Научная статья на тему 'Функции антикризисного управления микроэкономическими системами'

Функции антикризисного управления микроэкономическими системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции антикризисного управления микроэкономическими системами»

ФУНКЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИМИ

СИСТЕМАМИ

С.Е. Торхов

На современном этапе особое значение приобретает всестороннее изучение и исследование проблемы антикризисного управления микроэкономическими системами, что определяется спецификой и сложностью управления предприятиями в условиях изменчивости и непредсказуемости их внешнего окружения. Особая актуальность данной проблемы очевидна, ввиду того что главная цель управления состоит в решении поставленных задач, связанных с расширением сфер деятельности предприятий, завоеванием позиций на рынке, повышением качества выпускаемой продукции (услуг), снижением издержек, обеспечением конкурентоспособности ивыполнениемсоциальных задач.

Для современных российских предприятий характерно то, что они практически постоянно естественным образом находятся в процессе организационных

ТОРХОВ

Сергей Евгеньевич -аспирант

Поволжской академии

государственной

службы

им. П.А. Столыпина

изменений, их окружает быстро меняющаяся внешняя среда - нестабильная экономика, неразвитый рынок, непроработанная правовая база. При этом сами изменения могут носить эволюционный или революционный характер, быть стихийными или стать результатом целенаправленных воздействий. Эффективность любого рода организационных изменений зависит отряда факторов, главные из которых: неудовлетворенность руководителей и сотрудников существующим на предприятии положением дел; намеченный образ желаемого будущего; программа действий на будущее; сопротивление организационным изменениям.

Современные условия, с их жестокой конкуренцией и периодическими потрясениями, требуют от руководителей всех уровней поиска такой стратегии управления, которая гарантировала бы предприятию наиболее эффективное использование ресурсов и максимальную устойчивость от внутренних и внешних кризисов. Именно поэтому необходим новый подход к управлению микроэкономическими системами. В первую очередь следует оценить обстановку, сфокусировать внимание на приоритетных проблемах, сконцентрировать ресурсы на их решении. Для этого требуется умение формализовать проблемы, декомпозировать и ранжировать их, а также моделировать возможные варианты решения. Крайне важно научиться обращаться с таким необычным и сверхмощным ресурсом, как информация: синхронизировать, консолидировать, тиражировать, анализировать и отбирать, преобразовывать и использовать информацию в собственных интересах.

Реализация задач оживления производительных сил страны, активизации научно-технического потенциала, подъема конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения на этой основе устойчивого роста доходов трудящихся предполагает формирование социально ориентированной рыночной экономики одновременно с кардинальным повышением ответственности государства за должное выполнение функцийее регулирования. Активизация госрегулирования не умаляет значения рыночной самоорганизации, не подменяет предпринимательскую инициативу, а, наоборот, создает условия для их прогресса и, значит, помогает решать задачи антикризисного управления.

В современной экономике государство помогает формированию дееспособных хозяйственных структур, которые в состоянии эффективно работать на внутреннем и мировом рын ках в условиях жесткой конкурентной борьбы, концентрировать ресурсы на перспективных направлениях экономического развития, обеспечивать устойчивость в различных кризисных ситуациях. Инструменты государственного воздействия должны, с одной стороны, поддерживать созидательную деятельность и творческую иници-

ативу, направленные на рост благосостояния общества, а с другой - блокировать разру шител ьн ые тенден ции и возможное деструктивное поведение хозяйствующих субъектов.

Для современных динамично развивающихся социально-экономических систем основными чертами являются следующие:

- постоянное изменение экономической структуры;

- широкое внедрение передовых технологий и достижений научнотехнического прогресса;

- значительное ускорение развития и интенсификации производства;

- дальнейшее совершенствование информатики и телекоммуникаций;

- повышение эффективности менеджмента;

- улучшение системы организации и управления социально-экономическим развитием общества;

- усиление социальных результатов и повышение благосостояния людей как главной движущей силы экономического развития [1-3].

Современные предприятия необходимо рассматривать не только как производственные единицы, но и как сложные системы, выполняющие широкий спектр функций: экономическую, трудоресурсную,демографическую, экологическую, природоохранную, культурную и социальную. Ключевыми факторами успеха предприятий следуетсчитать обновлениепроизводитель-ных сил и технологий, модернизацию средств производства, реализациюре-зерва научно-техническогопотенциала, подъемконкурентоспособности отечественной продукции, производственной и социальной инфраструктуры, развитиетворческогопотенциалалюдей, всемерное совершенствование системы управления.

