ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
КЕЗИН А.С.
На всем пути исторического развития России, фундаментальность образовательных наук, качество и уровень подготовки специалистов, по сравнению даже с некоторыми ведущими странами мира, является одним из ее наиболее значимых конкурентных преимуществ, в том числе в мировой экономике. В инновационном развитии фундаментальности Российской высшей школы, особое внимание придается комплектованию ВУЗов современными компетентными научно-педагогическими кадрами и созданию инновационных образовательных условий способствующих обеспечению высокого качества профессиональной подготовки и формирование профессионально-инновационных способностей у специалистов.
Исторически сложилось, что фундаментальность высшего образования определяет:
- высокий уровень развития педагогической науки, сформированность научно-педагогического сообщества, его взаимодействие с представителями смежных наук, гуманистический характер;
- практико-ориентированность образовательной мысли, ее направленность на обеспечение единства обучения и воспитания, плодотворность многих российских образовательных традиций;
- развитость научных исследований в высшей школе, успешная методология подготовки научных кадров, наличие оправдавших себя форм учебного и научного процессов;
- наличие в вузах многочисленных удачных инноваций содержательного, методического и организационного характера, а также принципиальная возможность их распространения с помощью государственных целевых программ и системы повышения квалификации университетских менеджеров и педагогов.
По поводу профессионализма и высочайших способностей в научно-практической работе ученых русской школы, наш соотечественник, профессор Г.Н. Пио-Ульский в своем докладе в 1938 году в Союзе русских инженеров в г. Белграде отмечал: «...Высокий профессионализм, знание достижений мировой науки, свободное владение языками, научно-практический и профессиональный подход к рассмотрению проблем, высокая работоспособность и трудолюбие наших учены. А ведь как русским не гордиться такими учеными, как Лобачевский, Менделеев, Павлов; такими поэтами и писателями, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Достоевский, Тургенев, Лев Толстой, Чехов; такими композиторами, как Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов; такими артистами, как Шаляпин, Мельников, В.Н. Давыдов, Савина, Ермолова, Анна Павлова. Приобретенные за рубежом знания отечественных специалистов в области фундаментальных и прикладных наук отражались на развитии Российской национальной системы образования. В этом одна из причин того, что так удачно сложилась судьба русских эмигрантов - ученых в области органической химии (В.Г. Ипатьев, А. Чичибабин), конструирования приборов (Б. Бабкин, Г. Гамов, В. Анри, В. Зворыкин, В. Жардецкий, Н. Лндрусов, П. Вальден, С. Виноградский), самолето- и вер-толетостроения (Г. Ботезат, И. Сикорский, М. Грегор, А. Лебедев, А. Прокофьев-Северский, И. Махонин, М. Ваттер, Д. Рябушинский), физики, математики, геологии, микробиологии, физиологии, почвоведения. Русские ученые привезли в Европу и Америку не только свои знания и талант, оригинальную исследовательскую школу, которая существовала в России в виде синтеза достижений русской и мировой науки, но и желание работать целеустремленно, эффективно, с полной самоотдачей и самореализацией [9].
Русские ученые за границей выступали как представители ведущих российских, научных школ, которые были в авангарде науки того времени. В математике, это школы М.Остроградского, В.Буняковского, П.Чебышева и др., в физике - П.Лебедева, П.Лазарева, А.Иоффе; в химии - Д.Менделеева, Д.Бутлерова,
Н. Бекетова, в самолетостроении - Н. Жуковского и С. Чаплыгина; в социологии - М. Ковалевского. Было и еще одно важное обстоятельство, повлиявшее на успешную творческую деятельность русских интеллектуалов за границей» [1].
Отличительной чертой фундаментальности Российского образования было и традиционно остается расширенное понимание целей высшего образования: подготовка высококвалифицированных специалистов (кадров) предполагает не только передачу обучаемым определенной суммы знаний по специальности, но также и развитие умений и навыков интеллектуальной деятельности. Мы не ставим перед собой задачу мгновенной отдачи, чтобы молодой человек сразу зарабатывал. Мы готовим личность, специалиста, ученого. В этой связи уместно привести высказывания на заседании Российского союза ректоров в г. Ярославле, ректора МГУ В.А. Садовничего: «В Российской высшей школе исторические сложились определенные преимущества. Основным из них была фундаментальность, присущая именно Российской или советской системе образования. Другое наше историческое преимущество - привязанность студента к профессору, кафедре. К нашим преимуществам, безусловно, можно отнести и отсутствие узко практической выгоды в системе образования. Кроме того, у талантливых людей были широкие возможности продвигаться по служебной лестнице: возможность поступать в аспирантуру, защищать настоящие диссертации, а затем расти как ученому, как хорошему специалисту» [11].
