Научная статья на тему 'ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)'

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ / СЕТЕВЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ / НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЦЕССОВ ВОСПИТАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ / АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАКТИК ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Зоя Ивановна

8-10 декабря 2020 года в Новосибирском государственном педагогическом университете при поддержке гранта РФФИ состоялась международная научно практическая конференция «Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов». Организатором конференции выступил НГПУ совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Министерством образования Новосибирской области, Уполномоченным по правам ребенка в Новосибирской области и МАУ ДО «Дворец творчества детей и учащейся молодежи “Юниор.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Зоя Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL PROBLEMS OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIAL PROCESSES (INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE AT NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGIC UNIVERSITY)

On December 8-10, 2020, the international scientific and practical conference “Fundamental problems of education in the context of modern social processes. was held at Novosibirsk State Pedagogical University with the support of the RFBR grant. The conference was organised by the NSPU together with the Ministry of Education of the Russian Federation, the Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, the Ministry of Education of Novosibirsk Region, the Ombudsman for the Rights of the Child in Novosibirsk Region and the municipal autonomous institution for additional education “Palace of Creative Work of Children & Student Youth “Junior”.

Текст научной работы на тему «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 236-240. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 236-240. ISSN 2073-1426 Научный отчет УДК 37.01

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-236-240

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)

Лаврентьева Зоя Ивановна, доктор педагогических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, iigso@nspu.ru

Аннотация. 8-10 декабря 2020 года в Новосибирском государственном педагогическом университете при поддержке гранта РФФИ состоялась международная научно практическая конференция «Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов». Организатором конференции выступил НГПУ совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Министерством образования Новосибирской области, Уполномоченным по правам ребенка в Новосибирской области и МАУ ДО «Дворец творчества детей и учащейся молодежи "Юниор"».

Ключевые слова: научно-практическая конференция, фундаментальные проблемы воспитания, научные школы исследователей проблем воспитания, сетевые аспекты воспитания, научная экспертиза процессов воспитания, практический опыт реализации программ воспитания, анализ зарубежных практик воспитания Для цитирования: Лаврентьева З.И. Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: Международная научно практическая конференция в Новосибирском государственном педагогическом университете // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, №> 1. С. 236-240. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-236-240

Scientific Report

FUNDAMENTAL PROBLEMS OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIAL PROCESSES (INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE AT NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGIC UNIVERSITY)

Zoya I. Lavrentieva, Doctor of Pedagogic Sciences, Novosibirsk State Pedagogic University, iigso@nspu.ru

Abstract. On December 8-10, 2020, the international scientific and practical conference "Fundamental problems of education in the context of modern social processes" was held at Novosibirsk State Pedagogical University with the support of the RFBR grant. The conference was organised by the NSPU together with the Ministry of Education of the Russian Federation, the Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, the Ministry of Education of Novosibirsk Region, the Ombudsman for the Rights of the Child in Novosibirsk Region and the municipal autonomous institution for additional education "Palace of Creative Work of Children & Student Youth "Junior".

Keywords: scientific & practical conference, fundamental problems of education, scientific schools of researchers of problems of education, network aspects of education, scientific examination of educational processes, practical experience in implementation of education programmes, analysis of foreign educational practices

For citation: Lavrentieva Z.I. Fundamental problems of education in the context of modern social processes (International scientific and practical conference at Novosibirsk State Pedagogic University). Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 1, pp. 236-240 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-236-240

236

Вестник КГУ -Л 2021

© Лаврентьева З.И., 2021

8-10 декабря 2020 года в Новосибирском государственном педагогическом университете при поддержке гранта РФФИ состоялась международная научно практическая конференция «Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов». Организатором конференции выступил НГПУ совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Министерством образования Новосибирской области, Уполномоченным по правам ребенка в Новосибирской области и МАУ ДО «Дворец творчества детей и учащейся молодежи "Юниор"».

