Научная статья на тему 'Философия и специфика ее преподавания в вузе'

Философия и специфика ее преподавания в вузе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
535
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЛЕКЦИЯ / СЕМИНАР / КРУГЛЫЙ СТОЛ / ПЕРВОИСТОЧНИК / КОНСПЕКТИРОВАНИЕ / ЭССЕ / PHILOSOPHY / LECTURE / SEMINAR / ROUND-TABLE DISCUSSION / PRIMARY SOURCE / TAKING NOTES / ESSAY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гуторович Ольга Викторовна, Гуторович Валерий Николаевич

В статье обосновывается целесообразность преподавания философии в высших учебных заведениях, а также уделяется внимание особенностям ее преподавания. Авторы акцентируют внимание читателей на тех проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели высшей школы. Статья призвана показать, что специфичность философии как учебной дисциплины требует не только совершенствования традиционных форм обучения, таких как лекция и семинар, но и поиска более эффективных форм проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AND SPECIFICITY OF ITS TEACHING AT A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

In the article the expediency of philosophy teaching at higher educational establishments is substantiated, and attention is drawn to the peculiarities of its teaching. The authors attract the readers’ attention to the problems, which the teachers of higher educational establishments face. It is shown that the specificity of philosophy as an academic discipline requires not only the improvement of such traditional educational forms as lectures and seminars, but also the search for more effective forms of holding classes.

Текст научной работы на тему «Философия и специфика ее преподавания в вузе»

Гуторович Ольга Викторовна, Гуторович Валерий Николаевич ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ

В статье обосновывается целесообразность преподавания философии в высших учебных заведениях, а также уделяется внимание особенностям ее преподавания. Авторы акцентируют внимание читателей на тех проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели высшей школы. Статья призвана показать, что специфичность философии как учебной дисциплины требует не только совершенствования традиционных форм обучения, таких как лекция и семинар, но и поиска более эффективных форм проведения занятий. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/8/14.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 8(70) C. 55-57. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

4. История Азербайджана с древнейших времен до 70-х гг. XIX в. / под ред. С. Алиярлы. Баку, 2009. 768 с.

5. История Дагестана: в 4-х т. М., 1968. Т. 2. 364 с.

6. Магомедов Н А. Взаимоотношения народов Южного Дагестана и Азербайджана в XVIII - первой половине XIX в. (экономический, политический и культурный аспекты). Махачкала, 2004. 198 с.

7. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964. 279 с.

8. Хан-Магомедов С. О. Лезгинское народное зодчество. М., 1969. 184 с.

9. Шихсаидов А. Р. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв. как исторический источник. М., 1984. 461 с.

MUTUAL INFLUENCE OF CULTURES OF THE PEOPLES OF DAGESTAN AND AZERBAIJAN IN THE XVIII - THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY (BY THE EXAMPLE OF SETTLEMENTS AND LIVING QUARTERS)

Guseinova Baizat Magomedovna, Ph. D. in History, Associate Professor Dagestan State University [email protected]

The article is devoted to the analysis of the centuries-old and multifaceted cultural relations of the peoples of Dagestan and Azerbaijan. By the example of their settlements and living quarters the author shows the mutual influence and interpenetration of different elements of material culture. The research of various forms and peculiarities of the settlements and living quarters of the good-neighbor peoples makes it possible to trace the evolution of material culture in the considered chronological period.

Key words and phrases: mutual influence; culture; settlements; dwelling; Dagestan; Azerbaijan.

УДК 37.013.73 Философские науки

В статье обосновывается целесообразность преподавания философии в высших учебных заведениях, а также уделяется внимание особенностям ее преподавания. Авторы акцентируют внимание читателей на тех проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели высшей школы. Статья призвана показать, что специфичность философии как учебной дисциплины требует не только совершенствования традиционных форм обучения, таких как лекция и семинар, но и поиска более эффективных форм проведения занятий.

Ключевые слова и фразы: философия; лекция; семинар; круглый стол; первоисточник; конспектирование; эссе.

