УДК 321.01+339.1
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Миннигалеева В.З.
Казанский кооперативный институт (филиал) Российский университет
кооперации
Ключевые слова: политика государства, функции государства, качество жизни, уровень жизни, благосостояние, социальные выплаты, технология управления качеством.
Key words: policy of the state, state function, quality of life, standard of living, welfare, social payments, technology of quality management.
В современной социально-ориентированной экономике рост качества жизни является важной функцией государства. Не зря в настоящее время вопросам качества и уровня жизни населения уделяется внимание не только со стороны ученых и исследователей этой проблематики, но и правительства Российской Федерации Конечной целью социально-экономического развития любого государства и его регионов является повышение благосостояния (качества жизни) своих граждан [4]. Социально-экономические реформы, проводимые в последнее десятилетие, привели к радикальным изменениям в жизни российского общества, что сопровождается развитием негативных тенденций: увеличивается расслоение общества по уровню материального обеспечения, т.е. увеличивается доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, ухудшается социальная защищенность большего числа категорий населения, увеличиваются диспропорции в возрастной категории населения, а в результате это привело к ухудшению здоровья, снижению средней продолжительности жизни населения, повышению смертности в стране.
На этапе экономических преобразований было выявлено недостаточное влияние и воздействие социальных факторов на воспроизводственный процесс. Предположительным являлось то, что разрешение экономических вопросов и проблем, создание системы эффективного рыночного механизма позволит перейти и к решению задач повышения качества и уровня жизни населения, поскольку будут созданы материальные и финансовые условия для такого решения. Но ослабление приоритета социальной политики привело к дисбалансу системы сохранения социального равновесия и взаимодействия экономической и социальной сфер. Социальное напряжение постоянно нарастало, и общество переступило допустимую грань снижения жизненного уровня по
всем показателям. Социально-имущественная дифференциация в период реформ достигла беспрецедентных масштабов, когда значительная часть населения оказалась за чертой бедности и нищеты. Старые структуры и технологии социальной сферы в процессе трансформации фактически были разрушены, а новые не сформировались и не были способны выполнять социально-защитные функции.
Разработка концептуальной системы роста качества жизни и жизненного уровня населения в рамках приоритетных национальных проектов, является необходимым условием исследования всех аспектов взаимодействия экономики и социальной сферы. Реализация такой политики невозможна без принципиального расширения и усиления регулирующей деятельности государства. Современная социально-экономическая ситуация требует определения оптимальных путей социального развития страны, что на сегодняшний момент становится основным показателем успешного решения условий повышения качества жизни населения. В современных условиях качество жизни выступает как эффективный инструмент осуществления социальной и экономической политики государства.
Усиленная социально-экономическая политика государства в соответствии с Конституцией предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Наряду с рыночными механизмами она выступает как важнейшая предпосылка, направленная на создание благоприятного делового, организационного и правового климата для повышения эффективности производства и труда, при этом приоритетом государства является эффективно-воздействующая политика, нацеленная на рост качества и уровня жизни населения в концепции усиления регулирующих и действенных функций государства.
Государственное регулирование качества жизни - это целенаправленное воздействие имеющимися у институтов государственной власти средствами на политические, экономические, хозяйственные и социокультурные процессы, определяющие качество жизни граждан. Особое место в управлении качеством жизни общества играет техническое регулирование, которое оказывает влияние на качество жизни, выступает в роли регулятора и посредством закона производит непосредственное воздействие на него. Проблема качества жизни и вопросы технического регулирования стали одним из приоритетов нового времени. Главным ориентиром обеспечения качества жизни является высокий уровень качества жизни. В целях обеспечения требуемого качества жизни в различных областях жизни необходимо грамотно использовать механизмы управления. Наиболее эффективно это может осуществляться с помощью законодательной базы. В рамках обеспечения
качества жизни можно выделить систему мер по техническому регулированию, которая является разновидностью государственного регулирования и важным инструментом защиты общественных интересов. Ориентация преобразований на повышение качества жизни обуславливает значимость нормативно-технического регулирования. Оно становится сферой регламентации параметров качества жизни. Техническое регулирование - своего рода институт качества жизни. Его развитие как института реализуется в рамках институционального поля Закона Российской Федерации «О техническом регулировании». В деле достижения высокого качества жизни стандартизация и сертификация, объединенные в понятие «техническое регулирование», являются ведущим ключевым фактором [6].
С 2000-х годов для создания необходимых условий развития экономики, государство, для решения социальных проблем, пришло к активизации политики в сфере социального обеспечения, следствием чего являются повышение социальных выплат, разработка и внедрение национальных проектов. Разработка технологии управления качеством жизни населения опирается на современные взгляды органов управления, которые заключаются во взаимосвязи населения как активного участника общего дела, а не как объекта деятельности власти. Соответственно, в такой деятельности особое значение приобретает создание эффективного и действенного партнерства населения и органов власти.
Многозначность проблем качества жизни диктует необходимость выработки и применения технического воздействия как одного из способа установления определенных правил и стандартов для регулирования деятельности страны. Трансформация экономики в сторону технического регулирования определяет появления новых «ресурсов» повышения и эффективности качества жизни населения. Роль технического регулирования как одного из способа обеспечения повышения качества жизни в современном обществе достаточно велика. Это связано с множеством проблем, обусловленных реформированием экономики [3].
Историческое развитие общества показало, что для сохранения человечества на Земле необходимо регулирование сознательной и созидательной деятельности индивида, социальной группы, общества в направлении изменения и преобразования окружающего мира с целью максимального удовлетворения своих потребностей. От степени удовлетворения потребностей людей зависят такие важные параметры жизнедеятельности, как здоровье населения, продолжительность жизни, условия жизни, уровень и качество жизни. Следствием является то, что степень удовлетворения потребностей населения является общим критерием оценки эффективности развития того или иного общества [7].
