Научная статья на тему 'Фундаментальное Университетское образование для химиков: бакалавриат и магистратура или специалитет?'

Фундаментальное Университетское образование для химиков: бакалавриат и магистратура или специалитет? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунин Валерий Васильевич, Шевельков Владимир Федорович, Кузьменко Николай Егорович, Рыжова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фундаментальное Университетское образование для химиков: бакалавриат и магистратура или специалитет?»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

В.В. Лунин, В.Ф. Шевельков, Н.Е. Кузьменко, О.Н. Рыжова

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ХИМИКОВ: БАКАЛАВРИАТ

И МАГИСТРАТУРА ИЛИ СПЕЦИАЛИТЕТ?

Ожесточенные споры по поводу перехода на двухуровневую систему высшего образования в России не утихают, несмотря на то что в марте 2007 г. Правительство РФ в целом одобрило законопроект о введении двухуровневой системы высшего профессионального образования. Принятый документ предусматривает переход на два уровня высшего образования в РФ: бакалавриат — 1-й уровень, магистратура либо "специалитет" (традиционная подготовка специалистов) — 2-й уровень. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты (ГОС) и самостоятельную итоговую аттестацию. Предполагается, что срок обучения в бакалавриате составит от 3(!?) до 4 лет в зависимости от направления, в магистратуре на базе бакалавриата — 2 года. Разработчики законопроекта (Министерство образования и науки РФ) предполагают, что 1-й уровень (бакалавриат) подготовит выпускника к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Подчеркивается, что подготовка на 1-м уровне будет проходить по ограниченному числу фундаментальных дисциплин, а углубленная специализация будет проводиться в магистратуре или "специалите-те". При этом магистратура будет готовить выпускников, ориенти-

Лунин Валерий Васильевич — профессор, доктор химических наук, декан химического факультета МГУ, заведующий кафедрой физической химии, академик Российской академии наук, лауреат премии Президента РФ в области образования, председатель Учебно-методического совета УМО по классическому университетскому образованию.

Шевельков Владимир Федорович — доцент кафедры физической химии химического факультета МГУ, кандидат химических наук, заместитель председателя Учебно-методического совета УМО по классическому университетскому образованию.

Кузьменко Николай Егорович — профессор, доктор физико-математических наук, заместитель декана химического факультета МГУ по учебной работе, академик Международной академии наук высшей школы, лауреат премии Президента РФ в области образования.

Рыжова Оксана Николаевна — доцент кафедры физической химии химического факультета МГУ, кандидат педагогических наук.

рованных на деятельность, требующую аналитических навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Предполагается при этом сохранить в ряде областей пяти- и шестилетнюю системы обучения, но пока речь идет только о специалистах в области здравоохранения и госбезопасности.

Таким образом, внешне все выглядит достаточно убедительно, но реально предлагаемая модель, если мы не отстоим внутри нее наши принципы, нанесет удар по очень важным традициям отечественной университетской системы, которая в России, да и в большинстве университетов мира основана на фундаментальности образования1. Это предполагает, что студенты очень рано начинают приобщаться к научным исследованиям за счет ранней специализации. Они практически сразу же включаются в работу кафедры, попадают в научный коллектив, совместно работают над научной тематикой вместе со студентами старших курсов и аспирантами. Из этого потом часто вырастают научные школы. И наоборот — при двухуровневой системе кафедральная система практически разрушается. Далее, о чем умалчивают разработчики, магистратура фактически превратится в платное образование. Таким образом, налицо понижение уровня фундаментальности образования, что неизбежно скажется на интеллектуальном потенциале нации. Об этом уже много и аргументированно написано2 — более того, этот список можно многократно умножить. Однако ограничимся приведенным выше и обратим внимание читателя на название сборника3, содержащего статьи ректора МГУ академика В.А. Са-довничего, нобелевских лауреатов Ж.И. Алферова и А.И. Солженицына, выдающегося математика академика В.И. Арнольда и др. В своей статье декан философского факультета МГУ, профессор В.В. Миронов пишет: "Могу ответственно заявить: наша система образования будет подорвана..."4. Ему вторит авторитетнейший ученый, директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) академик Е.Н. Каб-лов: «По существу, сейчас мы разрушаем эффективную систему, которая доказала свою результативность, заменяя ее двухуровневой системой. Применительно к инженерным специальностям такой подход означает появление в виде бакалавров массы недоучек. Конечно, "бакалавр" звучит куда приятнее, чем недоучившийся студент, но сути дела это не меняет»5.

