Научная статья на тему 'Функции и инструменты модернизации в сфере услуг (региональный уровень)'

Функции и инструменты модернизации в сфере услуг (региональный уровень) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЗВИ-ТИЕ / СТРАТЕГИЯ / SERVICE / MODERNIZATION / DEVELOPMENT / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазовская Снежана Владимировна, Кусраев Алан Черменович

Инструменты модернизации сферы ус-луг на региональном уровне базируются на принципе функциональной трансформации данной сферы в со-временных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS AND INSTRUMENTS OF MODERNIZATION IN THE SERVICE SPHERE (REGIONAL LEVEL)

The instruments of modernization of regional level of service sphere is basing on principle of the func-tional transformation of this sphere at the contemporary conditions.

Текст научной работы на тему «Функции и инструменты модернизации в сфере услуг (региональный уровень)»

14.6. ФУНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В СФЕРЕ УСЛУГ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Лазовская Снежана Владимировна, к.э.н., доцент, Южный Институт Менеджмента (Краснодар),

Кусраев Алан Черменович, доцент, Институт управления (Владикавказ).

Аннотация. Инструменты модернизации сферы услуг на региональном уровне базируются на принципе функциональной трансформации данной сферы в современных условиях.

Ключевые слова. Услуга, модернизация, развитие, стратегия.

FUNCTIONS AND INSTRUMENTS OF MODERNIZATION IN THE SERVICE SPHERE (REGIONAL LEVEL)

Lazovskaya Snezhana Vladimirovna, the candidate of economy, docent, YuIM (Krasnodar),

Kusraev Alan Chrermenovich, the docent, Institute of Management (Vladikavkaz).

Annotation. The instruments of modernization of regional level of service sphere is basing on principle of the functional transformation of this sphere at the contemporary conditions.

Key words. Service, modernization, development, strategy.

Закономерностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор народного хозяйства. Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию развития. Сфера социальных услуг, являясь одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, создает стимулирующее воздействие на развитие ключевых отраслей практически всех национальных экономик, оцениваемое значимым мультипликативным эффектом, выступает катализатором социально-экономического развития, способствует повышению уровня и качества жизни населения.

Сфера услуг региона, являясь социальноэкономической подсистемой территориальной общественно-хозяйственной системы, неразрывно связана с базовыми институтами современного социума. Жизнедеятельность сервисной подсистемы невозможна без взаимодействия с другими сферами и отраслями народного хозяйства. Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития сферы услуг строится на основе изучения современного состояния сервисного рынка, анализа роли услуг в экономике страны, особенностей производства и потребления в данной сфере, специфики соответствующего продукта, способах его воздействия на другие отрасли народного хозяйства.

Вместе с тем, данная сфера остро нуждается в модернизации, под которой следует понимать коренное преобразование инфраструктуры, функционирующего капитала и институтов [1]. В свою очередь, процесс

модернизации должен основываться на потребности в функциональных и структурных преобразованиях. Поэтому правомерна постановка вопроса о функциональном содержании современной сферы услуг, то есть, о тех функциях, которые в ней присутствуют, нуждаются в коррекции и дополнении или относятся к числу уходящих, отмирающих функций.

Выделим основные функции сферы услуг как подсистемы региона. К ним следует отнести воспроизводственную функцию, социальную коммуникационную функцию, функцию сглаживания диспропорций, дифференцирующую функцию и интегрирующую функцию. Раскроем их содержание.

Рассматривая воспроизводственную функцию, мы можем отметить следующее: сервисные предприятия создают услуги и, тем самым, обеспечивают воспроизводство рабочей силы и других форм личности людей. Вместе с тем, воспроизводственная функция обеспечивает сохранение и развитие всех факторов производства услуг. При этом существенное значение имеет состав применяемых факторов сервисного процесса. Одним из факторов производства услуг, определяющих конечный результат, является специальная инфраструктура, которая более всего нуждается в модернизации и использовании государственных средств, поскольку речь идет о долгосрочных и масштабных вложениях.

