Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ С ПОЗИЦИИ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА РОДОВЫХ ПОНЯТИЙ'

ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ С ПОЗИЦИИ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА РОДОВЫХ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ / ВНЕШНЯЯ ФУНКЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эльмурзаев М.А., Михайловский С.П., Новицкий Я.И., Ильющенко С.А.

Цель исследования - на основе структурного анализа выделить функции физической рекреации в рамках своих родовых понятий. Методика и организация исследования. Анализ функций физической рекреации осуществлялся на основе методологического подхода, позволяющего содержательно выделить ее функции в рамках своих родовых понятий - физической культуры и общей рекреации. Результаты исследования и выводы. Физическая рекреация имеет свои специфические функции. Они проявляются в связи с общечеловеческими функциями жизнедеятельности человека и функциями своих родовых понятий. В то же время, имея свое относительно самостоятельное значение и в определенной мере схожесть с другими функциональными системами, они тем самым имеют свое специфическое содержание и направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL RECREATION FUNCTIONS IN TERMS OF GENERIC CONCEPTS

Objective of the study was to analyze structure of the physical recreation functions in terms of generic concepts. Methods and structure of the study. We analyzed the physical recreation functions using a practical toolkit intended to classify the functions within the relevant generic concepts of physical education and general recreation. Results and conclusion. Recreational domain is ranked among the key human activity fields, with its functions shaping up the individual leisure time behaviors within the basic universal living styles and the relevant generic concepts. Despite them being relatively independent and to a certain extent similar to the other functional systems, they still have their specific contents, priorities and progress vectors need to be analyzed.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ С ПОЗИЦИИ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА РОДОВЫХ ПОНЯТИЙ»

функции ФИЗИЧЕСКОМ РЕКРЕАЦИИ С ПОЗИЦИИ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА РОДОВЫХ ПОНЯТИЙ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 20.01.2022 г.

M

Информация для связи с автором: m.a.08@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Эльмурзаев1 Кандидат педагогических наук, доцент С.П. Михайловский1 Я.И. Новицкий1 С.А. Ильющенко1

1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

PHYSiCAL RECREATiON FUNCTiONS iN TERMS OF GENERIC CONCEPTS

PhD, Associate Professor M.A. Elmurzaev1 PhD, Associate Professor S.P. Mikhailovsky1 Y.I. Novitskiy1 S.A. Ilyushchenko1

1 St. Petersburg Mining University, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - на основе структурного анализа выделить функции физической рекреации в рамках своих родовых понятий. Методика и организация исследования. Анализ функций физической рекреации осуществлялся на основе методологического подхода, позволяющего содержательно выделить ее функции в рамках своих родовых понятий - физической культуры и общей рекреации.

Результаты исследования и выводы. Физическая рекреация имеет свои специфические функции. Они проявляются в связи с общечеловеческими функциями жизнедеятельности человека и функциями своих родовых понятий. В то же время, имея свое относительно самостоятельное значение и в определенной мере схожесть с другими функциональными системами, они тем самым имеют свое специфическое содержание и направленность.

Ключевые слова: функции физической рекреации, внешняя функция, внутренняя функция, функциональный подход, анализ.

Abstract

Objective of the study was to analyze structure of the physical recreation functions in terms of generic concepts.

Methods and structure of the study. We analyzed the physical recreation functions using a practical toolkit intended to classify the functions within the relevant generic concepts of physical education and general recreation. Results and conclusion. Recreational domain is ranked among the key human activity fields, with its functions shaping up the individual leisure time behaviors within the basic universal living styles and the relevant generic concepts. Despite them being relatively independent and to a certain extent similar to the other functional systems, they still have their specific contents, priorities and progress vectors need to be analyzed.

Keywords: physical recreation functions, external function, internal function, functional approach, analysis.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. В сфере досуга физическая рекреация выполняет в определенной степени функции, присущие ее родовым понятиям - физической культуре и общей рекреации.

Цель исследования - на основе структурного анализа выделить функции физической рекреации в рамках своих родовых понятий.

Методика и организация исследования. Анализ функций физической рекреации осуществлялся на основе методологического подхода, позволяющего содержательно выделить ее функции в рамках своих родовых понятий - физической культуры и общей рекреации.

