Научная статья на тему 'Методологические основы финансового менеджмента коммерческих предприятий'

Методологические основы финансового менеджмента коммерческих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
934
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы финансового менеджмента коммерческих предприятий»

© 2007 г. Н.И. Кравцова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В Послании Президента В. Путина Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике 2003 г. были впервые сформулированы задачи удвоения ВВП на десять лет. В Послании Президента на 2006 г. отмечалось, что в последние годы усилились риски замедления темпов инфляции и снижения качества экономического роста. Основной проблемой, требующей решения в 2006 - 2008 гг., будет являться совершенствование действующего налогового законодательства, которое не в полной мере обеспечивает благоприятные условия для эффективного развития отечественного бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных проектов [1]. В Послании Президента на 2007 г. сказано, что за последние три года среднегодовой экономический рост в России составил около 7 %. Однако подчеркивается, что необходимо улучшить основные макроэкономические показатели, обеспечить должный уровень экономической свободы, создать равные условия конкуренции и укрепить право собственности. Не нарушая достигнутой финансовой устойчивости в экономике, необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и развитие инноваций. [2, с. 2].

На рост предпринимательской инициативы влияет становление и развитие системы финансового ме-

неджмента (ФМ), в том числе на коммерческие предприятия, поэтому очень важно проведение научных исследований по вопросам его теоретических основ.

Интерес к проблемам ФМ связан с необходимостью синтеза таких наук, как экономическая теория, менеджмент, бухгалтерский учет, финансы предприятий, экономический анализ с целью развития нового направления научной мысли. С одной стороны, ФМ возник и был развит в зарубежной финансовой теории и практике (Г. Марковиц, Ф. Модильяни, М. Миллер, У. Шарп и др.) и может представлять интерес в рамках анализа мирового опыта, с другой - особенности экономики нашей страны приводят к невозможности механического копирования этого опыта и необходимости его адаптации для российских коммерческих предприятий. Современный этап развития экономики России предполагает появление качественно новых элементов в системе ФМ, обеспечивающих долгосрочное расширенное воспроизводство российских предприятий различных организационно-правовых форм и видов деятельности.

В экономической литературе существуют различные точки зрения на определение категории «финансовый менеджмент» (таблица).

Автор Финансовый менеджмент

Балабанов И.Т. [3, с. 48] Специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Багудина Е.Г., Большаков А.К. [4, с. 563] Управление финансовыми ресурсами, обеспечивающее операции по их привлечению и рациональному использованию.

Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. [5, с. 265] Управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление необходимого для дела количества денежных средств в нужные периоды времени и их рациональное расходование в соответствии с намеченными целями, программами, планами, реальными нуждами

Бланк И.А. [6, с. 55]. Система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств

Гвоздев Б.З. [7, с. 23] Управление финансами или управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования и движения, распределения и перераспределения, а также использования; это сознательное и целенаправленное воздействие на экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег для получения оптимального конечного результата хозяйствования.

Экономическая сущность финансового менеджмента в трактовке современных экономистов

Герчикова И.Н. [8, с. 206] Вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственной деятельностью фирмы на основе современных методов.

Гончаров В.И. [9, с. 326] Процесс управления денежным оборотом, фондами денежных средств и финансовыми ресурсами предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. [10, с. 29] Управление финансами или управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли. Цель получения финансовых средств и эффективное их использование может быть достигнута за счет эффективного ФМ и финансового планирования (бюджетирования).

Ковалев В.В. [11, с. 5] Одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее в себе как теоретические разработки в области финансов, управления, учета, анализа, так и практические сконструированные в его рамках подходы.

Ковалев В. В., Ковалев Вит.В. [12, с. 317] Система отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая трактовка, расширяющая предмет этой науки с финансовых активов, ресурсов и отношений до всей совокупности ресурсов и обязательств предприятий, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализации подобных отношений, в частности, в приложении к коммерческой организации немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, финансовый менеджмент можно также представить как систему действий по оптимизации ее баланса.

Кондрашова А.В. [13, с. 117] Система рационального управления движением денежных потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия с целью достижения поставленной цели.

