Научная статья на тему 'Модернизация сферы услуг в регионах современной России'

Модернизация сферы услуг в регионах современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазовская Снежана Владимировна

Условия развития субрегиональных систем, существующих на мезо-уровне организации экономических отношений, в том числе и локальной сферы услуг, определяют необходимость расширения состава инструментов развития. Инструменты модернизации сферы услуг на региональном уровне базируются на принципе функциональной трансформации данной сферы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация сферы услуг в регионах современной России»

ЭКОНОМИКА СЕРВИСА SERVICE ECONOMY

УДК 332

ББК 65.04(2)

Л 27

С.В. Лазовская

Кандидат экономических наук, доцент Южного института менеджмента

(Краснодар). Тел: (952)8616147.

Модернизация сферы услуг в регионах современной России

(Рецензирована)

Аннотация. Условия развития субрегиональных систем, существующих на мезо-уровне организации экономических отношений, в том числе и локальной сферы услуг, определяют необходимость расширения состава инструментов развития. Инструменты модернизации сферы услуг на региональном уровне базируются на принципе функциональной трансформации данной сферы в современных условиях.

Ключевые слова: услуга, модернизация, развитие, стратегия.

S.V. Lazovskaya

Candidate of Economics, Assistant Professor, YuIM, Krasnodar. Ph. 8-952-861-61-47 The service sphere modernization in the regions of contemporary Russia

Abstract. The conditions of development of sub-regional systems, existing at meso-level of organization of economic relations, including the local service sphere, define the necessity of expansion of the development tools. The modernization tools of regional service sphere are based on the principle of the functional transformation of this sphere in the contemporary conditions.

Keywords: service, modernization, development, strategy.

Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию развития. Сфера социальных услуг, являясь одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие ключевых отраслей национальных экономик, выступает катализатором экономического развития, способствует повышению качества жизни.

Сфера услуг региона, являясь подсистемой территориальной хозяйственной системы, неразрывно связана с базовыми институтами современного социума. Жизнедеятельность сервисной подсистемы невозможна без взаимодействия с другими сферами и отраслями народного хозяйства. Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития сферы услуг строится на основе изучения современного состояния сервисного рынка, анализа роли услуг в экономике страны, особенностей производства и потребления в данной сфере, специфики соответствующего продукта, способов его воздействия на другие отрасли хозяйства.

Вместе с тем данная сфера остро нуждается в модернизации, под которой следует понимать коренное преобразование инфраструктуры, функционирующего капитала и институтов [1]. В свою очередь, процесс модернизации должен основываться на потребности в функциональных и структурных преобразованиях. Поэтому правомерна постановка

вопроса о функциональном содержании современной сферы услуг.

Выделим основные функции сферы услуг как подсистемы региона. К ним следует отнести воспроизводственную функцию, социальную коммуникационную функцию, функцию сглаживания диспропорций, дифференцирующую функцию и интегрирующую функцию.

Рассматривая воспроизводственную функцию, отметим, что сервисные предприятия создают услуги и тем самым обеспечивают воспроизводство рабочей силы и других форм личности людей. Вместе с тем воспроизводственная функция обеспечивает сохранение и развитие всех факторов производства услуг. При этом существенное значение имеет состав применяемых факторов сервисного процесса. Одним из факторов производства услуг, определяющих конечный результат, является специальная инфраструктура, которая остро нуждается в модернизации.

Воспроизводственная функция играет роль своеобразного базиса по отношению ко всем остальным функциям. Если она не реализуется, то это ярко «высвечивает» надстроечный характер остальных функций: вне связи с базисом они погашаются либо реализуются в редуцированном виде.

Многие исследователи выделяют такие экономические функции сферы услуг, как обеспечение занятости и создание дохода [2]. Правомерно дополнить состав экономических функций сферы услуг функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным в условиях кризисной ситуации.

