Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ'

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ащеулов В.О.

В данной статье предполагается раскрыть общевоспитательный потенциал философии, которой мог бы наиболее значительным способом быть принятым и освоенным системой образования в качестве реальной методологической стратегии. Высокий общекультурный статус философии делает её неотъемлемой в преподавании. В. А. Лекторский пишет: «Сегодня ясно, что ни одна развитая современная культура не может обойтись без философских исследований и без преподавания философии в университетах, ибо философия - это высшее самосознание культуры»[1]. Кроме того абсолютно ясно, что способ преподавания философии в современных университетах совершенно не способствует раскрытию ее богатого потенциала. На этот случай следует обратить наиболее серьезное внимание всего преподавательского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК 740

Ащеулов В.О студент УлГТУ

Ульяновский Государственный Технический Университет

Российская Федерация, г. Ульяновск ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

В данной статье предполагается раскрыть общевоспитательный потенциал философии, которой мог бы наиболее значительным способом быть принятым и освоенным системой образования в качестве реальной методологической стратегии. Высокий общекультурный статус философии делает её неотъемлемой в преподавании. В. А. Лекторский пишет: «Сегодня ясно, что ни одна развитая современная культура не может обойтись без философских исследований и без преподавания философии в университетах, ибо философия - это высшее самосознание культуры»[1]. Кроме того абсолютно ясно, что способ преподавания философии в современных университетах совершенно не способствует раскрытию ее богатого потенциала. На этот случай следует обратить наиболее серьезное внимание всего преподавательского сообщества.

В первую очередь желательно обратиться к М. Монтеню, который ещё в свое время заявлял об аналогичной проблеме. Углубленность и уникальность его взглядов делают их важными и нужными в настоящее время. Примечательны такие слова, раскрывающие важность и притягательность философии и доказывающие ошибочность мнений о ней: «Странное дело, но в наш век философия, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое, в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле. Полагаю, что причина этого - бесконечные словопрения, в которых она погрязла. Глубоко ошибаются те, кто изображают ее недоступною для детей, с нахмуренным челом, с большими косматыми бровями, внушающими страх. Кто напялил на нее эту обманчивую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, бодрого, радостного... » [2].

Особенно важно, даже пророчески, звучат слова М. Монтеня о приобщении детей к философии: «Поскольку философия учит жизни и детский возраст совершенно так же нуждается в подобных уроках, как и все прочие возрасты, - почему бы не приобщить к ней и детей?» Или еще важное признание: «У философии есть свои рассуждения как для тех, кто вступает в жизнь, так и для дряхлых стариков».

Монтень указывает на безусловный универсализм философии, демонстрируя её важность как «учителя жизни» для всех возрастов, в том числе как и для молодого человека, так и для ребенка.

Немаловажное значение философии состоит в этом, то что она учит критическому мышлению. Это действительно важно в жизни. Индивид,

который с малого возраста приучен к мышлению, который будет осужден на постоянные и малоприятные столкновения с сложностями на жизненном пути. Наука с её отвлеченными формулами может быть объектом незрячего поклонения, а жизнь, напротив, непрерывным «поводом для истерик». Так как человек, никак не приученный с малого возраста без помощи других разрешать непростые противоречия (чему и учит по-настоящему философия), будет в тупике между «абстрактно верной истиной» и «конкретной полнотой жизни». Выяснив, что философия и молодость не противоречат друг другу, считаем теперь необходимым сосредоточить внимание непосредственно на этих нюансах, которые имеют существенное воспитательное значение, на основе чего можно было бы использовать философию в педагогическом процессе наиболее интенсивно.

Различие философии с иными формами духовной культуры важна, поскольку она демонстрирует многофункциональное разделение между ними. Философия учит критическому мышлению, в этом её основная функция и отличие от других форм, которые призваны как раз давать определенные вопросы, в которых нуждается и человек, и социум. Однако для этого следует разделять области философии и других иных духовной культуры, таких как наука, вероисповедание, искусство. Весьма часто данные сферы неправомерно смешиваются.

Бесспорно, каждая науки даёт ответы на многие вопросы, и в этом их значимость и важность. Однако только философия, вырабатывая культуру общефилософского мышления, дает ни с чем не сопоставимую возможность человеку обучиться размышлять самостоятельно; и в случае если независимое мышление выберет самостоятельно здоровую жизненную ориентацию, то тем самым и будет выполнена важная аксиологическая функция философии.

В конечном счете философия владеет «терапевтической силой», полагает, так как «показывает действительность такой, какой она есть в самом деле», что дает понимание о «неизувеченной действительности». Раскрытие манипуляторной сути существующего «универсума обыденного языка», который укореняет понимание потребительской идеологией, есть важнейшая терапевтическая задача философии, которая способствует критическому мышлению и духовному росту личности, освобождая мышление от «порабощения существующим универсумом дискурса и поведения».

В этом смысле идеи о терапевтической сущности философии весьма важны, в особенности для молодого поколения, которому следует овладевать философией, для того чтобы совершенствовать в себе критическое мышление по отношению к имеющемуся системе вещей. Об этом весьма точно сказал Ю. А. Шрейдер:

«Философия в принципе не имеет догматов. На любые исходные положения она имеет право и даже обязана смотреть критически, сделав предметом своей рефлексии» [3].

Воспитательная значимость философии состоит в том, что философия владеет значительным интеллектуальным, духовным, моральным потенциалом, способным в нынешней динамичной социальной ситуации способствовать исправлению девиантного поведения молодежи. Представляется, что данные возможности философии в целом даже и не рассматриваются нынешней концепцией образования в качестве серьезной методологической стратегии. И это происходит во многом потому, что значимость философии в контексте образования находится на весьма низком уровне, как по мнению педагогов, так и с точки зрения учащихся. Исходя из этого, представляется необходимым расширить имеющуюся парадигму философии образования за счет осмысления преподавательского потенциала самой философии в контексте образовательной стратегии. Философия образования на сегодняшний день обязана вырабатывать те основы, которые смогут дополнить саму философию в качестве основного объекта преподавания и в средней, и в высшей школе. Принцип здорового образа жизни требует в максимально полной мере применять способности философии в формировании здорового образа мысли, что считается насущной задачей для всего педагогического сообщества.

Использованные источники:

1.Лекторский В.А. о настоящем и будущем (размышление о философии) // Вопр. философии. 2007. № 1. С. 11.

2.Монтень М. опыты // Избр. произведения: в 3 т. М.: Голос, 1992. Т. 1. С. 177.

3.Шрейдер Ю.А. Загадочная притягательность философии // Вопр. философии. 1996. № 7. С. 178.

УДК 005.953.2

Бабаджанова Л. В. студент магистратуры Яблокова Т. В. студент магистратуры 2 курс, кафедра управления человеческими ресурсами Институт экономики, управления и природопользования

Сибирский федеральный университет Россия, г. Красноярск УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЯХ Аннотация: Статья посвящена вопросам управления персоналом в мультинациональных организациях. Определено место кадровой стратегии в корпоративной стратегии компании. Выявлены основные рекомендации в деятельности управления персоналом в мультинациональных организациях.

Ключевые слова: управление персоналом, корпоративная стратегия, кадровая стратегия, мультинациональные организации.

HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE CORPORATE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.