Можно встретить утверждения, что двухуровневая система приемлема для подготовки по управленческим или гуманитарным специальностям. Но снова сошлемся на мнение известного философа, профессора В.В. Миронова: "Можно ли стать филологом со специализацией германистики или классической филологии за 3—4 года неспециализированных занятий по филологии и 2 года специализации в магистратуре? Конечно, нет".

Мы считаем, что, решаясь на такие масштабные изменения в системе образования, необходимо исходить из того, что важно и нужно государству. Если государство собирается развивать, например, авиацию и авиационную промышленность или химию и химическую промышленность, то нужно использовать прежде всего свои проверенные, доказавшие эффективность подходы к подготовке соответствующих специалистов6. Нельзя для всех университетов предлагать единообразный проект образовательного стандарта, как это пытаются сейчас сделать в Федеральном агентстве по образованию. Каждый вуз имеет собственные наработки, свои объемы лекций и семинаров по различным дисциплинам, свои объемы практических занятий. Ломать это нельзя.

К сожалению, после внимательного ознакомления с содержанием поправок в федеральные законы РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональным образовании", вносимых Правительством на обсуждение Государственной Думы, мы приходим к выводу, что Федеральное агентство по образованию твердо взяло курс на введение двухуровневого образования в губительном, по нашему мнению, для российского высшего образования и науки варианте — только подготовка бакалавров и магистров. Аргументируем нашу позицию анализом проблем, связанных с подготовкой в России химиков классического университетского профиля.

Со дня образования первых химических факультетов университетов в Советском Союзе (1929 г.) и до настоящего времени основной задачей классических университетов была и остается подготовка химиков-исследователей, способных работать в наиболее важных направлениях современной химической науки, прежде всего в институтах Академии наук, исследовательских лабораториях высших учебных заведений, других государственных и негосударственных центрах. Отсюда вытекают основные требования к подготовке химиков университетского профиля.

1. Освоение фундаментальных основ и приобретение экспериментальных навыков при изучении дисциплин, представленных в цикле общепрофессиональных дисциплин и закладывающих базовые принципы фундаментальной химической эрудиции, а также дисциплин цикла математических и естественных наук (высшая математика, физика, компьютерная подготовка), необходимых для обеспечения эффективного изучения большинства общепрофессиональных дисциплин (цикл ОПД). Кроме того, все это создает базу для последующего приобретения теоретических знаний и экспериментальных навыков при изучении дисциплин специализации, необходимых для последующего выполнения квалификационной (дипломной) работы. Без основательной подготовки в области фундаментальных химических дисциплин вообще невозможно

работать в новых, перспективных направлениях химии — химии фуллеренов, фемтосекундной химии, химии наноструктурных веществ7.

Базовая подготовка химиков, основанная на современном состоянии химической науки, требует большой работы. Так, федеральный компонент цикла ОПД в действующем с 2000 г. ГОС 011000 (020101)-химия включает 12 дисциплин8, представленных в таблице.

Дисциплина Общая трудоемкость (ч) Аудиторная нагрузка (ч) В том числе лабораторных работ (ч)

Неорганическая химия 500 362 250

Аналитическая химия 500 360 250

Органическая химия 500 362 250

Физическая химия 500 360 200

Высокомолекулярные соединения 160 121 70

Химическая технология 200 146 60

Коллоидная химия 120 88 50

Квантовая механика и квантовая химия 150 115 —

Строение вещества 120 88 -

Кристаллохимия 100 73 -

Физические методы исследований 120 88 -

Техногенные системы и экологический риск 76 58 —

Независимо от своей последующей специализации каждый выпускник должен хорошо знать теоретическую часть представленных в таблице дисциплин, закрепляемую в ходе обработки получаемых в лабораторных работах результатов, сдачи коллоквиумов по модулям программ дисциплин и при работе на семинарских занятиях. Так, будущий химик-неорганик должен хорошо знать, помимо собственно неорганической химии, закономерности протекания химических реакций (физическая химия), иметь хорошую подготовку в области органической химии (химия комплексных и координационных соединений), уметь анализировать исходные и синтезированные вещества (аналитическая химия, физические методы исследования) и представлять их строение в различных агрегатных состояниях (строение вещества, кристаллохимия), использовать квантовую химию для диагностики реакционной способности веществ, предсказания и анализа спектральных ис-

17

2 ВМУ, педагогическое образование, № 4

следований, понимать роль химии в проблемах экологии. Это же можно сказать и о подготовке химиков других специализаций. Отсюда следует логический вывод о целесообразности одной специальности в подготовке химиков, что было реализовано много лет назад, и практика подтвердила правильность этого решения. Широкая фундаментальная подготовка дает возможность выпускникам при необходимости быстро осваиваться в других направлениях химических исследований.