Главной характерной чертой новых систем управления предприятиями должна стать ориентация на долгосрочную перспективу,проведение фундаментальных и прикладных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности людей, что и обеспечит устойчивость предприятий от внутренних и внешних кризисов.

Важнейшими факторами достижения высокого уровня конкурентоспособности остаются концентрация производства, развитие производства новых видов продукции, повышение качества выпускаемой продукции (услуг) и стимулирование становления новых потребностей.

Новые подходы требуют формирования нового управленческого мышления. Ошибочные парадигмы рационального управленческого мышления приводят к резкому снижению эффективности управления микроэкономическими системами. Хозяйствующие структуры страны, хотя с боль-

шим опозданием, но пришли к осмыслению того непреложного факта, что между уровнем жизни, качеством труда, характером управления и эффективностью управленческого мышления существуют неразрывные органические связи. Иными словами, стало ясно, что мы живем - как работаем, работаем - как управляем, а управляем - как думаем [4-6]. Очевидный кризис отечественного управления, явившийся практически единственной причиной системного общественного кризиса, есть непременное следствие кризиса отечественного управленческого мышления. Все это вызывает необходимость менять представления об эффективном управлении предприятиями.

Антикризисное управление - это управление, в котором определенным образом представлены предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использованию его факторов для последующего развития. Антикризисное управление должно опираться на следующие основные принципы:

- кризисы можно и необходимо предвидеть;

- к кризисам можно и нужно готовиться;

- воздействие кризисов можно смягчать;

- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний и опыта;

- кризисные процессы могут быть в определенных рамках управляемыми;

- антикризисное управление должно минимизировать потери и смягчать последствия кризисов [6, 7].

Эффективность антикризисного управления зависит от многих факто-ров,наиболее важные изкоторых следующие:профессионализм антикризисного управления; искусствоуправления, данное природой и приобретенное в процессе специал ьной подготовки; методология разработки рискован н ых решений; научный анализ обстановки и прогнозирование тенденций; корпоративность; лидерство; оперативность и гибкость управления; методология разработки и выбора стратегии; качество антикризисных программ; человеческий фактор; система мониторинга антикризисных ситуаций.

Необходимым условием быстрейшего преодоления современных кризисных явлений в экономике страны и региона является наличие эффективного антикризисного управленческого мышления не только у руководящей элиты, но и у всех специалистов, широких (хотя бы активных) слоев населения. Каждому предприятию, заинтересованному в дальнейшем развитии, необходимо перешагнуть через частные аспекты производственных проблем и ориентироваться на резкое повышение качества решений, прини-

маемых в кризисных ситуациях. Новая технология антикризисного управления предполагает выход за рамки стереотипного восприятия ситуации.

В настоящий момент перед предприятиями стоит проблема коренного изменения парадигмы своего развития, смена ориентиров и приоритетов. Для того, чтобы этот процесс прошел менее болезненно, необходимо обратиться к формированию новой политики управления деятельностью предприятия для определения четкого пути его развития и достижения поставленных целей. На каждом предприятии есть свои эффективные подходы, которые избирательно должны определяться руководством для достижения главных целей. Ценность каждого из подходов должна соответствовать затраченным на их реализацию усилиям [3, 8, 9].

Одной из функций антикризисного управления, которая представляет собой процесс выбора целей предприятия и путей их достижения, является планирование. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотивации и контроля, оно ориентировано на выработку стратегических и тактических планов. Динамичный процесс стратегического планирования служит тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

Как показывает практика, в настоящее время многие хозяйствующие структуры предрасположены к тому, чтобы совершать грубейшие ошибки с самого начала возникновения кризисных ситуаций. В основе столь «неразумного» поведения лежит классическая управленческая логика, следующая стереотипам логического мышления и поведения. Быстрая смена кризисных событий и непрерывность перемен приводят к эффекту перманентной незавершенности ранее начатыхуправленческихпроцессов, наложению их друг на друга и еще большему обострению кризиса вследствие десинхронизации периодов и фаз управленческих решений.

Фундамент и сама суть антикризисного менеджмента состоит в особом типе мышления, который характеризуется высоким значением творчества в нем и низким количеством рутины. Креативность и умение абстрагироваться от повседневной текучки, дар видения будущего предприятия («vision») и его моделирования, умение дать его представление в количественных и качественных показателях являются ключевыми качествами руководителя, делающими возможным или невозможным антикризисное управление, которое нельзязаменить использованием отдельных элементов менеджмента [6, 7].

Планирование является подсистемой, элементом современного менеджмента. Этот элемент более приземленный, простой для понимания, однако он обеспечивает оптимальный выбор тех подходов, которые позволяют

сознавать, что они соответствуют выбранной цели и поставленным задачам, а также подходят как всей команде в целом, так и каждому ее члену.