Несмотря на сложную эпидемическую ситуацию в стране и регионе, конференция проходила в очном формате. Это требовало соблюдения ряда ограничений, в том числе и по количеству одновременно присутствующих в аудитории участников научной встречи. В пленарном заседании смогли принять участие всего 52 человека, вместе с тем за три дня конференции очно ее посетили 130 человек. На конференцию приехали 11 выступающих из других регионов Российской Федерации: Москвы, Костромы, Арзамаса, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Омска. Очно на конференции выступили представители Японии и Китая. Очно для практиков и ученых состоялись четыре открытые лекции. Мы все хорошо знаем, что эмоциональная обстановка реального присутствия в аудитории, неформальное общение в ходе конференции, реакция зала на выступления создают особую атмосферу научного события. В современной ситуации ценность оф-лайн-встречи увеличилась многократно и воспринималась более остро и искренне.

Вместе с тем карантинные мероприятия позволили привлечь к участию в конференции гораздо больше слушателей, чем если бы она проходила в обычных условиях. Заранее педагогические вузы страны с поддержкой Министерства просвещения Российской Федерации были оповещены о ссылках открытого доступа к пленарному заседанию, работе секций и открытых лекций. Опыт организации дистантного образования и высокий уровень технического оснащения вуза позволили в открытом онлайн-формате провести не только пленарное, но и все пять секций, одновременно проходящих в разных аудиториях. К выступлениям можно было подключиться в реальном времени, а при учете разницы часовых поясов в разных частях мира участники конференции присылали заранее записанные доклады. Всего в прямом эфире на конференции с докладами выступили 9 человек, в том числе ученые Белоруссии, Соединенных Штатов Америки, Китая, ведущие теоретики воспитания из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска. Записи трансляций конференции в открытом электронном доступе посмотрели 2 300 человек.

Все записи выложены в открытом доступе на Youtube и могут быть использованы как педаго-

гами-практиками, так и для обучения аспирантов, занимающихся исследованием проблем воспитания, подготовки и переподготовки педагогических кадров в области воспитания. Все желающие могут познакомиться с содержанием выступлений на сайте университета по адресу https://reg.nspu.ru/sites/ index.php?s=49._

С видеообращением к участникам конференции выступил заместитель министра просвещения РФ Виктор Стефанович Басюк, обратив особое внимание на то, что актуальность заявленной темы связана с необходимостью методологического осмысления и теоретического обоснования новых подходов к воспитанию в современной меняющейся реальности.

«Воспитание государством и обществом признается важнейшим направлением всестороннего духовного, нравственного и интеллектуального развития детей, формирования патриотизма и гражданственности. Новые вызовы времени диктуют разработку новых теоретических концепций воспитания. Для этого необходим анализ дискуссионных подходов и опыта разнообразных научных школ по проблемам воспитания», - объяснил Виктор Стефанович.

«Сложно представить себе сферу более многогранную и деликатную, чем воспитание. Заявленная тема, направления работы секций и проблематика открытых лекций как нельзя более актуальны. Цели и задачи стоят такие, с которыми не поспоришь, - резюмировала заместитель министра, начальник управления молодежной политики Министерства образования Новосибирской области Мария Наильевна Жафярова. - Учитывая, что нет ничего практичнее хорошей теории, я выражаю глубокую уверенность в том, что работа сегодняшней конференции позволит оснастить учителей-практиков, методистов, специалистов профессионального и высшего образования современными инструментами воспитательной работы.

Высокий уровень востребованности научных знаний о воспитании, заинтересованность практиков в обсуждении фундаментальных проблем воспитания безусловно подчеркивали актуальность предложенной темы конференции.

В центре внимания конференции было обсуждение сущности и целей воспитания в условиях современных социальных процессов, вскрытие взаимосвязей воспитания с изменениями современного детства, с ускорением и усложнением процессов жизнедеятельности детей и подростков, со сменой ценностных смыслов современного образования. Дискуссии ученых были направлены на выявление новых закономерностей процесса воспитания, обеспечивающих субъектность обучающихся и их наиболее полную самореализацию.

Осмысление методологических подходов к изучению воспитания позволило раскрыть многогранность и выявить глубинные процессы влияния

воспитания на развитие личности современного ребенка, увидеть ресурсы и риски духовно-нравственного и гражданского становления человека, формирования его жизненных принципов и ценностей, определить границы возможностей воспитательного воздействия на детей и подростков.

