Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ДОСУГ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вахнин Н.А., Эльмурзаев М.А., Вахнина Е.Г.

Цель исследования - научно обосновать социокультурную концепцию физической рекреации. Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на стыке теоретических и эмпирических подходов, базирующихся на сравнительном анализе деятельности. Результаты исследования и выводы. В исследовании показано, что физическая рекреация преимущественно функционирует в сфере досуга - основной сферы жизнедеятельности человека, где проявляется общечеловеческая культура. Это позволяет считать, что физическая рекреация выступает важным средством освоения общечеловеческих социокультурных ценностей. Рекреационная физическая культура личности является элементом общечеловеческой культуры и выражается в позитивном отношении к своему здоровью, здоровому стилю жизни. Она позволяет личности сохранить полноту и равновесие физических и духовных сил, обеспечивает удовлетворенность жизнью и социальное благополучие - интегральные показатели уровня и качества жизни современного человека. Допуская всю сложность и ограниченность проведения экспериментальной проверки выдвинутых теоретических положений, существенные трудности в использовании каких-либо измерительных процедур оценки механизмов и результатов использования физической рекреации в социокультурном пространстве жизнедеятельности человека, авторами лишь обозначены ориентиры и возможные пути реализации выдвинутых теоретических положений на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вахнин Н.А., Эльмурзаев М.А., Вахнина Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL CONCEPT OF PHYSICAL RECREATION

Objective of the study was to scientifically substantiate the sociocultural concept of physical recreation. Methods and structure of the study. The intersection of the theoretical and empirical approaches based on the comparative analysis of human activity served as a methodological basis of the current study. Results and conclusions. The study showed that physical recreation mostly functions in the human leisure sphere - the main life sphere, in which universal human culture manifests itself. Thus, it can be argued that physical recreation serves as an important means to endorse sociocultural values. Personal recreational physical culture is a component of universal human culture, which is expressed in a positive attitude towards own health and a healthy lifestyle in general. It enables an individual to maintain the fullness and balance of physical and mental strength and ensures his/ her satisfaction with life and social well-being - integral indicators of the life quality of modern humans. On the assumption of the difficulty and limitations of carrying out a pilot test of the proposed theoretical provisions, as well as the difficulties in using any tools for assessing the mechanisms and results of physical recreation in the sociocultural environment of man's living, the authors merely indicate the guidelines and possible ways to put the proposed theoretical provisions into practice.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ»

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОМ РЕКРЕАЦИИ

УДК/UDC 796.01:316

Поступила в редакцию 29.12.2020 г.

Кандидат философских наук, доцент Н.А. Вахнин1 Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Эльмурзаев1 Кандидат философских наук, доцент Е.Г. Вахнина1

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

SÜCiÜCULTURAL CONCEPT OF PHYSiCAL RECREATION

PhD, Associate Professor N.A. Vakhnin1 PhD, Associate Professor M.A. Elmurzaev1 PhD, Associate Professor E.G. Vakhnina1

1 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: curgan57@mail.ru

Аннотация Annotation

Цель исследования - научно обосновать социокультурную концепцию физической рекреации.

Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на стыке теоретических и эмпирических подходов, базирующихся на сравнительном анализе деятельности.

Результаты исследования и выводы. В исследовании показано, что физическая рекреация преимущественно функционирует в сфере досуга - основной сферы жизнедеятельности человека, где проявляется общечеловеческая культура. Это позволяет считать, что физическая рекреация выступает важным средством освоения общечеловеческих социокультурных ценностей.

Рекреационная физическая культура личности является элементом общечеловеческой культуры и выражается в позитивном отношении к своему здоровью, здоровому стилю жизни. Она позволяет личности сохранить полноту и равновесие физических и духовных сил, обеспечивает удовлетворенность жизнью и социальное благополучие - интегральные показатели уровня и качества жизни современного человека. Допуская всю сложность и ограниченность проведения экспериментальной проверки выдвинутых теоретических положений, существенные трудности в использовании каких-либо измерительных процедур оценки механизмов и результатов использования физической рекреации в социокультурном пространстве жизнедеятельности человека, авторами лишь обозначены ориентиры и возможные пути реализации выдвинутых теоретических положений на практике.

Ключевые слова: физическая рекреация, физкультурно-рекреационная деятельность, социокультурная концепция, досуг, здоровье.