Констатируя достижения русской науки и культуры и их мировое значение в подготовке профессионально компетентных высококвалифицированных специалистов, на примере русской эмиграции, выражаясь словами профессора Г.Н. Пио-Ульского: «Когда талантливый ученый меняет страну проживания, это
влияет не только на его личную судьбу, но и на прогресс национальной науки: одно государство теряет специалистов высокого класса, а другое получает квалифицированных ученых, которые своими открытиями (порой имеющими статус мировых) поднимают престиж своей второй родины и приносят ей значительные экономические дивиденды...» [9] само по себе становится ясным, что приход людей высшей культуры в той или иной степени повышает интеллектуальный культурный уровень общества и страны в целом. Актуальными представляются слова академика Д. Львова: «...Можно сравнительно легко восполнить потерю части экономического потенциала. Но нельзя рассчитывать на регенерацию, когда речь идет о фундаментальной науке, системе общего и профессионального образования, в целом о системе воспроизводства интеллектуальной элиты и высококвалифицированных кадров, об их социальном статусе» [7].
Прошедший XX век был поистине столетием российской науки. Он начался с блестящего дебюта гениальных российских ученых: Менделеева, Вернадского, Кольцова, Павлова, Бехтерева, Чижевского, Циолковского, Жуковского, Попова, Чичибабина, Тимошенко, Ипатьева, Зворыкина и многих других ее представителей и продолжился в творчестве Королева, Туполева, Курчатова, Сахарова, Келдыша и др. До сих пор российская наука находится в числе мировых лидеров [1].
Каким должно быть современное образование, какие задачи оно должно решать в формировании и развитии «человеческого капитала» и профессионально компетентных кадров остро востребованных в ходе становления и развития инновационной экономики российского общества?
В системе многоуровневой подготовки высшей школы и в государственных образовательных стандартах, во внедряемой современной, новой парадигме образования, а также основных компонентах современного высшего образования, должны быть достаточно ясно определены фундаментальность, целостность и направленность на удовлетворение интеллектуальных и социально-профессиональных интересов личности. Сохранение и поддержание динамичного инновационного развития образовательной сферы должно стать залогом стабильного социального и экономического развития страны. При этом основными социальными функциями фундаментальности высшей школы представляются:
- социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научнотехнического и профессионально-инновационного потенциала общества;
- социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность членов общества и включение в мировые общецивилизационные процессы;
- профессионально-компетентностные, связанные с формированием и развитием социальнопрофессиональной компетенции и конкурентоспособности специалистов;
- интеллектуально-духовные, направленные на развитие духовной жизни общества.
Важнейшей закономерностью, определяющей современное позитивное развитие возрождаемой экономики России, является возрастание роли интеллектуального фактора профессионально-кадрового потенциала. Интеллектуальный потенциал, социально-профессиональная компетентность и способность специалистов к инновационной деятельности, уровень развития науки, высокие технологии — вот что сделает экономику России инновационной и конкурентоспособной. «Наше будущее определяется не сырьевыми запасами и другими природными ресурсами. Интеллектуальный потенциал, Уровень развития науки, высокие технологии — вот что делает экономику конкурентоспособной [10].
Освоение достижений фундаментальных наук служит мощным фактором формирования как научного, так и профессионального мышления. Фундаментальные науки, выступают основой формирования интеллектуального капитала личности человека. Фундаментальные науки вырабатывают у личности критерии тех ограничений, в пределах которых возможно бескризисное развитие человеческого общества на Земле.
К примеру, опыт подготовки специалистов и развития национальных систем высшего образования в ведущих странах мира показывает.
В США систему высшего образования входит около 3,3 тыс. институтов различных типов, в которых обучается более 12 млн. чел. В США насчитывается 156 университетов. Важной составной частью подготовки специалистов в университетах является научно-исследовательская деятельность, к которой привлекаются как аспиранты так и студенты. В настоящее время в высших учебных заведениях выполняются около 60% всех фундаментальных исследований в США [12]. В тоже время по признанию информационного агентства США, система высшего образования в Соединенных Штатах сложная. Все учебные заведения любой категории могут быть либо государственными, либо частными, в зависимости от источника финансирования. Между государственными и частными учебными заведениями нет четкого и непримен-ного различия с точки зрения качества получаемого там образования. Однако это не означает, что все учебные заведения одинаково престижны или что между ними нет существенных различий [4].
В Швеции, все высшие учебные заведения являются государственными, за редким исключением. Те вузы, которые управляются ландстингами и коммунами, получают субсидии центрального правительства, а оставшуюся часть расходов финансируют местные власти, которые имеют право вводить местные налоги. В Швеции системой высшего образования занимается государственное Управление университетов и высших учебных заведений, непосредственно ответственное перед правительством. В университетах сочетается обучение студентов с исследовательской работой. С 1986 г. существуют только три категории профессорско-преподавательского состава: профессора, которые в основном занимаются исследованиями, старшие преподаватели и преподаватели. Для категории старшего преподавателя необходимо иметь докторскую степень. Они занимаются как исследовательской, так и преподавательской работой [3].