Новые вызовы времени диктуют разработку новых теоретических концепций воспитания. На конференции были представлены авторские теоретические подходы и проанализирован опыт деятельности научных школ по проблемам воспитания. Продвижению наиболее актуальных и интересных концепций способствовал тот факт, что на конференции работала группа ученых из 6 членов федерального экспертного совета по разработке и реализации Примерной программы воспитания.

Анализируя современное состояние воспитания, участники конференции опирались на устоявшиеся знания, представленные в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля; антропологических взглядах К.Д. Ушинского; теоретических концепциях общения М. Бубера и М. Бахтина; взглядах на воспитание в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко; подходах Л.И. Божович к индивидуальному развитию личности в процессе воспитания; теории воспитательных систем Л.И. Новиковой; концепциях социализации и социального развития А.В. Мудри-ка. Историко-педагогический экскурс подчеркивал важность учета накопленных теоретико-методологических знаний о воспитании и давал основание для определения особенностей воспитания в условиях современных социальных процессов.

Кроме того, участники конференции подчеркивали необходимость обогащения теории воспитания в связи с ускорением современных социальных процессов, возникновением ситуаций неопределенности, внедрением цифрового образования, се-тевизации и виртуализации воспитательной среды, субъектности и индивидуализации участников воспитательной деятельности.

Наша конференция сосредоточилась на анализе фундаментальных проблем современного воспитания. Необходимость обращения к фундаментальным основам воспитания была обусловлена тем, что современные социальные процессы сущностно меняют общественное восприятие такого сложного явления, как воспитание, что, в свою очередь, требует научного объяснения вновь возникающих закономерностей и их влияния на цели, содержание и методическое обеспечение процессов воспитания. Фундаментальность научных дискуссий определялась потребностью участников конференции представить результаты собственного теоретико-методологического осмысления воспитания, обсудить авторские теории воспитания, проанализировать лучшие практики в области современного воспитания, а также организовать плодотворное взаимодействие и сотрудничество специалистов в сфере теории и практики воспитания.

В качестве ведущих направлений исследований, представленных в выступлениях ученых и опубликованных к конференции статьях, явились:

- методологические парадигмы исследования воспитания: единства диалогического и монологического подходов (А.М. Сидоркин); смены коллективистически-социальных, либерально-индивидуалистических подходов на антропологические (С.А. Смирнов); сочетания классических, неклассических, постнеклассических методологий (С.А. Расчетина); использование мягкого системного подхода (И.Д. Демакова, И.Ю. Шустова, А.В. Савченко); самоорганизации детей и педагогов в процессе воспитания (М.Р. Мирошкина, Б.А. Дейч); обращения к комплексу философско-антропологических, биоантропологических и социально-психологических концепций (Т.В. Фуряева, Е.А. Фуряев); особенностей отбора методологических принципов исследования воспитания в работах молодых ученых (М.В. Ромм, З.И. Лаврентьева);

- научные концепции воспитания: концепция системного подхода к воспитанию и созданию педагогических условий реализации современных программ воспитания (Н.Л. Селиванова); концепции школьного образования с точки зрения родителей, учителей и обучающихся (П.В. Степанов, В.В. Кру-глов, А.В. Щербина); теория границ и ресурсов воспитания (Т.А. Ромм); концепция информационно-волновых процессов в воспитании (Н.П. Аникеева, Н.Н. Киселев); концепция формирования российской идентичности (М.В. Шакурова, А.Н. Махинин, О.В. Неценко, Е.В. Алехина); субъектности (Е.М. Скрыпникова) и жизнестойкости ребенка (Е.А. Байер); воспитательного потенциала гуманитарного знания (В.П. Пивченко, Е.Е. Тихомирова; Т.В. Мжельская, М.П. Тырина);

- становление и развитие научных школ исследователей проблем воспитания: на конференции были представлены результаты исследований воспитания в научных школах Москвы (лаборатория стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»); Воронежа (кафедра общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»); Костромы (Институт педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»), Санкт-Петербурга (кафедра социальной работы и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена).

