УДК 373. 2.006.14.25
Г. И. Веденеева
ФУНКЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Представлено психолого-педагогическое влияние краеведения на процесс социализации личности на основе развернутой характеристики функций краеведческой работы, организуемой в образовательном учреждении в воспитательных целях. Приобретение учащимися информации об особенностях местного социума, развитие критичности их суждений, умение ориентироваться в окружающей среде, желание участвовать в ее преобразовании - эти и другие воспитательные ценности заложены в краеведении, что позволяет рассматривать его как важный аксиологический ресурс в процессе социализации развивающейся личности.
Ключевые слова: социализация; аксиосфера краеведения; просветительная, демаскировочная, комментирующая, ориентировочная и стимулирующая функции краеведения; когнитивная установка; «сильные» и «слабые» стороны объекта.
Социализация личности - это процесс ее формирования в конкретных жизненных условиях социума: семьи, школы, города (села), региона, страны. В процессе жизнедеятельности происходит усвоение социального опыта, т. е. преобразование норм, правил и ценностей общества или группы в личностные ценности, определяющие модель поведения человека. Это преобразование может быть как спонтанным, так и целенаправленным.
Взаимодействие личности с окружающей средой - одна из наиболее острых проблем современности, ибо успех материального производства, создание духовных ценностей, формирование новых общественных отношений во многом зависят от того, на какой основе складываются отношения со средой.
В ближайшем окружении школьников наряду с организованными и целенаправленными воспитательными воздействиями есть немало стихийных, малоуправляемых, а иногда неуправляемых влияний. Здесь важны факторы, которые носят планомерный и систематический характер, обеспечивающий социальное здоровье развивающейся личности, ее вхождение в мир социальных отношений.
Одним из факторов социализации школьников является краеведческая работа, в процессе которой ребенок сталкивается с реальной действительностью, конкретными жизненными ситуациями, связанными с преодолением трудностей, с проявлением волевых усилий, самостоятельных решений, согласованных действий, что способствует приобретению нравственного опыта.
Краеведение как знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. В нашей стране сведения краеведческого характера получили отражение в летописях, различных государственных документах еще в ХУ-ХУ1 вв. В середине XVIII в. были опубликованы первые описания некоторых областей России, а во второй половине столетия работа по изучению и описанию различных областей страны получила широкий размах. Краеведение являлось символом роста, укрепления импе-
рии, русской государственности и русского самосознания. Образование российских губерний в конце XVIII в. требовало знания их природных и экономических ресурсов.
К. Д. Ушинский придавал большое значение необходимости развития школьного краеведения в России. Он писал: «Самые резкие, наиболее бросающиеся в глаза отличия западного воспитателя от нашего состоят в том, что человек западный, не только образованный, но и даже полуобразованный, всегда ближе знаком со своим Отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т. д., а русский человек менее знаком именно с тем, что всегда ему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится» [1, с. 83].
В 20-3 0-х гг. прошлого столетия краеведению был нанесен невосполнимый урон, отразившийся в отчужденности, отстраненности молодого поколения от культуры родного края, от стремления ее познавать и развивать. Краеведы были объявлены представителями контрреволюционной идеологии и устранены из общественной жизни. Было закрыто много краеведческих музеев и изданий, наблюдалось резкое снижение научного потенциала и культуры краеведческой работы.
Признаки начавшегося возрождения краеведения обнаруживаются, пожалуй, лишь с 1960-х гг. В то время образуются республиканские общества охраны памятников истории и культуры. В последние десятилетия заметны все более существенные симптомы того, что вновь находит понимание научная и общественная роль краеведения в нашей жизни.
В 1987-1989 гг. были проведены всесоюзные краеведческие конференции, в 1990 г. создан Союз краеведов, изданы краеведческие хрестоматии и учебные пособия, сборники статей, труды по истории краеведения.
Изменения, происходящие в наше время в политической, экономической и социальной жизни, по-
вышают значимость краеведческой работы, без которой невозможно воспитать патриотов, граждан, умеющих отстоять нравственные принципы.
Обращение многих школьных дисциплин (географии, истории, литературы, технологии, физики и др.) к изучению родного края получило новый импульс в связи с усилением региональной политики правительства России в изменившихся условиях.