Результаты исследования и их обсуждение. С позиции системного анализа и соотношения теоретического и эмпирического уровней исследования феномена физической рекреации к ее функциям можно отнести общепедагогические, социально-психологические и специфические [2].

Общепедагогические функции:

Развивающая функция обеспечивает расширение границ двигательных возможностей человека, приобретение новых двигательных качеств и навыков, разностороннего физического развития. Если физическое развитие человека преимущественно происходит за счет естественных изменений в организме человека, то физическое развитие обусловлено,

прежде всего, за счет педагогических и социально-психологических факторов. Это две стороны развивающей функции, тесно взаимосвязанные и обеспечивающие физическое развитие человека.

Оздоровительная функция физической рекреации в современных научных исследованиях справедливо считается приоритетной. Она заключается в восстановлении и активизации функциональных возможностей организма человека, оптимизации физического здоровья.

Образовательная функция физической рекреации реализуется за счет расширения знаний человека о своем здоровье, способах его сохранения и укрепления, среди которых определенное место отводится физкультурно-рекреацион-ной деятельности.

Выделенные функции физической рекреации во многом схожи с функциями своей родовой системы - физической культуры и решают преимущественно педагогические задачи.

Социально-психологические функции. Анализ социально-психологических функций физической рекреации целесообразно проводить по направленности рекреационной деятельности: познавательная, преобразовательная, коммуникативная и ценностно-ориентационная.

Познавательная функция. Она не затрагивает реального бытия человека, а отражает в сознании субъекта знания

80

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

о сущности природы, общества, своего места в окружающем мире, знания о своем здоровье, способах его контроля, сохранения и укрепления.

Преобразовательная функция тесно связана с предыдущей функцией. Человек в процессе физкультурно-рекре-ационной деятельности не только познает внешний мир, но преобразует его, стремится к реальному или виртуальному изменению того, что ранее существовало в неизменном виде. Стремление к непрерывному саморазвитию, самосовершенствованию, к раскрытию реализации своих резервных возможностей превращает физкультурно-рекреацион-ную деятельность свободную, творческую, самостоятельную.

Коммуникативная функция физической рекреации является оперативным компонентом всех основных ее функций. Она призвана обеспечить интеграцию людей в социальную общность, выработку норм и правил общественного поведения, интеграции людей в относительно однородный социум, стирает вертикальную грань между менеджерами и подчиненными, позволяет человеку чувствовать себя полноправным членом окружающего социума.

Ценностно-ориентационная (аксиологическая) функция физической рекреации в рамках своих родовых понятий обеспечивает взаимодействие и взаимоотношения между субъектом и объектом, обеспечивает взаимоотношение объекта с идеалами, потребностями, интересами, желаниями субъекта, то есть носит оценочный характер. Ценности обуславливаются уровнем развития личной и общественной культуры, в то же время личность, обогащаясь ценностями культуры, обеспечивает поступательное развитие общей культуры [1, 3].

Специфические функции физической рекреации:

Функция организация досуга. Физическая рекреация функционирует преимущественно в сфере досуга, выполняя организационную и регулятивную функцию. Она служит способом, средством его проведения и является одним из важных компонентов в его понятийно-содержательном аппарате.

Престижная функция. Быть физически здоровым, заниматься каким-либо видом спорта, быть хорошо информированным в области спорта, принадлежать к какому-либо спортивному сообществу и использовать спортивную атрибутику становится престижным. Это значительно повышает социальный статус человека, его авторитет в окружающем социуме.

Компенсаторно-релаксационная функция физической рекреации. Эту функцию следует рассматривать как средство гармоничного сочетания труда и отдыха, создающего реальные предпосылки для полноценного развития личности.

Гедонистическая функция. Результативный эффект этой функции заключается в получении удовольствия от процесса и содержания рекреационной деятельности, общения с предпочитаемым кругом людей, получения эмоциональной разрядки, утоления эмоционального голода.

Креативная функция физической рекреации проявляется в многообразии и доступности видов, форм, способов рекреационной деятельности, что предоставляет широкие возможности для творчества человека, проявления своих креативных способностей, стимулирует самодеятельное творчество, самореализацию своих сущностных сил.

