адекватного использования в социокультурном общении.
3. Функция антиидеологизации, проявляющейся в использовании материалов о культуре, достопримечательностях и традициях стран изучаемого языка.
4. Функция учета факторов объективного и субъективного характера в формировании лингвострановедческого компонента. К группе объективных факторов относятся социокультурная среда, с которой контактирует субъект, общество с системой общественных отношений и этнокультурные предпочтения людей, окружающих данного человека. Субъективными факторами формирования лин-гвострановедческих знаний выступают личностный жизненный опыт, принадлежность к национальным, социальным, профессиональным группам, условия воспитания, уровень образования, а кро-
ме того семья с культурой общения и быта, учебное заведение с культурой преподавания, межнационального общения, интерьером, общественные и культурно-воспитательные учреждения (художественные, музыкальные и др., школы, театры и кинотеатры, видеозалы и т.п.), средства массовой информации с культурой печати и вещания, бытовая среда с материальными и культурными ценностями.
5. Адаптационная функция, которая связана с тем, что лингвострановедческий компонент входит в состав качеств личности, проявляющихся во всех сферах ее жизнедеятельности и являющихся средством адаптации к ним. Он выступает в качестве мотива к конкретным актам поведения, к оценке деятельности и поступков, облика и т.д., выступая как стержневой элемент духовности, нравственного сознания и самосознания личности.
ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Н.А. Читалин, зав. лабораторией высшего образования ИППП РАО,
канд. пед. наук Т.И. Анисимова
В настоящее время актуализируется принцип фундаментализации педагогического образования как условия общей и профессиональной подготовленности, гибкости, мобильности, конкурентоспособности специалиста, что особенно важно для обеспечения образовательного процесса в различных типах новых учебных заведений среднего профессионального и общего образования. В этом случае должны быть уточнены содержание и структура Государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования с целью повышения научно-теоретического уровня общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естествен-
нонаучных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальной (предметной) подготовки.
Анализируя Государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования по специальности 032100.00 - Математика с дополнительной специальностью можно указать следующее:
1. Дисциплины общегуманитарных и социально-экономических циклов обеспечивают знание фундаментальных закономерностей экономической жизни современного общества, ценностных основ хозяйственной и трудовой деятельности. Дисциплинам данного блока принадлежит ведущая роль в выработке методоло-
Казанский педагогический журнал 3'2005
27
гической культуры будущих преподавателей математики. В курсе «Логики» студенты знакомятся с основными принципами логического мышления, которое является составной частью математического мышления. Дисциплины данного блока вооружают будущего преподавателя математики обобщенными знаниями о человеке, профессиональной этике, элементах экономической науки, так необходимой для работы в профильных классах, профессиональных лицеях и колледжах с экономическим направлением. При изучении «Права» будущие педагоги знакомятся с Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», с международными правовыми нормами в сфере образования, что позволит будущему преподавателю математики ориентироваться в нормативно-правовых документах, регламентирующих работу учебных заведений различного типа, гармонизировать интересы всех субъектов образования: обучающихся и обучающих, общества и государства.
2. Психолого-педагогические дисциплины (цикл общепрофессиональных дисциплин) раскрывают понятие педагогических способностей, структуры педагогической деятельности, дают ключ к проблемам дифференциации и индивидуализации обучения, знакомят с непрерывной системой начального, среднего и высшего образовании, в том числе, и профессионального; дают характеристику учреждениям различного типа. Такие курсы, как «Введение в педагогическую деятельность», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Философия и история образования», «Основы управления педагогическими системами» несут основную информацию о профессиональной деятельности преподавателя, его качествах, требованиях, предъявляемых к профессиональной подготовке будущих преподавателей, и преподавателей математики в частности, раскрывают структуру педагогической деятельности, проблемы дифференциации и индивидуа-
лизации обучения, знакомят будущих педагогов с различными типами учебных заведений среднего профессионального и общего образования.
3. Методика преподавания математики (цикл общепрофессиональных дисциплин) раскрывает методические и психолого-педагогические аспекты усвоения математики; обеспечивает глубокое изучение студентами школьных учебников по математике; воспитывает у будущего преподавателя математики творческий подход к решению проблем преподавания математики; вырабатывает у студентов практические навыки проведения занятий на уровне современных требований; обеспечивает целостность и системность, вариативность и вариантность, альтернативность и результативность процесса обучения; профильную и уровневую дифференциацию обучения в рамках предмета математики для разнообразных инновационных типов учебных заведений (лицеев, колледжей, гимназий и др.). На семинарских занятиях детально изучаются программы, учебники и учебные пособия; проводится сравнительный методический анализ изложения одной и той же темы в различных учебных пособиях.
4. Дисциплины специальной, предметной подготовки вооружают будущего преподавателя математики фундаментальными математическими знаниями, обеспечивающими достаточный математический потенциал преподавателя и безусловно необходимыми как для самого преподавателя, так и для передачи обучаемым выработки у них соответствующих навыков и умений, связанных с решением примеров и задач. Особое место в предметном блоке занимает курс «Элементарная математика и практикум по решению математических задач», основной целью которого является формирование умений решать задачи, связанные с курсом математики, который изучается в различных учебных заведениях нового типа.
К математической (предметной) подготовке будущего преподавателя матема-
28
Казанский педагогический журнал 3'2005
тики существуют разные, порой противоположные, крайние подходы. Первая крайность - общенаучная подготовка в отрыве от нужд приобретаемой профессии, когда ошибочно полагают, что надо заботиться лишь о высоком уровне математической подготовки будущего преподавателя, а все остальное приложится само собой. Высокий уровень математической подготовки обеспечит «взгляд сверху» на математику профессиональных и общеобразовательных средних учебных заведений, и этого «взгляда сверху» уже достаточно для выработки правильной стратегии преподавания математики в данных учебных заведениях.