Сибирская научная школа была представлена кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», которая на протяжении пятидесяти лет своего существования, начинаясь как кафедра теории и методики пионерской и комсомольской работы и продолжая идеи духовно-нравственного воспитания член-корреспондента

АПН, доктора педагогических наук Ю.В. Шарова, провела десять научных Сибирских педагогических семинаров, сосредоточившись на проблемах социального воспитания, воспитания отношений между педагогами и воспитанниками, профессионального становления будущих воспитателей;

- сетевые аспекты воспитания: раскрыты проблемы теории и практики воспитания в эпоху сетеви-зации, цифровизации и виртуализации образования, организации социального воспитания в контексте сетевого подхода (Т. А. Ромм, М.В. Ромм); сетевого взаимодействия педагогов и воспитанников (Т.Н. Гущина), особенностей социального воспитания в контексте тотальной цифровизации образования (Т.Т. Щелина) и системно-сетевого подхода (А.В. Тараканов); представлен опыт создания воспитательной среды в сети Интернет на примере детских онлайн-лагерей (А.Ю. Байкалова) и опыт организации стажировочной площадки на базе школы (О.О. Киселева); раскрыты нравственные и этические ценности создания цифровой образовательной среды (М.А. Петрушкевич, А.Г. Сафонов);

- научная экспертиза процессов воспитания: объекты экспертизы, принципы отбора экспертов в области воспитания (Е.В. Киселева), критерии и показатели эффективности воспитательной деятельности (С.В. Бобрышов), экспертиза вовлечения детей в реализацию программ благотворительных фондов и социально-образовательных центров (Э.Ш. Гарифулина, Е.Е. Леонова, С.А. Литвинова, И.В. Хромова); организационная культура экспертизы воспитания (Н.А. Патунина, С.О. Щелина); гигиеническая оценка процессов воспитания (Н.В. Шишарина);

- теоретико-методологические основы подготовки педагогов к воспитательной деятельности в образовании: теория профессионализма педагога-воспитателя (Е.В. Андриенко, А.А. Петрусевич), коммуникативной компетентности будущих педагогов (В.Ю. Ванеева), практика подготовки к воспитательной деятельности с детскими общественными объединениями (О.Ю. Елькина, Л.Я. Лозован, А.С. Ситников) и вожатыми в детских оздоровительных лагерях (Л.И. Тимонина, М.А. Сомки-на); организации практик студентов (Н.В. Кош-ман, Н.В. Кохан);

- практический опыт реализации программ воспитания в образовательных организациях был представлен докладами педагогов-практиков О.А. Кожемякиной, С.Г. Котеневой, С.В. Овчаренко, Н.В. Шестаковой и молодых ученых, ведущих исследования в области воспитания на уровне магистерских и аспирантских исследований;

- анализ зарубежных практик воспитания: очно на пленарном заседании выступили: Дохи Рика, психолог Национального комплекса детского центра «Дворец детей» (Токио, Япония), Вэньтин Люй, аспирант, (г. Хами. Китай). По видеосвязи на пленарном заседании были представлены доклады:

А.М. Сидоркина, декана факультета образования Университета штата Калифорния, Сакромен-то, США; О.С. Поповой, доктора психологических наук, профессора, проректора по научно-методическому обеспечению воспитательной работы Республиканского института профессионального образования (Белоруссия); Бенни Лам, клинического психолога, члена Гонконгской ассоциации профессиональных консультантов, профессора университета Гонконга (Китай).

На секционных занятиях очно выступили Аюн (г. Урумчи, КНР); Син Хуэйбин (г. Чанчунь, КНР); Юй Ян (г. Сийхуа, КНР). Со стендовыми докладом выступили: А.А. Корзюк (Минск, Белоруссия); И.Ш. Фазылбеков (г. Семей, Казахстан); А. Аннакулов (Ашхабад, Туркмения); А. Бад-рах (Улан-Батор. Монголия); Ф. Олувасанми (Абуд-жа. Нигерия). В выступлениях отмечалась важность организации общения как ведущего способа организации воспитательного контакта между педагогами и детьми; подчеркивалась важность организации дополнительного образования детей; уточнялись способы профессиональной поддержки семейного воспитания. Все это свидетельствует о том, что и в международном масштабе проблема воспитания обостряется и требует пристального научного анализа.