В рамках реализации регионального компонента происходит создание новых краеведческих музеев в школах, учреждениях дополнительного образования, интернатах, в дошкольных учреждениях, в детских библиотеках. В ряде регионов проводятся краеведческие викторины, олимпиады, турс-леты, разрабатываются и внедряются социальные проекты по благоустройству родного края.
На местах наблюдается оживление издательской деятельности, причем выпускаются как книжные, так и электронные варианты. Издаются учебники для школ, краеведческие энциклопедии, учебные программы по краеведению. Большинство региональных учебников отличают проблемнотематический принцип композиции учебного материала, диалог авторов с юными читателями, творческие и проблемные приемы изложения, документы и иллюстрации из региональных библиотечных фондов.
Краеведческую работу в самом обобщенном виде можно представить как деятельность, включающую следующие компоненты:
1. Содержательный (знания о родном крае).
2. Оперативный (разнообразные действия, оперирование умениями, приемами).
3. Результативный (новые знания, новый специальный опыт, идеи, взгляды, потребности и качества личности) [2].
Содержательный компонент предполагает выяснение предмета краеведческой работы, ее назначения. Школьное краеведение - это учебно-воспитательная работа по ознакомлению учащихся на уроках и во внеклассных занятиях с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, историческим и культурным развитием своего края - республики, области, района, города, села, школьного микрорайона. Оно предполагает всестороннее изучение учащимися определенной территории в учебно-воспитательных целях.
Оперативный компонент краеведческой работы помогает ответить на вопрос: с помощью каких приемов, методов и форм можно познать родной край?
В ходе историко-краеведческой работы методы можно классифицировать соответственно трем основным путям сбора историко-краеведческого материала [3]:
1) планомерно-систематический сбор документов и памятников (работа с местной периодической печатью, с краеведческой литературой, с информаторами, работа в архивах, обмен экспонатами с другими школьными музеями);
2) экспедиционный сбор (походы, экспедиции, экскурсии исследовательского характера, уроки-экскурсии);
3) прием даров и случайных поступлений (сотрудничество с производственными предприятиями, учреждениями микрорайона, составление летописи их истории развития, анализ их возможностей в плане пополнения фондов школьного музея; совместное проведение краеведческих конференций, вечеров, экскурсий, походов с учениками школ, где пока еще нет музеев, подключение их к поисковой работе).
Результативный компонент краеведческой работы выражается прежде всего в том, что школьники под руководством учителя приобретают различные знания из жизни родного края в процессе его изучения. «Краеведение должно научить каждого учащегося смотреть на окружающее не глазами потребителя, а глазами творца, деятеля, активного участника преобразования, совершенствования, рационализации, украшения» [4, с. 44]. В школьном краеведении не только изучается разнообразная жизнь края и его роль для всего общества, но и используется возможность перехода от «констатации фактов и выражений эмоций к полезной деятельности». В процессе познания и преобразования родного края в детях утверждается важнейшее патриотическое чувство - ответственность за судьбу своей малой и большой Родины.
Большими возможностями краеведение располагает в установлении взаимосвязи школьников с микросредой города или села и формировании на этой основе социально значимых интересов коллектива и личности. Связь с окружающими людьми должна осознаваться ими как зависимость своей жизни, удовлетворения тех или иных материальных потребностей от труда других людей, земляков.
Успех нравственного воспитания детей зависит от особенностей социума, в котором они живут. Его составляют: взаимоотношения в формальных и неформальных объединениях друзей и сверстников, в семье; отношения с родителями и учителями; отношение к себе, природе, миру вещей, труду, образу жизни, общественным нормам.
Педагогу в процессе работы с ребенком важно обеспечить перевод внешних требований, отражающих принятую в социуме систему норм, стандартов или ценностей поведения, во внутренние установки личности школьника на этапах адаптации и интериоризации. С этой целью педагог создает программу своей деятельности, позволяющей ему
информировать детей о своеобразии окружающей среды, отбирать в этой среде объекты, наиболее значимые для воспитания у школьников самостоятельности мышления, умения аргументировать выбор своего поведения, в целом использовать особенности социума как ресурс для формирования системы нравственных ценностей растущей личности. Содержание этой деятельности находит свое отражение в краеведческой работе.