Objective of the study was to scientifically substantiate the sociocultural concept of physical recreation.

Methods and structure of the study. The intersection of the theoretical and empirical approaches based on the comparative analysis of human activity served as a methodological basis of the current study. Results and conclusions. The study showed that physical recreation mostly functions in the human leisure sphere - the main life sphere, in which universal human culture manifests itself. Thus, it can be argued that physical recreation serves as an important means to endorse sociocultural values. Personal recreational physical culture is a component of universal human culture, which is expressed in a positive attitude towards own health and a healthy lifestyle in general. It enables an individual to maintain the fullness and balance of physical and mental strength and ensures his/ her satisfaction with life and social well-being - integral indicators of the life quality of modern humans. On the assumption of the difficulty and limitations of carrying out a pilot test of the proposed theoretical provisions, as well as the difficulties in using any tools for assessing the mechanisms and results of physical recreation in the sociocultural environment of man's living, the authors merely indicate the guidelines and possible ways to put the proposed theoretical provisions into practice.

Keywords: physical recreation, sports and recreational activities, sociocultural concept, leisure, human health.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Государственная политика в России по сохранению и укреплению здоровья населения сводится в основном к изданию законодательных актов и нормативных документов, созданию проектов по модернизации системы здравоохранения, образования, развитию инфраструктуры сферы досуга, где создаются наиболее благоприятные условия для воспроизводства и укрепления здоровья человека. При этом особое внимание уделяется внедрению физической культуры и спорта в повседневную жизнь россиян как одного наиболее распространенного и доступного из способов организации здорового образа жизни, формирования здоровья человека. Но создание мощной индустрии рекреационных услуг, усиление внимания к пропаганде здорового образа жизни еще не приводит к осознанию большин-

ством россиян важности своего здоровья, утверждению в общественном сознании его значимости для своей продуктивной практической жизнедеятельности. В настоящее время познания физической рекреации без социокультурной проблематики невозможно.

Цель исследования - научно обосновать социокультурную концепцию физической рекреации.

Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на стыке теоретических и эмпирических подходов, базирующихся на сравнительном анализе деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Психофизическое здоровье, социальное благополучие и удовлетворенность жизнью зависят не только от экономических условий жизни и степени материальной

обеспеченности населения. Они могут быть обеспечены лишь с учетом той конкретной социокультурной ситуации, в которой существует личность и которая позволяла бы удовлетворять разнообразные социальные и духовные потребности личности и общества, освоение социокультурных ценностей, что в конечном счете выражается в качестве жизни. На основе анализа теоретических концепций физической рекреации, выделения ее признаков, понятий, категорий, структурно-функционального анализа была предпринята попытка описания социокультурной модели физической рекреации. Уточнены современные понятия «культура» и «социум», обозначено место физической рекреации в социокультурном развитии личности и социальных отношений. На данном этапе исследования возникает необходимость рассмотреть, как физическая рекреация реально включена в социокультурное пространство и как практически реализуется ее потенциал в социокультурном развитии личности и общественных отношений. Актуальность исследования данной проблемы обосновывается тем положением, что личность формируется и развивается в социокультурной среде, является объектом воздействия культуры, усваивает ценности культуры, но и сама создает её ценности, будучи субъектом культурного творчества [4].

Основание рассматривать физическую рекреацию как важный элемент при всем многообразии существующих ее дефиниций и исследовательских парадигм главным служит ее признание как процесса, способа и результата оптимизации здоровья человека в единстве физического, психического, духовного и социального его компонентов. В рамках теории рекреации психофизическое, духовное и социальное здоровье человека рассматривается необходимым элементом его социокультурного развития.

Культура имеет «всепроникающий» характер, охватывает все виды человеческой деятельности, всю его повседневную жизнь. Как отмечает С. Н. Иконникова, ни одна из сфер жизни общества и конкретной личности - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или религия, наука или мораль, досуг или спорт - невозможны вне культуры. Вне культуры не может существовать и физическая рекреация [1].

Основной пространственно-временной сферой функционирования культуры является сфера досуга человека. По мнению многих ученых (М. С. Каган, Б. Г. Мосалёв, и др.), в сфере досуга создаются наиболее благоприятные условия для воспроизводства и сохранения целостного состояния здоровья человека в совокупности всех его компонентов. Сфера досуга служит и оптимальной сферой жизнедеятельности человека для освоения общечеловеческих и социокультурных ценностей. Досуг выступает одним из важных механизмов вхождения личности в социокультурное пространство, возможности в нем функционирования и конструирования новых форм социальных отношений.

