Научная статья на тему 'Функции общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах'

Функции общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
702
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / PENAL LAW / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / PUBLIC COUNCILS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольховик Николай Владимирович

В статье рассматриваются основные положения нормативных правовых актов в части регламентации функций общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах; делается вывод о необходимости указания общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах в ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в качестве субъектов, участвующих в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека, а также содействующих в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок образования общественных советов при территориальных органах федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, должен предусматриваться указом Президента Российской Федерации. Для этого необходимо либо внести дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 82, либо издать отдельный указ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ольховик Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF SOCIAL COUNCILS OF FEDERAL PENAL SERVICE AND ITS TERRITORIAL BODIES

The article deals with basic provisions of regulatory legal acts regarding regulation of public councils functions of the Federal Penal Service and its territorial bodies.The author assumes that it is necessary to introduce public councils of the Federal Penal Service and its territorial bodies in Art. 23 of the Penal Code of the Russian Federation as subjects implementing public control over provision of human rights as well as subjects assisting organizations and bodies executing punishments.Formation of public councils of territorial bodies in national departments, federal services and federal agencies which are supervised by the President of the Russian Federation under federal services and federal agencies subordinated to thesenational departments shall be provided by a presidential decree of the Russian Federation. For this purpose it is necessary or to make additions to the presidential decree of the Russian Federation of August 4, 2006 or to issue a special one.

Текст научной работы на тему «Функции общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах»

УДК 343.848

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ОЛЬХОВИК,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора по научной работе (Юридический институт Национального исследовательского Томского государственного университета), e-mail: lawtsu@rambler.ru

ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Реферат: в статье рассматриваются основные положения нормативных правовых актов в части регламентации функций общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах; делается вывод о необходимости указания общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах в ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в качестве субъектов, участвующих в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека, а также содействующих в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок образования общественных советов при территориальных органах федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, должен предусматриваться указом Президента Российской Федерации. Для этого необходимо либо внести дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 82, либо издать отдельный указ.

Ключевые слова: права человека, уголовно-исполнительное право, общественный контроль, общественные советы.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство России (ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) устанавливает правовые основы участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека, а также содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. В этой правовой норме упоминаются общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения и попечительские советы при воспитательных колониях. Однако субъектами общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах (которых пока нет), исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации признает только общественные наблюдательные комиссии. Таким образом, действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) не упоминает общественные советы вообще, в том числе в качестве субъектов общественного контроля.

Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и

о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее - Закон) заполнил правовой вакуум в сфере контроля общественности за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, в том числе осужденных в местах лишения свободы, о чем неоднократно отмечалось в научной литературе [1, с. 15-18; 2, с. 1-8; 3, с. 3-6; 4, с. 21-24]. Вместе с тем, урегулировав порядок посещения членами общественных наблюдательных комиссий мест принудительного содержания, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), законодательство не предусматривает порядок взаимодействия общественных наблюдательных комиссий с общественными советами при ее территориальных органах [5, с. 21-26]. Часть 2 ст. 1 Закона указывает только на то, что «настоящий Федеральный закон не умаляет права общественных объединений, общественных советов, органов и комиссий на осуществление общественного контроля в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

К числу нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность Общественного совета при ФСИН России, прежде

© Ольховик Н. В., 2016

всего относится Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», который обеспечивает участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Следующим, но уже иным нормативным правовым актом, изданным на основании ч. 2 ст. 20 этого Федерального закона и регламентирующим деятельность и Общественного совета при ФСИН России, является Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам». ФСИН России относится к федеральной службе, руководство деятельностью которой осуществляет Президент Российской Федерации, поэтому на основании п. 4 Указа Положение об общественном совете и его состав утверждаются правовым актом соответствующего федерального органа исполнительной власти об образовании общественного совета. Таким правовым актом в настоящее время является приказ ФСИН России от 1 октября 2013 г. № 542 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава».

Что касается общественных советов при территориальных органах ФСИН России, то они даже не упоминаются перечисленными нормативными правовыми актами. Единственным правовым актом, не имеющим нормативного характера и только упоминающим общественные советы при территориальных органах ФСИН России, является распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р, которое внесло изменения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция). В Концепции говорится о том, что создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы (УИС) предусматривает повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества.

Во многом сложившаяся ситуация обусловлена тем, что общественные советы при территориальных органах УИС возникли задолго до появления других субъектов общественного контроля, к их существованию и деятельности все привыкли, а