Прогностическая функция. Физкультурно-рекреационная деятельность человека представляет собой своеобразную модель будущих условий профессиональной деятельности и тех социальных ролей, которые они в ней выполняют. В большей степени они имеют значение для полноценного развития личности, активного ее включения в социокультурную среду.

Социокультурные функции физической рекреации многообразны. Они выполняют социализирующую, интегративную

и коммуникативную роль в жизнедеятельности человека, способствуют формированию коммуникативной компетенции, усвоению общечеловеческих культурных ценностей. Социокультурный анализ функций физической рекреации является наиболее продуктивным направлением в современной науке и практике [4].

Сфера досуга является основной сферой жизнедеятельности человека, где функционирует физическая рекреация, в свою очередь, она определяет функциональное содержание досуга. Такое утверждение справедливо по следующим соображениям. Во-первых, сфера досуга - наиболее приемлемая сфера жизнедеятельности человека, в которой происходит усвоение человеком социокультурных ценностей. Во-вторых, физкультурно-рекреационная деятельность - деятельность свободная, добровольная, самостоятельная и ее главные ценности наиболее ярко проявляются в сфере досуга. В-третьих, в сфере досуга происходит целостное воздействие физической рекреации на здоровье человека [5, 6].

Выводы. Физическая рекреация имеет свои специфические функции. Они проявляются в связи с общечеловеческими функциями жизнедеятельности человека и функциями своих родовых понятий. В то же время, имея свое относительно самостоятельное значение и в определенной мере схожесть с другими функциональными системами, они тем самым имеют свое специфическое содержание и направленность.

Литература

1. Дементьев К.Н. Мотивационная обусловленность занятий физической культурой учащейся молодежи // Теория и практика физ. культуры. 2017. № 11. С. 33-35.

2. Дубровская Ю.А., Коростелев Е.Н., Громов М.М. Соотношение теоретического и эмпирического уровней исследования феномена физической рекреации // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 3. С. 49-52.

3. Кабанов А.А. Мотивация студентов вузов в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. 2014. № 2. С. 10-12.

4. Костюченко В.Ф., Руденко Г.В., Дубровская Ю.А. Формирование физической культуры граждан в контексте стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 3. С. 35-38.

5. Куванов В.А., Коростелев Е.Н. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 2017. № 5. С. 21-22.

6. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой / Л.В. Ярчиковская, А.В. Токарева, О.В. Миронова и др. // Теория и практика физ. культуры. 2018. № 2. С. 85-87.

References

1. Dementyev K.N. Motivatsionnaya obuslovlennost zanyatiy fizicheskoy kulturoy uchascheysya molodezhi [Motivational basis for youth physical education process]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 11. pp. 33-35.

2. Dubrovskaya Yu.A., Korostelev E.N., Gromov M.M. Sootnoshenie teoreticheskogo i empiricheskogo urovney issledovaniya fenomena fizicheskoy rekreatsii [Ratio between theoretical and empirical levels of research on physical recreation phenomenon]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 49-52.

3. Kabanov A.A. Motivatsiya studentov vuzov v sfere fizicheskoy kulturyi i sporta [Motivation of university students in physical education and sport sector]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. No. 2. S. 10-12.

4. Kostyuchenko V.F., Rudenko G.V., Dubrovskaya Yu.A. Formirovanie fizicheskoy kultury grazhdan v kontekste strategii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v RF [Mass physical culture encouragement policies in context of national physical education and sports sector development strategy]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 3. pp. 35-38.

5. Kuvanov V.A., Korostelev E.N. Zdorovy obraz zhizni studencheskoy molodezhi v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Students' awareness of healthy lifestyles: questionnaire survey and analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 5. pp. 21-22.

6. Yarchikovskaya L.V., Tokareva A.V., Mironova O.V. et al. Formirovanie elementov zdorovogo obraza zhizni u studentov v protsesse zanyatiy fizicheskoy kulturoy [Healthy lifestyle promotion in academic physical education process]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2018. no. 2. pp. 85-87.

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.