Выделяя сферу досуга как основную пространственно-временную сферу жизнедеятельности человека, в которой преимущественно функционирует физическая рекреация и где наиболее ярко представлена культура, следует отметить, что особую актуальность эта проблема приобретает для молодежного социума. Молодежные физкультурно-рекреационные группы среди других возрастных групп в количественном отношении и по качественному однородному составу участников наиболее многочисленные, возникают, как правило,

стихийно и наименее управляемы со стороны социальных институтов. В молодежной среде физкультурно-рекреационные формы проведения досуга являются также наиболее популярными, доступными, отвечают возрастным особенностям их психофизического развития. В то же время в современном российском обществе в решении молодежной политики наметился ряд негативных тенденций [2].

Отмечается понижение общеобразовательного и культурного уровней молодежи, пониженная ориентация на традиционные культурные ценности, такие как семья, школа, труд, общество в целом. Снижение уровня нравственности, дегуманизация ценностей и норм социальной жизни порождает нетрадиционные стили жизни, альтернативные обществу молодежные субкультуры, подчас социально неодобряемые. Низкое качество организации досуга молодежи, его труднодоступность в силу коммерциализации многих форм его проведения приводит к примитивизации досуговых интересов, к их развлекательной, потребительской направленности, что не способствует социокультурному развитию личности.

В связи с этим остро стоит вопрос о коренной модернизации сферы досуга молодежи, расширении и создании таких наиболее благоприятных социокультурных условий, которые бы обеспечивали социально-психологическое и культурное развития личности, формирование оптимального здоровья молодого человека.

Под влиянием возникающих новых форм взаимоотношений в рекреационных группах могут качественно изменяться, перестраиваться даже асоциальные формы поведения, т. е. физкультурно-рекреационная деятельность выступает существенным корригирующим механизмом асоциального поведения и позволяет успешно решать многие психолого-педагогические задачи. Формирование потребности у молодых людей в физкультурно-рекреационной деятельности в сфере досуга - сложный педагогический процесс, требующий учета и соблюдения, определенных правил, условий и принципов построения. Именно в этом виде деятельности у молодых людей формируются главные социально-психологические и социокультурные новообразования: культуры общения, усвоение социальных норм, ценностей и способов поведения, что можно назвать обобщающим термином - становление социально-психологического здоровья и рекреационной физической культуры личности.

Выводы. Концептуальной парадигмой в исследовании физической рекреации служит признание её как биопсихосоциального явления, что позволяет реализовать главную задачу - физическая рекреация служит не только способом оптимизации здоровья субъекта рекреационной деятельности, но и развития самого субъекта как носителя здоровья. Физическая рекреация - это цель, способ, процесс и результат преобразования природно-заданной и социально-психологической сущности человека, саморазвитие и самосовершенствование.

В исследовании показано, что физическая рекреация преимущественно функционирует в сфере досуга - основной сферы жизнедеятельности человека, где проявляется общечеловеческая культура. Это позволяет считать, что физическая рекреация выступает важным средством освоения общечеловеческих социокультурных ценностей.

Рекреационная физическая культура личности является элементом общечеловеческой культуры и выражается в позитивном отношении к своему здоровью, здоровому стилю жизни. Она позволяет личности сохранить полноту и равно-

№3 • 2021 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

весие физических и духовных сил, обеспечивает удовлетворенность жизнью и социальное благополучие - интегральные показатели уровня и качества жизни современного человека.

Допуская всю сложность и ограниченность проведения экспериментальной проверки выдвинутых теоретических положений, существенные трудности в использовании каких-либо измерительных процедур оценки механизмов и результатов использования физической рекреации в социокультурном пространстве жизнедеятельности человека, авторами лишь обозначены ориентиры и возможные пути реализации выдвинутых теоретических положений на практике.

Литература

1. Иконникова С.Н. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / С.Н. Иконникова. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. - 474 с.

2. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб., 1996. - 210 с.

3. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / В.А. Куванов, Е.Н. Ко-ростелев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5.

- С. 21-22.

4. Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев // Теория и практика физ. культуры.

