Научная статья на тему 'Функции органов государственной власти в формировании национальной идентичности'

Функции органов государственной власти в формировании национальной идентичности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
408
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDEPENDENT STATE / GOVERNMENT BODIES / NATIONAL IDENTITY / STATE INSTITUTIONS / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никитюк Галина Леонидовна

В статье определена роль органов государственной власти в формировании национальной идентичности украинского общества, раскрыта взаимосвязь государства и национальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The functions of government bodies in formation of national identity

The article defines the functions of government bodies in formation of national identity Ukrainian society, reveals the relationship of state and national identity.

Текст научной работы на тему «Функции органов государственной власти в формировании национальной идентичности»

Секция 16. Экономика и управление

5. Луговой В. И. Десять лет становления (опыт исследований, разработок и внедрений в сфере государственного управления). - М.: Изд-во НАГУ 2005. - 356 с.

6. Университеты и работодатели - партнеры или конкуренты? 26 марта 2007 http://www.zn.kiev. ua/nn/show/619/.

7. Луговой В. И. Педагогическое образование в Украине: структура, функционирование, тенденции разви-тия/Под общ. ред. акад. А. Г. Мороза. - К.: МАУП, 1994. - 196 с.

8. «Человек и труд» № октября 2006.

9. Скуратовский В. А., Либанова Э. М., Палий О. М. Социальная политика (второе издание дополненное и переработанное). - Киев, изд-во УАДУ, 2003. - 343 с.

Nykytyuk Galina Leonidovna, National Academy for Public Administration under the President of Ukraine, postgraduate student, the department of social and humanitarian policy

E-mail: galochkan@mail.ru

The functions of government bodies in formation of national identity

Abstract: The article defines the functions of government bodies in formation of national identity Ukrainian society, reveals the relationship of state and national identity.

Keywords: independent state, government bodies, national identity, state institutions, public policy.

Никитюк Галина Леонидовна, Национальная академия государственного управления при Президенте Украины,

аспирант, кафедра социальной и гуманитарной политики

E-mail: galochkan@mail.ru

Функции органов государственной власти в формировании национальной идентичности

Аннотация: В статье определена роль органов государственной власти в формировании национальной идентичности украинского общества, раскрыта взаимосвязь государства и национальной идентичности.

Ключевые слова: независимое государство, органы государственной власти, национальная идентичность, государственные институции, государственная политика.

Украина вошла в новое тысячелетие независимым государством и это активизировало необходимость решения основных проблем, в числе которых и формирование национальной идентичности, что является обязательным условием для осуществления общественно необходимых реформ и модернизации государства с целью дальнейшего его утверждения как политического сообщества на пути демократического развития. Не вызывает сомнения взаимообусловленность связи процессов государственного и национального самоопределения. В современных условиях независимое государство является весомым фактором конструирования общего идентификационного пространства, где оно должно быть не только «модератором» общественных преобразований, но и активным участником объединительных процессов украинского общества, инструментами которого

являются механизмы и направления государственных практик. Поэтому, именно этот аспект приобретает особую актуальность в государственном управлении.

За годы независимости украинское государство как главный актер конструирования национальной идентичности все еще не создало необходимых условий для формирования единого социокультурного пространства. С одной стороны, для формирования национальной идентичности в Украине есть все необходимые условия: собственное государство; уникальный, отличающийся от других, язык; общая экономика; единые юридические права; культурная самобытность; национальная ментальность. С другой — отечественные и зарубежные исследования фиксируют недостаточный уровень развития в украинском обществе межэтнической, языковой, культурной, межконфессиональной и политической

213

Section 16. Economics and management

толерантности и единства. Также препятствуют формированию политической нации в современной Украине пассивная позиция граждан и привычка к государственному патернализму; языково-культурная разнородность населения; экономическая, политическая, социальная нестабильность; новая общественная стратификация.

Процесс формирования национальной идентичности в Украине осложняется и региональной дифференциацией. Различие между регионами заключается, прежде всего, в мировоззренчески ценностных ориентациях и уровнях национального самосознания. У каждого региона свое видение и толкование исторических событий, которые следуют из приобретенного исторического опыта, когда регионы находились в составе разных государств и империй. Такие противоречия являются основой для манипулирования украинским сознанием, втягивания в политические игры, переосмысления путем трактовки «по-своему» отдельных страниц истории, которые по-разному воспринимаются в регионах Украины. Следовательно, не стоит забывать и тот факт, что государства, под властью которых находились украинские земли в разные исторические периоды, принадлежали к двум разным традициям христианства (католической и православной), а также двум цивилизациям (западной и евразийской), что углубляет региональные различия и процесс формирования общей идентичности.

