Научная статья на тему 'Функции финансового менеджмента в вертикально-интегрированной образовательной структуре'

Функции финансового менеджмента в вертикально-интегрированной образовательной структуре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИИ / СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА / ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА / FUNCTIONS / FINANCIAL MANAGEMENT SYSTEM / VERTICALLY-INTEGRATED EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губертов Е. А.

В статье выделяются основные функции системы финансового менеджмента в вертикально-интегрированной образовательной структуре, и раскрывается их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the key functions of the financial management system of the vertically-integrated educational structure with their particular features described.

Текст научной работы на тему «Функции финансового менеджмента в вертикально-интегрированной образовательной структуре»

Территория науки. 2015. № 1

электромобили). Инновационные продукты могли бы стать новыми точками роста для депрессивных регионов страны.

Вывод российских моногородов из глубокой депрессии, превращение их в благополучные «точки роста», где будет создаваться высококачественный человеческий капитал - важнейшая социальная задача российских менеджеров нового поколения.

Список литературы

1. Бикметов Р.Ш. Социальные аспекты стратегического управления горнодобывающим предприятием в условиях кризиса // Вестник РУДН, Серия Социология. - 2010. - №3. - С.60-69.

2. Бикметов Р.Ш. Социально-экономические аспекты развития менеджмента в России в условиях глобализации // Векторы развития современной науки: материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х ч. Часть II. - Уфа, РИО ИЦИПТ, 2014. - С.64-66.

3. Тейлор Ф.У. Научная организация труда // Управление это наука и искусство.- М.: 1992.

Губертов Е. А.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ

Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол,

Россия

Ключевые слова: функции, система финансового менеджмента, вертикально-интегрированная образовательная структура.

Key words: functions, financial management system, vertically-integrated educational system.

Аннотация: в статье выделяются основные функции системы финансового менеджмента в вертикально-интегрированной образовательной структуре, и раскрывается их характеристика.

Abstract: The article considers the key functions of the financial management system of the vertically-integrated educational structure with their particular features described.

Формирование основной цели финансового менеджмента в вертикально-интегрированной образовательной структуре (далее ВИОС) по системе «Школа-Техникум-ВУЗ» нами уже было рассмотрено в прошлом номере «Территории науки» (номер 6 за 2014

61

Территория науки. 2015. № 1

год). Теперь нашей задачей является определение основных функций системы финансового управления ВИОС.

Организуя систему финансового менеджмента в ВИОС, необходимо понимать, что функции данной системы будут отличаться от функции такой же системы в коммерческих организациях. Таким образом, одна из задач финансового директора (или же уполномоченного лица, выполняющего обязанности по финансовому управлению) состоит в доведении до своих подчиненных особенностей финансового управления в ВИОС.

В современной научной и учебной литературе по финансовому менеджменту основной акцент делается на управление финансами коммерческих организаций. В области выявления особенностей и адаптацией этого управления для некоммерческих фирм можно отметить труды А.Г. Грязновой, Е.В. Маркина, Е.Р. Баханькова и другие [1,7]. Отдельным вопросам финансового менеджмента в некоммерческих организациях посвящены работы Ю.И. Грищенко, Л.Р. Лариной, Е. П. Коптева [2,5].

Если же говорить о финансовом управления в образовательных организациях, в том числе в ВИОС, то здесь практически отсутствуют какие-либо наработки ученых и специалистов в данных областях. Отдельные авторы, либо рассматривают достаточно узкие вопросы в этой области [4], либо охватывают широкий спектр финансового менеджмента [3], либо работы посвящены общему менеджменту [6].

Таким образом, изучение финансового менеджмента и его особенностей, а также адаптация и организация систем финансового управления в ВИОС является актуальным.

Определяя функции финансового менеджмента необходимо отметить, что среди основных элементов управления финансами некоммерческих организаций можно выделить финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Нетрудно заметить, что эти элементы абсолютно аналогичны с управлением финансами в коммерческих организациях [1]. Специфика же будет заключаться, исходя из организационно-правовой формы данной фирмы. Следовательно, определяя функции в ВИОС, следует опираться на функции, которые финансовый менеджмент выполняет в коммерческих организациях, интерпретируя последние под соответствующую организационно-правовую форму.

Финансовый менеджмент в коммерческих организациях осуществляет следующие основные функции:

- формирование капитала и денежных потоков. Данная функция обеспечивает образование и распределение различных видов

62

Территория науки. 2015. № 1

капитала фирмы (акционерного, резервного и т.д.), создание и распределение прибыли, привлечение заемных средств, получение операционных и иных доходов и генерирование денежных потоков;

- использование капитала и денежных потоков. Эта функция направлена на решение инвестиционных задач с целью достижения оптимального распределения финансовых ресурсов фирмы по основным сферам деятельности, проектам, подразделениям и т.д.;

- контрольная функция направлена на контроль эффективного использования капитала фирмы ее собственниками и иными участвующими в хозяйственной деятельности лицами.