Крейнина М.Н. [14, с. 23] Принятие финансовых решений в рамках конкретной ситуации, выбор наилучшего варианта решения с учетом всех последствий выбора. Такой выбор производится во всех видах деятельности предприятия: основной, инвестиционной и финансовой.

Кудина М.В. [15, с. 10, 26] Как наука - это область знаний, посвященная методологии и теории управления финансовыми ресурсами крупной компании. С практической точки зрения - это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей предприятия (фирмы) благодаря эффективному использованию всей системы финансовых взаимосвязей, фондов и резервов, формирующих финансовый механизм предприятия в условиях рыночной экономики.

Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. [16, с. 62] Весь процесс управления воспроизводством с помощью формирования и использования финансовых ресурсов, капитала и денежных потоков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в условиях риска, с целью выполнения предприятием и корпорацией своих функций. На практике - это искусство управления финансами предприятий и корпораций в условиях действия внутренней и внешней среды, т.е. денежными отношениями, связанными с образованием и расходованием их доходов (выручки), прибыли, капитала, и денежных фондов в рамках принятой стратегии и тактики.

Маренго А. К. [17, с. 7] Это форма управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Под ред. Е.И. Бородиной [18, с. 179] Организация управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлечённого капитала и получения максимальной прибыли.

Под ред. А. Г. Грязновой [19, с. 1041] 1) процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия, организации; 2) наука об управлении финансами, построении финансовых отношений для достижения предприятиями, организациями своих целей. Часть менеджмента; синтетическая сфера деятельности, охватывающая различные направления управленческого труда. Научные и практические разработки в области финансов, кредита, статистики, экономического и финансового анализа служат базой, инструментарием для решения задач, стоящих перед ФМ.

Под ред. Г.Б. Поляка [20, с. 3] Управление финансами, т. е. процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия. Это также система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

Под ред. В.М. Родионовой [21, с. 128] Такая организация управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги.

Под ред. Н.Ф. Самсонова [22, с. 15-16] Процесс управления путем использования способов воздействия финансово-кредитного механизма на финансовые ресурсы в целях реализации финансовой политики.

Под ред. Е.С. Стояновой [23, с. 8] Наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей.

Под ред. В.В. Томилова [24, с. 504] Совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений, вид профессиональной деятельности, направленной на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. Процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействий на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

Под ред. Е.И. Шохина [25, с. 12] Движение денежных потоков, последовательность протекания финансовых процессов, взаимообусловленность объективных экономических и финансовых отношений, определение возможности эффективного воздействия на эти процессы выделяют науку управления финансами в самостоятельную область знаний - финансовый менеджмент.

Румянцева Е.Е. [26, с. 7] Как неотъемлемая часть общего управления предприятием ФМ чрезвычайно важен для достижения предприятием успеха на рынке.

Свиридов О.Ю., Туманова Е.В. [27, с. 40] Управление источниками финансовых ресурсов, финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями с целью рационального их использования и наращивания капитала предприятия.

Улина С. Л. [28] Саморегулирующая финансовая система на уровне коммерческой организации, которая взаимодействует с внешней средой, и ее функционирование направлено на достижения общих целей управления предприятием.

Хотинская Г.И. [29, с. 11] Управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов в процессе движения финансовых средств.

Шеремет А. Д., Ионова А.Ф. [30, с. 46] Процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов организации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по характеристике экономической сущности ФМ:

1) финансовый менеджмент - это форма управления процессами инвестирования и финансирования предпринимательской деятельности, которые рассматриваются в неразрывном единстве [31]. На практике это единство выражается в разработке и реализации инвестиционных проектов;

2) поскольку решения инвестирования и финансирования в бухгалтерском балансе отражены в денежной форме, ФМ представляет собой систему управления денежными потоками фирмы в целях обеспечения доходов ее собственникам;

3) стратегия и тактика финансового обеспечения предпринимательства. Первое означает финансовое обеспечение расширенного воспроизводства, а второе - простое воспроизводство предприятия.

В структуре ФМ можно выделить, во-первых, ее тесную связь со структурой бухгалтерского баланса как основной формой, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия. Структура ФМ включает управление активами, т.е. основными средствами (инвестиционное проектирование) и оборотным капиталом, и пассивами - управление собственным и заемным капиталом.