преемственности правовой основы деятельности общественных советов при территориальных органах УИС на федеральном уровне не произошло. Приказом Минюста России от 30 июля 2003 г. № 184 «О создании Общественного совета при Министре юстиции Российской Федерации по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России» начальникам территориальных органов УИС было предписано сформировать при территориальных органах УИС аналогичные общественные советы. Приказом Минюста России от 29 января 2007 г. № 14 все предыдущие приказы Минюста России, касающиеся общественных советов, были отменены. В структуре ФСИН России был образован Общественный совет по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, который первоначально действовал на основании приказа ФСИН России от 26 января 2007 г. № 32 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы». Этот приказ возлагал на начальников территориальных органов ФСИН России обязанность проанализировать деятельность аналогичных общественных советов при территориальных органах ФСИН России, при необходимости обновить их состав. Последующие приказы ФСИН России не исключали этого положения, тем самым создавая определенную правовую основу их деятельности на федеральном уровне. Однако приказом ФСИН России от 1 октября 2013 г. № 542 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава» все эти приказы были отменены. Таким образом, порядок образования и состав общественных советов при территориальных органах ФСИН России определяется в настоящее время только соответствующими приказами начальников территориальных органов ФСИН России, которые не относятся к правовым актам. Более того, в соответствии с приказом Минюста России от 1 апреля 2015 г. № 77 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний» это полномочие начальника территориального органа можно отнести к разряду «иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Минюста России, Федеральной службы исполнения наказаний», а именно к иным полномочиям, предусмотренным распоряжением Правительства Российской Федера-

ции от 23 сентября 2015 г. № 1877-р, которое внесло изменения в Концепцию и говорит о повышении роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества.

Таким образом, проведенный анализ нормативных правовых актов, создающих правовую основу деятельности общественных советов при ФСИН России и ее территориальных органах, свидетельствует о необходимости внесения изменений в следующие нормативные правовые акты разного уровня. Во-первых, общественные советы при ФСИН России и ее территориальных органах должны быть указаны в ст. 23 УИК РФ. Во-вторых, порядок образования общественных

советов при территориальных органах федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, должен предусматриваться указом Президента Российской Федерации. Это потребует либо внесения дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 82, либо издания отдельного указа Президента Российской Федерации. Примером второго варианта может служить Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел РФ и его территориальных органах».

Список литературы

1. Баженов И. С., Лосева С. Н. Особенности нормативного регулирования и организационной деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы с общественными наблюдательными комиссиями // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 1. С. 15-18.

2. Баженов И. С., Лосева С. Н. Правовые аспекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 5. С. 1-8.

3. Гриб В. В. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации как участники общественного контроля: российский и зарубежный опыт // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 3-6.

4. Дидикин А. Б. Правовые формы участия граждан в общественном контроле // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 21-24.

5. Ольховик Н. В. Взаимодействие общественных наблюдательных комиссий и общественных советов при территориальных органах ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 2. С. 21-26.

NIKOLAY VLADIMIROVICH OL'HOVIK,

phd in law, associate professor, deputy director on scientific work (Legal institute of National research Tomsk state university),

e-mail: lawtsu@rambler.ru

FUNCTIONS OF SOCIAL COUNCILS OF FEDERAL PENAL SERVICE AND ITS TERRITORIAL BODIES

Abstract: the article deals with basic provisions of regulatory legal acts regarding regulation of public councils functions of the Federal Penal Service and its territorial bodies.

The author assumes that it is necessary to introduce public councils of the Federal Penal Service and its territorial bodies in Art. 23 of the Penal Code of the Russian Federation as subjects implementing public control over provision of human rights as well as subjects assisting organizations and bodies executing punishments.

Formation of public councils of territorial bodies in national departments, federal services and federal agencies which are supervised by the President of the Russian Federation under federal services and federal agencies subordinated to these national departments shall be provided by a presidential decree of the Russian Federation. For this purpose it is necessary or to make additions to the presidential decree of the Russian Federation of August 4, 2006 or to issue a special one.

Key words: human rights, penal law, public control, public councils.

© Ol'hovik N. V., 2016

References

1. Bazhenov I. S., Loseva S. N. Osobennosti normativnogo regulirovanija i organizacionnoj dejatel'nosti is-pravitel'nyh uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy s obshhestvennymi nabljudatel'nymi komissijami [Features of standard regulation and organizational activities of correctional facilities of a penal correction system with public monitoring commissions]. Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie -Penal system: law, economy, management, 2015, no. 1, pp. 15-18.

2. Bazhenov I. S., Loseva S. N. Pravovye aspekty osushhestvlenija obshhestvennogo kontrolja za obe-specheniem prav cheloveka i sodejstvija licam, nahodjashhimsja v mestah prinuditel'nogo soderzhan [Legal aspects of implementation of public control over ensuring human rights and assistance to the persons which are in places of detention]. Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie - Penal system: law, economy, management, 2014, no. 5, pp. 1-8.

3. Grib V. V. Obshhestvennye obedinenija i inye negosudarstvennye nekommercheskie organizacii kak uchastniki obshhestvennogo kontrolja: rossijskij i zarubezhnyj opyt [Public associations and other non-state non-profit organizations as participants of public control: Russian and foreign experience]. Grazhdanskoe obsh-hestvo v Rossii i za rubezhom - Civil society in Russia and abroad, 2015, no. 4, pp. 3-6.

4. Didikin A. B. Pravovye formy uchastija grazhdan v obshhestvennom kontrole [Legal forms of participation of citizens in public control]. Grazhdanskoe obshhestvo v Rossii i za rubezhom - Civil society in Russia and abroad, 2015, no. 1, pp. 21-24.

5. Ol'hovik N. V. Vzaimodejstvie obshhestvennyh nabljudatel'nyh komissij i obshhestvennyh sovetov pri territorial'nyh organah FSIN Rossii [Interaction of public monitoring commissions and public councils in case of territorial authorities of the FPS of Russia]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Sheets of a penal system, 2015, no. 2, pp. 21-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.