Научная статья на тему 'Сущность и содержание антикризисного управления на предприятии'

Сущность и содержание антикризисного управления на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1568
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание антикризисного управления на предприятии»

Сущность и содержание антикризисного управления на предприятии

И.С. Машинская,

ассистент кафедры менеджмента

В различных литературных источниках указывается, что опасность наступления кризиса на предприятии существует всегда, так как в управлении существует риск цикличного развития социально-экономической системы, а также риск изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов. По мере накопления знаний идет дискуссия о понятии, целях и задачах антикризисного управления предприятием. Управление в условиях кризиса требует особых подходов, методов, нетрадиционных приемов и введения специфических механизмов, реализуемых функциями планирования, организации, мотивации, анализа и контроля, которые необходимы для формулирования и достижения целей предприятия. Следует отметить, что в литературных источниках понятие «антикризисное управление» трактуется неоднозначно. На ранних этапах преобладала точка зрения, согласно которой под антикризисным управлением понималось управление в условиях уже наступившего кризиса с целью ликвидации предприятия, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния [7].

В первом отечественном учебнике под редакцией С.Г. Беляева и В.И. Кошкина «Теория и практика антикризисного управления» был закреплен подход к содержанию антикризисного управления, согласно которому внедрение системы антикризисного управления предполагает изучение характера, тенденций и практики развития кризиса предприятия, методов диагностики и раннего обнаружения его признаков, путей и средств, стратегий и тактики, применение которых может обеспечить финансовое оздоровление предприятия. В этом учебнике антикризисное управление трактуется, как «совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретно-

му предприятию-должнику и является категорией микроэкономической, отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации» [1].

По мере накопления знаний и опыта в сфере антикризисного управления стала формироваться позиция, согласно которой антикризисное управление должно иметь ярко выраженную функцию, направленную на предотвращение банкротства предприятий, то есть оно должно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия, а в стратегическом плане обеспечивать предприятию в течение длительного времени сохранение и укрепление конкурентного положения.

В формулировке И.А. Бланка понятие «антикризисное управление» представлено так: «Антикризисное управление предприятием представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных последствий» [2].

Доктор экономических наук, профессор Э.А. Уткин в своей работе предполагает, что главная задача антикризисного управления заключается в обеспечении такого положения предприятия на рынке, при котором в целях предотвращения банкротства и временных трудностей, в том числе и финансовых, на каждом предприятии посредством использования всех возможностей современного менеджмента разработана и на практике может быть реализована специальная программа, имеющая стратегический характер, которая «позволила бы остаться на плаву при любых рыночных коллапсах и коллизиях» [6].

В работах доктора экономических наук, профессора Г.Б. Юна дано структурированное определение, в котором антикризисное управление предполагает следующее:

• Предварительная диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии.

• Анализ внешней среды и потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития.

• Бизнес-планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия.

• Разработка процедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля за их реализацией.

• Процедуры антикризисного управления и контроль за их проведением [3].

Доктор экономических наук, профессор Э.М. Коротков утверждает, что антикризисное управление - это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям предприятия и соответствующий объективным тенденциям его развития, а

также - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития [4].

В настоящее время считается, что кризисы необходимы экономической системе, а целью антикризисного управления является не столько борьба с уже наступившим кризисом, сколько создание условий для того, чтобы возможные кризисы были мягче, проходили спокойнее, не вызывали большого риска.

Таким образом, с учетом выше изложенного, под антикризисным управлением следует понимать систему управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

Антикризисное управление в качестве понятия может применяться в широком и узком смысле. В широком смысле антикризисное управление - это системное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики под углом зрения противодействия кризису. В узком смысле антикризисное управление - это система организационно управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности, которое регулируется законодательно. Антикризисное управление в период несостоятельности регламентируется в зависимости от объекта управления Федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей», а также Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и осуществляется на в период проведения процедур финансового оздоровления.