Вертикально интегрированная образовательная структура, построенная по системе «Школа-Техникум-ВУЗ», обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов на основании последовательного, систематически упорядоченного освоения образовательных программ по различным направлениям и дисциплинам. Процесс подготовки достаточно длительный, требующий серьезных финансовых расходов, как связанных с обучением, так и с обеспечением функционирования других подразделений организации. В таких организациях присутствуют практически все элементы управления финансами (денежные потоки, инвестиции, доходы и т.п.) Таким образом, функции финансового управления для ВИОС в простой формулировке не изменятся, однако, их содержание претерпит модификацию согласно главной цели -обеспечение финансовой стабильности организации и нивелирование финансовых проблем внутреннего и внешнего характера в длительной перспективе. Достижение поставленной цели требует скоординированных действий всего управленческого персонала организации. Кроме того, сама формулировка цели подразумевает наличие высокой эффективности финансового управления не только до ее выполнения, но и после.

Теперь перейдем к формированию функций финансового менеджмента в ВИОС, которые необходимо учитывать при организации системы финансового управления.

1. Формирование капитала и денежных потоков.

Данная функция обеспечивает образование собственного капитала организации за счет взносов заинтересованных лиц и государства (при наличии государственно-частного партнерства). Создание фонда накопления для обеспечения расширения деятельности и резервного фонда в случае возникновения кризисных ситуаций. Помимо этих двух фондов необходимо создать фонд грантов для поддержки молодых ученых и специалистов и разработки различных научных проектов и

63

Территория науки. 2015. № 1

программ. Кроме того, данная функция предназначена для эффективного распределения доходов организации, полученных заемных средств и генерирования денежных потоков по каждому виду образовательной деятельности.

2. Использование капитала и денежных потоков.

Данная функция направлена на решение инвестиционных задач в области развития фундаментальных и прикладных наук, организации более эффективной системы обучения на основании внедрения передовых образовательных технологий и повышение квалификации профессорско-преподавательского и кадрового состава. Необходимо обеспечить оптимальное распределение финансовых ресурсов между школой, техникумом и ВУЗом. Предложенная функция также должна обеспечить эффективное управление и использование временно свободными денежными средствами фондов.

3. Контрольная функция.

Предназначена для контроля за финансовыми ресурсами организации, а также контроля за использованием капитала ВИОС по основным направлениям деятельности со стороны ее собственников и других лиц, задействованных в этой структуре.

Предложенные выше функции позволят обеспечить не только финансовую стабильность и преодолеть финансовые проблемы в организации в длительной перспективе, но и организовать строго ориентированную систему финансового управления в конкретной вертикально-интегрированной образовательной структуре.

Список литературы

1. Баханькова Е.Р. Некоммерческие организации: финансовое управление. - М., 2013, 249 с.

2. Грищенко Ю.И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях //Некоммерческие организации в России. - М., Дело и сервис, №2, 2011. с.44-50.

3. Котелкин С.В. Курс «международный финансовый менеджмент» в системе бизнес-образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета: научный журнал. - Серия 8: Менеджмент. Издательство: Санкт-Петербургского государственного университета. Высшая школа менеджмента. СПб, 2007, с. 157-182.

4. Кравцова Л.А. Финансовый менеджмент в образовании и его усовершенствование // Школьные технологии: научный журнал. Издательство: Научно-исследовательский институт школьных технологий, Москва, №5 2013 с. 59-64.

64

Территория науки. 2015. № 1

5. Ларина Л.Р. Совершенствование управления источниками финансирования некоммерческих организаций // Фундаментальные исследования: научный журнал. - Пенза, Академия Естествознания, 2013, с.10-12.

6. Федерова М.В. Развитие вузовского менеджмента / Экономика и управление Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования: Санкт-Петербургский университет управления и экономики. - Спб, №4, 2012. с.112-115.

7. Финансы / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова, М.Л. Ва-сюнина. - М., Финансы и статистика, 2013. 496 с.

Гыязов А.Т., Ураимов М.У.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Кызылкийский институт экономики, технологии и права,

КГТК им. Т. Кулатова, г. Кызыл-Кия, Кыргызстан

Ключевые слова: горнодобывающей промышленности,

предпринимательский потенциал, предприятия, индикаторы.

Key words: mining, entrepreneurial potential, Enterprise, indicators.

Аннотация: В данном исследование показаны основные факторы влияющие на развития предпринимательского потенциала МСП КР. Выявлены факторы, определяющие развитие предпринимательского потенциала на разных уровнях, и оценить их приоритетность. А так же предложены системные подходы для управление развития предпринимательского потенциала в нашей республике.

Abstract: This study shows the main factors affecting the development of the entrepreneurial potential of SMEs KR. The factors determining the development of entrepreneurial capacity at different levels, and to evaluate their priority. And also proposed systematic approach for managing the development of entrepreneurial potential in our country.

Риск малого предпринимательства, высокий уровень зависимости от изменчивости предпринимательской среды, ужесточающаяся конкуренция, нестабильность правовой и нормативной базы, несовершенство институциональной среды приводит к необходимости решения проблемы обеспечения устойчивости его развития, причем не только в определенный временной интервал, но и в стратегической перспективе. Малому предпринимательству динамизм и изменчивость

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.