3. Робострой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://robostroy.ru/ (дата обращения: 25.03.2015).
ФУНКЦИИ ОТДЕЛА ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ ДИСТРИБЬЮТОРСКОЙ КОМПАНИИ Бурый Д.А.
Бурый Дмитрий Алексеевич - студент, Высшая школа экономики, управления и права Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск
Аннотация: в статье представлены задачи и функции отдела транспортной логистики дистрибьюторской компании в условиях современного рынка, а также раскрываются цели и методы логистического обслуживания на основе учета закономерности рынка дистрибьюторских услуг и поведения конкурентов на нем.
Ключевые слова: дистрибуция, логистика, грузоперевозка, транспорт, операционные расходы, стратегия, ключевые показатели деятельности.
Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается в результате оптимизации размера транспортно-грузовой партии и маршрута (схемы) доставки. Для снижения себестоимости перевозки следует стремиться к увеличению размера транспортно-грузовых партий и ориентироваться на доставку грузов на дальние расстояния, при обязательном удовлетворении потребителей к качеству транспортных услуг.
В сфере бизнеса, дистрибьюция является комплексом взаимосвязанных функций, которые реализуются в процессе распределения материального потока между различными покупателями [1]. Таким образом, распределительная логистика или физическое распределение - это деятельность, связанная с приемом продукции к доставке, её хранением и последующей доставкой к клиенту. Иными словами, это организация сбыта товара или его распределение по сети сбыта.
Транспортная логистика базируется на концепции интеграции транспорта, снабжения, производства и сбыта; на отыскании оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства по критерию минимума затрат на транспортировку, снабжение, сбыт, производство [2]. Для эффективной организации функционирования отделов транспортной логистики необходимо использовать ключевые показатели деятельности (КПД). КПД всей компании делятся на КПД департамента логистики и КПД других департаментов или служб.
КПД используются для оценки эффективности решения следующих задач отдела логистики:
- выполнение норм бюджета по транспортным расходам;
- уменьшение операционных расходов по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
- создание автономного профит-центра для оказания транспортно-экспедиционных услуг другим предприятиям;
- повышение качества сервиса, например, сокращение количества и времени задержек при подаче транспортных средств;
- снижение удельных транспортных издержек на единицу перевозимого груза; оптимизация маршрутов доставки продукции;
- организация и проведение тендеров на обслуживание транспортных маршрутов [3].
В период финансового кризиса главной, пожалуй, является вторая задача: уменьшение операционных расходов. Для решения этой задачи можно использовать различные
стратегии. Сложность выбора стратегии заключается в том, что логистические решения тесно взаимосвязаны и влияют на работу других подразделений компании.
Выполнение подобных расчетов требует значительных трудозатрат отдела логистики. Для сокращения этих затрат часто используются услуги внешних логистических провайдеров. В таких ситуациях для менеджеров по транспортной логистике чаще всего важна минимизация именно удельных издержек, а не общей суммы затрат. Например, при ориентации предприятия на внешние логистические услуги, предлагающие перевозку грузов с помощью паллетных норм, издержки рассчитываются для стандартных паллето-мест, а менеджер по транспортной логистике обязан сравнить удельную стоимость самой перевозки, которую он организовал самостоятельно (без логистического провайдера), с её «рыночной» стоимостью. Таким образом, можно сделать вывод, что для оценки эффективности решения отделом транспортной логистики своих задач необходимо использовать как удельные, так и относительные показатели. Возможен также вариант учета и интегральных показателей, которые необходимы для выявления приоритетов в оперативной работе.
Набор КПД для отдела транспортной логистики дистрибьюторского предприятия может быть следующим (в скобках приводится вес каждого показателя):
• процент «рекламационных» (не качественных) доставок внешним клиентам от общего количества доставок (35%);
• процент операционных затрат по транспортной логистике к валовой реализации (25%); производительность сотрудников отдела транспортной логистики (например, количество доставок на одного сотрудника) (20%);
• процент «рекламационных» доставок внутренним клиентам (15%);
• средняя себестоимость доставки одной транспортно-грузовой единицы (ТГЕ) (5%). Большое значение имеет число КПД. Если их будет больше пяти, то это приведет к
уменьшению усилий персонала по соблюдению показателей с меньшим весом. В противном случае, уменьшится гибкость в принятии логистических решений.
Весовые значения КПД различны для секторов В2В (Business to Business - услуги для бизнеса) и FMCG (Fast Moving Consumer Good - товары повседневного спроса). Для производителя, который работает в сфере, не так важен уровень качества доставки, как для того, кто работает в сфере FMCG, поскольку предприятия в сфере В2В, как правило, имеют собственную дистрибьюторскую или же филиальную сеть. Поэтому для такого сектора важным становится достижение минимального уровня затрат, в частности, операционных. Также стоит помнить, что для сектора FMCG в борьбе за конкурентные преимущества ключевым фактором не является компетенция работников отдела транспортной логистики. Поэтому можно, например, как сочетать содержание своего автопарка с привлечением внешних транспортно-экспедиционные услуг, так и отдать контроль за транспортными функциями предприятия на аутсорсинг.
Сектор В2В нуждается совершенно в других подходах. Здесь качество и эффективность логистических услуг должно быть более высоким, чем у конкурентов.
Список литературы
1. Записки маркетолога. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_d/distribution/ (дата обращения: 27.02.2017).
2. Транспортная логистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ec-logistics.ru/transport.htm/ (дата обращения: 27.02.2017).
3. Еремеева Л.Э. Транспортная логистика: учебное пособие / Л.Э. Еремеева; Сыкт. лесн. ин-т. Сыктывкар: СЛИ, 2013. 260 с.