Содержание конференции было направлено на выявление новых знаний и обогащение терминологии описания современных процессов воспитания, обусловленных сетевизацией, цифровиза-цией и усилением роли дистантного образования. Новые знания были получены при анализе сравнительных исследований отечественных и зарубежных подходов к воспитанию. С целью обеспечения эффективности воспитания как целенаправленного педагогического процесса были вскрыты новые критерии и показатели эффективности воспитательной деятельности в условиях современных социальных процессов, выявлены особенности подготовки будущих специалистов к воспитательной деятельности. С целью теоретического обоснования педагогических условий организации системы воспитательной работы научному осмыслению подвергался анализ социальных практик воспитания в разных типах образовательных организаций.

Научная новизна конференции заключалась в том, что:

- были выделены ресурсы сетевизации и цифро-визации образования в воспитании обучающихся;

- определены границы воспитания в становлении и развитии личности;

- выявлены условия использования ИКТ в воспитании современных детей и подростков;

- предложены критерии экспертизы воспитательной деятельности;

- обобщен передовой педагогический опыт внедрения Примерной программы воспитания обучающихся в РФ.

Потенциальные возможности практического использования фундаментальных научных результатов заключаются в том, что предложенные теоретические идеи помогут педагогам-практикам:

- разрабатывать принципы и содержание Программ воспитания для определенных образовательных организаций;

- внедрять представленный на конференции передовой педагогический опыт организации воспитания;

- расширять внедрение сетевых принципов и ресурсов ИКТ в процесс воспитания;

- апробировать научно обоснованные педагогические условия эффективной воспитательной деятельности;

- обеспечивать методическое сопровождение воспитательной деятельности с обучающимися;

- готовить на более высоком уровне студентов к воспитательной деятельности в новых условиях.

Практическая эффективность конференции обеспечивалась и такими специфическими формами организации общения ученых и педагогов-практиков, как открытые лекции и мастер-классы ведущих научных сотрудников. В программу конференции вошли открытые лекции докторов философских наук М.В. Ромма и С.А. Смирнова, раскрывших общетеоретические концепты воспитания в современных социальных условиях, и лекции доктора педагогических наук П.В. Степанова и кандидата педагогических наук В.В. Круглова, направленные на раскрытие воспитательных функций современных образовательных организаций. Мастер-класс Е.В. Руденского, доктора социологических наук, был посвящен клинико-виктимологическому анализу уязвимости жизнеспособности человека. Данный мастер-класс раскрывал ориентиры современной воспитательной деятельности с точки зрения педагогического социолога.

Несомненной ценностью явилось приглашение на конференцию ученых разных областей знаний. В современных социальных условиях исследова-

ние воспитания может быть успешным и фундаментально ориентированным только при проведении комплексных междисциплинарных исследований.

В заключение отметим, что научное понимание изменений, происходящих в воспитании под воздействием современных социальных процессов, уточнение ведущих категорий воспитания, теоретическое обоснование системы организации воспитательной работы в сфере образования, научная экспертиза социальных практик воспитания, безусловно, будет способствовать фундаментальности образования в целом.

Список литературы

Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции (8-10 декабря 2020 г., Новосибирск) / под редакцией Т.А. Ромм, З.И. Лаврентьевой, Е.М. Скрыпниковой. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2020. 504 с.

References

Fundamental'nye problemy vospitaniia v uslo-viiakh sovremennykh sotsial'nykh protsessov: materia-ly mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferent-sii (8-10 dekabria 2020 g., Novosibirsk). Fundamental problems of education in the conditions of modern social processes: materials of the international scientific and practical conference (December 8-10, 2020, Novosibirsk), ed. by T.A. Romm, Z.I. Lavrentieva, E.M. Skrypnikova]. Novosibirsk, Nemo Press Publ., 2020, 504 p.

Статья поступила в редакцию 24.01.2021; одобрена после рецензирования 13.02.2021; принята к публикации 26.02.2021.

The article was submitted 24.01.2021; approved after reviewing 13.02.2021; accepted for publication 26.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.