Научная статья на тему 'Функции преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования в осуществлении популяризации научных знаний среди учителей общеобразовательных школ'

Функции преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования в осуществлении популяризации научных знаний среди учителей общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ / ПОПУЛЯРИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИИ ПОПУЛЯРИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TEACHER / EDUCATIONAL ORGANIZATION / TEACHER OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / PROMOTIONAL ACTIVITIES / FUNCTIONS OF PROMOTIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Ильясова Ольга Анатольевна

Актуализируется проблема корректного использования учителем общеобразовательной организации научных знаний в своей педагогической деятельности. Анализируются факторы, которые мешают учителю эффективно и методически правильно опираться на теоретические и концептуальные обобщения педагогики и психологии. Обосновывается идея о необходимости популяризации научных педагогических и психологических знаний учителей в процессе прохождения ими курсового обучения в учреждении дополнительного профессионального образования. Выделены и охарактеризованы функции преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования в осуществлении популяризаторской деятельности. Показаны их роль и значение в понимании учителем культурных контекстов научных знаний, в совершенствовании содержания школьного образования, модернизации средств и методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Ильясова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATOR’S FUNCTIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE POPULARIZATION AMONG TEACHERS OF EDUCATIONAL SCHOOLS

The problem of correct use by the teacher of the general education organization of scientific knowledge in the pedagogical activities is staticized. Factors which disturb the teacher effectively are analyzed and it is methodically correct to rely on theoretical and conceptual generalization of pedagogics and psychology. The idea about need of promoting of scientific pedagogical and psychological knowledge of teachers in the course of passing of course training by them is proved in organization of additional professional education. Functions of the teacher of organization of additional professional education in implementation of promotional activities are allocated and characterized. Their role and value in understanding by the teacher of cultural contexts of scientific knowledge, in enhancement of content of school education, upgrade of means and training methods are shown.

Текст научной работы на тему «Функции преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования в осуществлении популяризации научных знаний среди учителей общеобразовательных школ»

УДК 378

ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова

Аннотация. Актуализируется проблема корректного использования учителем общеобразовательной организации научных знаний в своей педагогической деятельности. Анализируются факторы, которые мешают учителю эффективно и методически правильно опираться на теоретические и концептуальные обобщения педагогики и психологии. Обосновывается идея о необходимости популяризации научных педагогических и психологических знаний учителей в процессе прохождения ими курсового обучения в учреждении дополнительного профессионального образования. Выделены и охарактеризованы функции преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования в осуществлении популяризаторской деятельности. Показаны их роль и значение в понимании учителем культурных контекстов научных знаний, в совершенствовании содержания школьного образования, модернизации средств и методов обучения.

Ключевые слова: учитель, образовательная организация, педагог дополнительного профессионального образования, научные знания, популяризаторская деятельность, функции популяризаторской деятельности.

EDUCATOR'S FUNCTIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL

EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

POPULARIZATION AMONG TEACHERS OF EDUCATIONAL SCHOOLS

D. Ilyasov, O. Ilyasova

Abstract. The problem of correct use by the teacher of the general education organization of scientific knowledge in the pedagogical activities is staticized. Factors which disturb the teacher effectively are analyzed and it is methodically correct to rely on theoretical and conceptual generalization of pedagogics and psychology. The idea about need of promoting of scientific pedagogical and psychological knowledge of teachers in the course of passing of course training by them is proved in organization of additional professional education. Functions of the teacher of organization of additional professional education in implementation of promotional activities are allocated and characterized. Their role and value in understanding by the teacher of cultural contexts of scientific knowledge, in enhancement of content of school education, upgrade of means and training methods are shown.

Keywords: teacher, educational organization, teacher of additional professional education, scientific knowledge, promotional activities, functions of promotional activities.

Общеизвестно, что использование научных знаний и теоретических разработок повышает качество и результативность любой профессиональной деятельности. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности. О влиянии научного знания на повышение эффективности педагогического труда говорится во многих концептуальных и теоретических обобщениях [1;2;6;7]. Имеются даже публикации, где устанавливается прямая связь между использованием научных знаний и профессиональной успешностью учителя общеобразовательной школы [5].