Формирование системы ценностных отношений осуществляется в процессе краеведческой работы в силу присущих ей следующих функций: просветительной, демаскировочной, комментирующей, ориентирующей, стимулирующей. Охарактеризуем каждую из них.
1. Просветительная функция. Готовность и желание детей быть полезными своему народу, вносить свой вклад в улучшение жизни родного края необходимо формировать, вооружая их знаниями об этом крае.
Основными объектами познания в процессе краеведческой работы являются люди, культура, труд и природа.
В процессе биографической работы младшие школьники знакомятся с известными людьми края, тружениками, новаторами труда, изучают жизнь тех, кто так или иначе связан с жизнью родного края.
Изучение судеб - важный, но не единственный источник нравственного просвещения школьников. Дома, улицы, архитектура, памятники, новостройки и т. д. - не безучастные свидетели нравственного становления человека. По мере накопления жизненного опыта ребенок начинает осознавать, что его родной город, село принадлежит и ему, и другим людям. Это понимание общего объединяет людей в их отношении к своей земле, заботе о ней.
Знакомясь с природой родных мест, школьники узнают о том, как охраняется растительный и животный мир, какую пользу он приносит людям, каковы природные богатства края и др.
Источниками приобретения знаний и представлений в процессе краеведческой работы являются вещественные (находки археологов, памятники архитектуры, храмы), изобразительные (рисунки, фотоматериалы, открытки), письменные источники (язык, фольклор, рассказы очевидцев, старожилов), наблюдения учащихся, поисковая работа.
Знания как адекватное отражение в сознании действительности в виде представлений, понятий, суждений, теорий во многом формируют когнитивную установку и, следовательно, определяют отношение детей к познавательным объектам.
2. Своеобразной функцией краеведческой работы является демаскировочная. Сущность ее заключается в том, что в процессе краеведческой работы
раскрываются свойства предметов, явлений, существование которых не предполагалось (снимается «маска» с познанного объекта, обнаруживаются его истинные свойства).
Механизм выявления свойств предметов, явлений реальной действительности рассматривал С. Л. Рубинштейн [5, с. 361]. Свойства предметов разделялись им на «сильные» и «слабые». «Сильные» функциональные свойства предметов препятствуют, тормозят восприятие других, «слабых», скрытых свойств предмета. Такое разделение связано не с действительной их природой или структурой, а со значимостью для субъекта в определенной ситуации. Важно демаскировать воспринимаемый объект, увидеть и познать его во всей полноте. По мнению С. Л. Рубинштейна, демаскировка осуществляется посредством включения объекта в новые системы связей и отношений.
Различные направления краеведческой работы помогают детям увидеть обыденные вещи, явления, к которым они относились равнодушно или же видели их лишь в одном качестве, в ином плане.
3. Комментирующая функция. Усвоение знаний о каком-либо объекте в процессе краеведческой работы сопровождается его моральной оценкой, т. е. одобрением или осуждением различных явлений социальной действительности и поступков людей в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют.
Основной носитель значения - слово или словосочетание. С помощью словесных и наглядных методов обучения на уроке (рассказ, объяснение, сравнение, сопоставление, демонстрация краеведческих пособий или экспонатов в музее) осуществляется комментирование окружающей действительности и определяется ее ценность. Школьники узнают, например, чье имя носит их гимназия и какова жизнь этого человека. Выступая в роли экскурсоводов в школьном музее, дети сами начинают комментировать события прошлых лет.
4. Ориентирующая функция. Краеведческая работа, в процессе которой окружающие предметы и объекты познаются и переживаются, а также получают соответствующие моральные оценки, регулирует отношения детей к людям, предметам в окружающей среде, учит правильно ориентироваться в ней. Эмоциональное восприятие факта, явления или предмета может усиливать или ослаблять их значимость для субъекта, побуждать к определенному действию. «Эмоция нарушает равнозначность ориентиров перед субъектом, некоторые из них приобретают особый смысл и с настойчивостью аварийной лампочки на щитке прибора требуют принятия экстренных действий» [6, с. 85].
Возникающая установка на воспринимаемый объект выражает состояние готовности ребенка к
определенной активности, к выбору соответствующего образа действия.
