РЕЗЮМЕ

В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение влияния типа родительской семьи на особенности проявления субъективного контроля активности студентов. Для реализации поставленной цели проведён теоретический анализ проблемы детерминирующих основ организации активности личности, подобраны методы исследования, выявлены и проанализированы различия в проявлении субъективного контроля значимых событий жизни студентами из разных типов родительской семьи. Теоретически обосновано положение о рассмотрении субъективных переживаний личности в качестве фактора контроля, регуляции и организации активности. На основе анализа отечественных и зарубежных психологических исследований были выделены некоторые значимые параметры организации активности в жизненных ситуациях: уровень субъективного контроля личности, а также восприятие и переживание жизненных изменений, на основе которых реализуется активность в жизнедеятельности человека. В данном исследовании использованы методы: а) диагностики типа семейно-родо-вых отношений; б) «измерения» сформированного уровня субъективного контроля; в) выявления степени представленности образов событий жизни в сознании и их переживания; г) двухфак-торного дисперсионного анализа. Результаты исследования конкретизируют представления о социокультурной детерминации личностных качеств и психики человека. Показаны специфические значимые различия в проявлении субъективного контроля активности у студентов, включённых в разные типы семейно-родовых отношений: при увеличении показателей признаков нуклеарной семьи снижаются интернальность и востребованность субъективных переживаний в организации своей активности. Результаты исследования могут использоваться при решении проблем социально-психологической адаптации и организации учебно-профессиональной деятельности студентов.

Ключевые слова: личность, активность, субъективный контроль, переживания, жизненные ситуации.

оценить изучаемые параметры активности личности студентов и их включённость в разные типы семьи.

Эмпирическое изучение проявления субъективных параметров организации активности студентов осуществлялось с помощью двух методик:

1. «Уровень субъективного контроля» (УСК) [12]. Эта методика позволяет изучить особенности интерпретации событий своей жизни, связанных с оценкой результатов своих действий и возложения ответственности за происходящие изменения в жизни на себя или внешние обстоятельства.

2. «Психологическая автобиография» [12], Эта методика позволяет выявить степень представленности образов событий жизни в сознании и их значимости, характеризующих стремление осмыслить события своей жизни.

Для диагностики включённости в разные типы семьи использовалась методика «Тип семьи» [12], по результатам которой респонденты были распределены в две группы: первую группу составили студенты, у которых в большей степени проявляются признаки нукле-арной семьи (п = 133); во вторую группу вошли студенты, у которых сильнее выражены признаки расширенной семьи (п = 98).

Значимые различия получены при помощи двухфакторного дисперсионного анализа, поскольку попутно решалась задача на перспективу — выявить влияние различных факторов (в том числе пола, специальности) и их взаимосвязи между собой. Значимость различий — на уровне р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования показали, что проявления субъективных переживаний, связанных с интерпретацией и восприятием жизненных изменений личности студентов, имеют значимые отличия (р < 0,05) в зависимости от их включённости в разные типы семейно-родовых отношений.

Анализ данных опроса, полученных по методике «Уровень субъективного контроля», свидетельствует о том, что в среднем у нуклеарной семьи показатели общей интернальности (4,75), в области неудач (4,16) и семейных отношениях (4,61) значимо (,000) ниже показателей респондентов из расширенной семьи — соответственно (5,72), (5,09), (5,76), что отражает преобладание склонности в целом интерпрети-

ровать значимые события своей жизни внешними факторами. У респондентов из расширенной семьи менее выражено чувство ответственности за собственные неудачи и изменения в семье.

Анализ данных опроса, полученных по методике «Психологическая автобиография», показал, что респонденты из нуклеарной семьи в среднем называют значимо меньшее количество событий — 8,38, чем представители расширенной семьи — 10,55 (,000), что характеризует меньшую активность в воспроизведении событий своей жизни. При этом количество называемых прошедших событий в обеих группах несколько преобладает над количеством будущих, характеризуя большую роль прошлого опыта в жизнедеятельности людей в целом.

«Вес» называемых респондентами событий — 34,53 в группе респондентов из нуклеарной семьи также значимо ниже, чем в группе респондентов из расширенной семьи — 46,33 (,000). По сравнению со студентами из расширенной семьи, в организации своей активности они значимо меньше зависимы от субъективных переживаний, их глубины.

Среднее время ретроспекции называемых событий (среднее время удалённости событий в прошлое) больше в группе студентов из расширенной семьи — 5,87, чем у представителей нуклеарной семьи — 3,98 (,000), что характеризует большую значимость прошлого опыта в организации активности у респондентов из расширенной семьи.

В целом у представителей расширенной семьи отмечаются большее количество, «вес» и среднее время ретроспекции называемых событий, что характеризует более высокую активность актуализации образов своей жизни, а также большую насыщенность, а значит значимость переживаний прошлого и будущего.

Представители расширенной семьи в целом склонны связывать значимые изменения в жизни со своим опытом и компетентностью.