Во-вторых, в структуре финансового выделяют стратегический и тактический ФМ, что позволяет принимать и реализовывать финансовые решения. Стратегический ФМ представляет собой систему управления финансовыми потоками предприятия, направленную на реализацию его долгосрочных финансовых целей и позволяющую обеспечить финансирование расширенного воспроизводства. Основными его элементами выступают: управление основным капиталом; структурой капитала (долгосрочными источниками финансирования); политика корпоративных слияний и поглощений; антикризисный ФМ, банкротство и финансовое оздоровление; анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия; уп-

равление финансовыми рисками; стратегическое финансовое планирование (бизнес-планирование) и международный ФМ.

Наряду со стратегическим ФМ, важную роль выполняет тактический ФМ, представляющий систему управления, нацеленную на финансовое обеспечение простого воспроизводства. Базовые его звенья - это управление оборотным капиталом; выбор наиболее выгодных краткосрочных источников заемного финансирования; управление затратами с целью их снижения на предприятии, анализ безубыточности (расчет эффекта операционного рычага); текущее финансовое планирование (в том числе бюджетирование) и оперативная финансовая работа на предприятии.

Управление движением капитала в рамках фирмы предполагает определение цели ее развития, что дает возможность оценить эффективность того или иного финансового решения. Во всех случаях финансовое решение должно быть принято на основании определенных стандартов. Согласно Гражданскому кодексу РФ, все предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие. Основная задача деятельности первых - получение прибыли [32]. В рыночной экономике главными целями ФМ являются максимизация прибыли и увеличение рыночной стоимости обыкновенных акций акционерного общества.

Условие функционирования ФМ на предприятиях - это существование рынка во всем его многообразии, в том числе форм собственности и организационно -правовых форм предприятий, ценообразования, рынков товаров капитала и труда.

К объектам ФМ относятся финансовые отношения и финансовые показатели.

Первые обусловливают финансовые отношения, которые складываются между предприятием и его собственниками; предприятием и работниками; поставщиками и покупателями; предприятием и органами государственной власти на федеральном, региональном и местном

уровнях; предприятием и кредитной системой, а также другими финансовыми звеньями.

Вторые - это финансовые показатели, в первую очередь рентабельности, а именно коэффициенты рентабельности всех активов, реализации, чистых активов, рентабельности собственного капитала.

К субъектам ФМ внутри предприятия относятся собственник, предприниматель, финансовый менеджер. Функциями собственника являются разработка и контроль за реализацией стратегического ФМ. Предприниматель (генеральный директор) - контролирует реализацию стратегического и тактического ФМ. Финансовый менеджер и финансовая служба занимаются анализом и планированием финансового положения предприятия, обеспечением его финансовыми ресурсами (управление пассивами); их распределением (управление активами). Как внутри предприятия, так и за его пределами основным субъектом ФМ выступает инвестор.

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов[11]. Концепция (от лат. con-ceptio - понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления, с помощью которого выражается основная точка зрения на данное явление, задаются некоторые конструктивистские рамки, определяющие сущность и направление его развития [11, с. 63].

Базой ФМ служат концепции идеальных рынков капитала; временной стоимости денег или дисконтированного денежного потока; стоимости (цены) капитала, а также теория портфеля, модель оценки доходности финансовых активов (САРМ) и агентских отношений.

Большинство ранних теорий ФМ было основано на допущении существования идеальных рынков капитала (perfect capital markets). Идеальный (совершенный) - рынок, на котором обмен ценными бумагами и движение денежных средств совершаются свободно без затруднений и не связаны с дополнительными капитальными затратами. Большинство его условий на практике не выполняются, но тем не менее данная концепция позволила создавать теории, объясняющие реальность.

Концепция временной стоимости денег, или дисконтированного денежного потока (Time Value of Money, TVM) была сформулирована в 1930 г. И. Фишером [6], она позволяет принимать решения как инвестирования, так и финансирования. Анализ дисконтированного денежного потока основан на понятии временной стоимости денег, смысл которого в том, что денежная единица сегодня и ожидаемая через какое-то время, неравноценны.