Отметим, что воспроизводственная функция играет роль своеобразного базиса по отношению ко всем остальным функциям. Если она не реализуется, или реализуется лишь отчасти, то это обстоятельство ярко «высвечивает» надстроечный характер остальных функций - вне связи с базисом они либо полностью погашаются, либо реализуются в редуцированном виде, что ослабляет развитие сферы услуг.

Традиционно исследователи проблемы выделяют такие экономические функции сферы услуг, как обеспечение занятости и создание дохода [2]. В данном случае налицо конкретизация такой функции, как воспроизводственная. Правомерно дополнить состав экономических функций сферы услуг функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным в условиях кризисной ситуации.

Создание дохода в сфере услуг региона следует оценивать с использованием системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты ее развития:

- мультипликатор дохода, который показывает дополнительный доход (заработную плату, ренту, прибыль и т.п.), полученный в результате увеличения расходов потребителей услуг;

- мультипликатор продаж, который измеряет дополнительные обороты (валовую выручку) сервисных предприятий в результате увеличения расходов потребителей;

- мультипликатор объема выпуска, который определяет объем дополнительной продукции или услуг, произведенных за счет увеличения указанных расходов;

- мультипликатор инвестиций, который определяется как воздействие инвестиций на суммарный доход.

Увеличение инвестиций в создание образовательных или туристско-рекреационных услуг окажет воздействие на всю экономику региона, так как по цепочке, последовательно затрагиваются многие отрасли регионального хозяйства.

Бизнес в законе

4'2010

Функция сглаживания региональных диспропорций, в частности, проявляется в том, что сфера услуг способствует экономическому развитию слабых в хозяйственном отношении регионов. Потребителей образовательных или рекреационных услуг, как правило, интересуют не регионы с развитой промышленностью, а территории, имеющие красивый ландшафт и окружающую среду в состоянии экологического равновесия. Чаще всего это регионы с преимущественным развитием аграрного сектора хозяйства. Для жителей таких регионов сфера услуг представляет собой важный источник формирования дохода, который способствует выравниванию доходов.

Функция сглаживания региональных диспропорций в сфере услуг имеет большое значение для регионов Юга России, поскольку имеет место формирование дополнительных доходов территорий, отличающихся дефицитом собственных средств и рассчитывающих на федеральную финансовую помощь. Баланс услуг является немаловажной составляющей общего баланса региона. Выделим в данном отношении услуги туризма. В России баланс путешествий традиционно является дефицитным, поскольку россияне оставляют за границей во время отдыха и путешествий больше денег, чем иностранцы в России. Такая ситуация во многом обусловлена климатом и культурными традициями

- например, большинство североевропейских стран считается странами выездного туризма. Иная ситуация на юге Европы, где баланс путешествий показывает постоянное превышение, доходов над расходами, так как здесь доминирует въездной туризм.

Эффективное функционирование сферы услуг возможно только при условии рационального использования ее ресурсного потенциала. В данном отношении воспроизводственная функция тесно взаимосвязана с оборотом финансовых, материально-технических, природных и других ресурсов. Жизнедеятельность системы сервиса невозможна без воспроизводства всех составляющих ресурсного потенциала. Поэтому обоснование необходимости рационального использования ресурсного потенциала строится на основе изучения современного состояния рынка, анализа роли сферы услуг в экономике региона, особенностей потребления и специфики производимого сервисного продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние территории.

Сфера услуг является одной из трудоёмких в экономике, поэтому в числе ее первостепенных социальных функций правомерно выделить функцию обеспечения занятости населения. Количественный рост персонала в отраслях сервиса может быть приостановлен в результате внедрения новых технологий обслуживания. Однако их не следует переоценивать. Технические средства облегчают сервисную деятельность, но не могут заменить личный контакт с потребителем услуг.