2. Приобретение прочных навыков исследовательской (экспериментальной, расчетной или теоретической) деятельности в ходе выполнения курсовых работ, прохождения преддипломной практики и выполнения дипломной (квалификационной) работы. Темы дипломных работ определяются выпускающей кафедрой и всегда соответствуют научно-исследовательской деятельности кафедральных лабораторий. При этом многолетний опыт работы показывает, что наибольших успехов добиваются студенты, начинающие научную деятельность на младших курсах.

В действующем ГОС специальности 011000-химия (020101 в новой классификации) на реализацию этих двух требований отводится в сумме 7524 часа трудоемкости — цикл ОПД 3436 часов, цикл специализаций 700 часов, цикл естественно-научных дисциплин 1930 часов, преддипломная практика 324 часа и подготовка дипломной работы 1134 часа. В сумме это составляет 139 уч. недель, или чуть больше 8 семестров обучения. На изучение гуманитарных дисциплин в совокупности затрачиваются еще два семестра обучения.

Из изложенного выше следуют два принципиальных вывода.

1. Качественную подготовку химика (действительно являющегося специалистом с высшим образованием) невозможно уложить в 4 года (8 семестров) образования. При этом придется сокращать и фундаментальную, базовую часть образования, и срок выполнения дипломной работы примерно на 2200 часов, или на 40 учебных недель (сумма циклов гуманитарных и социально-экономических, а также факультативных дисциплин). Выпускник с таким образованием не может работать с использованием инновационных форм деятельности в науке и образовании, создавать и применять современные технологии в производстве, оборонной промышленности и сельском хозяйстве. По существу, бакалавр химии не может стать полноценным химиком. На этом положении основывалась разработка ГОС направления 510500-химия (бакалавр химии) первого (1994 г.) и второго (2000 г.) поколения. Квалификационная характеристика бакалавра предусматривает, что бакалавр по направлению 510500-химия подготовлен преимущественно к выполнению научно-исследовательской и научно-вспомогательной профессиональной практической деятельности (выполнение

экспериментальных исследований по заданной методике, выбор технических средств и методов испытаний, обработка результатов эксперимента; подготовка объектов исследований, освоение экспериментальных установок; постановка новых исследований и разработка новых методов в составе творческого коллектива под непосредственным руководством руководителя) и к продолжению обучения в магистратуре.

В последние годы Учебно-методический совет по химии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию и Президиум Совета на своих заседаниях неоднократно обсуждали вопросы перехода на двухуровневое образование.

По мнению Совета по химии, квалификационная характеристика выпускника бакалавриата в ГОС третьего поколения (в нем она выражается в форме набора компетенций выпускника) не может быть существенно изменена. Более того, мы считаем, что главным достоинством выпускника бакалавриата является его фундаментальная подготовка по химии, высшей математике, физике, информатике и применению персональных компьютеров при решении сложных задач, иностранному языку, что открывает ему широкие возможности трудоустройства в соответствии с его квалификацией как в химии, так и в других сферах интеллектуальной деятельности. Поэтому государственные испытания бакалавра химии должны включать только полидисциплинарный экзамен по дисциплинам федерального компонента цикла ОПД.

2. У химиков имеется почти 10-летний опыт подготовки выпускников по всем уровням: бакалавров (в незначительном количестве — около 10%), магистров (в "штучном" количестве) и до 90% дипломированных специалистов. При этом в ряде университетов в порядке эксперимента осуществлялась параллельная система подготовки выпускников: бакалавриат 4 года + 2 года магистратура и моноуровневая 5-летняя подготовка специалистов. Этот опыт показывает, что магистры химии, как правило, продолжают обучение в аспирантуре учебных заведений и академических институтов. Дипломированные специалисты идут в аспирантуру, лаборатории НИИ РАН, лаборатории крупных промышленных предприятий и фирм. Лучшие выпускники бакалавриата идут в магистратуру, остальные практически не пользуются спросом на рынке труда.

