УДК8
Василенко Е.Р.
студентка 1 курса ЭЭТ-м-о-21-1 Северо-Кавказский федеральный университет
Инженерный институт г. Ставрополь, Россия
НАРУШЕНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ В РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
Предлагаемая статья посвящена вопросам изучения орфоэпических нарушений в русском языке. Особое внимание уделяется соблюдению орфоэпических норм в повседневной жизни современного человека. Статья будет полезна людям, которые заинтересованы в сохранении правильности употребления русского языка.
Ключевые слова
Культура речи, орфоэпические нормы, информация, образцовая речь, литературный язык, грамотное произношение, ударение, языковая система.
Русский язык - самый богатый язык в мире. Но, к сожалению, в современном мире мы наблюдаем ухудшение качества речи в процессе взаимодействия людей друг с другом. Правильность - это один из показателей хорошей речи, соответствие её языковым нормам. Человек много информации узнает из радио и телевидения, где используется устная речь. Поэтому очень актуальным является исследование нарушений орфоэпических норм, источников безграмотности речи, путей исправления речевых ошибок.
В настоящее время в русском языке существует ряд проблем, которые могут привести к видоизменению языка, причём не всегда в лучшую сторону. Одним из таких неоднозначных моментов являются орфоэпические ошибки, присутствующие в речи современного человека. Важное значение имеет соблюдение единообразия в произношении, так как орфоэпические ошибки зачастую не позволяют полноценно воспринимать содержание речи. Внимание собеседника отключается, так как в речи говорящего присутствуют погрешности в произнесении слов, и, как правило, слушающий концентрируется на неверном произношении, а не на смысле произносимого. Правильное произношение помогает процессу общения и улучшает его.
Рассмотрим, что представляет собой орфоэпия, разновидности орфоэпических норм, какие бывают ошибки в произношении, возможные пути устранения орфоэпических нарушений.
Всем известно, что в лингвистике существуют два вида языка: литературный и разговорный. Литературный язык - образцовая, наиболее «отшлифованная» часть общенародного языка, которая письменно закреплена правилами и нормами. Это язык художественной речи. Разговорный язык - часть языка, которая употребляется в условиях непринуждённого общения, преимущественно в устной диалоговой форме.
Литературный язык употребляется интеллигентными людьми в процессе общения и переписки, журналистами в статьях, программах средств массовой информации и, конечно же, писателями в художественных произведениях. Основой художественной речи является орфоэпия и её нормы.
Орфоэпия - это наука, изучающая произносительные нормы, правила устной и письменной речи, закреплённые в литературном языке. Предметом изучения данной науки является правильное произношение звуков, звукосочетаний и ударений в словах. В русском языке есть ряд особенностей. Одна из них: не всегда произносятся те звуки, которые должны быть. Например, слабые позиции безударных гласных или парных по глухости-звонкости согласных в корне слова: волна - в[а]лна, дорога - д[а]рога, гриб - гри[п] , глаз - гла[с] . Ещё одним особым моментом в языке является то, что некоторые слова имеют не один вариант произношения. К примеру, разночтение согласных звуков перед [е] в заимствованных
словах. В одних случаях мы читаем согласные твёрдо - ате[э]лье, Вольте[э]р; в других - мягко -компьюте[т'э]р, кофе[ф'э]. Впрочем, даже при наличии вариаций, некоторые из них считаются преимущественными, а другие - возможными. И всё же нормы орфоэпии устанавливают точные случаи употребления того или иного варианта. Поэтому, чтобы правильно говорить на русском языке, необходимо изучать, знать и использовать орфоэпические нормы.
Различие в произношении слов иногда относится к некоторой необразованности людей. Наша страна - многонациональное государство с обширной территорией, где даже русскоговорящие изъясняются на русском языке по-разному. В разных уголках России мы встречаем различные диалекты: «аканье», «оканье» и даже «цоканье». Например, в Москве, Московской области, в центральной части России говор имеет отличительной чертой умеренное «аканье», которое и стало образцом русского литературного произношения, признаком культуры речи. В то же время кроме многообразия говоров и диалектов на правильность речи оказывают влияние и условия, в которых люди осуществляют взаимодействие, и степень образованности. Например, в будничном неофициальном общении звуки и слова укорачиваются, но в то же время могут проговариваться те, которые по орфоэпическим правилам надо бы не произносить, а употреблять лишь на письме. Кроме того, часто в обычной речи наблюдается использование сленговых выражений, беспричинного заимствования иноязычных слов и выражений, отсутствие чёткости в дикции, что делает нашу речь несоответствующей орфоэпическим нормам русского языка. Речь же выступающего на широкую аудиторию априори обязана быть правильной, иначе донести свои мысли до слушателей оратор не сможет. Публичные люди должны быть образованными, грамотно говорящими.
Определяют орфоэпические нормы и правила учёные-филологи. Специалисты проводят анализ распространённости слов, историко-культурную связь с лексикой прошлых лет, соответствие законам и правилам языка. Произносительным нормам присущи следующие признаки: вариативность, устойчивость, общеобязательность, согласование с языковыми традициями [9]. Орфоэпические литературные нормы подразделяются на два вида: правила произношения согласных и гласных звуков, правила произношения ударений.
Исследуем орфоэпические нормы.
Произносительные нормы в области гласных:
а) преобладает «аканье» - неразличение [о] и [а] в безударных слогах [8]: д[а]бро.
б) присутствует «иканье» - произнесение в предударных слогах звука [и] [8]: ч[и]сы, н[и]су.
