Зияева М.Ф., доктор философии (PhD) Джизакский политехнический институт Чудакова В.П., доктор философии (PhD) по психологическим наукам
старший научный сотрудник Институт педагогики Национальная академия педагогических наук Украины
ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация. В данной статье представлена информация о важнейших функциях русского языка в современном обществе.
Ключевые слова: Методика, русского языка, учителям, пропагандистам, лекторам, журналистам, писателям.
Ziyaeva M.F., doctor of philosophy (PhD) Jizzakh Polytechnic Institute Chudakova V.P., doctor of philosophy (PhD) in psychological sciences
senior researcher Institute of Pedagogy National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine
FUNCTIONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN MODERN SOCIETY
Abstract. This article provides information about the most important functions of the Russian language in modern society.
Key words: Methodology, Russian language, teachers, propagandists, lecturers, journalists, writers.
«Как воспитать познавательную активность учащихся?» - этот вопрос является главным в современной методике и дидактике. Многие педагоги считают, что в обучении нужно применять такие технологии, которые дадут мощный импульс развитию школьника, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией и получать знания, сформируют готовность к дальнейшему обучению и социальной адаптации. Широкое распространение в связи с обозначенными проблемами получил древний китайский афоризм: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». «Методика русского языка развивается на стыке многих наук, и методисты, учителя нуждаются в опоре на их достижения. Учитель не может не быть одновременно психологом, лингвистом, литературоведом, дидактом».
По мнению авторов современных инновационных технологий, на любом этапе урока учащийся должен вовлекаться в определённую деятельность и быть активным участником образовательного процесса.
В нашей стране с первых лет независимости на уровень государственной политики поднят вопрос развития системы образования, осуществляется большая работа в целях обучения молодого поколения современным знаниям и профессиям в соответствующих мировым стандартам условиях, формирования физически здоровых и духовно зрелых личностей, содействия реализации их талантов и потенциала, воспитания молодежи в духе любви и преданности Родине.
В современном обществе образование выдвигается в число ведущих областей деятельности общества, входит в круг факторов, определяющих будущее страны. Это обусловлено тем, что система образования является основой экономического и социального развития страны. Для развития и процветания нашего государства необходимо формирование интеллектуального потенциала нации, поскольку Узбекистану, вступающему в мировое образовательное сообщество, предстоит стать конкурентоспособным государством.
В нашей стране образованию уделяется большое внимание. Цель образования - воспитание гармонично развитого человека, личность.
В одном из своих выступлений Президент нашей страны Ш.М. Мирзиёев сказал следующие слова: «Но все же самое большое наше богатство - это огромный интеллектуальный и духовный потенциал нашего народа. Мы хорошо знаем и высоко ценим заслуги нашей интеллигенции -деятелей науки и техники, в первую очередь наших уважаемых академиков и профессоров, представителей культуры, литературы, искусства и спорта -в создании и приумножении этого великого потенциала. Всесторонняя поддержка научных изысканий и творческой деятельности этих самоотверженных людей, создание для них необходимых условий должно стать нашей первостепенной задачей».
Знание просто необходимо для тех, чья профессия связана с преподаванием или исследованием языка, оно необходимо и тем людям, которым приходится применять язык как орудие профессиональное (учителям, пропагандистам, лекторам, журналистам, писателям и т.д.). Некоторые ученые признали язык явлением биологическим, поставили его в один ряд с такими явлениями жизни человека, как способность есть, пить, ходить и т.д. Получилось, что язык якобы наследуется и заложен в самом биологическом существе человека. Можно говорить о том, что сущность языка мы видим в его специфическом общественном применении - в качестве важнейшего средства общения людей. Основные функции языка говорят о том, что язык - явление общенародное, а не классовое. Все люди, независимо от их принадлежности к отдельным классам и социальным или профессиональным группам, нуждаются в общении. Все люди нуждаются в том, чтобы думать и выражать то, что они думают.