Создание дохода в сфере услуг региона следует оценивать с использованием системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты ее развития:

- мультипликатор дохода, который показывает дополнительный доход, полученный в результате увеличения расходов потребителей услуг;

- мультипликатор продаж, который измеряет дополнительные обороты сервисных предприятий на основе увеличения расходов потребителей;

- мультипликатор объема выпуска, который определяет объем дополнительной продукции или услуг, произведенных за счет увеличения указанных расходов;

- мультипликатор инвестиций, который определяется как воздействие инвестиций на суммарный доход.

Функция сглаживания региональных диспропорций, в частности, проявляется в том, что сфера услуг способствует экономическому развитию слабых в хозяйственном отношении регионов. Потребителей образовательных или рекреационных услуг, как правило, интересуют территории, имеющие красивый ландшафт и окружающую среду в состоянии экологического равновесия. Чаще всего это регионы с преимущественным развитием аграрного сектора хозяйства. Для жителей таких регионов сфера услуг представляет собой важный источник формирования дохода, который способствует выравниванию доходов.

Функция сглаживания региональных диспропорций в сфере услуг весьма значима для регионов Юга России, поскольку имеет место формирование дополнительных доходов территорий, отличающихся дефицитом собственных средств и рассчитывающих на федеральную финансовую помощь. Баланс услуг является немаловажной составляющей общего баланса региона. Выделим в данном отношении услуги туризма. В России баланс путешествий традиционно является дефицитным, поскольку россияне оставляют за границей во время отдыха и путешествий больше денег, чем иностранцы в России, что обусловлено климатом и культурными традициями. Иная ситуация на юге Европы, где доминирует въездной туризм.

Эффективное функционирование сферы услуг возможно только при условии рационального использования ее ресурсного потенциала. В данном отношении воспроизводственная функция тесно взаимосвязана с оборотом финансовых, материальнотехнических, природных и других ресурсов. Жизнедеятельность системы сервиса невозможна без воспроизводства всех составляющих ресурсного потенциала.

Сфера услуг является одной из трудоёмких в экономике, поэтому в числе ее первостепенных социальных функций правомерно выделить функцию обеспечения занятости населения. Количественный рост персонала в отраслях сервиса может быть приостановлен в результате внедрения новых технологий обслуживания. Однако технические средства облегчают сервисную деятельность, но не могут заменить личный контакт с потребителем услуг.

Например, рекреационные и туристические услуги как прямо, так и косвенным образом способствуют занятости населения территории. Говоря о прямом эффекте предоставления занятости в сфере туристско-рекреационных услуг, мы имеем в виду то, что население получает рабочие места непосредственно в сервисных предприятиях - главным образом в гостиничных, транспортных предприятиях, пансионатах, санаториях и турбюро. В то же время сфера туристско-рекреационных услуг создает эффект занятости населения и в других отраслях экономики, поэтому налицо ее косвенное участие в занятости населения.

Мультипликатор занятости сферы услуг является важным показателем, который определяется общим количеством дополнительных рабочих мест, созданных за счет увеличения расходов потребителей услуг, либо отношением числа рабочих мест, созданных дополнительными расходами, к общему числу рабочих мест в данной сфере. Расчет этого мультипликатора наиболее сложен из-за широкого распространения временной (сезонной) и неполной занятости в отраслях сервиса. Данный мультипликатор может использоваться в качестве показателя социальной эффективности осуществляемой деятельности [3].

Ещё одной важной функцией сферы услуг региона является дифференцирующая функция, которая обеспечивает удовлетворение различных потребностей населения в социальных услугах отдыха, образования, оздоровления, лечения, духовного развития. Благодаря данной функции происходит позиционирование региона в национальной и мировой экономике [4].

Наличие таких факторов, как формирование и реализация спроса на услуги, сервисные ожидания, качество сервиса и другие, предполагает обоснования особых принципов управления, учитывающих специфику сферы услуг. К этим принципам следует отнести: сочетание государственного и рыночного регулирования, таргетирование,

системный характер сервиса, сбалансированность в системе региона и устойчивое развитие.