Гуторович Ольга Викторовна, к. филос. н., доцент

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург olwikgut@yandex. т

Гуторович Валерий Николаевич, к. филос. н.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого valgut@yandex. т

ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ

В данной статье речь пойдет о философии в системе вузовского образования, о проблемах и специфике ее преподавания. Казалось бы, не подлежит обсуждению необходимость изучения данной дисциплины, отвечающей за формирование мировоззрения человека. Тем не менее, продолжают звучать голоса в пользу подготовки специалистов узкого профиля, доказывающие, что нельзя объять необъятное, а времена универсализма ушли в прошлое. Позволим себе возразить. Философия выполняла и выполняет в обществе несколько функций: мировоззренческую, познавательную, методологическую, ценностно-ориентирующую, интегративную, критическую и др. Она культивирует гуманистические идеалы, способствует ценностной ориентации человека и поиску своего места в жизни, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни, а значит, учит жить. Наконец, как особая форма познания мира философия удовлетворяет потребность человека в едином постижении природы, общества и духа, заложенную в самой его природе, позволяющую отличать его от других живых существ. Рассуждая же о значении философии для военных специалистов, следует обратить внимание на ее огромный воспитательный потенциал, на ключевую роль, которую она играет в становлении будущего офицера, защитника Отечества. Данные рассуждения убеждают в необходимости преподавания философии в вузах, но возникает другой вопрос. Как преподавать?

С 90-х годов ХХ века система отечественного образования находилась в состоянии реформирования. Ощущение незаконченности данного процесса присутствует и сейчас. Анализ предлагаемых к изучению программ, количество часов, отводимых на дисциплины, порядок их изучения, логичность расположения материала внутри каждого курса порождают массу вопросов у практиков. Семестровый курс философии не позволяет обучать человека основам диалектического мышления. Такой подход к гуманитарному образованию дарит обществу бездумных, практических потребителей, а не думающих творцов, способных к созиданию. И проблема не только в часах, но и в системе обучения. Она предполагает пассивное восприятие учащимися информации, исключая парадигмы понимания, творческого осознания и развития получаемых знаний.

56

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Ведущей формой обучения в вузе является лекция, где чаще всего идет механическое записывание слов лектора без осмысления. Констатация данного факта не означает предложения отказаться от лекции как формы обучения, так как это приведет к снижению научного уровня и системности в подготовке обучающихся. Г. Гегель, рассуждая о преподавании философии в университетах, высказал мысль: «Насколько правильно я могу полагать, преподавание философии в университетах, как мне кажется, должно вести к приобретению определенных знаний, а это возможно лишь тогда, когда оно пойдет определенным, методическим, включающим детали и упорядочивающим путем. Только в такой форме эта наука, как и всякая другая, становится доступной изучению» [1, с. 422]. Соглашаясь с классиком, отметим, что необходимо увеличить эффективность лекции за счет создания атмосферы дискуссии и непрерывного контакта с аудиторией, предполагающего постоянную готовность лектора отвечать на вопросы слушателей. Такую лекцию не каждый преподаватель в состоянии прочитать. Существует прямая зависимость от глубины знаний и качества подачи материала лектором, его эмоциональности и увлеченности предметом, способности заинтересовать и убедить обучаемых. Кроме того, не в каждой аудитории такое возможно. Требуется установка на совместную творческую деятельность, которая должна прививаться уже в школе.

Еще одной формой обучения в вузовской практике является семинар, историю которого можно проследить со времен античности. Слово «семинар» происходит от латинского слова "бЕттагшт", означающего «рассадник», а его функции связаны с «посевом» знаний, передаваемых от учителя к ученикам. В древнегреческих и древнеримских школах методика их проведения предполагала сочетание сообщений учащихся с комментариями учителей, а также дискуссию на заданную тему. Востребованность данной формы обучения Западная Европа ощутила только в XVII веке, в практику российских университетов семинар вошел спустя два века. В это время семинары представляли собой школу конкретного ученого, чей теоретический курс осваивали студенты.

История образования демонстрирует развитие данной формы обучения. Сегодня, с точки зрения педагогики, семинар представляет собой основной вид практических занятий по гуманитарным и техническим наукам, целью которого является не только повторение и закрепление пройденного материала, но и углубленное изучение конкретных тем дисциплины, овладение методологией научного познания. Однако анализ сложившейся в настоящее время традиционной организации семинарских занятий демонстрирует скорее его недостатки, чем достоинства. К очевидным минусам следует отнести распределение и закрепление сообщений по вопросам семинара за конкретным лицом, что исключает готовность всей группы по изучаемой теме, или проведение семинара по худшему сценарию конференции, где озвучиваются доклады, демонстрирующие индивидуальные знания, но исключается диалог и обсуждение актуальных и дискуссионных вопросов.