- 2014. - № 2. - С. 52-55.

References

1. Ikonnikova S.N. Istoriya kulturologii [History of Culturology]. Textbook for Academic Bachelor's Degree. 3rd ed., rev, sup.. Moscow, 2005. 474 p.

2. Kagan M.S. Filosofiya kultury [Philosophy of Culture]. St. Petersburg, 1996. 210 p.

3. Kuvanov V.A., Korostelev E.N. Zdorovy obraz zhizni studencheskoy molodezhi v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Students' awareness of healthy lifestyles: questionnaire survey and analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 5. pp. 21-22.

4. Elmurzaev M.A., Ponomarev G.N. Sotsiokulturny potentsial fiz-icheskoy rekreatsii [Sociocultural Potential of Physical Recreation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014.no. 2. pp. 52-55.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

КИНЕЗИОЯОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Кандидат технических наук, доцент Б.Х. Ланда1

1Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, Казань

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: физическая культура, кинезиологи-ческая образовательная технология, измерения, расчёты, оценки, показатели здоровья, мыследеятельность.

Введение. По мнению ученых, образовательная кине-зиология является эффективной технологией организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студентов. Выбор кинезиологической образовательной технологии связан с особенностью дисциплины «Физическая культура», изучающей в отличие от других предметов не окружающий нас мир, а тело человека, его функциональные возможности, резервы работы организма.

Цель исследования - обоснование кинезиологической образовательной технологии как эффективного средства обучения студентов физической культуре.

Результаты исследования и их обсуждение. Кине-зиологическая образовательная технология применялась для формирования самостоятельного мышления на основе движения при изучении студентами предмета «Физическая культура». Для освоения дисциплины была обновлена форма организации и содержания учебных занятий за счёт вытеснения репродуктивных форм преподавания и перехода к проблемно-поисковому, исследовательскому, личностно ориентированному подходу к учебному процессу. Формированию проблемно-поискового метода обучения, а не пассивного усвоения информации, предоставляемой преподавателем, способствовали: дискуссионный, творческий, диалоговый способы ведения занятий; осмысление, разработка, обсуждение и реализация личностно ориентированного обучения; использование современного информационно-диагностического обеспечения.

На 1 -м курсе традиционные практические занятия по развитию основных физических качеств были дополнены обучением студентов работе с приборами и инструментами для определения важнейших характеристик здоровья. Полученные результаты общеизвестных показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности заносились в системе Exsel в карту фактических измерений. Каждое из лекционных занятий на 2-м курсе кроме основной

KiNESiOLOGiCAL EDUCATiONAL TECHNOLOGY iN ACADEMiC PHYSiCAL EDUCATiON

PhD, Associate Professor B.Kh. Landa1 1Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan

Поступила в редакцию 08.02.2021 г.

теоретической части содержало элемент практикума. Например: расчёт биологического возраста по методике Института геронтологии; оценку работы центральной нервно-мышечной системы с помощью теппинг-теста и пробы Ромберга; соответствие физического состояния студента (его физических качеств) половозрастному статусу и т. д.

Вывод. В рамках кинезиологической образовательной технологии студент учится преобразовывать полученные знания в инструмент практического действия; овладевает методикой самодиагностики; потребностью определять резервные возможности физиологических систем организма, активно мотивирующих к поиску индивидуальных комплексов упражнений, обеспечивающих положительную динамику достижений; привлекается к самостоятельному мышлению, развитию умственных способностей, умению анализировать и принимать решения на основе проведённых измерений и расчётов важнейших показателей здоровья. По отзывам студентов они начали по-настоящему ценить здоровье своё и своих близких, следить с помощью понятных тестов за своим физическим состоянием, интересной была работа с формулами и вычислениями, потому что многие любят подумать и поломать голову над правильностью своих решений сделать жизнь ещё лучше, применив полученные знания на практике.

Благодарность. Научная статья выполнена при поддержке гранта Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова, направленного на организацию и проведение публичного конкурса, имеющего целью повышение вклада участников - ученых, проживающих в Республике Татарстан, в отечественную и мировую науку с помощью финансирования их публикационной активности.

Использованная литература

1. Ланда Б.Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - М.: Спорт, 2017. - 128 с.

2. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. 5-е изд., доп. и испр. - М.: Советский спорт, 2011. - 348 с.

Информация для связи с автором: b-landa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.