Для более детального рассмотрения понятия «антикризисное управление» необходимо изучить проблематику управления в условиях кризиса, которая очень обширна и разнообразна. Анализ проблем антикризисного управления позволяет подчеркнуть всю специфичность приемов и методов управления несостоятельным предприятием, суть которых выражается возможностью предвидения, ускорения, замедления и смягчения кризиса, возможностью управлять процессами выхода из кризиса с минимизацией его негативных последствий. Совокупность проблем представим в виде рис. 1 [5].

Рис. 1. Проблематика антикризисного управления

Главная цель антикризисного управления заключается в поддержании финансового равновесия предприятия и минимизации снижения размеров его рыночной стоимости, и достигается с помощью решения задач, представленных в табл. 1 [2].

Таблица 1

Специфические задачи антикризисного управления предприятием

Задачи Резюме

1. Диагностика и идентификация кризиса и финансового состояния предприятия Предприятие должно постоянно проводить мониторинг своего финансового состояния и факторов внешней среды. На базе этого мониторинга выявляются ранние признаки развития кризиса, проводятся диагностика и идентификация кризиса и финансового состояния. Может применяться прогнозирование вероятности банкротства предприятия. Эта задача решается на всех стадиях кризисного процесса и любых финансовых состояниях предприятия

Задачи Резюме

Результатом решения задачи является: — идентификация финансового состояния предприятия, как нормальное, предкризисное или кризисное; — характеристика кризиса по его классификационным признакам; — указание антикризисных механизмов, соответствующих данному финансовому состоянию предприятия

2. Устранение неплатежеспособности предприятия Это наиболее срочная задача антикризисного управления предприятием для любой стадии кризисного процесса и любого финансового состояния предприятия. Реализация этой задачи позволяет ослабить развитие кризиса и получить запас времени для реализации других антикризисных мер. Устранение неплатежеспособности предприятия осуществляется в рамках первого этапа финансовой стабилизации предприятия

3. Восстановление финансовой устойчивости предприятия Решение этой задачи требует наибольших усилий и затрат, обеспечивающих реализацию поэтапной структурной перестройки всей финансовой деятельности предприятия. При этом решается оптимизация структуры капитала, оборотных активов и денежных потоков, снижается инвестиционная активность предприятия

4. Предотвращение банкротства и ликвидация предприятия Такая задача решается на стадиях глубокого и катастрофического (острого непреодолимого) кризиса. Внутренние механизмы финансовой стабилизации и собственные ресурсы недостаточны для преодоления кризиса. Для предотвращения банкротства и ликвидации предприятия используется внешняя санация

5. Предотвращение банкротства и ликвидация предприятия судебными процедурами банкротства Эта задача осуществляется с помощью судебных процедур банкротства: — наблюдение; — финансовое оздоровление; — внешнее управление; — мировое соглашение. Положительным результатом решения этой задачи является восстановление платежеспособности предприятия-должника. Отрицательный результат выражается судебным решением о банкротстве предприятия с организацией конкурсного производства и ликвидации предприятия

6. Минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия Задача реализуется закреплением позитивных результатов вывода предприятия из кризиса и стабилизацией качественных структурных преобразований финансовой деятельности в долгосрочной перспективе. Эффективность проведенных мероприятий оценивается по критерию минимизации потерь рыночной стоимости предприятия в сравнении с ее докризисным уровнем

Во многих литературных источниках функции и задачи антикризисного управления отождествляются, что на наш взгляд, не совсем корректно, так как задачи определяют направление управления, а функции отражают предмет управления и определяют его результат и эффективность. В целом функции заключаются в том, чтобы принимать те меры, которые приведут к положительным результатам в преддверии, процессе и после кризисной ситуации. Выделяют следующие функции: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций, минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