Временная стоимость денег - это функция, зависящая от времени возникновения денежных доходов или расходов. Стоимость денег во времени затрагивает широкий круг деловых решений и знание того, как правильно воплощать расчеты стоимости денег во времени, что чрезвычайно важно для финансового менеджера.

В основе движения денежных потоков лежит использование различных схем начисления процентов.

Инвестиции на условиях простых процентов предполагают начисление очередного процентного дохода только с исходной величины инвестированного капитала без учета уже начисленных в предыдущие периоды процентов [4].

В конце п-го периода будущую стоимость на условиях простых процентов можно определить по следующей формуле [16, с. 67]:

ГУ = РУ(1 + гп),

где ГУ - будущая стоимость денежных потоков; РУ -настоящая (приведенная, текущая) стоимость денежных потоков; г - норма доходности (годовая процентная ставка, ставка дисконтирования); п - количество периодов инвестирования капитала.

Инвестирование осуществляется на условиях сложных процентов, если очередной доход начисляется с общей суммы исходных величин инвестированного капитала и начисленных процентов. При оценке денежных потоков инвестиционных проектов, как правило, используется схема сложного процента. Начисление процента на проценты называется компаундингом [23]. Использование в расчетах сложных процентов более логично, поскольку в этом случае капитал, генерирующий доходы, постоянно возрастает.

В конце п-го периода будущую стоимость на условиях сложных процентов можно определить по следующей формуле:

ГУ = РУ(1 + г)п . (1)

Она является базовой для ФМ и называется стандартной формулой сложного процента (компаундинга).

С помощью (1) рассчитаем настоящую стоимость:

1

PV = FV-

(2)

(1 + г)"

С учетом концепции временной стоимости денег позднее были разработаны различные модели дисконтирования денежных потоков. Концепция анализа дисконтированного денежного потока (Discounted Cash Flow, DCF) была разработана Д.Б. Уильямсом. М. Гордон впоследствии применил этот метод для управления финансами корпораций, а также использовал в исследованиях цены капитала [6].

Основоположниками концепции стоимости (цены) капитала (Cost of Capital Conception) были Ф. Модильяни и М. Миллер, которые развили и обновили классические финансовые теории М.Дж. Гордона и Линтнера. Концепция Модильяни и Миллера первоначально была основана на теории идеального рынка капиталов. В своих работах они пришли к заключению, что стоимость предприятия зависит от его будущих доходов, но не от соотношения между заемным и собственным капиталом, т.е. от структуры капитала предприятия. Этот вывод имел масштабные, практические последствия и оказал на практику управления финансами большое влияние.

Статьи содержали доказательство трех теорем. В теореме 1 была рассмотрена рыночная стоимость компании и способ ее определения; в теореме 2 - мо-

дель оценки стоимости акционерного капитала; в теореме 3 - метод оценки инвестиционных решений.

Уравнение теоремы 1 имеет вид

V, = (^ + Б,) =—

' Р л

для любой фирмы, из класса к,

где V, - рыночная стоимость фирмы или полная стоимость всех ценных бумаг, выпущенных компанией; Sj - рыночная стоимость акций компании; Б, -рыночная стоимость долга компании; Х, - ожидаемый доход на все активы компании или ожидаемая прибыль компании до вычета процентов по долговым обязательствам; рл - ожидаемая норма доходности

(дивиденд) акций класса к [33, с. 44].

Это означает, что рыночная стоимость фирмы не зависит от структуры ее капитала и определяется нормой капитализации ожидаемого дохода в фирмах ее класса. Средние затраты фирмы на капитал вовсе не зависят от его структуры и равны норме капитализации потоков доходов от акций в этом классе фирм.

Теорема 2 Ф. Модильяни и М. Миллера описывает стоимость акционерного капитала при наличии финансового «рычага» и ее налоговые свойства. Модель явилась логическим развитием теоремы 1 в условиях, когда есть налоги. Из этой теоремы выведено следствие, касающееся доходности обыкновенных акций ле-вериджных фирм, а именно: уровень ожидаемой доходности I по акциям компании ,, относящейся к классу к, является линейной функцией используемого ею кредитного рычага:

¿1 = Р л + (Р л - Г) — > S1

где 1, - уровень ожидаемой доходности / по акциям компании 1, относящейся к классу к; р - ожидаемая норма доходности (дивиденд) акций класса к; г -рыночная процентная ставка; Б, - рыночная стоимость долга компании; Sj - рыночная стоимость акций компании [33, с. 47].