Вместе с тем, практика применения учителем научных знаний в своей работе не является распространенной. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами опроса учителей в ряде регионов Российской Федерации. Исследование позволило установить

многообразие факторов, которые препятствуют

успешному использованию учителем научных знаний в профессиональной деятельности. Обобщая такие факторы, можно выделить следующие позиции. Прежде всего, речь идет об инновационной пассивности учителей. Она проявляется в безразличном и инертном отношении к научным знаниям, непониманием их ведущей роли в повышении качества педагогической деятельности, отсутствии внутренних побуждающих мотивов к преобразованию своей деятельности на основе новых научных достижений и открытий. Другая позиция связана с установкой педагогов использовать не столько научные знания и идеи, сколько готовые решения. Для педагогов, демонстрирующих такую позицию, характерно вполне позитивное отношение к научным знаниям, понимание их преобразующей роли. Но для них более приемлемым сохраняется вариант, когда научные знания уже положены в готовые

методические или педагогические решения. Наконец, наиболее распространенной является позиция, при которой отмечается сложность изложения научных обобщений и построений.

Вместе с тем, нельзя недооценивать то обстоятельство, что научные знания привели к замечательным нововведениям, которые принесли огромную пользу человечеству. Они особо ценны в таком деле, как образование подрастающего поколения. Поэтому

принципиально важно использовать научные знания в практической деятельности без искажения и фальсификации. Иначе из инструмента преобразования и развития научные знания могут превратиться в поп-науку (Рор8с1). Это своеобразная форма вульгаризации научных знаний. Ее основными признаками являются крайняя примитивизация и искажение научной точки зрения [4, с.92].

Когда речь идет о сложности научных знаний для восприятия и использования, то чаще всего имеют ввиду точные и естественные науки. Сегодня с этим положением нельзя полностью согласиться. Современная психолого-педагогическая наука обладает сложным инструментарием и непростыми теоретическими построениями. Перефразируя советского академика Б.М. Кедрова, можно утверждать, что в педагогике и психологии фронт исследований так обширен, что «ученый с правого фланга вряд ли уяснит ... что творится на левом» [3]. Не говоря уже о простом учителе, который с легкостью может заблудиться в огромном многообразии психолого-педагогических исследований.

Поэтому на преподавателя института повышения квалификации ложится важная функция - быть для учителя навигатором в обширном пространстве научных исследований. Однако, это сегодня не является достаточным. Мы говорим о «высоких» достижениях психолого-педагогической науки, которые основываются на сложных теоретических обобщениях. Поэтому, по определению, они сложны для использования учителем в практической деятельности.

Реальная практика характеризуется еще и тем, что даже классические и устоявшиеся научные знания игнорируются учителем или используются неверно. Можно привести примеры, подтверждающие данный вывод. Например, учитель представляет свой опыт работы по формированию у школьников 13 - 14 лет интереса к изучению математики. При этом результативность своей работы он связывает с высокой успеваемостью школьников по математике, успешностью выполнения ими письменных проверочных мероприятий,

участием детей в предметной олимпиаде. Однако, учитель затрудняется в обосновании того, какие психологические и педагогические механизмы лежат в основе становления у школьников устойчивого интереса к математике. На наш взгляд, неумение обосновать причинно-следственные связи между используемыми приемами педагогической работы и становлением интереса перечеркивает эффективность работы учителя. В данном случае интерес школьников к математике носит мнимый и неустойчивый характер. Деятельность учителя мы бы назвали импровизацией, не основанной на научных психологических знаниях.

Приведем еще один пример. Он также будет описан на материале обучения математике. Известны случаи, когда учителя, работающие в начальной школе, в экспериментальном режиме пытаются научить детей 8-9 лет решать текстовые математические задачи при помощи составления уравнения. Здесь обнаруживается грубейшая методическая ошибка, а именно: непонимание того факта, что младшие школьники в силу возрастных особенностей не готовы к такому уровню абстракции, как моделирование. Мы исходим из того, что составление уравнение для задачи - это конструирование модели, а решение уравнения -это исследование модели. Взгляд на решение уравнений как на исследование моделей формируется у школьников значительно позже, когда для этого образуются сензитивные условия. Деятельность учителя, который спекулирует такой методикой, мы бы назвали вульгаризацией научных знаний.

Практика показывает, что подобные примеры являются не исключением, а типичными для общеобразовательной школы. Все это указывает на то, что учителю просто необходимо учитывать в работе научные знания. Но для этого необходимо, чтобы научные знания были доступны для понимания практикам.