В работе И.А. Бланка указаны определенные принципы, на которых базируется система антикризисного управления предприятием, среди них: принцип постоянной готовности реагирования, принцип превентивности действия, срочности реагирования, адекватности реагирования, принцип комплексности принимаемых решений, альтернативности действий, принцип адаптивности управления, приоритетности использования внутренних ресурсов, принцип оптимальности внешней санации, принцип эффективности. Сущность этих принципов заключается в постоянной готовности к возможному нарушению финансового равновесия предприятия, независимо от этапа развития, что реализуется с помощью мониторинга и обнаружения ранних признаков кризиса и принятием мер нейтрализации всех действующих причин и факторов, а также их негативных последствий. Антикризисное управление должно обладать высоким уровнем гибкости и способностью к быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды, при этом базироваться необходимо преимущественно на своих внутренних возможностях и на своих собственных финансовых ресурсах. Очень важно сопоставить эффект антикризисных мероприятий и затрат на их реализацию. Все вышеперечисленные принципы являются основой организации системы антикризисного управления.

Антикризисное управление, как специфический вид управленческой деятельности, подлежит оценке с точки зрения эффективности и его развитие обязательно должно сопровождаться ростом потенциала, то есть возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.

В различных литературных источниках представлены факторы или критерии, которые определяют эффективность антикризисного управления. На наш взгляд, можно выделить среди них основные, необходимые для анализа и осуществления управления в условиях кризиса.

Прежде всего, необходимо отметить фактор профессионализма антикризисного управления и специальной подготовки, которые рождаются в процессе специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления и отражают особенности управления в критических ситуациях. Следующий фактор определяется методологией разработки рискованных решений, определяющей такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность и др. Велико влияние на эффективность антикризисного управления такого фактора, как научный анализ обстановки и прогнозирование тенденций, основанного на точном, научно обоснованном анализе, позволяющем постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса, в этом заключается фактор оперативности и гибкости управления. По мнению автора, огромное влияние на эффективность антикризисного управления имеет качество стратегии и специальных программ антикризисного развития, потребность в изменении которых всегда возможна в кризисных ситуациях. Такой фактор, как система мониторинга кризисных ситуаций представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса, она необходима для его своевременного обнаружения и распознавания. Нельзя не выделить человеческий фактор, который отражает факторы корпоративности и лидерства, искусства управления. Потенциал активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованность в преодолении кризисов, понимание истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания позволяют искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении более сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Считается, что эффективность антикризисного управления трудно оценить в точных расчетных показателях, но ее можно увидеть при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

Во многих литературных источниках утверждается, что управление предприятием на любом этапе его функционирования должно являться антикризисным, то есть способным прогнозировать, предотвращать кризисные ситуации и смягчать их отрицательные последствия. В то же время антикризисное управление требует необычных нетрадиционных (а иногда даже неприемлемых) для нормального состояния мероприятий. Состав и набор таких средств зависит от конкретных причин и ошибок, которые привели к финансовым затруднени-

ям на предприятии. Таким образом, антикризисное управление не должно сводиться только к простому повышению производительности труда, сокращению издержек, поиску новых рынков сбыта, расширению или сужению ассортиментных линий, повышению качества продукции и менеджмента, реструктуризации активов и пассивов предприятия, и т. д., оно должно осуществляться при помощи системы постоянного сканирования внутренней и внешней среды предприятия на основе экономического анализа, маркетинговых исследований и стратегического контроллинга.

Библиографический список

1. Беляев С.Г. Теория и практика антикризисного управления / С.Г. Беляев, В.И. Кошкин. - М. : Закон и право, 1996.

2. Вишневская О.В. Антикризисное управление / О.В. Вишневская. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

3. Ивасенко А.Г. Антикризисное управление / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Какркавин. - М. : Кнорус, 2010.

4. КоротковЭ.М. Антикризисное управление / Э.М. Корот-ков. - М. : ИНФРА-М, 2009.

5. Соболев В.Ф. УМК «Антикризисное управление» / В.Ф. Соболев, С.В. Буров. - НГУЭУ, 2006.

6. УткинЭ.А. Антикризисное управление / Э.А. Уткин. - М. : Изд-во ЭКМОС, 1997.

7. Юн Г.Б. Методология антикризисного управления / Г. Б. Юн. -М. : Дело, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.