Выводы

Полученные результаты подтверждают наше предположение о том, что субъективные переживания, связанные с интерпретацией и осмысленностью жизненных изменений — как личностный фактор контроля активности личности, — существенно зависят от типа

семейно-родовых отношений, в которые включён человек.

Включённость в психологическое пространство расширенной семьи:

♦ способствует глубокому переживанию и осмыслению различных событий собственной жизни, повышая возможность постижения самого себя;

♦ приводит к повышению чувства ответственности за различные события своей жизни, характеризуя повышение уровня внутреннего контроля результатов своих действий в процессе жизнедеятельности.

Включённость в психологическое пространство нуклеарной семьи:

♦ связана со снижением значимости переживаний прошедших и будущих изменений в жизни, характеризуя снижение осмысленности разных сфер своей жизнедеятельности;

♦ значительно повышает вероятность проявления внешнего контроля разнообразных событий своей жизни, характеризуя ориентацию на внешние изменения в организации активности в жизненных ситуациях.

В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что в организации активности в жизненных ситуациях представители расширенной семьи чаше, чем представители нуклеарной семьи, обращаются к субъективным переживаниям, к переживаниям, связанным с прошлым опытом, а представители нуклеарной семьи — к актуальным условиям, требованиям жизни. Данные различия в организации активности, возможно, связаны с различной степенью включённости представителей разных типов семейно-родовых отношений в деятельность за пределами семьи. Более сложная функциональная организация в расширенной семье, система межличностных и даже межсемейных взаимоотношений так или иначе требует сохранения логики актуальных проблем семьи. В организации активности представители расширенной семьи исходят не только из логики самореализации в учебно-профессиональной деятельности, но и логики поддержания сохранности семейно-ро-довых связей, что требует от них большей личностной перестройки и проявляется в их большей направленности на свой внутренний мир, чем у представителей нуклеарной семьи. Нуклеарные семьи являются частью современных форм общественных отношений [14], активность респондентов более автоматизирована.

Заключение

Цель данного исследования состояла в изучении различий в проявлении субъективного контроля активности студентов в зависимости от типа семей-но-родовых отношений, в которые они включены.

Теоретический анализ современной социально-психологической литературы показал роль факторов среды в развитии личности. Поиск источников различий в особенностях организации активности личности в жизни привёл в теоретическом и практическом планах к изучению влияния семейной микросреды на формирование сущностных качеств личности. В отечественной психологии исследования, посвящённые проблеме активности, носят в основном констатирующий характер. Они не дают ответа на вопрос о возможных причинах различий в проявлении активности в реальной жизнедеятельности человека.

Главным итогом данного исследования является конкретизация принципа социо-культурной обусловленности психического и личностного развития индивида (концепция Л.С. Выготского), согласно которому функциональная организация семьи является фактором, существенно влияющим на особенности формирования субъективного контроля активности личности. Результаты исследования открывают возможность решения проблем социально-психоло-

гической адаптации и организации жизнедеятельности.

ССЫЛКИ

[1]. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. — 329 с.

[2]. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. — СПб.: Речь, 2005. — 256 с.

[3]. Выготский Л.С. Лекции по педологии. — Ижевск, 2001. — С. 10-31.

[4]. Гришина Н.В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. — 2007. — Т. 28. — № 5. — С. 81-88.

[5]. Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб.: Сенсор, 2000. — 368 с.

[6]. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

[7]. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.

[8]. ОбоэовH.H., Авакумова О.Н., Трапезникова Т.М. Влияние личностных характеристик родителей и взаимоотношений между ними на формирование личности ребёнка // Психология возрастных коллективов. — М., 1978. — С. 128-199.

[9]. Пиаже Ж., Инельдер Б. Психология ребёнка. — СПб.: Питер, 2003. — 160 с.

[10]. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

[11]. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 287 с.

[12]. Токарева И.Н. Программа и методы исследования субъектных характеристик личности студентов из разных типов родительской семьи: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. проф. В.К. Шабельникова. — М.: ИИУ МГОУ, 2013. — 38 с.; ISBN 978-5-7017-2179-9.

[13]. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. — М.: Наука, 1991. — 456 с.

[14]. Шабельников В.К. Социально-психологические основания анализа жизнедеятельности семьи как детерминирующей системы развития личности // Семейная психология и семейная терапия. — 2007. — № 4. — С. 93-104.

[15]. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. — 280 с.

REFERENCES

[1]. Ananyev B.G. Chelovek kak pred-met poznaniya [Human as an object of knowledge]. — Leningrad: Izd-vo LGU, 1969. — 329 p.