Например, рекреационные и туристические услуги как прямо, так и косвенным образом способствуют занятости населения территории. Говоря о прямом эффекте предоставления занятости в сфере туристско-рекреационных услуг, мы имеем в виду то, что население получает рабочие места непосредственно в сервисных предприятиях - главным образом, в гостиничных, транспортных предприятиях, пансионатах, санаториях и турбюро. В то же время сфера туристско-рекреационных услуг создает эффект занятости населения и в других отраслях экономики, поэтому налицо ее косвенное участие в занятости населения.

Мультипликатор занятости сферы услуг является важным показателем, который определяется общими количеством дополнительных рабочих мест, созданных за счет увеличения расходов потребителей услуг, либо как отношение числа рабочих мест, созданных дополнительными расходами, к общему числу рабочих мест в данной сфере. Расчет этого мультипликатора является наиболее сложным из-за широкого распространения временной (сезонной) и неполной занятости в отраслях сервиса. Этот мультипликатор может использоваться в качестве показателя социальной эффективности осуществляемой деятельности [3].

Ещё одной важной функцией сферы услуг региона является дифференцирующая функция, которая обеспечивает удовлетворение различных потребностей населения в социальных услугах отдыха, образования, оздоровления, лечения, духовного и физического развития. Благодаря данной функции, происходит позиционирование региона в национальной экономике и глобальном хозяйственном пространстве [4].

Управление сферой услуг подчиняется основным принципам теории управления, однако, наличие таких факторов, как формирование и реализация спроса на услуги, сервисные ожидания и впечатления от предоставленных услуг, влияющие на развитие потребления услуг, качество сервиса (соответствие предоставленных услуг их стоимости, комфортность пребывания на предприятиях сервиса, межличностное общение во время отдыха) требуют обоснования особых принципов управления, учитывающих специфику данной сферы. На наш взгляд, к таким принципам следует отнести: сочетание государственного и рыночного регулирования, таргетирование, системный характер сервиса, структурную сбалансированность в экономической системе региона и устойчивое развитие.

Рыночное управление с элементами государственного регулирования развития сферы услуг на региональном уровне в современных условиях должно осуществляться через два основных механизма:

- во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения;

- во-вторых, через введение определенных механизмов централизованного регулирования и координации.

Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций [5].

Государственное регулирование развития сферы услуг региона предполагает воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития данного сектора. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития сервиса, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов проведения.

Содержание государственного регулирования развитием сферы услуг региона определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагают территориальные власти при проведении политики в данной сфере. Следует также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере услуг зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную по-

литику, политику платежного баланса и т.д. Однако при таком подходе неизбежно теряется целевая направленность управления развитием данной сферы.

Интегрирующая функция сферы услуг заключается в том, что воспроизводственные процессы в ней, инициированные в системе региона, могут напрямую, без включения опосредствующих звеньев, интегрироваться с воспроизводственными процессами, инициированными на глобальном уровне или на уровне домохозяйства.

Вместе с тем, интегрирующая функция сферы услуг может быть представлена шире. Г. Слезингер справедливо указывает, что каждая отрасль социальной сферы, если принимать во внимание фактор времени, может успешно функционировать лишь при условии сочетания ее деятельности в режиме реального времени с ее виртуальной деятельностью, рассчитанной на будущее, исходя из объективных и законодательно обусловленных жизненных циклов человека [6].

Интеграционная функция, образно говоря, обобщает предшествующие функции, сводя воедино и переплетая между собой воспроизводственный процесс, социальные коммуникации и дифференциацию системы региона в хозяйственном пространстве страны и мира. Более того, интеграционная функция обеспечивает преодоление границ локальной системы региона, соединяя социально-экономические процессы, протекающие на ее уровне, с процессами, относящимися к другим уровням глобальной социально-экономической системы.

Для оценки данной функции может быть предложен показатель степени интеграции ВРП, исчисляемый как доля ВРП, полученная за счет интеграционного взаимодействия субъектов сферы услуг региона с субъектами, позиционированными на иных уровнях глобальной экономической системы [7].