Поиск эффективных форм вузовских занятий по философии приводит к мысли об их организации по принципу «круглого стола», методика проведения которого дает возможность каждому его участнику изложить свою точку зрения. Подготовка к такому занятию потребует от обучающихся серьезной проработки как основной, так и дополнительной литературы по теме. При этом на преподавателя ложится задача постановки проблемных и поисковых вопросов, организации дискуссии и активизации деятельности ее участников. В ходе проведения «круглого стола» формируются навыки самостоятельного мышления, умение анализировать, рассуждать и обобщать, точнее определяются уровень и глубина знаний вузовских учащихся, наблюдается рост творческой инициативы слушателей.

В основе подобной формы проведения занятия просматривается традиция, заложенная Сократом и Платоном, традиция диалога, базисом которой являлось стремление сформировать личность с совершенной душой и разумом, а не примитивное информирование ученика. Тем более это касается такой дисциплины, как философия.

Заметим, что изучение философии невозможно без работы с первоисточниками, их чтения и анализа, без спора относительно тех идей, которые несет с собой слово автора. Пересказ преподавателем первоисточника не позволит окунуться в атмосферу текста и тех смыслов, которые заложены в нем, тех алгоритмов мышления, которые должны быть схвачены познающим, чтобы уловить логику рассуждений каждого конкретного философа, понять его выводы, суть излагаемой проблемы. Когда познающие азы философии начинают читать трактат Н. Макиавелли «Государь», разбирают «Критику чистого разума» И. Канта, знакомятся с «Левиафаном» Т. Гоббса, их захватывает стихия мысли. Возникает потребность поделиться прочитанным. Получив полную и необходимую информацию, становится проще выносить собственные суждения, появляется возможность не излагать чью-то критическую мысль, а формулировать свои выводы. Без страха и сомнения в том, что в чем-то не прав, рождается свое видение и понимание той или иной проблемы. Следует помнить, что философия - это школа мысли. Рассуждения, искания, сомнения - это то, что должно сопутствовать ее постижению.

Занятия по философии не должны исключать конспектирование. Конспектирование по рекомендации педагога позволит обратить внимание обучающихся на наиболее интересные произведения. Причем не просто конспектирование, а конспектирование с элементами анализа, когда выделяешь главное в прочитанном и выносишь свой вердикт, свое умозаключение. Только в этом случае знание входит в твой внутренний мир, переживается, становясь фактом твоего сознания. Это ли не философия? Это ли не созидание человека?

Научить рассуждать письменно и устно - это цель философии. Здесь уместно вспомнить Платона с его представлениями об истинном образе жизни. В трактате «Государство» он доказывает, что воспитание отдельной души - это задача государства. Не решая ее, не построить идеальное государство. Воспитывать человека следует таким образом, чтобы он стремился к истинному бытию. Помочь ему в этом должны такие науки, как математика, геометрия, астрономия, музыка и, наконец, диалектика, то есть искусство рассуждать, благодаря чему человек, «минуя ощущения, посредством одного лишь разума устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага» [3, с. 435]. Вот и получается, что философия просто необходима государству, которое стремится остаться великим, поскольку она формирует личность.

Развивая любопытство, способность критически мыслить, философия создает не усредненного, упрощенного человека с простейшими мыслями и примитивными желаниями, а способствует рождению индивидуальности.

Кроме конспектирования с элементами анализа в рамках изучения философии может использоваться и такая форма учебной работы, как написание эссе. Данный вид творческой работы учит систематизировать и структурировать информацию, излагать ее аргументировано, выделять причинно-следственные связи, проводить сравнение, оттачивать свой собственный стиль мышления. В эссе у автора есть возможность в произвольной форме изложить свои мысли по какому-либо вопросу, не случайно термин "еssаi", пришедший в русский язык из французского, переводится как «набросок», «опыт».

