Научная статья на тему 'К вопросу о сущности дефиниций «Антикризисное управление»'

К вопросу о сущности дефиниций «Антикризисное управление» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булеев И.П., Тельнова А.В.

На основі критичного аналізу відомих визначень антикризового управління автором подано бачення суті та змісту даної категорії. На відміну від поширеного трактування антикризового управління як дій по виходу з фази банкрутства акцент зроблено на передкризовому етапі, на упереджені можливого руху підприємства в напрямку його банкрутства. Обґрунтовано етапи передкризового управління.На основании критического анализа известных определений антикризисного управления автором дано видение сущности и содержания данной категории. В отличие от общепринятого толкования антикризисного управления как действий по выходу из фазы банкротства акцент сделан на предкризисном этапе, на предупреждении возможного движения предприятия в направлении его банкротства. Обоснованы этапы предкризисного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности дефиниций «Антикризисное управление»»

И.П. Булеев, А.В. Тельнова

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ДЕФИНИЦИЙ «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Эффективно организованная

система финансового менеджмента позволяет предприятию избежать ряда проблем, вызванных воздействием как внешних, так и внутренних факторов, и в развитии любого предприятия

существует вероятность наступления кризиса. В отдельных случаях этого нельзя избежать, но остроту кризиса можно снизить, если учитывать функциональные особенности

предприятия, а также вовремя распознать и увидеть приближение, начало наступления кризисной ситуации.

Возникновение кризисной ситуации определяется тем, что в управлении, в принятии решений всегда существует риск. Опыт длительного бескризисного функционирования предприятий,

проводивших меры, упреждающие и предотвращающие их несостоятельность, широко известен в Японии, США, Германии и других странах. Однако не все кризисы можно предотвратить, некоторые приходится пережить и преодолеть их разрушительные последствия. В связи с этим любое управление должно быть антикризисным, т.е. построенным на учете возможности наступления и опасности кризиса.

Целью статьи является совершенствование антикризисного управления, определение решающей роли предкризисной подготовки предприятия для его стабильного финансового положения и успешного

функционирования.

Данную проблему рассматривали многие ученые, в том числе Э.М. Коротков, О.О.Терещенко, Н.В. Родионова, Г.П. Иванов и др.

Среди специалистов антикризисное управление в основном трактуется как совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику, антикризисное управление считается категорией микроэкономической и отражает производственные отношения,

складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации [1, 33].

Беляев С.Г. и Кошкин В.И. представляют механизм антикризисного управления предприятием-должником, состоящим из следующих основных подсистем [1, 34]:

а) диагностики финансового состояния и оценки перспектив развития бизнеса предприятия;

б) маркетинга;

в) антикризисной инвестиционной политики;

г) управления персоналом;

д) производственного менеджмента;

е) организации ликвидации предприятия.

Каждая подсистема сосредоточена на одном каком-либо аспекте деятельности предприятия. Однако

© Булеев Иван Петрович - доктор экономических наук, профессор. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк. Тельнова Анна Владимировна - ст. преподаватель. Донбасская государственная металлургическая академия, Краматорск.

ISSN 1562-109X

объектом антикризисного управления являются одновременно все элементы деятельности предприятия: средства производства, рабочая сила, организация производства, труда и управления, финансы, инвестиции, внешняя и внутренняя среда. То есть это вид комплексного управления предприятием.

Василенко В.О. дает другое определение антикризисного управления - как управление, в котором предусматривается безопасность кризиса, анализ его симптомов, мероприятия по снижению негативных последствий кризиса и использование его факторов для дальнейшего развития [2, 23].

Градов А.П., Кузин Б.И. [3] дают следующие определения понятиям, характеризующим антикризисный

процесс: стратегия антикризисного управления предприятием -

совокупность действий и

последовательность принимаемых управленческих решений, позволяющих оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействия на оздоровление предприятия с целью предотвращения его банкротства.

Антикризисная политика -генеральное направление деятельности руководства предприятия, совокупность принципов, методов, форм

организационного поведения,

направленных на сохранение, укрепление и улучшение финансового и технико-экономического состояния предприятия, на формирование механизма управления, способного своевременно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка с учетом стратегии предприятия.

Приведенные выше высказывания свидетельствуют о том, что акцент делается на оздоровительные процедуры банкротства, а не на предкризисную подготовку предприятия.

Антикризисное управление

базируется как на общих

закономерностях, присущих

управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так, например, управление всегда целенаправленно, выбор и формирование целей - исходный пункт в любом управлении, в том числе и антикризисном. Родионова Н.В. [4, 129] характеризует антикризисный

менеджмент как составную часть управления деятельностью предприятия в целом и представляет его в виде системы элементов, схожих по содержанию с элементами системы управления предприятием в целом. В состав этих элементов входят следующие подсистемы:

а) целевая - совокупность стратегических и тактических целей функционирования предприятия, достижение которых обеспечивается выпуском конкурентоспособной продукции. Её компоненты: повышение качества продукции, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товаров, организационно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива, охрана окружающей среды;

б) функциональная - разработка, организация и осуществление управленческого процесса. Её компоненты: маркетинг, прогнозирование, планирование, принятие управленческих решений, организация их выполнения, учет результатов, контроль хода выполнения, мотивация и регулирование выполнения решений;

в) обеспечивающая - состав, уровень качества и организация обеспечения системы управления всем необходимым для её нормального функционирования. Её компоненты: методическое, ресурсное, техническое, кадровое, информационное и правовое обеспечение;

г) внешняя среда - факторы макро-и микросреды предприятия, инфраструктура региона, влияющие на содержание и качество управленческого решения;

д) обратная связь - различная информация, поступающая от исполнителей и потребителей к источнику принятия решения.