Вопросы взаимоотношения государства и нации рассматривались в научном дискурсе, однако, по сути, недооценивалась их роль как важного фактора государства в условиях полиэтничности населения. Механизмом упорядочения процессов общественного развития является государство. Регуляторная деятельность государства в сфере формирования национальной идентичности в украинском обществе осуществляется через государственную политику, цель которой — содействие развитию и самореализации личности, гуманизации общества, развитию поддержки культурной жизни различных национальных групп и культурных интересов членов общества разных национальностей. Для достижения поставленной цели определены соответствующие механизмы ее реализации, с помощью которых выполняются поставленные задачи. К таким механизмам относятся: правовой, экономический, институциональный, организационный, политический, духовно-ценностный, информационный. Каждый из указанных механизмов выполняет определенную функцию. Так, например,

политический механизм является инструментом регулирования и учета в рамках законодательства общегосударственных, региональных, личных интересов через органы государственной власти и органы местного самоуправления по становлению Украины как политической нации и активного игрока на международной арене. Эти функции присущи целым отраслям и сферам государственного управления, в частности образования, науки, культуры, СМИ, реализация которых возложена на министерства, службы, агентства, инспекции, другие центральные органы исполнительной власти. Часть функций государство распределяет между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с определенными законодательством принципами делегирования полномочий. Функции государственного управления в сфере формирования национальной идентичности обусловлены соответствующими целями и задачами. Стратегической целью гуманитарной политики в Украине провозглашено дальнейшую кристаллизацию общенациональной идентичности, обеспечение солидарности и социокультурной консолидации. Соответственно и задачами в сфере формирования национальной идентичности становятся: утверждение в обществе общенациональных ценностей; содействие консолидации украинской нации; поощрение и поддержка межкультурного диалога; охрана и сохранение культурного наследия Украины; возрождение территориальных общин как социокультурных единиц путем активизации охраны памятников и поддержки краеведения [4].

Государственная политика в сфере формирования национальной идентичности реализуется многоуровневой системой институтов власти и управления. Так, на высшем уровне ее осуществляет Верховная Рада Украины, Президент Украины и Кабинет Министров Украины. На центральном уровне участие в выполнении задач государства возлагаются на центральные органы исполнительной власти. На региональном и местном уровне реализация государственной политики обеспечивается местными государственными администрациями.

Проведение государственной политики в сфере формирования национальной идентичности украинского общества обеспечивается выполнением законодательной и исполнительной властью своих конституционных обязанностей:

1. Верховная Рада Украины определяет основы семьи, воспитания, образования, культуры, порядок применения языков, права коренных народов и наци-

214

Секция 16. Экономика и управление

ональных меньшинств, использование и защиту государственных символов, государственные праздники; утверждает общегосударственные программы национально-культурного развития; утверждает расходы на гуманитарную сферу и осуществляет контроль за их использованием; назначает и освобождает уполномоченного по правам человека, заслушивает его ежегодные доклады о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека; назначает по представлению Президента Украины Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины; назначает половину состава Национального Совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания и т. д.

2. Президент Украины является гарантом соблюдения прав и свобод человека и гражданина; обращается с ежегодным Посланием к Верховной Раде Украины, где определяет основные цели и приоритеты развития гуманитарной сферы; назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Национального Совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; присваивает высшие специальные звания деятелям образования, науки, культуры, награждает государственными наградами и президентскими наградами граждан Украины за личный вклад в указанные сферы.

3. Кабинет Министров Украины обеспечивает проведение финансовой, инвестиционной и налоговой политики государства в сфере образования, науки и культуры; разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы культурного развития; образует, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти гуманитарной сферы; назначает по представлению Премьер-министра Украины руководителей центральных органов исполнительной власти гуманитарной сферы и прекращает их полномочия на этих должностях.

4. Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан, выполнение государственных и региональных программ гуманитарного развития, а в местах компактного проживания

коренных народов и национальных меньшинств — также программ их национально-культурного развития [1].

Связь «государство — национальная идентичность» раскрывается через диалектику субъектнообъектных отношений. Именно государство через систему государственных органов объединяет различные этнические группы в единый социум. оно интегрирует население институтом гражданства, регулирует через соответствующие механизмы отношения между этносами. Государство формализует приоритетные интересы граждан, не противоречащие ценностям данного общества, обусловливает становление такой политической организации как национальное государство. Так, В. Липинский указывал, что «без своей собственной суверенной государственной ориентации не может быть нации» [3, 211]. Подобного мнения придерживаются и такие исследователи, как Дж. Алмонд и С. Верба, которые утверждают, что «политическая идентичность формируется политическими институтами, а не культурной принадлежностью» [2, 240].