Жанр эссе достаточно востребован. Среди знаменитых ученых и философов, увлекавшихся им, следует назвать основоположника философии Нового времени Ф. Бэкона, виднейших представителей французского Просвещения Д. Дидро и Ф. Вольтера, А. Камю, философа-экзистенциалиста ХХ века, автора таких известных эссе, как «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» и «Бунтующий человек». Создателем же его считается французский философ, блестящий писатель и очеркист Мишель Монтень. В отличие от философских трактатов, сложных для восприятия неподготовленных читателей, его эссе были адресованы любому человеку, занимающемуся своим образованием и интересующемуся философскими проблемами. Они насыщены примерами, описаниями, цитатами, анекдотами, в них он делился с читателями своими наблюдениями и рассуждениями о жизни. Неудивительно, что в предисловии к работе «Опыты» (по-французски "Les Essais"), вышедшей в 1580 году, он написал: «Содержание моей книги - я сам» [2, с. 5].

На таких примерах преподаватель может показать, что данная форма работы, небольшого объема и свободной композиции, характеризующаяся образностью, афористичностью, парадоксальностью, позволит слушателю выразить свою авторскую позицию, свои индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу или проблеме. Эссе по философии может быть не только размышлением на заданную тему, но и рецензией на прочитанную книгу, где может быть дана личная оценка и продемонстрировано собственное отношение к изложенным в тексте идеям. Разнообразие же литературных форм, используемых при написании эссе, дает возможность выбрать для себя наиболее привлекательную и интересную форму изложения мыслей. Эссе может быть написано в форме очерка, рассказа, проповеди, статьи, речи и т.д.

Знакомством с философской литературой и ее анализом не следует пренебрегать. Постижение чужого знания можно рассматривать, с одной стороны, как упражнение своего собственного ума, оттачивающего способность критически воспринимать информацию, с другой стороны, как единственное условие, позволяющее разуму выйти за собственные пределы, предрассудки, ограничения, преодолеть собственный догматизм или самоопределиться. В ходе такой работы у обучающегося рождается истинное видение мира.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что философия в вузе призвана способствовать становлению личности, она должна побуждать к самопознанию и самосовершенствованию, приобщать к неисчерпаемой сокровищнице человеческой мудрости, обогащать и очищать человека духовно. Потребность общества в философии очевидна. Существует прямая зависимость благополучия общества, его способности противостоять современным вызовам от духовности его членов. И если вузовский слушатель, сталкиваясь с философией, задает вопрос: «Зачем она ему нужна?», то причину этого следует искать в методах преподавания. Еще в XVIII веке швейцарский педагог-гуманист И. Г. Песталоцци утверждал, что «знание нельзя передать, можно только побудить человека к мышлению и познанию, ибо ученик - не сосуд, извне наполняемый влагой познания, а очаг мысли, который надо умело разжечь» [4, с. 7]. Познавательный интерес - это выработанная у человека потребность в приобретении знаний. Формированием такого интереса должен умело управлять искусный, увлеченный своим предметом, заинтересованный в результатах своей работы педагог.

Список литературы

1. Гегель Г. В. Ф. О преподавании философии в университетах // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х т. М., 1970. Т. 1. 668 с.

2. Монтень М. Опыты. Избранные произведения: в 3-х т. / пер. с фр. А. С. Бобовича, Ф. А. Коган-Бернштейна. М.: Голос,

1992. 384 с.

3. Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. Т. 3. Ч. 1. 749 с.

4. Философия в вопросах и задачах (диалектический материализм) / под ред. Г. В. Платонова, Н. В. Хорева.

М.: Изд-во МГУ, 1977. 185 с.

PHILOSOPHY AND SPECIFICITY OF ITS TEACHING AT A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Gutorovich Ol'ga Viktorovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Mozhaisky Military Space Academy in St. Petersburg olwikgut@yandex. ru

Gutorovich Valerii Nikolaevich, Ph. D. in Philosophy Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University valgut@yandex. ru

In the article the expediency of philosophy teaching at higher educational establishments is substantiated, and attention is drawn to the peculiarities of its teaching. The authors attract the readers' attention to the problems, which the teachers of higher educational establishments face. It is shown that the specificity of philosophy as an academic discipline requires not only the improvement of such traditional educational forms as lectures and seminars, but also the search for more effective forms of holding classes.

Key words and phrases: philosophy; lecture; seminar; round-table discussion; primary source; taking notes; essay.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.