Требуется осмысление и осознание необходимости проведения изменений на предприятиях как руководителями, так и основной массой работников. Важную роль играет формирование принципиально нового мышления, нацеленного на достижение вперед идущих целей и планов, иначе говоря, взгляд из будущего на сегодняшние ресурсы предприятия, а не экстраполяция текущего состояния и внутренних ограничений на будущий период.

Необходимо обеспечить открытость и прозрачность всех планируемых изменений, понимание и знание намеченного работниками предприятий, их согласие на осуществление различного рода перемен, а главное - их участие в них. Пока ры н ки были локал ьн ыми и менялись медлен но, рабочие работали, а руководители думали. Сейчас рынки стали глобальными, правила игры стремительно меняются, поэтому современному предприятию требуются «резервуары идей». Не случайно в деловом мире идеи называют «валютой будущего».

В современном производстве необходим новый взгляд на планирование, исключающий допущение типичных ошибок. Так, при планировании производителями зачастую не учитываются индивидуальные требования, вкусы, потребности и желания потребителей. Однако важно понимать, что в современных условиях рынок раскололся на множество изменяющихся и подверженных «моде» мини-рынков, которые требуют непрерывно расширяющегося диапазона товаров и услуг. Отсутствие достоверной оперативной информации делает многие ресурсы просто невидимыми. В силу этого крайне важен уровень обобщения информации и порядок ее доставки.

При планировании отсутствует стратегический подход. Основными признаками его отсутствия являются: концентрация предприятий на внутренних ресурсах; игнорирование всех возможных угроз извне; упущение благоприятных тенденций в развитии. Между тем стратегический подход состоит в превращении любых перемен в позитивные возможности для предприятий. План при этом должен представлять собой систему организации труда, которая адекватно адаптивна к изменениям внешней среды.

При планировании следует учитывать привлекательность того, что предприятие делает для инвесторов (если таковые имеются). Это одно из условий получения прибыли. Российские предприятия в основной массе не чувствительны к инновациям. Кроме этого, на практике имеет место ориентирование в качестве долгосрочных целей на определение объемных по-

казателей, а также показателей прибыльности. Однако данные показатели не являются объектом стратегических целей.

В этой связи формальное планирование, позволяющее избежать указанных ошибок, может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для предприятия. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о качестве внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри предприятия. Процесс планирования обеспечивает основу для управления работниками предприятия. Проецируя изложенное на реалии обстановки в стране и регионе, можно отметить, что и стратегическое, и тактическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Важно уяснить, что для каждого предприятия правильно выбранная стратегия должна быть уникальной и строго индивидуальной, не терпящей стереотипов и стандартных решений. Полная иррациональность такой стратегии является первым признаком ее эффективности. Выработанные цели следует четко привязывать к срокам. Эффективные цели должны не только иметь количественную и качественную оценку, но и отображать экономический рост предприятия, а также темпы изменений.

Осуществляемые на предприятии нововведения необходимо структурировать и представлять в виде детального поэтапного плана с промежуточными показателями достижения задач на каждый период и ответственными за них. В этом заключена их предельная рациональность. Как свидетельствует анализ, без использования преимуществ стратегического планирования предприятия и их отдельные подразделения лишаются четкого способа оценки цели обеспечения максимальной устойчивости от кризисных ситуаций [3, 9].

На современном этапе развития рыночных отношений ключевое значение имеет предвидение хода процессовтрансформации экономики, результатов становления и совершенствования многообразных форм собственности, последствий технологического обновления производства, укрепления межхозяйственных связей и других. По мере стабилизации ситуации в экономике страны и региона возможности для выявления закономерностей и тенденций социально-экономического развития расширяются, повышает-

ся степень предсказуемости изменений в поведении разных субъектов хозяйственных отношений, усиливается потребность в более глубокой и всесторонней проработке долговременной и многоплановой экономической политики. С переходом к новому этапу рыночных реформ на всех уровнях управления, во всех звеньях народного хозяйства возрастает роль специалистов, умеющих принимать оптимальные решения, относящиеся к будущему, постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями.

Библиографический список

1. Альтшулер И. Современные технологии управления: тенденции и перспективы // www.cfin.ru

2. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб., 2002.

3. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». М., 2000.

4. Гончарук В.А. Развитие предприятия. М., 2000.

5. Управленческое консультирование / Под ред. М. Кубра. М., 1999.

Т. 1.

6. Уткин Э.А. Антикризисное управление. М., 1997.

7. Антикризисное управление: от банкротства к фи на нсовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. М., 1995.

8. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. М., 1992.

9. Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.