Следовательно, в современных условиях основную роль в формировании национальной идентичности должны осуществлять государственные институты, деятельность которых базируется на демократических принципах независимого государства. Через осуществление функций органами государственной власти государство влияет на процесс формирования нации путем упорядочения общего социокультурного пространства. Сейчас утверждение национальной идентичности украинского общества возможно через всестороннюю модернизацию гуманитарной политики, ее подчинение задачам формирования наиболее благоприятных условий для самоопределения каждого человека и этнонационального сообщества, достижения единства украинской нации и ее дальнейшего развития, с учетом особой значимости в этих процессах образования, науки, культуры, языковой, этнонациональной, информационной, молодежной, региональной политики, межконфессионального диалога.

Список литературы:

1. Конституция Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254% D0% BA/96-% D0% B2% D1% 80. - Название с экрана.

2. Энциклопедия государственного управления: в 8 т./Нац. акад. гос. упр. при Президенте Украины; наук. -Ред. коллегия: Ю. В. Ковбасюк (председатель) и др. - К.: НАГУ 2011. - Т. 1: Теория государственного управ-ления/науч. - Ред. коллегия: В. М. Князев, И. В. Розпутенко и др. - 2011. - 748 с.

215

Section 16. Economics and management

3. Липинский В. Письма к братьям-хлеборобам. Об идее и организации украинского монархизма/В. Липинский. - К.: Киев - Филадельфия, 1995. - 470 с.

4. О внутреннем и внешнем положении Украины в 2013 году: Ежегодное Послание Президента Украины в Верховную Раду Украины. - К.: НИСИ 2013. - 576 с.

Panteleeva Angela Petrovna, Pskov branch RANHiGS

Associate Professor E-mail: panteleeva.anzhela@mail.ru

Development of supplementary pension insurance with insurance companies

Abstract: The article considers the supplementary pension insurance as a form of life insurance. Disclosed are objective and subjective factors that contribute to the supplementary pension insurance. The basic features of the contract additional pension insurance. The stages of supplementary pension insurance contract.

Keywords: supplementary pension, savings, pension payments, the redemption amount, the insurance company.

Пантелеева Анжела Петровна, Псковский филиал РАНХиГС

К. э.н., доцент E-mail: panteleeva.anzhela@mail.ru

Развитие дополнительного пенсионного страхования с участием страховых компаний

Аннотация: В статье рассматривается дополнительное пенсионное страхование как вид страхования жизни. Раскрываются объективные и субъективные факторы, способствующие созданию дополнительного пенсионного страхования. Приводятся основные черты договора дополнительного страхования пенсии. Рассматриваются этапы договор дополнительного пенсионного страхования.

Ключевые слова: дополнительная пенсия, накопления, пенсионные выплаты, выкупная сумма, страховые компании.

Страхование дополнительной пенсии представляет собой вид страхования жизни, предусматривающие обязанности страховщика по выплате в определенном размере и с определенной периодичностью пенсий при дожитии застрахованного лица до пенсионного возраста. Этот вид страхования позволяет обеспечивать гражданам более высокий уровень жизни при выходе на пенсию по возрасту, служит дополнением к социальному страхованию.

Выделим основное преимущество дополнительного пенсионного страхования в отличие от государственного пенсионного обеспечения. Государственное пенсионное обеспечение не удовлетворяет все потребности граждан и не гарантирует нормальное существование в старости. Выход один — участие в различных программах накопления.

Однако данный вид страхования должен быть ориентирован на различные по доходности категории населения — от людей с минимальной заработной платы до лиц с миллионными доходами. Ориентиру-

ясь на различный уровень дохода, страховые компании должны разрабатывать условия страхования в зависимости от интересов разных категорий клиентов.

Для богатых людей дополнительное пенсионное страхование не представляет особого интереса т. к. их доходы позволяют позаботиться о пенсионном возрасте заранее. Доходы, полученные от недвижимости, ценных бумаг и других финансовых инструментов, позволяют не думать о наступлении пенсионного возраста.

Малообеспеченные слои населения не могут в полном объеме обеспечить себе должную страховую защиту, и в этом случаи необходима поддержка государства. Так инвалиды, осуществляя трудовую деятельность при поддержке государства, с помощью страхования могли бы поддержать определенный уровень дохода в случаи ухудшения состояния здоровья.

Активными клиентами страховых компаний должен стать средний класс. Доходы среднего класса позволяют рассматривать различные варианты обеспечения своего материального благополучия в ста-

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.