УДК 740
Ащеулов В.О студент УлГТУ
Ульяновский Государственный Технический Университет
Российская Федерация, г. Ульяновск ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
В данной статье предполагается раскрыть общевоспитательный потенциал философии, которой мог бы наиболее значительным способом быть принятым и освоенным системой образования в качестве реальной методологической стратегии. Высокий общекультурный статус философии делает её неотъемлемой в преподавании. В. А. Лекторский пишет: «Сегодня ясно, что ни одна развитая современная культура не может обойтись без философских исследований и без преподавания философии в университетах, ибо философия - это высшее самосознание культуры»[1]. Кроме того абсолютно ясно, что способ преподавания философии в современных университетах совершенно не способствует раскрытию ее богатого потенциала. На этот случай следует обратить наиболее серьезное внимание всего преподавательского сообщества.
В первую очередь желательно обратиться к М. Монтеню, который ещё в свое время заявлял об аналогичной проблеме. Углубленность и уникальность его взглядов делают их важными и нужными в настоящее время. Примечательны такие слова, раскрывающие важность и притягательность философии и доказывающие ошибочность мнений о ней: «Странное дело, но в наш век философия, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое, в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле. Полагаю, что причина этого - бесконечные словопрения, в которых она погрязла. Глубоко ошибаются те, кто изображают ее недоступною для детей, с нахмуренным челом, с большими косматыми бровями, внушающими страх. Кто напялил на нее эту обманчивую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, бодрого, радостного... » [2].
Особенно важно, даже пророчески, звучат слова М. Монтеня о приобщении детей к философии: «Поскольку философия учит жизни и детский возраст совершенно так же нуждается в подобных уроках, как и все прочие возрасты, - почему бы не приобщить к ней и детей?» Или еще важное признание: «У философии есть свои рассуждения как для тех, кто вступает в жизнь, так и для дряхлых стариков».
Монтень указывает на безусловный универсализм философии, демонстрируя её важность как «учителя жизни» для всех возрастов, в том числе как и для молодого человека, так и для ребенка.
Немаловажное значение философии состоит в этом, то что она учит критическому мышлению. Это действительно важно в жизни. Индивид,
который с малого возраста приучен к мышлению, который будет осужден на постоянные и малоприятные столкновения с сложностями на жизненном пути. Наука с её отвлеченными формулами может быть объектом незрячего поклонения, а жизнь, напротив, непрерывным «поводом для истерик». Так как человек, никак не приученный с малого возраста без помощи других разрешать непростые противоречия (чему и учит по-настоящему философия), будет в тупике между «абстрактно верной истиной» и «конкретной полнотой жизни». Выяснив, что философия и молодость не противоречат друг другу, считаем теперь необходимым сосредоточить внимание непосредственно на этих нюансах, которые имеют существенное воспитательное значение, на основе чего можно было бы использовать философию в педагогическом процессе наиболее интенсивно.
Различие философии с иными формами духовной культуры важна, поскольку она демонстрирует многофункциональное разделение между ними. Философия учит критическому мышлению, в этом её основная функция и отличие от других форм, которые призваны как раз давать определенные вопросы, в которых нуждается и человек, и социум. Однако для этого следует разделять области философии и других иных духовной культуры, таких как наука, вероисповедание, искусство. Весьма часто данные сферы неправомерно смешиваются.
Бесспорно, каждая науки даёт ответы на многие вопросы, и в этом их значимость и важность. Однако только философия, вырабатывая культуру общефилософского мышления, дает ни с чем не сопоставимую возможность человеку обучиться размышлять самостоятельно; и в случае если независимое мышление выберет самостоятельно здоровую жизненную ориентацию, то тем самым и будет выполнена важная аксиологическая функция философии.
В конечном счете философия владеет «терапевтической силой», полагает, так как «показывает действительность такой, какой она есть в самом деле», что дает понимание о «неизувеченной действительности». Раскрытие манипуляторной сути существующего «универсума обыденного языка», который укореняет понимание потребительской идеологией, есть важнейшая терапевтическая задача философии, которая способствует критическому мышлению и духовному росту личности, освобождая мышление от «порабощения существующим универсумом дискурса и поведения».
В этом смысле идеи о терапевтической сущности философии весьма важны, в особенности для молодого поколения, которому следует овладевать философией, для того чтобы совершенствовать в себе критическое мышление по отношению к имеющемуся системе вещей. Об этом весьма точно сказал Ю. А. Шрейдер:
«Философия в принципе не имеет догматов. На любые исходные положения она имеет право и даже обязана смотреть критически, сделав предметом своей рефлексии» [3].
Воспитательная значимость философии состоит в том, что философия владеет значительным интеллектуальным, духовным, моральным потенциалом, способным в нынешней динамичной социальной ситуации способствовать исправлению девиантного поведения молодежи. Представляется, что данные возможности философии в целом даже и не рассматриваются нынешней концепцией образования в качестве серьезной методологической стратегии. И это происходит во многом потому, что значимость философии в контексте образования находится на весьма низком уровне, как по мнению педагогов, так и с точки зрения учащихся. Исходя из этого, представляется необходимым расширить имеющуюся парадигму философии образования за счет осмысления преподавательского потенциала самой философии в контексте образовательной стратегии. Философия образования на сегодняшний день обязана вырабатывать те основы, которые смогут дополнить саму философию в качестве основного объекта преподавания и в средней, и в высшей школе. Принцип здорового образа жизни требует в максимально полной мере применять способности философии в формировании здорового образа мысли, что считается насущной задачей для всего педагогического сообщества.
Использованные источники:
1.Лекторский В.А. о настоящем и будущем (размышление о философии) // Вопр. философии. 2007. № 1. С. 11.
2.Монтень М. опыты // Избр. произведения: в 3 т. М.: Голос, 1992. Т. 1. С. 177.
3.Шрейдер Ю.А. Загадочная притягательность философии // Вопр. философии. 1996. № 7. С. 178.
УДК 005.953.2
Бабаджанова Л. В. студент магистратуры Яблокова Т. В. студент магистратуры 2 курс, кафедра управления человеческими ресурсами Институт экономики, управления и природопользования
Сибирский федеральный университет Россия, г. Красноярск УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЯХ Аннотация: Статья посвящена вопросам управления персоналом в мультинациональных организациях. Определено место кадровой стратегии в корпоративной стратегии компании. Выявлены основные рекомендации в деятельности управления персоналом в мультинациональных организациях.
Ключевые слова: управление персоналом, корпоративная стратегия, кадровая стратегия, мультинациональные организации.
HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE CORPORATE