Современный русский язык - это прежде всего язык русского народа. Язык служит средством языкового единения многонациональности,
межнационального общения народов. Русский язык является одним из мировых языков. Русский включен в число языков, которые обслуживают деятельность почти трети международных неправительственных организаций, в том числе Всемирной федерации профсоюзов, Международного комитета за европейскую безопасность. Он вступает также как рабочий язык крупнейших международных конференций, встреч на высшем уровне, обеспечивая общение представителей разных стран. Русский язык - это язык одного из крупнейших центров международного образования. Русский язык обеспечивает доступ не только к богатствам науки и культуры России, но и других стран, выступая своеобразным посредником между разными народами, особенно на евразийском пространстве. Ведь на русский переводится значительная часть научной и художественной литературы, выходящей в мире.
Литературный язык в последнее время испытывает активную атаку со стороны бытовой лексики, вторжение иноязычной лексики. Это существовало всегда, и в любой живой язык на протяжении всей истории противостоял таким атакам, умея развиваться и сам себя защищать. Литературная норма всегда предполагает сохранение функционально-стилистически дифференциальных вариантов, потому что любая система тем более устойчива, чем сложнее её структура. Любое чрезмерное упрощение языковой системы может лишь её способности выполнять присущие ей разнообразные функции, вытеснить её из традиционных сфер употребления.
Правильность речи - это ее соответствие литературным нормам, которые стремятся соблюдать всякий культурный человек. Слушатели обычно воспринимают ненормативность как показатель недостаточной образованности, низкого уровня общей культуры говорящего. По вопросу, что такое культура речи, у ученых единого мнения нет. Некоторые лингвисты считают, что культура речи - это умение говорить и писать правильно. Другие утверждают, что культура речи - это способность излагать свои мысли просто, логично, доступно. Третьи - что культура речи сводится к умелому использованию средств выразительности языка. Четвертые - это точность, краткость, и национальная самобытность -главные достоинства нашей речи.
С.И. Ожегов рассматривал вопрос о языковой норме более широко, указывая на то, что «норма - это совокупность более пригодных (правильных, предпочитаемых) для обслуживания общества языковых средств, которая складывается как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа существующих наличествуемых, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов».
Одной из первых задач, требующих решения, С.И. Ожегов считает нормализацию произношения. Автор утверждает, что литературная норма общенародного произношения, переживая известные колебания, должна в конечном итоге представлять собой результат развития и совершенствования старой московской нормы. Не менее важная задача в области культуры речи - нормализация ударения. На всем протяжении развития русского литературного языка норма ударения связана с особенностями взаимоотношений литературного языка с северными и южными народными говорами, а также с влиянием церковно-книжного произношения, это и явилось причиной колебаний в русском ударении.
«Для успешного развития методики русского языка необходимы связи с другими смежными научными направлениями - просодией, теорией дикции, стилистикой, риторикой, теорией литературных жанров. В развитии речи учащихся методика опирается на литературоведение, поэтику, логику, теорию сценической деятельности».
Методика не может обойтись без опоры на историческую грамматику, фонетику, диалектологию. Она чутко реагирует на появление новых лингвистических теорий: теории словообразования, теории типов текста, теории актуального членения предложения, фонемной теории орфографии и др. При этом в своих научных исследованиях большинство авторов опирается на принцип историзма, выраженном в преемственности научных знаний и опоре на историческую память.
Использованные источники:
1. Ахмедова Л.Т., Лагай Е.А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. - Т.: Фан ва технология. 2016. С.148
2. Ломакин А. В. Понятие технологии в педагогике. ladlav.narod.ru.
3.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое сообщество России, 2001.
4. Выготский. Л. С Развитие устной речи. М.: Просвещение, 1982.
5.Современный русский язык. Труды Е.М. Галкиной-Федорчук Ч.П. М. Издательство МГУ. 1997.