С учетом того обстоятельства, что параллельная подготовка бакалавров и специалистов не будет разрешена, а перечень специальностей с моноуровневой подготовкой будет индивидуально утверждаться Правительством РФ и, как следует из проекта нового классификатора направлений и специальностей подготовки

выпускников, будет реализовываться только при подготовке выпускников в сфере жизнеобеспечения государства, в настоящее время имеются два возможных пути реализации подготовки химиков классического университетского профиля.

1. Только двухуровневое образование. Такая система по сравнению с 5-летним образованием имеет ряд привлекательных моментов: лишний год обучения для всех, обучающихся на бюджетной основе, позволяет усилить фундаментальную подготовку студентов, решить наболевшие методические вопросы (оптимизация последовательности преподавания дисциплин, введение новых актуальных курсов и т.д.), увеличить время на проведение предквалификационной практики и выполнение дипломной работы (магистерской диссертации). В настоящее время учебных заведений, работающих только по такой схеме, нет.

Вместе с тем существуют два обстоятельства, заставляющие с тревогой относиться к введению такой системы подготовки выпускников.

Во-первых, при лицензировании подготовки магистров предъявляются более высокие требования, чем в случае подготовки специалистов. Особенно это касается уровня развития научных исследований в учебном заведении и наличия в них научных школ и аспирантуры. Может случиться, что по этой причине ряд учебных заведений сможет готовить только бакалавров химии, а несколько регионов страны вообще останутся без квалифицированных специалистов-химиков, поскольку, как уже было отмечено выше, за 4 года обучения с учетом высоких требований к выпускникам по химии, математике и физике, а также получению навыков научно-исследовательской работы подготовить квалифицированного специалиста, способного работать в НИИ РАН, вузовских лабораториях, оборонной промышленности и др. центрах, невозможно.

И, во-вторых, даже если этого не произойдет, ограничение приема в магистратуру, как это имеет место в настоящее время (предполагается, что в дальнейшем прием будет регламентироваться в объеме не более 20% по отношению к выпуску бакалавров!), приведет к существенному снижению количества выпускаемых квалифицированных специалистов во многих регионах страны.

В настоящее время подготовка выпускников по специальности 020101.65-химия ведется почти в 70 регионах России, что обусловлено развитием исследований в области химии и химического производства, а также привлечением химиков в медицину, фармацевтику, экологические лаборатории, пищевую промышленность, к преподаванию химии в школах и в др. организации. Вместе с тем почти в трети регионов потребность в подготовке химиков не

превышает 20—25 человек в год, что определяет план приема студентов на 1-й курс. Если исходить из необходимости обязательной подготовки бакалавров (в противном случае мы не вписываемся в требования Болонского процесса), то в таком случае прием абитуриентов на 1-й курс для подготовки специалистов вообще исключается, а выпуск нескольких магистров проблемы региона не решит. Такая ситуация коснется университетов Белгородской, Владимирской, Новгородской, Архангельской, Тульской, Мурманской областей, Дальневосточного края, Марийской, СевероОсетинской, Удмуртской республик и ряда др. регионов России.

Учитывая состояние рынка жилья в стране и уровень материального обеспечения молодых специалистов, миграция специалистов с высшим образованием внутри страны в ближайшие годы оценивается как маловероятная, и поэтому реализация только двухуровневой системы с существенным ограничением приема в магистратуру, по нашему мнению, нецелесообразна.

2. В 2005 г. Учебно-методический совет по химии УМО классических университетов разработал проект ГОС по направлению 020100-химия подготовки бакалавров, специалистов и магистров на базе общего бакалавриата. В этом случае предполагается, что на 1-й курс прием осуществляется только в бакалавриат. Первое время (по нашему построению образования — от двух с половиной до трех лет) обучение ведется по единому учебному плану, а затем студенты по собственному желанию, имея полную информацию о содержании подготовки специалистов и магистров, подают заявление о дальнейшем обучении по следующим вариантам учебного плана:

• бакалавр + 2 года ^ магистр;

• бакалавр + 1 год ^ дипломированный специалист (или интегрированный магистр).