Обобщим приведенные выше положения под углом зрения инструментов модернизации сферы услуг региона. Во-первых, необходимо учитывать западный опыт модернизации социальных отраслей, в рамках которого был накоплен значительный и опережающий Россию опыт - достаточно привести пример принятого во Франции закона «О модернизации» (2008 г.), в котором предусмотрены основные цели и инструменты модернизации существующей экономической системы, в том числе:

- упрощение условий для создания фирм и индивидуального бизнеса, поощрение инновационного предпринимательства;

- усиление конкуренции;

- повышение инвестиционной привлекательности основных сфер российской экономики;

- государственное финансирование инфраструктуры «экономики услуг» (в нашем случае были бы эффективны механизмы ГЧП) [1].

Во-вторых, оценивая специфику сферы услуг, под модернизацией данной сферы следует понимать сложный, многоаспектный процесс, в котором необходимо выделять следующие важнейшие составляющие и, соответственно, основные задачи модернизации:

- движение от прежнего индустриального способа хозяйствования к «экономике, основанной на знаниях» (то есть, к экономике, воспроизводственные процессы которой построены инновационным образом);

- переход от жестких общественно-хозяйственных структур к гибким, сетевым структурам, обладающим

значительным потенциалом адаптации; данная задача особенно актуальна для сферы услуг;

- преодоление ранее накопленного отставания в развитии, ускорение эволюционного процесса на основе заимствования опыта лидеров и мобилизации собственных ресурсов развития экономической системы.

Инструменты модернизации сферы услуг должны обладать значительным потенциалом институциональных преобразований. Речь идет о специальных институтах развития. Если для традиционного общества, в котором организация экономики и уклад жизни не менялись тысячелетиями, важнее всего было поддерживать стабильность, сохранять традиции, то для институтов современного экономического роста сферы услуг главное - институциональная гибкость, способность генерировать и использовать инновации, позволяющие адаптироваться к условиям быстро изменяющегося хозяйственного пространства.

Отставание России от ведущих мировых держав -продукт длительного исторического развития. Преодолеть его можно лишь на основе отказа от модели «догоняющего развития». В различные годы истории страны те или иные стратегии «догоняющего» развития приносили определенные результаты или оказывались совершенно неэффективными, однако в целом позиция страны в глобальном хозяйственном пространстве по отношению к мировым лидерам оставалась без изменений. Данный результат необходимо иметь в виду, осуществляя модернизацию сферы услуг.

Еще одно обстоятельство, требующее учета, это потребность в концентрации ресурсов модернизации в немногих секторах, призванных обеспечить наибольшую отдачу вложенных средств. Ускоренное развитие, без которого немыслима модернизация, происходит не во всех сферах хозяйственной жизни, а фокусируется в конкретных точках и локальных зонах хозяйственного пространства, которые могут дать значительный прирост и стать своеобразными «локомотивами» модернизации во всей национальной экономике. Сфера услуг обладает соответствующим потенциалом.

Оценивая различные инструменты модернизации сферы услуг на региональном уровне, следует согласиться с О. Пчелинцевым в том, что региональные экономические системы могут успешно развиваться лишь в том случае, когда они выступают в качестве полноценных, то есть, активных и обладающих достаточным ресурсным потенциалом субъектов формирования и реализации социально-экономической политики [8].

Список литературы:

1. Мамедов О.Ю. Модернизация - девиантная модель экономического роста? // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. Т.8. №1.

2. Папирян Г.А. Экономика туризма. М: Финансы и статистика, 1998.

3. Уколов В.Ф. Механизмы управления развитием региона. М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Уколов В.Ф.. Теория управления: А.М. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004.

5. Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг. М.:КНОРУС, 2007.

6. Слезингер Г.Э. Социальная экономика. М.: «Дело и сервис», 2001.

7. Ахполова В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия социально-экономических систем субъектов Российской Федерации в пространстве макрорегиона. Ростов - на - Дону: СКНЦ ВШ, 2007.

8. Пчелинцев О.Г. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.