Иногда можно услышать или прочитать призывы примерно такого содержания: «Сделаем педагогическую науку доступной всем» [4, с.48]. Иногда, правда, несколько реже говорят о том, что научные труды следует писать так, чтобы они были понятны любому учителю в школе. Это принципиально неверное утверждение. Упрощение в таком важном деле, как, например, написание научной статьи или диссертации просто недопустимо. Упрощение может привести к потере смысла и, как следствие, ценности научной публикации для педагогической практики. А если учесть тот факт, что чем выше уровень развития педагогической науки, тем более сложен и специализирован ее научный

аппарат, то можно допустить и оправдать наличие в теоретических представлениях абстракций и удаленность от практических решений.

В этом плане уместно говорить о популяризации научных знаний, которая не имеет ничего общего с простым упрощением. Многие ученые признают, что современная психолого-педагогическая наука, развивающаяся стремительными темпами, стала сложной и многогранной. Поэтому современному школьному учителю не обойтись без научных знаний, популярно изложенных.

В этой связи можно назвать две основные функции, которые призван осуществлять преподаватель учреждения дополнительного профессионального образования. Первая функция - информационно-просветительская. Вторая функция - собственно популяризаторская. Как правило, между двумя этими функциями не проводят глубоких различий. Иногда эти функции даже смешивают. Но мы все-таки хотим показать, что эти функции различаются, хотя они могут осуществляться одновременно.

Принципиальное отличие информационно-просветительской и популяризаторской деятельности преподавателя учреждения дополнительного профессионального

образования заключается в том, что они имеют совершенно разный предмет. Так, предметом информационно-просветительской деятельности преподавателя является распространение научных знаний среди учительской общественности. Сюда же относится и ознакомление учителей с новыми достижениями педагогики, психологии, методики обучения предметам. В результате появляется возможность говорить о педагогической культуре учителя, в которой его научное мировоззрение занимает важное место. А преподаватель учреждения дополнительного профессионального

образования здесь выполняет роль навигатора для учителя. Он дает возможность учителю легко ориентироваться в мире научной информации.

Предметом популяризаторской функции становится изложение научных идей, теорий и концепций в доступной для школьного учителя форме. При этом важно не допустить искажения основных положений и смыслов теории. Кроме того, важно выделить те прикладные смыслы, которые могут быть применены учителем. Поэтому, уточняя предмет популяризаторской функции, мы сочли возможным использовать термин «адаптация». Причем в том его значении, которое относится к совершенствованию свойств адаптируемого объекта. Например, в российских школах при изучении иностранного языка школьники используют адаптированные тексты,

художественные произведения в частности. Такие адаптированные тексты не имеют ничего общего с упрощением. Речь идет об облегчении текста с учетом языковой подготовки школьников, но при обязательном сохранении смысловой ценности. В нашем случае такая же ситуация. Обращаясь к научным теориям, преподаватель предлагает их адаптированное толкование, которое приближено к уровню научной подготовки школьных учителей. Если в первом случае преподаватель учреждения дополнительного профессионального образования играет роль навигатора для учителя в мире научной информации, то здесь речь идет о преподавателе как интерпретаторе научных знаний.

Таким образом, задачей информационно-просветительской деятельности является формирование у учителя панорамных представлений о современном состоянии психолого-педагогической науки, ее роли в развитии средств обучения и воспитания. Другими словами, эта функция призвана строить у учителя научную картину педагогической деятельности. Задачей популяризаторской деятельности является постановка акцентов на прикладных смыслах научных разработок, а также направлениях их применения в практической деятельности учителя.

Вместе эти две функции дают учителю понимание культурного контекста научных знаний, ведущей роли научных знаний в совершенствовании содержания школьного образования, модернизации средств и методов обучения. В основе этих двух функций лежит положение о том, что правильное и корректное применение учителем научных знаний должно непременно позитивно сказаться на качестве и производительности его педагогической деятельности.

Мы исходим из положения о том, что популяризация научных знаний среди школьных учителей будет проводиться успешно, если преподаватель учреждения дополнительного профессионального образования соблюдает ряд условий.

Первое условие связано с необходимостью целесообразного обогащения учебного занятия со школьными учителями в институте научным содержанием. В данном случае включение в текст лекции научного содержания не является самоцелью. Оно должно носить оправданный характер. Например, рекомендации

преподавателя, адресованные учителю по поводу осуществления каких-либо педагогических действий, будут более ценными, если опираются на конкретные научные теории и концепции. Кроме того, лекция преподавателя будет более

интересна учителям, если она основывается на адаптированном изложении не одной, а нескольких научных точек зрения.