В Англии, как в промышленности, так и в государственном аппарате и даже в Сити и в армии ученые степени бакалавра или магистра искусств стали пропуском для успешной карьеры и главным рычагом социальных перемен. Университеты стали поворотным пунктом в общественном продвижении юношей (но не девушек): человек, может войти в университет сыном плотника и три года спустя выйти оттуда интеллигентом, в котором сохранятся лишь некоторые намеки на его происхождение. По фактическому числу оканчивающих высшее учебные заведения Англия все же занимает низкое место среди европейских стран [2].
Исследование европейских, американских и российских университетов, а также опубликованные исследования американских ученых (Б. Кларк 1997, Б. Спорн 1999, К. Камерон 1999 и др.) позволили свести деятельность по трансформации традиционных университетов в соответствии с требованиями внешней среды в единую концептуальную систему -университет инновационного типа, реализующий программы инновационного образования. При этом, как отмечает профессор Ю. Похолков, инновационное образование ставит своей целью подготовить специалиста, заряженного на победу. Он должен побеждать своими знаниями, умениями, компетентностью, должен быть нацелен на изготовление продукции, побеждающей в конкурентной борьбе. Если этого не будет, значит, придется нам и дальше продолжать пользоваться импортными телефонами, телевизорами, стиральными порошками. Стратегическая цель создания в России университетов инновационного типа - подготовка специалистов и введение в хозяйственный оборот результатов научной деятельности, способных обеспечить позитивные изменения в экономике страны [5]. Как представляется, российские университеты инновационного типа станут реальными продолжателями Российской школы фундаментального образования. Но для успешной реализации задуманного необходимо соблюсти основные принципы трансформации традиционного университета в его новый тип, в том числе: обеспечение прогрессивного развития системы инновационного образования; создание (на основе специальных форм поддержки государства и бизнеса) системы подготовки профессионально-научных кадров; сохранение академической базы университета, стимулирование развития фундаментальных исследований и результатов инновационной деятельности; поддержка формирования и развития инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды; диверсификация источников финансирования университета (в том числе, специальных); формирование системы стратегического партнерства ученых университетов, Российской академии наук (РАН) с заинтересованными сторонами промышленности и бизнеса.
Взгляд на образование должен коренным образом измениться. Вместо отношения к образованию - как услуге, которую бизнес по большей части бесплатно получает от общества, должен быть сформулирован взгляд на образование как на важнейший национальный ресурс» [8]. «Фундаментальный путь развития образования
- это развитие инновационной способности нации. Об этом надо помнить властям» [6]. Кроме того «Требуется срочно привести в нормальное состояние систему профессиональной ориентации. Действующий перечень профессий не содержит огромное количество специальностей, возникших в последние 10-15 лет [8].
Проблемы фундаментальности российского высшего образования, как и проблемы повышения качества высшего образования (их главная, если не решающая роль), должны стать центральными в ходе реформирования всей образовательной системы России, стать основополагающими в формировании образовательной политики Российского правительства и государства в целом, и прежде всего - в доступности высшего образования для всех слоев российского общества, сохранения бесплатного образования, восстановления и развития системы воспитания, в особенности, патриотического, повышения квалификации обучающихся - преподавателей ВУЗов и гуманизации образования.
Список литературы
1. Алексеева Г., Маныкин А. // Русский исход. Поиск.№ 13 (619) 2001
2. Антонии Сэмпсон Новая анатомия Британии /сокр. пер. с англ./ Издательство «Прогресс», Москва 1975. С.486. Часть 11. Система образования. - Стр.: 123-148.
3. Волков A.M. Швеция: Социально-экономическая модель. М., «Мысль». 1991.
4. Информационное агентство США // О соединенных Штатах Америки. 1989.
5. Критерии доверия. Кто обеспечит позитивные изменения в экономике России // Поиск. - 2005. -№5.
6. Лисовский В.Г., Мачульский А.И., Темный И.И. "Концепция воспитания студентов ВУЗов РФ", Санкт-Петербург, 1999 г., с.7
7. Львов Д. Экономика и жизненный мир человека // Российская газета. № 105(4071)2006.
8. Музыкантский А.И. Образование как стратегический ресурс общества /доклад на семинаре «Полития» 01. марта 2007. (http: //www. Politea.ru)
9. Сабов А. Профессор Г.Н. Пио-Ульский // Русская эмиграция и ее значение в культурной жизни других народов. Российская Газета от 4 ноября 2000.
10. Садовничий ВА Университет XXI века // Размышления об университетском образовании. М., 2006.
11. Садовничий ВА, ректор МГУ, с.З, офиц. Сборник «Документы в образовании 2004 г», № 19.
12. Современные Соединенные штаты Америки // Энциклопедический справочник. Политиздат, 1988 с-391.