[2]. Andreeva TV. Psikhologiya sovre-mennoy sem'i: monografiya [Psychology of

INFLUENCE OF THE TYPES OF FAMILY-ANCESTRAL RELATIONSHIPS ON THE PECULIARITIES OF SUBJECTIVE CONTROL OF STUDENTS' ACTIVITY

Irina N. Tokareva — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogical Psychology, L.S. Vygotsky Institute of Psychology, Russian State University for the Humanities (RSUH); Miusskaya Square, 6, Moscow, 125993, Russia; e-mail: itokareva65@mail.ru

ABSTRACT

This article presents the results of the research aimed at studying the influence of the type of the parental family on the features of the subjective control of students' activity. In order to achieve this goal, the theoretical analysis of the problem of the deterministic foundations of the personality's activity organization was carried out, the research methods were chosen, and differences in the manifestation of subjective control of significant life events by students from different types of the parent family were identified and analyzed. The author theoretically substantiates the provision about the examination of subjective experiences of the personality as a factor of control, regulation and organization of activity. Basing on the analysis of domestic and foreign psychological researches, some significant parameters of the organization of activity in life situations were identified: the level of subjective control of an individual, as well as perception and experience of life changes, on the grounds of which the activity in the life of a person is realized. The following methods have been used in the study: a) diagnostics of the type of family-ancestral relations; b) "measuring" of the formed level of subjective control; c) identifying the degree of representation of images of life events in the mind and their experience; d) two-factor analysis of variance. The results of the research concretise the notion of the sociocultural determination of personal qualities and the human psyche. The presented study shows the specific significant differences in the manifestation of subjective control of activity among students included in different types of family-ancestral relationships: at increasing indices of the attributes of the nuclear family, the internality and demand for subjective experiences in organizing their activity decreases.

The study results can be applied in order to solve problems of socio-psychological adaptation, as well as to organize educational and professional activities of students.

Keywords: personality, activity, subjective control, experiences, life situations.

the modern family: monograph]. — St. Petersburg, SPb.: Rech, 2005. — 256 p.

[3]. Vygotsky L.S. Lektsii po pedologii [Lectures on pedology]. — Izhevsk, 2001. — P. 10-31.

[4]. Grishina N.V. Psikhologiya zhiznen-nogo puti [Psychology of the life path] // Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. — 2007. — Volume 28. — № 5. — P. 81-88.

[5]. Levin K. Teoriya polya v sotsial'nykh naukakh: per. s angl [Field Theory in Social Sciences: Per. With the English]. — St. Petersburg: Sensor, 2000. — 368 p.

[6]. Leontiev A.N. Deyatel'nost'. Soz-naniye. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. — Moscow: Politizdat, 1975. — 304 p.

[7]. Myasishchev V.N. Lichnost' i nevrozy [Personality and neurosis]. — Leningrad: Izd-vo Leningr. un-ta, 1960. — 426 p.

[8]. ObozovH.H., Avakumova O.N., Tra-peznikova Т.М. Vliyaniye lichnostnykh kharakteristik roditeley i vzaimootnosh-eniy mezhdu nimi na formirovaniye lich-

nosti rebenka [Influence of the personal characteristics of parents and the relationship between them on the formation of the child's personality] // Psikhologiya vz-roslykh kollektivov [Psychology of adult collectives]. — 1978. — P. 128-199.

[9]. Piaget J., InelderB. Psikhologiya rebenka [Psychology of the child]. — St. Petersburg: Piter, 2003. — 160 p.

[10]. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiya cheloveka: Vvedeniye v psik-hologiyu sub"yektivnosti [Human psychology: Introduction to the psychology of subjectivity]. — Moscow: Shkola-Press, 1995. — 384 p.

[11]. Stolin V.V. Samosoznaniye lichnos-ti [Consciousness of personality]. — Moscow: Izd-vo MGU, 1983. — 287 p.

[12]. Tokareva I.N. Programma i me-tody issledovaniya sub'yektnykh kharakteristik lichnosti studentov iz raznykh tipov roditel'skoy sem'i: Uchebno-metodi-cheskoye posobiye / Pod obshch. red. professora Shabel'nikova V.K. [Program and methods for studying the subject character-

istics of the personality of students from different types of the parental family: Teaching-methodical manual / Under the general. red. Professor Shabelnikov V.K.]. — Moscow, IIU MGOU, 2013. — 38 p.; ISBN 978-5-7017-2179-9.

[13]. FreudZ. Vvedeniye v psikhoanaliz: Lektsii [Introduction to Psychoanalysis: Lectures]. — Moscow: Nauka, 1991. — 456 p.

[14]. Shabelnikov V.K. Sotsial'no-psikhologicheskiye osnovaniya analiza zhiznedeyatel'nosti sem'i kak determin-iruyushchey sistemy razvitiya lichnosti [Socio-psychological grounds for analyzing the vital functions of the family as a deterministic system for the development of the personality] // Semeynaya psikhologiya i semeynaya terapiya [Family Psychology and Family Therapy]. — 2007. — № 4. — P. 93-104.

[15]. EidemillerE.G., Yustitsky V.V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i [Psychology and psychotherapy of the family]. — St. Petersburg: Piter, 1999. — 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.