На важность умения ориентироваться в окружающей обстановке не раз указывал А. С. Макаренко: «Она (ориентировка) заключается в умении видеть и понимать все подробности, окружающие данный случай. Если человек что-то делает, он не должен забывать и то, что сзади него и сбоку него тоже находятся люди и чем-то заняты. Ориентировка невозможна, если человек привык видеть только то, что перед глазами, а что совершается вокруг, не видит и не чувствует» [7, с. 49]. Приобретаемые краеведческие знания школьника расширяют его кругозор, способствуют формированию гражданской позиции.
5. Стимулирующая функция. Развитие коллективной деятельности младших школьников как деятельности на пользу общества часто нуждается в дополнительных стимулах в процессе их нравственного воспитания. Краеведческая работа, направленная на познание родного края и сопряженная с полезной деятельностью в родном городе или селе, создает стимулы для развития мотивационной сферы общешкольных дел.
Стимулами, выступающими как внешнее явление или обстоятельство, в процессе краеведческой работы могут быть как ее содержание, так и отдельные компоненты организации. Усвоение информации о родном крае может порождать стимулы для обеспечения как смыслообразующих мотивов, так и тех, которые являются непосредственно побудителями воспитанников к деятельности. Так, знания младших школьников об участии их земляков в Великой Отечественной войне, восхищение их мужес-
твом стимулируют деятельность детей по оказанию помощи инвалидам войны; эта работа воспринимается ими как долг перед старшим поколением.
Однако младшие школьники не могут еще осознавать потребности общества с той глубиной, чтобы они воспринимались ими как собственные и непосредственно побуждали бы к деятельности, превалируя над другими. Перед педагогом встает задача обеспечить наличие тех мотивов, которые стали бы непосредственными побудителями деятельности. В качестве таких побудителей выступают эмоции детей, возникающие в процессе «открытия своего края», вызывающие чувство удивления перед тем, как он богат и как мало знают о нем. Обнаружение новых свойств, сторон знакомого предмета (здесь в силу вступают просветительная, демас-кировочная и комментирующая функции) повышает интерес к предлагаемой деятельности.
Средствами-стимулами коллективной деятельности, которыми располагает краеведческая работа, могут быть игры, соревнования, стремление школьника утвердить себя в коллективе, а также интерес к родному краю, его объектам по предметно-практическому основанию: общность территории, соседство, имеющийся опыт общения с людьми края и другие, которые педагог может использовать для «завязки» процесса изучения родного края и участия в его преобразовании.
На первый план краеведение выдвигает умение учащихся осмысливать происходящее, видеть жизнь в ее постоянном развитии, обновлении и тем самым дает возможность личности в процессе социализации определить свою траекторию саморазвития.
Список литературы
1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М., 1954. 732 с.
2. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
3. Методика историко-краеведческой работы в школе: пос. для учителя / под ред. Н. С. Борисова. М.: Просвещение, 1982. 223 с.
4. Иванов П. В. Основы школьного краеведения. Петрозаводск: ПГУ, 1977.
5. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976. 414 с.
6. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 143 с.
7. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1977. 320 с.
Веденеева Г. И., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой.
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Ул. Березовая роща, 54, г. Воронеж, Воронежская область, Россия, 393043.
E-mail: galina5423@mail.ru
Материал поступил в редакцию 12.08.2010.
G. I. Vedeneyeva
THE FUNCTIONS OF LOCAL HISTORY WORK AND THE SOCIALIZATION PROCESS OF THE SCHOOL STUDENTS
Psychological and pedagogical influence of study of local lore on process of socialization of the person is presented on the basis of the developed characteristic of functions of study of local lore work which organized in educational establishment in educational objectives. Obtaining by pupils of the information on features of local society, progress of criticality of their judgments, skill to be guided in the environment, desire to participate in its transformation - these and other educational values are laid in study of local lore.
Key words: socialization, educational, a function of «remove mask», rough and stimulating functions of study of local lore, «strong» and «weak» sides of object.
Voronezh Regional Institute of Professional Development of Educators.
Ul. Berezovaya Roshcha, 54, Voronezh, Voronezh region, Russia, 393043.
E-mail: galina5423@mail.ru