Современный экономический словарь определяет термин «качество жизни» как социально-экономическую категорию, представляющую обобщение такого понятия как «уровень жизни и включающей в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровья, продолжительность жизни, условии среды, окружающей человека, морально-психологический климат, душевный комфорт [5].
Вмешательство государства в сферу регулирования качества жизни должно заключаться в обеспечении процесса гармонизации общественных отношений, наиболее важным из которых является создание условий для зарабатывания средств, обеспечение социальных гарантий с целью повышения эффективности использования рабочей силы и поддержания достойного качества жизни. Без государственного вмешательства невозможно гарантировать человеку доход, обеспечивающий ему достойный уровень жизни вне зависимости от экономической успешности предприятия. Государство в данном вопросе также должно брать на себя такие функции, как повышение доходов малоимущих слоев населения для создания условий нормального воспроизводства рабочей силы, обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов, снижение уровня социальной напряженности.
В социальных технологиях государственного регулирования уровня жизни населения и преодоления бедности необходимо предусмотреть решение ключевых вопросов, а именно: регулирование оплаты труда, государственное регулирование занятости населения, направленные на оптимизацию жизнедеятельности трудоспособных бедных; адресная социальная поддержка населения.
Так государство определяет направления развития социально-экономической системы, обеспечивает соблюдение интересов субъектов экономической деятельности, создает, поддерживает, развивает производственно-хозяйственной, институциональную инфраструктуры. В то же время негативные последствия государственного управления могут проявиться инфляционными процессами, спадом производства, территориальной диспропорцией.
Государство оказывает влияние на формирование социальных общественных потребностей, исходя из уровня развития общественного сектора, производящего предметы общественных потребностей, бюджетных возможностей, приоритетов в социальной политике государства на данный период времени. Современный этап радикальных экономических реформ сопровождается преобразованиями подходов к оценке качества жизни. На этом уровне доходы населения являются одним из наиболее обобщающих показателей качества жизни и роста благосостояния людей. Сохранение значительной роли государства в социальной сфере в период трансформации экономической системы
обусловливается тем, что рыночный механизм удовлетворения социально значимых потребностей общества несовершенен, а значительный объём этих нужд требует сохранения широких масштабов государственного участия в социальной деятельности.
Таким образом, необходимым условием успешного проведения социальных реформ является введение минимальных социальных стандартов, т.е. перечня основных социальных услуг, которые государство стремится гарантировать всем гражданам. Чрезвычайно важной представляется разработка принципиально новой системы оценочных показателей, технологий расчетов и государственного регулирования уровня жизни населения на их основе.
ЛИТЕРАТУРА: 1. О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» : Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2009 № 385-ФЗ. 2. О техническом регулировании: Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ. 3. Вилкова, С.А. Основы технического регулирования : учеб. пособие для вузов / С.А. Вилкова. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 208 с. 4. Гаврилова, Т.В. Принципы и методы исследования качества жизни населения/ Т.В. Гаврилова//Технологии качества жизни.-2004. 5. Современный экономический словарь / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 495 с. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»)]. 6. Ша р о н о в а Д. С. / Теоретическое обоснование резервов технического регулирования обеспечения качества жизни / Д . С . Ша р о н о в а/ Сборник научных трудов Экономика и управление качеством: учет, анализ, методы, модели, инструменты и аудит.-2010. С.53. 7. Хаджалова, Хадижат Магомедовна Качество жизни населения как основа обеспечения социальной стабильности (на примере Республики Дагестан) Автореферат. Год: 2011.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
НАСЕЛЕНИЯ
Миннигалеева В.З.
Резюме
Необходимым условием успешного проведения социальных реформ является введение минимальных социальных стандартов, т.е. перечня основных социальных услуг, которые государство стремится гарантировать всем гражданам. Чрезвычайно важной представляется разработка принципиально новой системы оценочных показателей, технологий расчетов и государственного регулирования уровня жизни населения на их основе.
STATE REGULATION OF THE QUALITY OF LIFE
Minnigaleeva V.Z.
Summary
Thus, the necessary condition of successful realization of social reforms is introduction of minimum social standards, i.e. list of basic social services that the state aims to avouch for all citizens. Extraordinarily important is development of the fundamentally new system of evaluation indexes, technologies of calculations and government control of standard of living of population on their basis.
УДК 92:636.93+636.92 ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКАДЕМИКА Н.А. БАЛАКИРЕВА
Михайлова Р.И.
ФГБОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана»
Ключевые слова: Балакирев Н.А., этапы жизни, звероводство, кролиководство.
Key words: Balakirev N.A., life stage, fur animals breeding, rabbits breeding .
1 января 2012 г. исполнилось 65 лет известному учёному в области звероводства и кролиководства, уроженцу Татарстана, доктору сельскохозяйственных наук, профессору, действительному члену (академику) Российской академии сельскохозяйственных наук, Заслуженному деятелю науки Российской Федерации Николаю Александровичу Балакиреву.
Николай Александрович родился в деревне Красные Горки Куйбышевского района ТАССР (ныне субъект Российской Федерации -Республика Татарстан) в семье крестьян. В 1962 году окончил 8 классов Агромаковской школы и далее переехал в Казань, с которой у него связан большой и важный этап жизни. В 1962 году он поступает учиться на электрика в техническое училище №2 г. Казани, после окончания которого с 1964 года работал по специальности, затем с 1966 по 1968 год служил в рядах Советской Армии и далее вновь работал электрослесарем в депо №2 трамвайно-троллейбусного управления г. Казани (1969-1970 годы).
После окончания вечерней 11-летней школы в 1970 году его жизнь коренным образом меняется, и все его интересы, учёба и работа теперь уже