Ожидаемый доход на акцию представляет собой сумму нормы капитализации акционерного потока капитала в данном классе и премии за финансовый риск, который равен разности ( рл - г ) между указанным потоком и рыночной процентной ставкой, умноженной на относительную величину кредитного рычага. Рыночная цена акции определяется уровнем капитализации ожидаемого на нее дохода при непрерывно изменяющейся доходности.

Теорему 3 Ф. Модильяни и М. Миллер сформулировали следующим образом: если фирма класса к действует в интересах собственных инвесторов, то она должна использовать те, и только те инвестиционные возможности, уровень доходности которых (назовем его р*) не ниже величины р . Минимальная величина доходности инвестиций в фирму в любом случае

не должна быть меньше рл , и она абсолютно не зависит от типа используемых фирмой финансовых инструментов. Независимо от способа финансирования предельные капитальные издержки фирмы равны средним, которые в свою очередь представляют собой не что иное, как уровень капитализации нелевериджного потока в данном классе фирм [33, с. 64].

В дальнейшем Ф. Модильяни и М. Миллер модифицировали концепцию, учли фактор налогообложения и пришли к выводу, что по мере роста заемного капитала стоимость фирмы растет благодаря экономии от снижения налогов за счет вычета процентов из налогооблагаемой прибыли. Однако когда достигается оптимальная структура капитала, рост задолженности ведет к снижению стоимости фирмы, поскольку экономия от снижения налогов перекрывается растущими затратами, связанными с поддержанием высокой доли заемного капитала.

Далее М. Миллер принимал во внимание влияние личных и корпоративных налогов на стоимость компании и показал [33], что если наряду с корпоративным налогом на доход учесть и личный подоходный

доход акционеров, то получаемый ими выигрыш от левериджа может быть представлен следующей формулой:

Gl =

1 -

(1 ^ )(1 -TPS ) 1 — T PB

BL

где Gl - получаемый акционерами выигрыш от леве-

риджа; тс - ставка корпоративного налога; tps -

ставка личного подоходного налога с дохода от обыкновенных акций; TpB - ставка личного подоходного

налога с дохода от облигаций; B L - рыночная стоимость долга левериджной фирмы [33, с. 151].

Концепция стоимости (цены) капитала позволяет оптимизировать решения финансирования на предприятии.

Основоположником теории портфеля является Г. Марковиц [6, 11]. Данная теория приводит к следующим выводам: 1) для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфели; 2) уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолировано от остальных активов, а с учетом его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимосвязь между уровнем риска и требуемой доходностью конкретизирует модель оценки доходности финансовых активов (Capital Asset Pricing Model, САРМ), разработанную У. Шарпом, Д. Линт-нером и Дж. Моссином [6]. Модель оценки доходности финансовых активов (САРМ) основана на следующих предпосылках: инвесторы стараются избегать риска; модель рассчитана на один период, так как предполагается, что инвесторы стремятся максимизировать богатство на конец каждого периода; у всех инвесторов одинаковые представления о доходности и рискованности активов; портфели и ценные бумаги имеют среднюю доходность и одинаковое средне-квадратическое отклонение доходности; существуют безрисковые активы с определенной ставкой, которые доступны каждому инвестору; все активы продаются

на рынке, объем каждого из них ограничен; трансакцион-ные издержки равны нулю; торговля не лемитирована ни налогами, ни ограничивающими правилами.

Исходя из этих предпосылок модель оценки доходности финансовых активов имеет вид E (R,) = Rf + ßi E (Rm)-Rf],

где E(R) - ожидаемая доходность i-го актива; Rf - доходность безрискового актива; ßt - показатель систематического риска для i-го актива; E(Rm) - ожидаемая доходность рыночного портфеля [34, с. 175].

Теория портфеля и модель оценки доходности финансового актива позволяют оптимизировать решения инвестирования или управления активами.