Вторая крайность - необоснованно утилитарный подход к общематематической подготовке, учитывающей в основном нужды учебных заведений, т. е. подготовка будущего учителя только по содержанию «школьной математики». Данная крайность в подготовке преподавателей математики противопоказана, потому что содержание курса математики не может быть определено с чисто прагматической точки зрения, а только с точки зрения потребностей приобретаемой специальности, так как при становлении математики как учебного предмета необходимо учитывать внутреннюю логику самой математики.
Исключая крайность в подходах к математической подготовке будущего преподавателя, необходимо разумно сбалансировать их, придя, таким образом, через профессионально-педагогическую направленность подготовки к фундаментальной математической подготовке. Усиление профессиональной направленности, с одной стороны, и фундаментали-зации образования - с другой, диалектически объединяют концепцию многоуровневой фундаментализации [2]. Данный процесс ни в коей мере не сводится к простому увеличению объемов ряда учебных дисциплин или сроков образования. Для этого необходимо достижение принципиально новых целей профессионального образования, состоящих в дос-
тижении нового уровня образованности отдельной личности и общества в целом. Поэтому одним из способов является совершенствование, а также разработка нового содержания фундаментальных учебных курсов, во многом качественно отличных от традиционных курсов своей направленностью на универсальные и обобщенные знания, на формирование общей культуры и на развитие мышления, формирующие основные фундаментальные элементы знаний как в общеобразовательных, так и общепрофессиональных и даже специальных циклах.
В связи с развитием различных типов учебных заведений среднего профессионального и общего образования, с разработкой многообразных учебных планов, учебников по математике, с дополнительными требованиями к математической подготовке обучающихся, практически невозможно отслеживать и помнить все методические версии математики как учебного предмета. Следовательно, целесообразно сформировать у студентов педагогических вузов способности, которые позволяли бы им в последующем быстро адаптироваться как к разным уровням и объему материала, так и к индивидуальным особенностям обучаемых.
Будущие преподаватели должны обладать широкой эрудицией, хорошо представлять логику и историю развития математической науки, знать основные педагогико-технологические тенденции преподавания математических дисциплин и психолого-педагогические особенности их восприятия. Они должны понимать отличия в целях математической подготовки в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, в организации содержания курсов математики для учебных заведений различного типа при условии сохранения его базовой части, в существенно различающейся мотивации обучающихся. В этой связи они должны уметь адаптировать идентичный учебный материал к обучающимся различных типов учебных заведений,
Казанский педагогический журнал 3'2005
29
имеющим существенно отличающийся уровень общей образованности и математической подготовленности, осуществлять внутрипредметные, межпредметные и межцикловые связи, обусловленные особенностями нормативного перечня предметов и циклов.
Очень важным моментом в преподавании математики является реализация профессиональной направленности. Она может быть успешно проведена, если при изучении фундаментальных компонентов содержания раскрытие сущности научных законов, технических принципов и положений сопровождается конкретными примерами их реализации в технике, эксплуатации, т. е. иллюстрируется примерами из будущей профессиональной деятельности обучающегося, а изучение фундаментальных основ - рассмотрением проблем с производственным содержанием, соответствующим профилю конкретной специальности.
Все сказанное выше приводит к тому, что фундаментализация подготовки учителя математики в современных динамично развивающихся и изменяющихся условиях необходима. Это связано с тем, что преподаватель, не имеющий должной фундаментальной подготовки, теряет ориентировку в изменяющихся условиях, оказывается не подготовленным к новым требованиям или к преподаванию новых разделов, затрудняется в выделении смысловых инвариантных частей материала и частей, которые должны подвергаться в процессе обучения смысловой вариативности, что в настоящее время становится все более и более актуальным в новых типах учебных заведений.
Фундаментальная же подготовка преподавателя математики обеспечит ему действенные математические знания в пределах, далеко выходящих за рамки курса математики средней профессиональной и общеобразовательной школы,
и универсальность во владении им различными математическими предметами в учебных заведениях любого типа, создав тем самым необходимый запас прочности. Но эта фундаментальность является не целью, а средством подготовки преподавателя, а поэтому должна быть согласована с нуждами приобретаемой профессии, т.е. необходимо усилить акцент на формирование профессионально-фундаментального компонента .
В связи с этим, наряду с повышением уровня научно-фундаментальной подготовки преподавателя, необходимо расширить профессионально-фундаментальную направленность педагогического образования, усилить его инновационный компонент, расширить подготовку студентов для работы с учащимися, желающими обучаться углубленно, повысить эффективность педагогической практики студентов; преодолеть отставание системы педагогического образования от общих процессов обновления профессиональной и общеобразовательной школы, сформировать ее как опережающую по отношению к практической деятельности образовательных учреждений; активизировать разработку новых технологий подготовки преподавателя, направленных на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений.
Литература:
1. Кирилова Г.И., Кит Ю.В., Читалин Н.А. и др. Фундаментализация обучения естественно-математическим дисциплинам в ССУЗ (особенности фундаментализации в профессиональной школе) / Под. ред. Н.А. Читалина. Ч. II. - Казань: ИСПО РАО, -2000. - 116 с.
2. Читалин Н.А. Фундаментализация образования в профессиональной школе // Среднее профессиональное образование. 2001. -№ 7. - С. 51 - 54.
30
Казанский педагогический журнал 3'2005