Основная образовательная программа бакалавра предусматривает главным образом фундаментальную подготовку в области гуманитарных, естественно-научных и химических дисциплин и незначительную, но достаточную специальную (профессионально ориентированную) подготовку. Подготовка специалистов и магистров в области фундаментальных дисциплин включает весь объем фундаментальной подготовки бакалавров и предусматривает изучение дополнительных фундаментальных дисциплин у специалистов и магистров. В основной образовательной программе подготовки специалистов и магистров существенно увеличивается специальная (профессионально ориентированная) подготовка и представлена в достаточно большом объеме исследовательская работа.

Таким образом, компетенции бакалавра вырабатываются в ходе академической подготовки, а компетенции специалиста и магистра главным образом в ходе исследовательской деятельности.

Этот вариант полностью реализует двухуровневое образование, сохраняет нашу традиционную и оправдавшую себя 5-летнюю подготовку специалистов, а также открывает для молодых людей большие возможности выбора как сроков образования, так и уровня получаемой ими квалификации.

Мы считаем, что решение о вхождении в общеевропейское образовательное пространство должно учитывать традиции российского высшего образования и интересы государства. Поэтому переход на двухуровневое образование может быть реализован в двух вариантах.

1. Наиболее целесообразной является подготовка выпускников на базе сопряженного ГОС. На первом уровне — подготовка бакалавров (4 года обучения) и на втором уровне — конкурсный прием небольшого числа бакалавров в магистратуру (2 года обучения) и основной массы бакалавров на ступень подготовки специалистов (1 год обучения) на бюджетной основе.

2. Возможен и второй вариант — на первом уровне подготовка бакалавров (4 года обучения) и на втором уровне подготовка магистров (2 года обучения) с конкурсным приемом в магистратуру не менее 50% студентов от плана приема в бакалавриат.

При этом второй уровень образования независимо от избранного варианта должен быть бесплатным для всех учащихся.

Следует также отметить, что эффективная подготовка выпускников, в особенности к научно-исследовательской деятельности высокого уровня, требует реализации возможности непрерывности подготовки студентов. Под этим мы понимаем возможность поступления на второй уровень подготовки (в магистратуру) непосредственно в год окончания бакалавриата или в аспирантуру сразу после завершения второго этапа обучения.

Еще раз подчеркнем то обстоятельство, что реализация двухуровневого образования с ограничением приема в магистратуру не только приведет к нехватке кадров во многих регионах страны, но и через 10—15 лет вызовет реальное снижение интеллектуального потенциала России в целом и недопустимое снижение объема научных исследований в области химии.

Учитывая все вышеизложенное, наиболее реальной является разработка единого ГОС третьего поколения с реализацией варианта с подготовкой специалистов и магистров на базе подготовки бакалавров.

Примечания

1 См.: Икеда Д., Садовничий В.А.. На рубеже веков. Диалоги об образовании и воспитании. М., 2004; Садовничий В.А.. Высшая школа России: традиции и современность: Доклад на VII съезде Российского союза ректоров 6 декабря

2002 г. // Материалы комиссии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по академическим вопросам за 2001—2002 гг. М., 2003. С. 9-20.

2 См.: Образование, которое мы можем потерять / Под ред. В.А. Садовничего. М., 2002; Розов Н.Х. Педагогические инновации в высшей и средней школе. М., 2004; Миронов В.В. За всем стоит Министр Высшего Глобального образования... // Платное образование. 2004. № 7. С. 21-26; Каблов Е.Н. Первым делом самолеты // Наука и жизнь. 2007. № 1. С. 14-21; Колесников В.И., Круглое Ю.Г., Олесюк Е.В. Русская модель высшего образования в свете Великой Победы // Педагогика. 2005. № 3. С. 3-9; Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Рыжова О.Н. О модернизации образования в России // Педагогика. 2005. № 3. С. 107-116.

3 См.: Образование, которое мы можем потерять.

4 Миронов В.В. Указ. соч.

5 Каблов Е.Н. Указ. соч.

6 См.: Колесников В.И., Круглов Ю.Г., Олесюк Е.В. Указ. соч.

7 См.: Бучаченко А.Л. Химия на рубеже веков: свершения и прогнозы // Усп. химии. 1999. Т. 68. № 2. С. 99-118.

8 См.: Кузьменко Н.Е., Лунин В.В, Агеев Е.П., Рыжова О.Н. Физико-химические дисциплины в фундаментальном химическом образовании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2008. № 3. (В этой работе показана роль всего лишь одной из этих дисциплин — физической химии — в университетском химическом образовании, но уже на одном этом примере можно увидеть, каких серьезных усилий требует качественное преподавание базовых дисциплин.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.