Рыночное управление с элементами государственного регулирования развития сферы услуг на региональном уровне в современных условиях должно осуществляться через два основных механизма: во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения; во-вторых, через введение определенных механизмов централизованного регулирования и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских ассоциаций [5].

Государственное регулирование развития сферы услуг региона предполагает воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития данного сектора. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития сервиса, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов проведения.

Содержание государственного регулирования развития сферы услуг региона определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагают территориальные власти при проведении политики в данной сфере. Следует также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере услуг зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику. Однако при таком подходе теряется целевая направленность развития данной сферы.

Интегрирующая функция сферы услуг заключается в том, что воспроизводственные процессы в ней, инициированные в системе региона, могут напрямую, без включения опосредствующих звеньев, интегрироваться с воспроизводственными процессами, инициированными на глобальном уровне или на уровне домохозяйства.

Вместе с тем интегрирующая функция сферы услуг может быть представлена шире. Г. Слезингер справедливо указывает, что каждая отрасль социальной сферы, если принимать во внимание фактор времени, может успешно функционировать лишь при условии сочетания ее деятельности в режиме реального времени с ее виртуальной деятельностью, рассчитанной на будущее, исходя из объективных и законодательно обусловленных жизненных циклов человека [6].

Интеграционная функция, образно говоря, обобщает предшествующие функции, сводя воедино и переплетая между собой воспроизводственный процесс, социальные коммуникации и дифференциацию системы региона в хозяйственном пространстве страны и мира. Она обеспечивает преодоление границ системы региона, соединяя экономические процессы, протекающие в ней, с процессами, относящимися к другим уровням.

Для оценки данной функции может быть предложен показатель степени интеграции ВРП, исчисляемый как доля ВРП, полученная за счет интеграционного взаимодействия субъектов сферы услуг региона с субъектами, позиционированными на иных уровнях глобальной системы [7].

Под модернизацией сферы услуг следует понимать сложный, многоаспектный процесс, в котором необходимо выделять следующие важнейшие составляющие и, соответственно, основные задачи модернизации:

- движение от прежнего индустриального способа хозяйствования к «экономике, основанной на знаниях»;

- переход от жестких общественно-хозяйственных структур к гибким, сетевым структурам (данная задача актуальна для сферы услуг);

- преодоление ранее накопленного отставания, ускорение развития на основе обобщения опыта лидеров и мобилизации собственных ресурсов.

Инструменты модернизации сферы услуг должны обладать значительным потенциалом институциональных преобразований. Речь идет о специальных институтах развития, для которых главное - институциональная гибкость, способность генерировать инновации, позволяющие адаптироваться к условиям изменяющегося хозяйственного пространства.

Отставание России от ведущих мировых держав - продукт длительного исторического процесса. Преодолеть его можно лишь на основе отказа от модели «догоняющего развития». В различные годы истории страны те или иные стратегии «догоняющего развития» приносили определенные результаты, однако позиция страны по отношению к мировым лидерам оставалась без изменений. Данный результат необходимо иметь в виду, осуществляя модернизацию сферы услуг.

Ускоренное развитие, без которого немыслима модернизация, происходит не во всех сферах хозяйственной жизни, а фокусируется в конкретных точках и локальных зонах хозяйственного пространства, которые могут дать значительный прирост и стать своеобразными «локомотивами» модернизации во всей национальной экономике. Сфера услуг обладает соответствующим потенциалом.

Примечания:

1. Мамедов О.Ю. Модернизация - девиантная модель экономического роста? // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. Т. 8, № 1.

2. Папирян Г.А. Экономика туризма. М: Финансы и статистика, 1998.

3. Уколов В.Ф. Механизмы управления развитием региона. М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Уколов В.Ф., Быстряков И.К., Масс А.М. Теория управления: учебник. М.: Экономика, 2004.

5. Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг. М.:КНОРУС, 2007.

6. Слезингер Г.Э. Социальная экономика. М.: Дело и сервис, 2001.

7. Ахполова В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия социальноэкономических систем субъектов Российской Федерации в пространстве макрорегиона. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.