В то же время система контроля и обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации присущи только антикризисному управлению. Особое значение в данном случае принадлежит своевременному решению финансовых проблем, так как в кризисных ситуациях нерешаемые вовремя или долго решаемые проблемы только усугубляют положение. Антикризисное управление не может быть успешным, если оно несвоевременно, не предусматривает минимизации потерь и оптимизации деятельности.

Проф. Э.М. Коротков [5] отмечает, что предметом управления является совокупность проблематики

деятельности человека, выделяя таким образом стратегическое управление, экологический менеджмент и т.д. Однако следует подчеркнуть, что особенностью антикризисного управления является то, что в качестве инструмента должны выступать прежде всего

профилактические меры финансового оздоровления предприятия, а не развитие объекта вообще.

Таким образом, значение антикризисного управления состоит в следующем:

постоянный анализ проблем в деятельности предприятия;

меры по преодолению

экономического спада на предприятии;

снижение риска банкротства и ликвидации;

координация деятельности

предприятия в целом;

мобилизация, рациональное

распределение и использование ресурсов;

помощь в преодолении

неопределенности рыночной среды и переходе предприятия на новый виток развития.

Проанализировав все

существующие определения

антикризисного управления, можно сделать вывод о том, что большинство авторов рассматривают данный вид управления как управление кризисным состоянием предприятия, т.е. его целью является выживание предприятия в кризисной ситуации и вывод его из кризисного состояния, применение мероприятий по оздоровлению предприятия. Однако более важным является предкризисная подготовка, недопущение кризисной ситуации, т.е. ликвидация кризиса в первой его фазе. В противном случае остаются

нерассмотренными вопросы трактовки антикризисного управления как системы раннего реагирования на симптомы кризиса, предкризисной подготовки и снижения вероятности возникновения факторов банкротства и кризисной ситуации.

То есть можно утверждать, что антикризисное управление - это управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также удерживать функционирование предприятия в режиме нормального функционирования в данный период, а также выводить его из кризисного состояния с минимальными потерями. Данный вид управления предполагает применение к предприятию экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур,

направленных на повышение его конкурентоспособности. Появление антикризисного управления

продиктовано финансового многочисленных функционирующих

необходимостью оздоровления предприятий, в состоянии

хронической неплатежеспособности.

Кризис имеет свою динамику развития, в которой прослеживается закономерность. В то же время каждый кризис, который происходит с конкретным предприятием в конкретной ситуации и на конкретном рынке, индивидуален и предусмотреть его течение на 100% невозможно. В этом и заключается основная сложность антикризисной программы. Она представляет собой стратегический документ, который, упрощенно говоря, является "планом действий" на случай возникновения различных кризисных ситуаций. Но антикризисная программа должна трактовать кризис стратегически: она должна быть нацелена не только на его преодоление, но и на профилактику, а также на грамотное посткризисное реагирование. Таким образом, можно дать следующее определение антикризисного управления.

Антикризисное управление - это управление, способное, прежде всего, предотвращать возникновение кризиса на базе применения системы предкризисной подготовки, реализации внутренних резервов стабилизации, а при возникновении кризисной ситуации -управлять выходом предприятия из сложившегося положения с

минимальными потерями.

Система предкризисной подготовки и соответственно эффективного антикризисного управления должна содержать следующие этапы:

1) ранняя диагностика кризисных явлений и классификация их по степени опасности, исследование основных факторов, обусловливающих их развитие;

2) своевременное реагирование на ранние «сигналы» кризиса;

3) полная реализация внутренних возможностей;

4) при необходимости привлечение внешних источников для ликвидации негативных тенденций;

5) контроль за ходом распознавания ранних «сигналов» кризиса и их ликвидацией.

Можно выделить различные типы политики осуществления антикризисного управления:

предкризисное управление; управление в условиях кризиса; управление процессами выхода из кризиса;

стабилизация неустойчивых

ситуаций;

минимизация потерь и упущенных возможностей;

своевременное принятие решений; подготовка к кризису и минимизация его последствий.

Но акцент должен быть сделан на предкризисной подготовке, стабилизации неустойчивых ситуаций, своевременном принятии управленческих решений.

Литература

1. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов /Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. - 510 с.

2. Василенко В.О. Антикризове управлшня пщприемством: Навч. поабник. - Кшв: ЦУЛ, 2003. - 504 с.

3. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина -Спб.: Специальная литература, 1996. -510 с.

4. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 223 с.

5. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 432 с. - (Серия «Высшее образование»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.