Второе условие касается активного использования на учебных занятиях педагогических ситуаций и задач, решение которых предполагает привлечение научных знаний. Известно, что решение педагогических ситуаций и задач способствует развитию методического мышления школьного учителя. Этот процесс протекает более успешно, если решение задачи или ситуации учитель аргументирует с научной точки зрения. Другими словами, учитель должен доказать, что его способ решения не является случайным. А это становится возможным, если опираться на объективные основания, то есть научные знания.

Третье условие ориентирует преподавателя использовать на учебных занятиях живой, образный и эмоционально насыщенный язык. Живой, образный и эмоционально насыщенный язык активно применяется в кино, театре, художественной литературе и средствах массовой информации. И, надо заметить, давно себя оправдал в качестве средства провозглашения культурных ценностей. Собственно поэтому, ценности, которые презентует кино и телевидение, ближе и более понятны человеку. Именно поэтому мы рекомендуем преподавателю также использовать в своей речи на учебном занятии живой, образный и эмоционально насыщенный язык.

Наконец, четвертое условие сопряжено с научной этикой и моралью в части включения преподавателем научных знаний в содержание своего занятия. Здесь не только предполагается обязанность преподавателя следовать принципам

научной этики. Имеются также ввиду и моральные последствия правильного и корректного использования научных знаний на учебном занятии. Преподаватель должен понимать, что учителя будет использовать научные знания в своей практической педагогической деятельности. И от того, насколько качественно они будут это делать, зависит успешность и комфортность школьников. Поэтому преподавателю необходимо знать, насколько правильно учителя воспринимают научную информацию и готовы применить ее в своей практической работе.

Делая выводы о необходимости использования преподавателем учреждения дополнительного профессионального

образования методов и средств популяризации научных знаний среди учительской общественности, мы учитывали зарубежный опыт. Например, ровно год назад в рамках стажировки в Бразилии мы изучали опыт педагогической работы школьных учителей нескольких школ г. Сан-Паулу. Годом ранее мы посетили 10 американских общеобразовательных школ в штате Пенсильвания. А двумя годами ранее мы проходили стажировку на базе средних школ Германии, в частности Мюнхена, Штутгарта, Баден-Бадена и Франкфурта-на-Майне. В прошлом году мы изучали опыт наших коллег в Пражском институте повышения квалификации. Можно утверждать, что у всех учителей, независимо от того, где они работают: в России, Европе, Южной или Северной Америке, одни и те же задачи, одни и те же ожидания. И способом воплощения таких ожиданий является педагогически оправданное использование в своей работе научных знаний.

Литература:

1. Глушенко А.А. Влияние интеграции учебной и научной деятельности преподавателя высшей школы на качество подготовки специалиста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / А.А. Глушенко. - М., 1998. - 431 с.

2. Ильясов Д.Ф. Проектирование педагогических теорий / Д.Ф. Ильясов // Педагогика. - 2004. - № 9. - С. 13-21.

3. Кедров Б.М. Классификация наук / Б.М. Кедров. - М.: Прогресс, 1984. - 572 с.

4. Минеев В.В. Введение в историю и философию науки: учебник для вузов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. / В.В. Минеев. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 639 с.

5. Рыбкина Т.А. Значение концептуализации собственного профессионального опыта в

деятельности классного руководителя / Т.А. Рыбкина, А.Г. Гостев // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 6(31). - С. 303-305.

6. Филиппова Л.А. Формирование умений концептуализации педагогического опыта в процессе повышения квалификации учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.А. Филиппова. - Великий Новгород, 2002. - 214 а

7. Шкерина Г.А. Концептуализация педагогического опыта в процессе внутриорганизационного повышения квалификации / Г.А. Шкерина, И.В. Резанович // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2010. - Вып. 4(94). - С. 51-55.

Сведения об авторах:

Ильясов Динаф Фанильевич (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: metod-08@mail.ru

Ильясова Ольга Анатольевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, ученый секретарь, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: ilyasova@mail.ru

Data about authors:

D. Ilyasov (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: metod-08@mail.ru

O. Ilyasova (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, Academic Secretary, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: ilyasova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.