Концепция агентских отношений (Agensy Costs Conseption), авторы которой американские экономисты М. Дженсен и У. Меклинг, становится актуальной в условиях рыночной экономики по мере усложнения форм организации бизнеса. Под агентскими понимают отношения двух участников, один из которых (заказчик, принципал) передает другому (агенту) свои функции. Принципал - собственник, от лица которого действует агент. Большинству коммерческих предприятий присущ разрыв между функциями владения, управления и контроля. Интересы собственников компании и ее менеджеров не всегда совпадают. Собственники заинтересованы в долгосрочной перспективе и поддержании финансовой устойчивости предприятия, а для менеджеров важен краткосрочный период и максимизация их дохода. Надо отметить, что агентский конфликт не является обязательным в агентских отношениях.

Можно выделить следующие этапы в развитии теории ФМ в России:

I этап. В дореволюционной России успешно развивались финансовые вычисления и анализ баланса благодаря трудам русского математика, финансиста и бухгалтера Н.С. Лунского [11]. Получили развитие: техника вычислений по процентным бумагам и акциям, а также по финансовым операциям с краткосрочными вкладами и ссудами.

II этап. Развитие теории финансов до начала 90-х гг. XX в. Получил развитие ФМ как оптимизация финансовых потоков на макроуровне, т.е. на уровне государства в условиях плановой централизованной экономики.

III этап. С начала рыночных преобразований в России до настоящего времени происходит становление и развитие теории ФМ на микроуровне, объясняющей закономерности в принятии финансовых решений коммерческих предприятий. Основные разделы современной теории ФМ: управление инвестированием; управление финансированием; риск-менеджмент; финансовое планирование; политика корпоративных слияний и поглощений; антикризисный и международный ФМ.

Таким образом, в настоящее время идет выработка категориального аппарата ФМ как науки; адаптация зарубежных концепций ФМ к финансовой деятельности хозяйствующих субъектов в России и формирование системного подхода к данной теории.

Литература

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2006 году. «Консультант Плюс». 2006.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2007 году // Российская газета. 2006. 11 мая.

3. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. М., 2002.

4. Экономический словарь / Е.Г. Багудина, А.К. Большаков и др.; Отв. ред. А.И. Архипов. М., 2004.

5. Финансовый словарь / А.А. Благодатин, Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг. М., 2006.

6. Бланк И.А. концептуальные основы финансового менеджмента. Киев, 2003.

7. Гвоздев Б.З. Финансовый менеджмент. М., 2003.

8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М., 1995.

9. ГончаровВ.И. Менеджмент: Учеб. пособие. Мн., 2003.

10. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2004.

11. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М., 2004.

12. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы предприятий: Учеб. пособие. М., 2002.

13. Кондрашова А.В. Финансы предприятий в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М., 2005.

14. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. М., 2001.

15. Кудина М.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. М., 2004.

16. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Финансовый менеджмент: Учебник. М., 2005.

17. Маренго А.К. Финансовый менеджмент: Экспресс-курс. М., 2002.

18. Финансы предприятий: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Бородиной. М., 1995.

19. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Грязновой. М., 2002.

20. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Г. Б. Поляк, И. А. Акодис. / Под ред. Г. Б. Поляка М., 1997.

21. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1995.

22. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Н.Ф. Самсонова. М., 2002.

23. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. М., 2006.

24. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. М., 2003.

25. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Шохина. М., 2004.

26. Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: Учеб. пособие. М., 2003.

27. Свиридов О.Ю., Туманова Е.В. Финансовый менеджмент: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Москва; Ростов н/Д, 2005.

28. Улина С.Л. Подходы к реформированию системы финансового менеджмента в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 2.

29. Хотинская Г.И. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. М., 2002.

30. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. М., 2004.

31. Финансовый менеджмент / Под ред. В.С. Золотарева. Ростов н/Д, 2000.

Ростовский государственный экономический университет

32. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. М., 2003.

33. Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? Теорема ММ: Пер. с англ. М., 1999.

34. Ченг Ф. Ли, Финнерти Д.И. Финансы корпораций: теория, методы и практика: Пер. с англ. М., 2000.

26 августа 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.