в) трудности представляет произношение [о, а] в первом предударном слоге после шипящих [ж, ш, ц]: к сож[ы]лению
г) проклитики и энклитики могут не подчиняться нормам редукции гласных: те леса [т'эл'иэса]
Произносительные нормы в области согласных:
а) чередования по твёрдости-мягкости, по глухости-звонкости сильных и слабых позиций согласных звуков: га[л]ка - га[л ']ка, арбу[з]ы - арбу[с].
б) звук [г] в русском языке взрывной и на конце слов меняется на [к]: утю[к], сло[к].
в) в заимствованных словах в большинстве случаев перед буквой «е» все согласные становятся мягкими: му[з э]й, к[р 'э]м. Но в ряде слов наблюдается сохранение твёрдости согласных: ад[э]пт, д[э]мпинг.
Для уверенности в правильном произношения твёрдых и мягких согласных необходимо пользоваться орфоэпическими словарями.
Ударение - одна из наиболее сложных сторон русского языка. Ударение в русском языке динамическое, так как ударные слоги произносятся с большей силой голоса, отчётливо выделяя гласные звуки. Также характерными чертами русского ударения являются разноместность и подвижность. Разноместность - свойство ударения падать на любой из слогов русского слова: дорога (на второй слог), ёжик (на первый слог), карандаш (на третий слог). Подвижность - это особенность ударения переходить с одного слога на другой при изменении формы слова: учу - учишь, море - моря. Около 96% слов имеют подвижное ударение.
Где можно услышать речь, произносимую согласно литературной норме? До недавнего времени примером была речь представителей средств массовой информации, политиков, людей, работающих в сфере культуры и образования. К сожалению, сейчас наблюдается тенденция к снижению уровня культуры речи, в том числе и в области орфоэпических норм.
Зачастую журналисты, работающие на телевидении и радио, государственные деятели, артисты допускают ряд орфоэпических ошибок. К ним относятся:
а) наиболее распространённой ошибкой является неверная постановка ударения в словах: катАлог (вместо каталОг), жАлюзи (вместо жалюзИ), трАву (вместо травУ), новорожденная (вместо новорождЁнная), граблЯми (вместо грАблями) и т. д.;
б) ошибки в произношении мягкого согласного перед [э]: [сэ]рвиз (вместо [с'э]рвиз), му[зэ]й (вместо му[з'э]й), бас[сэй]н (вместо бас[с'э]йн).
в) употребление фрикативного [г] - нечто среднее между звуками [г] и [х].
г) ненормативное произношение типа: сотрудни[к'и]ми, художни[к'и]ми.
д) некачественное использование интонационно-звуковых средств: нечёткость артикуляционных переходов от звука к звуку - к слогу - к слову - к концу предложения, компрессия слова.
Примеры говорят о том, что недочёты и ошибки в средствах массовой информации являются довольно частым явлением. Неверное использование одного языкового элемента может повлечь за собой нарушение и других языковых норм, например, лексических, грамматических, стилистических и т. д.
Определённое влияние на литературное произношение оказывает письмо, потому что мы приобщаемся к литературному языку благодаря письменности, чтению литературы. Это приводит к тому, что возникает произношение в соответствии с написанным словом. К примеру, при побуквенном произношении можно услышать [ч'н] в таких словах, как: конечно, скворечник, скучно, двоечник. В то же время отклонения могут быть и началом развития вариативных норм: серде[шн]ный (друг) - серде[чн]ый (приступ). Стало быть, основой любых языковых норм служит художественное слово.
Источником эталонного русского языка являются произведения классиков отечественной литературы: Толстого Л. Н., Пушкина А. С., Тургенева И. С., Достоевского Ф. М. и многих других. Здесь мы находим грамотно построенные предложения, лексически верное употребление слов, выражений, высокую образность слова, что, в свою очередь, оказывает влияние и на произносительные нормы. Это и есть «качественный», «самый правильный» русский язык, живой во всех его проявлениях. Именно отсюда люди должны черпать речевые знания для обогащения словарного запаса, умения компетентно использовать слова и выражения для повышения, как личной культуры, так и культуры общества в целом. Поэтому очень важно, на наш взгляд, много внимания уделять чтению художественной литературы людям разных возрастов, специальностей и т. д.; необходимо на уровне государства проводить такую работу, чтобы популяризировать интерес к литературному языку. Вместе с тем очень ценно общение с грамотно говорящими людьми: экскурсоводами музеев, выставок, работниками библиотек, педагогами гуманитарных образовательных учреждений и т. д.
Правильное литературное произношение, верное использование орфоэпических норм - это признак образованного культурного человека. Умение ясно и грамотно выражать свои мысли, соблюдая произносительные нормы нужно не только для публичных выступлений, благополучной жизни, успешной работы, но и для того, чтобы быть одним из лучших представителей богатой русской культуры и своего народа.
Список использованной литературы:
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Междунар. отношения, 1993.
3. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - С-Петербург, 2002.
4. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. - М., 1991.
5. Панов М.В. История русского литературного произношения. - М., 1990.
6. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М., 1974.
7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Под ред. Р.И. Аванесова. - М.: Русский язык, 1987.
8. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ. -М.: ООО «Тид «Русское слово», 2005.
9. https://academic.ru/ - Словари и энциклопедии на Академике.
10. https://rosuchebnik.ru/ - Корпорация Российский учебник.
11. https://othellberreferats.ast.ru/ - Аст Издательство Книги.
© Василенко Е.Р., 2022